Анализ перспектив развития Королевства Марокко как туристской дестинации
|
ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЗНАЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА ДЛЯ СТРАН СЕВЕРНОЙ АФРИКИ (НА ПРИМЕРЕ ЕГИПТА, ТУНИСА, МАРОККО) 9
1.1 Влияние въездного туризма на экономику Арабской Республики Египет 9
1.2. Индустрия туризма как отрасль национальной экономики Тунисской Республики 15
1.3. Место туризма в социально экономическом развитии Королевства Марокко 21
ГЛАВА II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В КОРОЛЕВСТВЕ МАРОККО 26
2.1. Туристский потенциал дестинации 26
2.1.1. Туристские ресурсы 27
2.1.2. Инфраструктура туризма 37
2.2. Государственная поддержка туризма 40
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В КОРОЛЕВСТВЕ МАРОККО 49
3.1. SWOT анализ Королевства Марокко как туристской дестинации 49
3.2. Перспективы развития международного туризма в Марокко 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЗНАЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА ДЛЯ СТРАН СЕВЕРНОЙ АФРИКИ (НА ПРИМЕРЕ ЕГИПТА, ТУНИСА, МАРОККО) 9
1.1 Влияние въездного туризма на экономику Арабской Республики Египет 9
1.2. Индустрия туризма как отрасль национальной экономики Тунисской Республики 15
1.3. Место туризма в социально экономическом развитии Королевства Марокко 21
ГЛАВА II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В КОРОЛЕВСТВЕ МАРОККО 26
2.1. Туристский потенциал дестинации 26
2.1.1. Туристские ресурсы 27
2.1.2. Инфраструктура туризма 37
2.2. Государственная поддержка туризма 40
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В КОРОЛЕВСТВЕ МАРОККО 49
3.1. SWOT анализ Королевства Марокко как туристской дестинации 49
3.2. Перспективы развития международного туризма в Марокко 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
В настоящее время международный туризм является одной из наиболее перспективных и быстрорастущих отраслей мировой экономики, на которую приходится около 10% мирового ВВП и 7% мировых инвестиций, а каждое одиннадцатое рабочее место в мире, так или иначе, связано с индустрией туризма. Исследования, проводимые современными экспертами, показывают, что динамика развития данной сферы, несмотря на кризисное состояние экономики и прочие трудности последних лет, в целом демонстрирует стабильность. Мировая индустрия туризма сохраняет, и даже усиливает, свою позицию в качестве крупнейшего, высокодоходного и быстро развивающегося сектора мировой экономики .Причем, для некоторых стран туризм является едва ли не единственным источником дохода, и благосостояние граждан таких государств во многом зависит от него.
Развитие туристской индустрии благоприятно сказывается на социально экономическом состоянии региона в целом. Создаются новые рабочие места, ведется строительство новых объектов, привлекаются инвестиции в модернизацию инфраструктуры города, что, несомненно, положительно влияет на уровень жизни местного населения. Более того, с каждым годом все больше средств выделяется на сохранение и реставрацию объектов, представляющих важное историко-культурное значение как для одного государства, так и для всего мира в целом. Этим объясняется повышенный интерес многих развитых и развивающихся государств развитию данной отрасли в своей стране.
В отличие от Европы и Америки, где индустрия туризма уже не один десяток лет является одним из ведущих секторов национальной экономики, в Северной Африке государственной поддержкой туризм заручился лишь в 60 70 годы XX века. Между тем, пик развития пришелся на рубеж XX XXI веков, и на сегодняшний день Египет, Тунис и Марокко до сих пор борются за утверждение своего места в постоянно развивающейся, мировой индустрии туризма.
Для экономики Королевства Марокко туризм крайне важен, так как является одним из наиболее доходных секторов после фосфатной промышленности и сельского хозяйства. Кроме этого он благоприятно сказывается на уровне занятости населения, предоставляя существенное количество рабочих мест (более 16,5% от общего количества). Поэтому, как следствие, одним из приоритетных направлений деятельности марокканского правительства на данный момент является развитие туристского сектора.
