«Мягкая сила» как инструмент внешней политики США в России в 2009-2016 гг
|
Введение 3
Глава 1. Понятие «мягкой силы» и ее проявления в международных отношениях 8
1.1. Явление «мягкой силы» во внешнеполитическом курсе государства 8
1.2. Публичная дипломатия как инструмент «мягкой силы» в государственной политике 11
1.3. Основные причины перехода США от «жёсткой» к «мягкой» силе 12
Глава 2. Направления «мягкой» силы США в отношении России при администрации Б. Обамы и инструменты, используемые для продвижения американских интересов 15
2.1. Внешняя политика США как способ создания образа страны в глазах населения РФ 15
2.2. Влияние, оказываемое культурой США в рамках политики «мягкой» силы 21
2.3. Воздействие американской внутренней политики на умы россиян 28
2.4. Использование публичной дипломатии Web 2.0 в российском направлении 31
Глава 3. Анализ успешности американской «мягкой» силы в России 37
3.1. Причины успехов и неудач 37
3.2. Перспективы развития отношений 41
Заключение 42
Список использованных источников и литературы 45
Приложения 52
Глава 1. Понятие «мягкой силы» и ее проявления в международных отношениях 8
1.1. Явление «мягкой силы» во внешнеполитическом курсе государства 8
1.2. Публичная дипломатия как инструмент «мягкой силы» в государственной политике 11
1.3. Основные причины перехода США от «жёсткой» к «мягкой» силе 12
Глава 2. Направления «мягкой» силы США в отношении России при администрации Б. Обамы и инструменты, используемые для продвижения американских интересов 15
2.1. Внешняя политика США как способ создания образа страны в глазах населения РФ 15
2.2. Влияние, оказываемое культурой США в рамках политики «мягкой» силы 21
2.3. Воздействие американской внутренней политики на умы россиян 28
2.4. Использование публичной дипломатии Web 2.0 в российском направлении 31
Глава 3. Анализ успешности американской «мягкой» силы в России 37
3.1. Причины успехов и неудач 37
3.2. Перспективы развития отношений 41
Заключение 42
Список использованных источников и литературы 45
Приложения 52
На сегодняшний день российско-американские отношения далеки от идеальных. Многочисленные столкновения национальных интересов государств сделало связи между ними весьма хрупкими. Однако если рассматривать их в целом в историко-дипломатическом контексте, отношения России и Соединённых Штатов сложно назвать однозначно хорошими или плохими. Они в основном складывались в период, подобия которого больше не встретить в истории – в эпоху биполярного мира, что во многом определило их особенность, а именно глубокую культурную и идейную разницу во взглядах на мироустройство, взаимодействие стран на мировой арене и вообще политику как таковую. Отношения между этими двумя державами, некогда бывшими единственными гигантами на карте мира и в мировой политике, и по сей день похожи на некий маятник: они то ухудшаются, то вновь наступает «оттепель». Во многом именно продолжительность и неустойчивость взаимоотношений между США и Россией послужили причиной повышенного внимания к русско-американским связям.
Возвращаясь к истории отношений между США и Россией, нельзя не упомянуть о такой их стадии, известной как «холодная война». Тут можно выделить два способа её ведения: гонка вооружений и влияние на умы граждан страны-противницы, или «мягкая» сила, и именно последний превалирует в XXI веке, эпохе ядерного оружия и всё усиливающейся глобализации, то есть невозможности лидеров допустить войну, которая станет последней в истории человечества ввиду новейших технологий и вооружений, а также количества стран, которые окажутся вовлечены в неё. В связи с этим, в наши дни упор членов мирового сообщества делается именно на «мягкую» силу, и особенно это касается США, снискавших себе множество союзников по всему свету и активно использующих эту тактику по отношению к России.
Таким образом, именно эти факты и определяют актуальность данной темы.
Что касается теоретической значимости исследования, то она заключается в попытке осмысления действий правящих кругов США, предпринятых в период нахождения Барака Обамы в должности президента и рассмотренных сквозь призму его восприятия российско-американских отношений, а также в стремлении определить проблемы и перспективы сотрудничества между данными державами, степень успешности этих действий в вопросе достижения консенсуса. Несмотря на то, что хронологические рамки срока президентства Б. Обамы 2009-2017 года, в данной работе рассматривались 2009-2016 года, так как в 2017 году нахождение в должности официально составило меньше месяца.
