ВВЕДЕНИЕ 3
1. РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ОНТОГЕНЕЗЕ 5
2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 11
3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 24
Актуальность исследования обусловлена тем, что развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
Сформированная связная речь – это условие будущей успешности в обучении и овладении новыми знаниями старшими дошкольниками. Кроме того, связная речь оказывает влияние на развитие основных познавательных процессов таких, как мышление, память, внимание и т.д. – Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев. От того, насколько старший дошкольник владеет связной речью, зависит его личностное развитие, социализация, межличностное общение – Д.Б. Эльконин.
В нормальном онтогенезе связная речь развивается закономерно под влиянием внутренних и внешних факторов, условий, в которых социализируется и развивается ребенок. Однако, у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (далее – ОНР) связная речь характеризуется множественными нарушениями, которые создают препятствия для овладения им необходимыми умениями и навыками, для установления социальных и других связей, как со сверстниками, так и с окружающим миром вцелом. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы – фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью произносительной и семантической сторон речи.
Цель исследования – изучить проблему формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня .
Задачи исследования:
1. Выявить актуальность проблемы исследования и теоретически обосновать пути ее решения в образовательной практике.
2. Определить подходы к изучению речевого развития детей
3. Выявить особенности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста в норме и с ОНР.
Формирование и развитие связной речи играет одну из главных ролей в становлении личности старшего дошкольника, а также в его готовности к обучению в школе. Грамматично правильно, связно, последовательно построенный рассказ, опирающийся на логические связи, лексически правильно подобранные слова – все это позволяет старшим дошкольникам переходить на более сложный уровень речевого и коммуникативного развития; помогает выражать собственные мнения; препятствует «схематичности», бедности в высказываниях.
Дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня с трудностями овладевают связной речью. Специфичным является формирование как диалогической, так и монологической составляющей связной речи. Их рассказы могут отличаться непоследовательностью и немалым количеством грамматических и лексических ошибок. У них небольшой словарный запас, а также может наблюдаться низкая мотивация к коммуникационным процессам. Следует обратить внимание на то, что у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, связной речи третьего уровня, как ступень социальной и предшкольной подготовки, формируется только с помощью специалиста, наглядного материала, вспомогательных вопросов или инструкций, а также, инновационных, творческих, интересных и доступных для детей средств.
1. Авершина Е.В. Диагностика нарушение связной монологической речи у дошкольников // В сборнике: Педагогическая диагностика: история, теория, современность. материалы II Международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2022. С. 6-9.
2. Агапова Е.С. Особенности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня речевого развития // В сборнике: Психология и педагогика XXI века: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей III Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Орехово-Зуево, 2022. С. 17-20.
3. Асмаловская О.А. Особенности развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // В сборнике: Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве. Сборник научных трудов по результатам международной научно-практической конференции. 2019. С. 172-177.
4. Баламошева К.С. Принципы формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи // В сборнике: Гармонизация развития личности детей с особыми образовательными потребностями и возможностями. Сборник материалов Всероссийской научно-практической студенческой конференции. Курган, 2021. С. 70-77.
5. Блинова Е.П. Методика логопедической работы по развитию монологической речи у старших дошкольников с ОНР // В сборнике: Актуальные научные исследования. сборник статей III Международной научно-практической конференции. В 2 частях. Пенза, 2021. С. 227-228.
6. Бочкарева Т.А. Лексикон ребенка и методики его изучения в логопедической практике // В сборнике: Актуальные проблемы логопедии. Сборник научных и научно-методических трудов. Научный редактор В.П. Крючков. Саратов, 2018. С. 31-39.
7. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб.пособие. М.: Астрель, 2015. 158 с.
8. Выготский Л.С. Речь и мышление. СПб.: Речь, 2012. 874 с.
9. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. СПб.: Питер, 2015. 874 с.
10. Галигузова Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет: учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015. 44 с.
11. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Педагогика, 1991. 67 с.
12. Глухов В.П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей с нарушениями речевого и познавательного развития: Монография. М.: В. Секачев, 2016. 452 с.
13. Гриншпун В.М. Развитие коммуникативных умений и навыков старших дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью // Дефектология. 2017. № 3. С. 81-84.
14. Елисеева М.Б. Лексикон ребенка раннего возраста // Речь ребенка: ранние этапы. СПб.: «Издательский цех «Балтика», 2000 33 с.
15. Жаманова В.З. Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня // Символ науки : международный научный журнал. 2022. № 11-1. С. 28-32.
16. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. Екатеринбург: Издательство ЛИТУР, 2003. 320 с.
17. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2009. 382 с.
18. Изутова Е.А. Своеобразие развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-4. С. 117-119.
19. Климкина Е.А. Особенности овладения связным высказыванием старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Культура. Наука. Интеграция. 2018. № 10. С. 20-22.
20. Козырева О.А. Лексика, грамматика, связная речь: учеб. пособие для детей ст. дошк. возраста. М.: ВЛАДОС, 2018. 119 с.
21. Коровко Е.А. Исследование логико-смысловой организации высказывания у старших дошкольников при нарушениях лексико-грамматического строя речи // Специальное образование. 2018. № 1. С. 22-33.
22. Корнева П.О. Дефектология. М.: Инфра-М, 2014. 522 с.
23. Кравченко Н.В. Формирование лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи // В сборнике: Проблемы эффективного использования научного потенциала общества. сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2020. С. 69-72.
24. Лаврентьева А.И. Особенности лексики дошкольников с ОНР // Дефектолог. 2019. №4. С. 52-56.
25. Лаврова Е.В. Логопедия. Основы фонопедии. М.: Академия, 2017. 463 с.
26. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи . СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2018. 249 с.
27. Левина Р.Е. Проблемы развития связной речи у детей с речевыми нарушениями. М.: ВЛАДОС, 2001. 120 с.
28. Левина Р.Е. Преодоление системных нарушений речевого развития. М.: Академия, 2017. 320 с.
29. Леонтьев А.А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 2004. 317 с.
30. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Академия, 2011. 456 с.
31. Лисина И.А. Использование авторской методики В.К. Воробьевой для формирования навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня // Инновационная наука. 2022. № 5-2. С. 110-113.
32. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.: МГУ, 1985. 65 с.
33. Майданова Ю.П. Особенности формирования лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Студенческий вестник. 2021. № 11-1 (156). С. 26-27.
34. Мишагина И.В. Особенности монологического рассказывания старших дошкольников с ОНР // В сборнике: III Международные педагогические и гуманитарные научные чтения. Материалы Международной научно-практической конференции. Отв. редактор Ю А. Шуплецова. Шадринск, 2020. С. 257-265.
35. Монтессори М. Впитывающий разум ребёнка. Пер. с англ. СПб.: Речь, 2009. 320 с.
36. Пиаже Ж. Психология интеллекта. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1989. С. 55- 82.
37. Пироженко Т.О. Коммуникативное развитие дошкольника. Киев, 2012. 241 с.
38. Пяшкур Ю.С. Логопедическая технология по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № T11. С. 51-55.
39. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. – 2-е изд., испр. М.: Аcademia, 2005. 144 с.
40. Сафонова О.В. Особенности связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Аллея науки. – 2019. Т. 2. № 2 (29). С. 753-756.
41. Сень Е.А. Изучение связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // В сборнике: Психолого-педагогические проблемы социализации личности в условиях нормативного и нарушенного развития. Сборник статей участников Международного конкурса студенческих научно-исследовательских работ по педагогике, психологии и дефектологии. Киров, 2021. С. 263-270.
42. Симанова С.П. Актуальные вопросы формирования лексикона у детей с ОНР III уровня посредством речевых игр // Академическая публицистика. – 2020. № 2. С. 131-136.
43. Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М.: Гном-Пресс, 2016. 460 с.
44. Ушакова Т.Н. Психология речи. Тенденции развития психологической науки / под общ. ред. Б. Ф. Ломова. М.: Наука, 1990. С. 90-101.
45. Шахнарович A.M., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза речи). М.: Наука, 2000. 168 с.
46. Федоренко Л.П. Закономерности развития речи – основа теории методики // Методика развития речи детей дошкольного возраста: Уч. пособие. 2-е изд. М.: Просвещение, 2004. 274 с.
47. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.А. Основы логопедии: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. М.: Просвешение, 2009. 223 с.
48. Чуковский К.И. От двух до пяти. Живой как жизнь. М.: Детская литература, 1988. 814 с.
49. Эльконин Д.Б. Психология развития. СПБ.: Речь, 2016. 365 с.
50. Якушева В.В. Особенности связных речевых высказываний детей с общим недоразвитием речи // В сборнике: Российская наука: тенденции и возможности. Сборник научных статей. Научный ред. Ж. В. Мироненкова. М., 2021. С. 37-39.