Ежегодно страна принимает около 10 млн. чел., что приносит примерно 7 8 млрд. долл. дохода. Вклад туризма в ВВП страны составляет 8%, что позволяет ей занять место в четвертой десятке общего рейтинга стран по доходам от туризма. Однако в резерве у Марокко еще кроется огромный, и пока неосвоенный, ресурсный потенциал для расширения индустрии гостеприимства. Здесь благоприятный климат, позволяющий принимать туристов на протяжении всего года, побережье Атлантического океана и Средиземного моря, пустыня, горы, национальные парки и заповедники и сотни исторических памятников и уникальных объектов архитектуры. По словам представителя Марокканского Агентства по развитию туризма, в стране насчитывается более 1400 потенциально интересных объектов для туристов, однако, только 350 из них активно эксплуатируются.
Исключительная культурно-историческая идентичность Королевства Марокко производна во многом благодаря насыщенной истории государства: от римских и арабских завоевателей до французских и испанских колонистов, от обретения независимости в 1956 году до настоящего времени. Все эти элементы формируют дальнейшие долгосрочные перспективы для развития Марокко как туристской дестинации.
Актуальность работы заключается в том, что Марокко, с его богатыми природно-географическими ресурсами и культурно-историческим наследием, в котором смешиваются Восток и Запад, ислам и христианство, древность и современность, имеет особую привлекательность для туристов в настоящее время. Это является хорошим подспорьем для дальнейшего развития здесь международного туризма, и, как следствие, получения источника дополнительного дохода.
Еще одним стимулом для этого может послужить тот факт, что в связи с изменением политической и экономической ситуации внутри России и таких стран как Египет и Тунис, привлекающих до недавнего времени большое количество туристов, в том числе и из России, люди находятся в поиске новых туристических направлений. Одним из таких направлений для них может стать Марокко.
Необходимо отметить, что турпоток из России в наиболее популярные страны Северной Африки – Египет и Тунис в 2015 году составил 2,2 млн. и 48 тыс. чел. соответственно. В конце этого же года ситуация кардинально изменилась и отправка туристов в Египет из России и некоторых других стран была приостановлена, вследствие крушения авиалайнера и несостоятельности египетских властей обеспечить безопасность иностранных туристов. В связи с этим, количество туристов, выбравших Тунис в 2016 году, возросло более чем на 1000% и составило около 630 тыс. чел. В то время как Марокко посетили 8 и 33 тыс. чел. в эти же годы. Следовательно, судя по динамике роста, можно говорить о возможном открытии для Марокко нового перспективного туристского рынка.
Итак, при грамотной политике и поддержке государства вышеперечисленные факторы могут послужить катализатором для последующего развития туристской отрасли, увеличении доходов и усилении ее влияния на социально-экономическое состояние страны.
Таким образом, перед индустрией туризма в Марокко встает вопрос о том, как укрепить свои позиции и повысить конкурентоспособность на международном рынке. Для этого необходима оценка перспектив развития туризма, включающая в себя: во-первых, изучение динамики рынка ближайших североафриканских стран-конкурентов, а именно Египта и Туниса; во-вторых, анализ текущего состояния туризма в Марокко, и, наконец, оценка ресурсов, которыми обладает страна для принятия туристов. Все это позволит сделать выводы о том, какие именно направления деятельности наиболее значимы и перспективны и куда необходимо вкладывать больше сил и средств.
Цель исследования изучение туристской отрасли в Королевстве Марокко и выявление перспектив ее развития.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить состояние туристской отрасли в Северной Африке;
2. Ознакомиться с туристским потенциалом Королевства Марокко;
3. Охарактеризовать государственную поддержку, оказываемую туристскому сектору;
4. Определить проблемы и возможности развития туристской отрасли в Королевстве Марокко на основании проведения SWOT анализа.
Объектом исследования является индустрия туризма Королевства Марокко.
Предмет исследования перспективы развития международного туризма в Марокко.
Теоретической базой исследования стали труды отечественных и зарубежных ученых в области востоковедения, географии и туризма.