Практическая значимость заключается в том, что проблема российско-американских отношений, в частности, политика, проводимая США в этой сфере, представляет особый интерес в связи с относительно недавними событиями, происходившими всего несколько лет назад. Ведь теперь, оглядываясь на них, у нас есть возможность оценить их, понять, в чём были допущены просчёты, и, возможно, именно это не даст нам совершить ошибки в будущем, подарив надежду на стабильный и продуктивный диалог.
Цель работы – определить эффективность «мягкой» силы в политике США касательно «русского вопроса».
Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
● раскрыть суть понятия «мягкая» сила, обозначить, какие именно её аспекты могут использоваться в политике
● проанализировать степень её использования со стороны США в отношении России
● определить, какие значительные действия в рамках «мягкой» силы были предприняты Соединёнными Штатами для защиты своих национальных интересов
● обозначить причины, способствовавшие или препятствовавшие развитию российско-американских отношений в условиях «мягкой» силы
Объектом исследования является «мягкая» сила как способ ведения внешней политики, предметом - российско-американские отношения в период двух сроков правления Б. Обамы.
Методология исследования продиктована поставленными задачами. Во-первых, при изучении американской политики «мягкой» силы нами использовался элементный анализ, позволяющий рассмотреть систему инструментов, задействованных при реализации этой политики, на основе её расчленения на ключевые составляющие, и синтез, заключающийся в соединении приобретённых при анализе знаний в цельную картину. Во - вторых, при разборе деятельности различных правительственных подразделений и организаций разумным было прибегнуть к функциональному подходу, использование которого позволило выявить их функциональные особенности. И, наконец, необходимо отметить дескриптивный метод, задействованный при описании и оценке российско-американских контактов в данной области.
Если говорить об источниковой базе этого исследования, то необходимо отметить, что, так как его сфера характеризуется высоким уровнем воздействия на зарубежную аудиторию, а также степенью популярности культуры и идеологии США, то в качестве основных её составляющих можно назвать различные статистические данные, и официальные отчёты американских госорганов, в частности, здесь хотелось бы отметить Государственный Департамент США.
Для понимания проблемы, касательно непосредственно США и России, немаловажную роль сыграли стенограммы разнообразных форумов и конференций, а также выступления различных специалистов, имеющих отношение к сфере претворения политики «мягкой» силы в жизнь.
Также основным источником, безусловно, материалы, размещённые на официальных сайтах МИДа РФ, Госдепартамента и т.д.
Заявленная тема оказалась хорошо изученной как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Хотелось бы отметить, что представленные монографии и публикации, позволили нам разобраться в составе и способах реализации «гибкой» власти. Особое внимание здесь нужно уделить теоретической базе, предоставленной признанным «первопроходцем» в области «мягкой» силы – Дж. Наем. Кроме того, подспорьем данной работы являются статьи, посвящённые рассмотрению данного явления с различных сторон во многих его проявлениях. Среди авторов этих статей есть и преподаватель факультета международных отношений СПБГУ Цветкова Н.А.
Если коснуться этого вопроса подробнее, то можно заметить, что в последнее время большая часть исследований в этой области касается эволюции отдельных сфер реализации «гибкой» власти.
Помимо монографий и публикаций в данной работе также использовались материалы новостных лент и информационных агентств
Структура исследования подчинена сформулированной цели и поставленным задачам. Настоящая работа состоит из введения, трёх глав (поделенных на параграфы) и заключения, в котором сформулированы основные выводы автора.
В первой главе затронуты вопросы общего характера функционирования и осуществлении «мягкой» силы в целом как явления, а также рассматривание её как инструмента внешней политики в частности и её преимущества по сравнению с силовым воздействием касательно США. Вторая глава посвящена непосредственно примерам использования американцами «мягкой» силы в России. В третьей главе описаны причины, по которым каждый из аспектов американской «гибкой» власти в России преуспел или потерпел поражение, а также была предпринята попытка спрогнозировать развитие российско-американских отношений в данном контексте.
Возвращаясь к истории отношений между США и Россией, нельзя не упомянуть о такой их стадии, известной как «холодная война». Тут можно выделить два способа её ведения: гонка вооружений и влияние на умы граждан страны-противницы, или «мягкая» сила, и именно последний превалирует в XXI веке, эпохе ядерного оружия и всё усиливающейся глобализации, то есть невозможности лидеров допустить войну, которая станет последней в истории человечества ввиду новейших технологий и вооружений, а также количества стран, которые окажутся вовлечены в неё. В связи с этим, в наши дни упор членов мирового сообщества делается именно на «мягкую» силу, и особенно это касается США, снискавших себе множество союзников по всему свету и активно использующих эту тактику по отношению к России.