В основу изучения истории и географии стран Северной Африки, в частности Египта, Туниса и Марокко, легли такие работы признанных ученых-востоковедов как: «История Марокко. XX век» Сергеева М.С., История Северной Африки (Алжир. Тунис. Марокко) Жюльена Ш.-А., «Исламская культура и цивилизация» Велаяти А.А, «От руин Карфагена до вершин Атласа» и «Страны Магриба: общество и традиции» Ланда Р.Г.
Для характеристики историко-культурного наследия и ключевых этапов становления международного туризма Королева Марокко и были использованы работы: «Марокко. История, культура, религия» и «Мусульманский Магриб. Шерифы, тарикаты, марабуты в истории Северной Африки.(Средние века, новое время)» Дьякова Н.Н., «Социальное развитие независимого Марокко» Ментешашвили З.А., «Очерки новейшей истории Марокко» Луцкой Н.С. и др.
При описании современного состояния экономики и туристской сферы в данном регионе использовались статьи из серии «Ближний Восток и современность» и «Востоковедный сборник», выпущенные Институтом Ближнего Востока. Статистические данные были взяты из периодических изданий Всемирной туристской организации (UNWTO) TourismHighlights, Всемирного совета по туризму (WTTC) Travel&tourismeconomicimpact, а также из публикаций на официальных сайтах Министерств туризма Королевства Марокко и РФ.
Для аспектов, касающихся общетеоретических составляющих понятия «туризм», а также, для изучения его влияния на социально экономическую жизнь общества, были использованы работы следующих специалистов в данной области: «Международный туризм» Александровой А.Ю., «Туризм» Квартального В.А., «География туризма» Романова А.А., «Экономика туризма» Морозова М.А. и др.
В дополнении к этому, были использованы материалы периодической печати, а именно: общеизвестные путеводители издательства «Вокруг света» и журнал «Золотой глобус». Так же в работе применялись данные с сайтов Информационного агентства России ТАСС, Ростуризма, Центрального разведывательного управления (CIA) и др.
Структура выпускной квалификационной работы определена её целью и задачами и состоит из введения, трех глав с подпунктами, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Впервой главе рассмотрено состояние и динамика развития туристской отрасли в наиболее востребованных северо-африканских туристских дестинациях, таких как: Египет, Тунис и Марокко. Дана оценка вклада туризма в их экономическую и социальную сферы. Также выявлена одна из главных причин, тормозящих и угрожающих развитию международного туризма в этом регионе.
Во второй главе рассмотрено современное состояние международного туризма в Марокко и проведено исследование его туристского потенциала и ресурсов. Описаны основные природные и историко культурные достопримечательности. Охарактеризована туристская инфраструктура, Изучена государственная политика, направленная на поддержку данного сектора.
В третьей главе был проведен SWOT анализ, где были выявлены сильные и слабые стороны Королевства Марокко как туристской дестинации, а так же исследованы перспективы ее развития и даны и возможные пути решения проблем, тормозящих подъем туризма в стране.
Развитие туристской индустрии благоприятно сказывается на социально экономическом состоянии региона в целом. Создаются новые рабочие места, ведется строительство новых объектов, привлекаются инвестиции в модернизацию инфраструктуры города, что, несомненно, положительно влияет на уровень жизни местного населения. Более того, с каждым годом все больше средств выделяется на сохранение и реставрацию объектов, представляющих важное историко-культурное значение как для одного государства, так и для всего мира в целом. Этим объясняется повышенный интерес многих развитых и развивающихся государств развитию данной отрасли в своей стране.
В отличие от Европы и Америки, где индустрия туризма уже не один десяток лет является одним из ведущих секторов национальной экономики, в Северной Африке государственной поддержкой туризм заручился лишь в 60 70 годы XX века. Между тем, пик развития пришелся на рубеж XX XXI веков, и на сегодняшний день Египет, Тунис и Марокко до сих пор борются за утверждение своего места в постоянно развивающейся, мировой индустрии туризма.
Для экономики Королевства Марокко туризм крайне важен, так как является одним из наиболее доходных секторов после фосфатной промышленности и сельского хозяйства. Кроме этого он благоприятно сказывается на уровне занятости населения, предоставляя существенное количество рабочих мест (более 16,5% от общего количества). Поэтому, как следствие, одним из приоритетных направлений деятельности марокканского правительства на данный момент является развитие туристского сектора.
Ежегодно страна принимает около 10 млн. чел., что приносит примерно 7 8 млрд. долл. дохода. Вклад туризма в ВВП страны составляет 8%, что позволяет ей занять место в четвертой десятке общего рейтинга стран по доходам от туризма. Однако в резерве у Марокко еще кроется огромный, и пока неосвоенный, ресурсный потенциал для расширения индустрии гостеприимства. Здесь благоприятный климат, позволяющий принимать туристов на протяжении всего года, побережье Атлантического океана и Средиземного моря, пустыня, горы, национальные парки и заповедники и сотни исторических памятников и уникальных объектов архитектуры. По словам представителя Марокканского Агентства по развитию туризма, в стране насчитывается более 1400 потенциально интересных объектов для туристов, однако, только 350 из них активно эксплуатируются.
Исключительная культурно-историческая идентичность Королевства Марокко производна во многом благодаря насыщенной истории государства: от римских и арабских завоевателей до французских и испанских колонистов, от обретения независимости в 1956 году до настоящего времени. Все эти элементы формируют дальнейшие долгосрочные перспективы для развития Марокко как туристской дестинации.
Актуальность работы заключается в том, что Марокко, с его богатыми природно-географическими ресурсами и культурно-историческим наследием, в котором смешиваются Восток и Запад, ислам и христианство, древность и современность, имеет особую привлекательность для туристов в настоящее время. Это является хорошим подспорьем для дальнейшего развития здесь международного туризма, и, как следствие, получения источника дополнительного дохода.
Еще одним стимулом для этого может послужить тот факт, что в связи с изменением политической и экономической ситуации внутри России и таких стран как Египет и Тунис, привлекающих до недавнего времени большое количество туристов, в том числе и из России, люди находятся в поиске новых туристических направлений. Одним из таких направлений для них может стать Марокко.
Необходимо отметить, что турпоток из России в наиболее популярные страны Северной Африки – Египет и Тунис в 2015 году составил 2,2 млн. и 48 тыс. чел. соответственно. В конце этого же года ситуация кардинально изменилась и отправка туристов в Египет из России и некоторых других стран была приостановлена, вследствие крушения авиалайнера и несостоятельности египетских властей обеспечить безопасность иностранных туристов. В связи с этим, количество туристов, выбравших Тунис в 2016 году, возросло более чем на 1000% и составило около 630 тыс. чел. В то время как Марокко посетили 8 и 33 тыс. чел. в эти же годы. Следовательно, судя по динамике роста, можно говорить о возможном открытии для Марокко нового перспективного туристского рынка.
Итак, при грамотной политике и поддержке государства вышеперечисленные факторы могут послужить катализатором для последующего развития туристской отрасли, увеличении доходов и усилении ее влияния на социально-экономическое состояние страны.
Таким образом, перед индустрией туризма в Марокко встает вопрос о том, как укрепить свои позиции и повысить конкурентоспособность на международном рынке. Для этого необходима оценка перспектив развития туризма, включающая в себя: во-первых, изучение динамики рынка ближайших североафриканских стран-конкурентов, а именно Египта и Туниса; во-вторых, анализ текущего состояния туризма в Марокко, и, наконец, оценка ресурсов, которыми обладает страна для принятия туристов. Все это позволит сделать выводы о том, какие именно направления деятельности наиболее значимы и перспективны и куда необходимо вкладывать больше сил и средств.
Цель исследования изучение туристской отрасли в Королевстве Марокко и выявление перспектив ее развития.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить состояние туристской отрасли в Северной Африке;
2. Ознакомиться с туристским потенциалом Королевства Марокко;
3. Охарактеризовать государственную поддержку, оказываемую туристскому сектору;
4. Определить проблемы и возможности развития туристской отрасли в Королевстве Марокко на основании проведения SWOT анализа.