Таким образом, именно эти факты и определяют актуальность данной темы.
Что касается теоретической значимости исследования, то она заключается в попытке осмысления действий правящих кругов США, предпринятых в период нахождения Барака Обамы в должности президента и рассмотренных сквозь призму его восприятия российско-американских отношений, а также в стремлении определить проблемы и перспективы сотрудничества между данными державами, степень успешности этих действий в вопросе достижения консенсуса. Несмотря на то, что хронологические рамки срока президентства Б. Обамы 2009-2017 года, в данной работе рассматривались 2009-2016 года, так как в 2017 году нахождение в должности официально составило меньше месяца.
Практическая значимость заключается в том, что проблема российско-американских отношений, в частности, политика, проводимая США в этой сфере, представляет особый интерес в связи с относительно недавними событиями, происходившими всего несколько лет назад. Ведь теперь, оглядываясь на них, у нас есть возможность оценить их, понять, в чём были допущены просчёты, и, возможно, именно это не даст нам совершить ошибки в будущем, подарив надежду на стабильный и продуктивный диалог.
Цель работы – определить эффективность «мягкой» силы в политике США касательно «русского вопроса».
Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
● раскрыть суть понятия «мягкая» сила, обозначить, какие именно её аспекты могут использоваться в политике
● проанализировать степень её использования со стороны США в отношении России
● определить, какие значительные действия в рамках «мягкой» силы были предприняты Соединёнными Штатами для защиты своих национальных интересов
● обозначить причины, способствовавшие или препятствовавшие развитию российско-американских отношений в условиях «мягкой» силы
Объектом исследования является «мягкая» сила как способ ведения внешней политики, предметом - российско-американские отношения в период двух сроков правления Б. Обамы.
Методология исследования продиктована поставленными задачами. Во-первых, при изучении американской политики «мягкой» силы нами использовался элементный анализ, позволяющий рассмотреть систему инструментов, задействованных при реализации этой политики, на основе её расчленения на ключевые составляющие, и синтез, заключающийся в соединении приобретённых при анализе знаний в цельную картину. Во - вторых, при разборе деятельности различных правительственных подразделений и организаций разумным было прибегнуть к функциональному подходу, использование которого позволило выявить их функциональные особенности. И, наконец, необходимо отметить дескриптивный метод, задействованный при описании и оценке российско-американских контактов в данной области.
Если говорить об источниковой базе этого исследования, то необходимо отметить, что, так как его сфера характеризуется высоким уровнем воздействия на зарубежную аудиторию, а также степенью популярности культуры и идеологии США, то в качестве основных её составляющих можно назвать различные статистические данные, и официальные отчёты американских госорганов, в частности, здесь хотелось бы отметить Государственный Департамент США.
Для понимания проблемы, касательно непосредственно США и России, немаловажную роль сыграли стенограммы разнообразных форумов и конференций, а также выступления различных специалистов, имеющих отношение к сфере претворения политики «мягкой» силы в жизнь.
Также основным источником, безусловно, материалы, размещённые на официальных сайтах МИДа РФ, Госдепартамента и т.д.
Заявленная тема оказалась хорошо изученной как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Хотелось бы отметить, что представленные монографии и публикации, позволили нам разобраться в составе и способах реализации «гибкой» власти. Особое внимание здесь нужно уделить теоретической базе, предоставленной признанным «первопроходцем» в области «мягкой» силы – Дж. Наем. Кроме того, подспорьем данной работы являются статьи, посвящённые рассмотрению данного явления с различных сторон во многих его проявлениях. Среди авторов этих статей есть и преподаватель факультета международных отношений СПБГУ Цветкова Н.А.
Если коснуться этого вопроса подробнее, то можно заметить, что в последнее время большая часть исследований в этой области касается эволюции отдельных сфер реализации «гибкой» власти.
Помимо монографий и публикаций в данной работе также использовались материалы новостных лент и информационных агентств
Структура исследования подчинена сформулированной цели и поставленным задачам. Настоящая работа состоит из введения, трёх глав (поделенных на параграфы) и заключения, в котором сформулированы основные выводы автора.
В первой главе затронуты вопросы общего характера функционирования и осуществлении «мягкой» силы в целом как явления, а также рассматривание её как инструмента внешней политики в частности и её преимущества по сравнению с силовым воздействием касательно США. Вторая глава посвящена непосредственно примерам использования американцами «мягкой» силы в России. В третьей главе описаны причины, по которым каждый из аспектов американской «гибкой» власти в России преуспел или потерпел поражение, а также была предпринята попытка спрогнозировать развитие российско-американских отношений в данном контексте.