Объектом исследования является индустрия туризма Королевства Марокко.
Предмет исследования перспективы развития международного туризма в Марокко.
Теоретической базой исследования стали труды отечественных и зарубежных ученых в области востоковедения, географии и туризма.
В основу изучения истории и географии стран Северной Африки, в частности Египта, Туниса и Марокко, легли такие работы признанных ученых-востоковедов как: «История Марокко. XX век» Сергеева М.С., История Северной Африки (Алжир. Тунис. Марокко) Жюльена Ш.-А., «Исламская культура и цивилизация» Велаяти А.А, «От руин Карфагена до вершин Атласа» и «Страны Магриба: общество и традиции» Ланда Р.Г.
Для характеристики историко-культурного наследия и ключевых этапов становления международного туризма Королева Марокко и были использованы работы: «Марокко. История, культура, религия» и «Мусульманский Магриб. Шерифы, тарикаты, марабуты в истории Северной Африки.(Средние века, новое время)» Дьякова Н.Н., «Социальное развитие независимого Марокко» Ментешашвили З.А., «Очерки новейшей истории Марокко» Луцкой Н.С. и др.
При описании современного состояния экономики и туристской сферы в данном регионе использовались статьи из серии «Ближний Восток и современность» и «Востоковедный сборник», выпущенные Институтом Ближнего Востока. Статистические данные были взяты из периодических изданий Всемирной туристской организации (UNWTO) TourismHighlights, Всемирного совета по туризму (WTTC) Travel&tourismeconomicimpact, а также из публикаций на официальных сайтах Министерств туризма Королевства Марокко и РФ.
Для аспектов, касающихся общетеоретических составляющих понятия «туризм», а также, для изучения его влияния на социально экономическую жизнь общества, были использованы работы следующих специалистов в данной области: «Международный туризм» Александровой А.Ю., «Туризм» Квартального В.А., «География туризма» Романова А.А., «Экономика туризма» Морозова М.А. и др.
В дополнении к этому, были использованы материалы периодической печати, а именно: общеизвестные путеводители издательства «Вокруг света» и журнал «Золотой глобус». Так же в работе применялись данные с сайтов Информационного агентства России ТАСС, Ростуризма, Центрального разведывательного управления (CIA) и др.
Структура выпускной квалификационной работы определена её целью и задачами и состоит из введения, трех глав с подпунктами, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Впервой главе рассмотрено состояние и динамика развития туристской отрасли в наиболее востребованных северо-африканских туристских дестинациях, таких как: Египет, Тунис и Марокко. Дана оценка вклада туризма в их экономическую и социальную сферы. Также выявлена одна из главных причин, тормозящих и угрожающих развитию международного туризма в этом регионе.
Во второй главе рассмотрено современное состояние международного туризма в Марокко и проведено исследование его туристского потенциала и ресурсов. Описаны основные природные и историко культурные достопримечательности. Охарактеризована туристская инфраструктура, Изучена государственная политика, направленная на поддержку данного сектора.
В третьей главе был проведен SWOT анализ, где были выявлены сильные и слабые стороны Королевства Марокко как туристской дестинации, а так же исследованы перспективы ее развития и даны и возможные пути решения проблем, тормозящих подъем туризма в стране.
Королевство Марокко это страна богатая разнообразными пейзажами и ландшафтами, уникальными традициями, насыщенным историческим прошлым. Расположенная в непосредственной близости от Европы, она ежегодно привлекает к себе миллионы туристов, которые при выборе места отдыха, возможно, заинтересовались не только песчаными пляжами, но и другими интересными составляющими марокканской культуры, которые как показали результаты данного исследования, в стране имеются в избытке.
Неоспоримым преимуществом Марокко, в вопросе о дальнейших перспективах развития здесь международного туризма, является его относительное политическое и социальное спокойствие, оберегаемое королевской властью. Как было выяснено в первой главе, обеспечение безопасности крайне важно для развития и функционирования туристской дестинации. На примере случившихся в Египте событий, можно увидеть какой урон может быть нанесен туриндустрии и экономике государства, если причиняется вред жизни и здоровью людей.