«Мягкая» сила – многогранная и уникальная отрасль внешней политики, представляющая собой систему из различных форм сотрудничества, культурной политики, широкомасштабного комплекса маркетинговых коммуникаций.
В рамках данной работы мы наглядно продемонстрировали, насколько разнообразные формы может принимать «гибкая» власть, что политика не замыкается на силовом воздействии, а для продвижения интересов своего государства в XXI веке, эффективного функционирования политической системы, помимо опытных политиков необходимы специалисты и в сфере рекламы, журнализма, и в области культуры, и т.д.
Год от года новые технологии входят в нашу жизнь, и политика, в том числе и внешняя, становится всё более и более оцифрованной, предоставляя людям в разных уголках земного шара становиться её частью, благодаря чему количество политических акторов неустанно растёт, из чего возникают всё новые, несиловые способы продвижения своих интересов. «Гибкая» власть вынуждена считаться с запросами потребителей, и придумывать наиболее современные и продуктивные способы их удовлетворения, так как она является важной составляющей имиджа государства.
«Мягкая» сила, можно сказать, является одной из важнейших визитных карточек США. Уникальность её заключается в том, что она во многом осуществляется через неофициальные каналы, продвигая «национальный бренд» страны, тогда как политика в первозданном её значении отождествлялась именно с государством и правительством.
Важно также отметить, что такая политика осуществляется непосредственно по отношению к населению зарубежного государства, минуя посредника в виде его правящей верхушки.
По итогам исследования, результаты американской «мягкой» силы оказались довольно противоречивыми: несмотря на достижения в одной сфере, США терпят абсолютное поражение в другой, практически сводя успехи к нулевой сумме.
Проанализировав действия американского истеблишмента в этой сфере, мы пришли к выводу, что главным препятствием на пути американцев к завоеванию умов и симпатий российской аудитории является агрессивная и империалистическая внешняя политика, периодически идущая вразрез с заявлениями официальных представителей государства, а также низкопробность культуры развлечения, иначе именуемой масскультом. В остальном же США имеют огромный потенциал благодаря исторически сложившемуся имиджу страны возможностей, что способствует «утечке мозгов» из стран по всему миру в Соединённые Штаты, и обилию современных технологий, в частности, в сфере IT.
Россия же противостоит американскому напору «мягкой» силы за счёт своего историко-политического развития, сформировавшего уникальный по своей природе менталитет и способствовавшего развитию русской самобытности. Тем не менее, внутренние проблемы в стране неуклонно толкают население обращать внимание на то, как живут люди в странах, лидирующих на мировой арене, пробуждая желание следовать по их стопам.
Если проследить динамику взаимоотношений между США и Россией, то период наибольшей активности американцев в сфере «мягкой» силы, безусловно, приходится на первый срок Б. Обамы, то есть 2009-2012. На дальнейшем развитии дружественных отношений между этими двумя странами поставил крест украинский конфликт, в котором они оказались, по большому счёту, по разные стороны баррикад. Тем не менее, процесс воздействия на умы россиян не остановился, а лишь сбавил темп, во многом продолжая идти в тех же направлениях.
В условиях глобализации и с развитием социальных сетей у деятелей политики появился обширный набор инструментов для продвижения своей точки зрения, порой даже не требующих больших затрат. Однако если риторика США в отношении России в ближайшее время не изменится, всё большее число российских граждан будут отворачиваться от Штатов в пользу каких-нибудь европейских стран, так же считающихся сосредоточием прав и свобод человека, чего им так не хватает, и отношения с которыми не настолько натянуты.
Для того чтобы страны вновь встали на рельсы взаимовыгодного и дружественного сотрудничества, необходима инициатива, желание сделать первый шаг навстречу компромиссу. Однако страх «потерять лицо» на данный момент оказывается сильнее выгод от кооперации наших государств. Ведь обе страны обладают вполне достаточным объёмом ресурсов для её обеспечения.
Для налаживания же продуктивных отношений с Россией посредством «мягкой» силы необходимо активное культурное и экономическое сотрудничество стран, а также в социально-гуманитарной сфере, совместная организация культурных мероприятий, гуманитарных проектов и т.д.
В рамках данной работы мы наглядно продемонстрировали, насколько разнообразные формы может принимать «гибкая» власть, что политика не замыкается на силовом воздействии, а для продвижения интересов своего государства в XXI веке, эффективного функционирования политической системы, помимо опытных политиков необходимы специалисты и в сфере рекламы, журнализма, и в области культуры, и т.д.
Год от года новые технологии входят в нашу жизнь, и политика, в том числе и внешняя, становится всё более и более оцифрованной, предоставляя людям в разных уголках земного шара становиться её частью, благодаря чему количество политических акторов неустанно растёт, из чего возникают всё новые, несиловые способы продвижения своих интересов. «Гибкая» власть вынуждена считаться с запросами потребителей, и придумывать наиболее современные и продуктивные способы их удовлетворения, так как она является важной составляющей имиджа государства.
«Мягкая» сила, можно сказать, является одной из важнейших визитных карточек США. Уникальность её заключается в том, что она во многом осуществляется через неофициальные каналы, продвигая «национальный бренд» страны, тогда как политика в первозданном её значении отождествлялась именно с государством и правительством.
Важно также отметить, что такая политика осуществляется непосредственно по отношению к населению зарубежного государства, минуя посредника в виде его правящей верхушки.
По итогам исследования, результаты американской «мягкой» силы оказались довольно противоречивыми: несмотря на достижения в одной сфере, США терпят абсолютное поражение в другой, практически сводя успехи к нулевой сумме.
Проанализировав действия американского истеблишмента в этой сфере, мы пришли к выводу, что главным препятствием на пути американцев к завоеванию умов и симпатий российской аудитории является агрессивная и империалистическая внешняя политика, периодически идущая вразрез с заявлениями официальных представителей государства, а также низкопробность культуры развлечения, иначе именуемой масскультом. В остальном же США имеют огромный потенциал благодаря исторически сложившемуся имиджу страны возможностей, что способствует «утечке мозгов» из стран по всему миру в Соединённые Штаты, и обилию современных технологий, в частности, в сфере IT.
Россия же противостоит американскому напору «мягкой» силы за счёт своего историко-политического развития, сформировавшего уникальный по своей природе менталитет и способствовавшего развитию русской самобытности. Тем не менее, внутренние проблемы в стране неуклонно толкают население обращать внимание на то, как живут люди в странах, лидирующих на мировой арене, пробуждая желание следовать по их стопам.
Если проследить динамику взаимоотношений между США и Россией, то период наибольшей активности американцев в сфере «мягкой» силы, безусловно, приходится на первый срок Б. Обамы, то есть 2009-2012. На дальнейшем развитии дружественных отношений между этими двумя странами поставил крест украинский конфликт, в котором они оказались, по большому счёту, по разные стороны баррикад. Тем не менее, процесс воздействия на умы россиян не остановился, а лишь сбавил темп, во многом продолжая идти в тех же направлениях.
В условиях глобализации и с развитием социальных сетей у деятелей политики появился обширный набор инструментов для продвижения своей точки зрения, порой даже не требующих больших затрат. Однако если риторика США в отношении России в ближайшее время не изменится, всё большее число российских граждан будут отворачиваться от Штатов в пользу каких-нибудь европейских стран, так же считающихся сосредоточием прав и свобод человека, чего им так не хватает, и отношения с которыми не настолько натянуты.
Для того чтобы страны вновь встали на рельсы взаимовыгодного и дружественного сотрудничества, необходима инициатива, желание сделать первый шаг навстречу компромиссу. Однако страх «потерять лицо» на данный момент оказывается сильнее выгод от кооперации наших государств. Ведь обе страны обладают вполне достаточным объёмом ресурсов для её обеспечения.
Для налаживания же продуктивных отношений с Россией посредством «мягкой» силы необходимо активное культурное и экономическое сотрудничество стран, а также в социально-гуманитарной сфере, совместная организация культурных мероприятий, гуманитарных проектов и т.д.
Подобные работы
- «Мягкая сила» как инструмент внешней политики США
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - «Мягкая сила» как инструмент внешнеполитической деятельности Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2022 - МЯГКАЯ СИЛА ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ США В ПОЛЬШЕ: 1991 – 2017
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - «Мягкая сила» как инструмент внешней политики России в условиях
глобализации
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА США В ЮЖНОЙ АЗИИ В КОН. XX - НАЧ. XXI ВВ. (ПАКИСТАНСКИЙ ВЕКТОР)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2018 - КИТАЙСКИЕ ДИАСПОРЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2019 - МЯГКАЯ СИЛА ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ США: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2021 - "Мягкая сила" как фактор китайской политики в отношении России
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2021 - Американская массовая культура как инструмент «холодной войны» второй половины ХХ века (Омский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2018