Кроме этого, в первой главе была доказана экономическая значимость и благотворное влияние индустрии международного туризма на социальную сферу североафриканских государств. Данные факты нашли свое отражение в том, что туриндустрия, во первых, занимает важное место в национальных экономиках Египта, Туниса и Марокко. Во вторых, отчасти помогает с решением вопроса занятости населения. В третьих, оказывает положительное воздействие на развитие инфраструктуры, в том числе и для нужд местного населения.
Переходя непосредственно к современному состоянию марокканской туристской отрасли, следует сказать о том, что страна имеет возможность принимать иностранных гостей на достойном уровне, так как гостиничная сфера, транспортное обеспечение и индустрия общественного питания хорошо развиты в местах наибольшего туристского интереса. Это стало возможно благодаря сильной инвестиционной поддержке со стороны частного сектора, а также продуманной стратегической политике властей в области индустрии туризма.
Изучив во второй главе составляющие государственной поддержки, можно сделать вывод о том, что каждый год продолжается работа по совершенствованию, модернизации и строительству объектов, направленных на расширение и улучшение туристского предложения. Данная деятельность нацелена на привлечение новых туристов и расширение рынков сбыта. Причем, многие из проводимых кампаний полезны не только для развития туризма, но и для улучшения уровня жизни местного населения. К этому можно отнести, например, обновление и строительство аэропортов и автодорог, улучшение инфраструктуры городов, реконструкцию исторически и культурно значимых памятников, возведение новых спортивных сооружений и общее повышение стандартов качества жизни.
Следующим шагом на пути к выявлению перспектив развития индустрии международного туризма в Королевстве Марокко является проведение SWOT анализа, на основании полученных ранее выводов. С помощью изученных сильных и слабых сторон было выявлено, что одними из основных проблем индустрии является инфраструктурная недостаточность и нехватка квалифицированных кадров. Главными же положительными факторами является большая ресурсная база и наличие государственной поддержки.
Все эти выводы позволили определить возможности, которые могут быть использованы для последующего развития туриндустрии Марокко. Среди них можно назвать следующие: расширение ассортимента туристского предложения, внедрение на новые рынки, продолжение строительства новых объектов и курортов и тем самым привлечение дополнительных инвестиций.
Результаты SWOT анализа послужили базой для нахождения потенциальных перспектив развития. Главным шагом, на пути к их реализации является подавление или устранение негативных аспектов и использование своих выгодных сторон. Следовательно, для одной из основных перспектив увеличения количества прибытий иностранных туристов, и, как следствие, расширение рынков сбыта, необходимо решение вопросов с инфраструктурой, создание новых продуктов, проведение рекламных кампаний по продвижению и сотрудничество государства и частного сектора.
Итак, исходя из всего вышеперечисленного, можно заключить, что задачи, поставленные перед началом исследования для достижения главной цели изучения туристской отрасли Королевства Марокко и перспектив ее развития, были достигнуты.
В работе была рассмотрена туристская отрасль Северной Африки, на примере Египта, Туниса и Марокко стран лидеров по приему иностранных туристов в данном регионе. Затем была дана характеристика составляющих туристского потенциала Королевства Марокко, а именно туристских ресурсов и необходимой инфраструктуры. Далее следовало изучение вопроса государственной поддержки, оказываемой правительством для развития международного туризма в стране. Наконец, был проведен SWOT анализ, который помог выявить сильные и слабые стороны состояния туристской отрасли Марокко, а также возможности и угрозы для ее развития.
На основании проведенного исследования стало возможным нахождение путей нивелирования негативного влияния слабых сторон и эффективного использования сильных, что позволило определить и проанализировать вероятные перспективы направления развития индустрии международного туризма в Королевстве Марокко. Таким образом, главную цель, поставленную перед данным исследованием, можно считать достигнутой.
Неоспоримым преимуществом Марокко, в вопросе о дальнейших перспективах развития здесь международного туризма, является его относительное политическое и социальное спокойствие, оберегаемое королевской властью. Как было выяснено в первой главе, обеспечение безопасности крайне важно для развития и функционирования туристской дестинации. На примере случившихся в Египте событий, можно увидеть какой урон может быть нанесен туриндустрии и экономике государства, если причиняется вред жизни и здоровью людей.
Кроме этого, в первой главе была доказана экономическая значимость и благотворное влияние индустрии международного туризма на социальную сферу североафриканских государств. Данные факты нашли свое отражение в том, что туриндустрия, во первых, занимает важное место в национальных экономиках Египта, Туниса и Марокко. Во вторых, отчасти помогает с решением вопроса занятости населения. В третьих, оказывает положительное воздействие на развитие инфраструктуры, в том числе и для нужд местного населения.
Переходя непосредственно к современному состоянию марокканской туристской отрасли, следует сказать о том, что страна имеет возможность принимать иностранных гостей на достойном уровне, так как гостиничная сфера, транспортное обеспечение и индустрия общественного питания хорошо развиты в местах наибольшего туристского интереса. Это стало возможно благодаря сильной инвестиционной поддержке со стороны частного сектора, а также продуманной стратегической политике властей в области индустрии туризма.
Изучив во второй главе составляющие государственной поддержки, можно сделать вывод о том, что каждый год продолжается работа по совершенствованию, модернизации и строительству объектов, направленных на расширение и улучшение туристского предложения. Данная деятельность нацелена на привлечение новых туристов и расширение рынков сбыта. Причем, многие из проводимых кампаний полезны не только для развития туризма, но и для улучшения уровня жизни местного населения. К этому можно отнести, например, обновление и строительство аэропортов и автодорог, улучшение инфраструктуры городов, реконструкцию исторически и культурно значимых памятников, возведение новых спортивных сооружений и общее повышение стандартов качества жизни.
Следующим шагом на пути к выявлению перспектив развития индустрии международного туризма в Королевстве Марокко является проведение SWOT анализа, на основании полученных ранее выводов. С помощью изученных сильных и слабых сторон было выявлено, что одними из основных проблем индустрии является инфраструктурная недостаточность и нехватка квалифицированных кадров. Главными же положительными факторами является большая ресурсная база и наличие государственной поддержки.
Все эти выводы позволили определить возможности, которые могут быть использованы для последующего развития туриндустрии Марокко. Среди них можно назвать следующие: расширение ассортимента туристского предложения, внедрение на новые рынки, продолжение строительства новых объектов и курортов и тем самым привлечение дополнительных инвестиций.
Результаты SWOT анализа послужили базой для нахождения потенциальных перспектив развития. Главным шагом, на пути к их реализации является подавление или устранение негативных аспектов и использование своих выгодных сторон. Следовательно, для одной из основных перспектив увеличения количества прибытий иностранных туристов, и, как следствие, расширение рынков сбыта, необходимо решение вопросов с инфраструктурой, создание новых продуктов, проведение рекламных кампаний по продвижению и сотрудничество государства и частного сектора.
Итак, исходя из всего вышеперечисленного, можно заключить, что задачи, поставленные перед началом исследования для достижения главной цели изучения туристской отрасли Королевства Марокко и перспектив ее развития, были достигнуты.
В работе была рассмотрена туристская отрасль Северной Африки, на примере Египта, Туниса и Марокко стран лидеров по приему иностранных туристов в данном регионе. Затем была дана характеристика составляющих туристского потенциала Королевства Марокко, а именно туристских ресурсов и необходимой инфраструктуры. Далее следовало изучение вопроса государственной поддержки, оказываемой правительством для развития международного туризма в стране. Наконец, был проведен SWOT анализ, который помог выявить сильные и слабые стороны состояния туристской отрасли Марокко, а также возможности и угрозы для ее развития.
На основании проведенного исследования стало возможным нахождение путей нивелирования негативного влияния слабых сторон и эффективного использования сильных, что позволило определить и проанализировать вероятные перспективы направления развития индустрии международного туризма в Королевстве Марокко. Таким образом, главную цель, поставленную перед данным исследованием, можно считать достигнутой.



