Предоставление земельных участков для целей недропользования
|
Введение
Глава I Земельно-правовой статус недропользователя6
Параграф I Основания возникновения прав недропользователя 6
Параграф II Земельно-правовой статус недропользователя 11
Глава II Порядок предоставления недропользователю права на земельный участок
Параграф I Общая характеристика процедуры предоставления земельного участка
Параграф II Предоставление прав недропользователям на внеконкурсной основе
Заключение
Список использованной литературы
Глава I Земельно-правовой статус недропользователя6
Параграф I Основания возникновения прав недропользователя 6
Параграф II Земельно-правовой статус недропользователя 11
Глава II Порядок предоставления недропользователю права на земельный участок
Параграф I Общая характеристика процедуры предоставления земельного участка
Параграф II Предоставление прав недропользователям на внеконкурсной основе
Заключение
Список использованной литературы
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, ч. 2 в свою очередь устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Регулирование отношений связанных с предоставлением земельных участков для целей пользования недрами осуществляется в соответствии с нормами Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 13.07.2015) "О недрах" (далее Закон «О недрах»), а также нормами земельного законодательства. Для начала необходимо отметить, что ч. 2 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 08.03.2015) (далее ЗК РФ) устанавливает, что к отношениям по использованию и охране недр применяются соответственно законодательство о недрах, а к земельным отношениям нормы таких отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Часть 5 ст. 1 Закона «О недрах» предусматривает, что отношения, связанные с использованием и охраной земель возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, а именно земельным. Земля и недра являются автономными природными ресурсами с точки зрения действующего законодательства, что подтверждается конкретными нормами права. В то же время реальная, физическая связанность природных ресурсов не ставится под сомнение. Статья 6 Закона «О недрах» устанавливает все возможные виды недропользования, при этом ни один из них не мыслим без использования земной поверхности, земельных участков . Таким образом, анализ этих норм позволяет сказать, что отношения, возникающие по поводу использования и охраны недр, являются предметом регулирования законодательства о недрах, а отношения, связанные с использованием и охраной земель – земельного законодательства.
Многие годы вопросы, связанные с недропользованием, являются актуальными в Российской Федерации, это объясняется тем, что российское законодательство о регулировании деятельности по недропользованию представляет собой обширный правовой массив актов различной юридической силы и направленности, начиная от уровня федеральных законов и последовательно нисходя до уровня актов федерального органа управления государственным фондом недр. Такая исторически сложившаяся система законодательства привела к отсутствию единообразия регулирования по обороту одного и того же природного ресурса.
Земельным законодательством установлен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в последние несколько лет предложено множество серьезных поправок в нормативный акты данной отрасли. Каждый раз, внося изменения в акты, касающиеся земельно-правовой сферы законодатель стремится внедрить цивилистические начала и сделать акцент на договорные основания распоряжения землями. Однако было бы ошибкой говорить о том, что законодатель в итоге стремится отдать регулирование данного вопроса к сфере Гражданского законодательства. Распоряжение землями, находящимися в публичной собственности, требует открытости и учета всей совокупности социальных интересов отельных регионов и федерации в целом, что приобретает особое значение, когда «публичные» земли переходят в собственность частных лиц. Земля представляет собой, прежде всего природный ресурс, основу экономического развития Российской Федерации, который может выступать в качестве объекта недвижимости, включенного в оборот. ЗК РФ является по своей сути нормативным актом, который, прежде всего, учитывает названные особенности и воплощает комплексно-целевой подход к регулированию отношений в данной сфере. Среди изменений отметим изменения, вносимые в ЗК РФ, Закон РФ «О недрах», Федеральный закон от 30.11.1995 г. № 187- ФЗ (ред. От 02.05.2015) «О континентальном шельфе Российской Федерации) и Федеральный закон от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ (ред. От 28.11.2015) «О газоснабжении в Российской Федерации» и Федеральный закон от 29.04.2008 г. №57-ФЗ (ред. От 04.11.2014) «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».
В выпускной квалификационной работе были поставлены следующие задачи:
- проанализировать степень разработанности указанных проблем в теории права и на законодательном уровне;
- оценить проблему законодательной регламентации этого вопроса, а также проблем, возникающих в практике применения соответствующих норм;
Объектом исследования являются теоретические, практические и нравственные проблемы, связанные с применением законодательства, регламентирующего порядок предоставления земельных участков для целей недропользования.
Предметом исследования являются отношения, складывающиеся в связи с применением норм земельного права и законодательства о недрах регламентирующие порядок предоставления земельных участков для целей недропользования, с привлечением научных исследований, посвященных этой проблематике.
Важность темы исследования обусловлена тем, что выявленные проблемы имеют практическое значение для недропользователей при оформлении прав на земельные участки, что оказывает существенное влияние на стабильную хозяйственную деятельность субъектов данных отношений в стратегически важной для РФ отрасли.
Многие годы вопросы, связанные с недропользованием, являются актуальными в Российской Федерации, это объясняется тем, что российское законодательство о регулировании деятельности по недропользованию представляет собой обширный правовой массив актов различной юридической силы и направленности, начиная от уровня федеральных законов и последовательно нисходя до уровня актов федерального органа управления государственным фондом недр. Такая исторически сложившаяся система законодательства привела к отсутствию единообразия регулирования по обороту одного и того же природного ресурса.
Земельным законодательством установлен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в последние несколько лет предложено множество серьезных поправок в нормативный акты данной отрасли. Каждый раз, внося изменения в акты, касающиеся земельно-правовой сферы законодатель стремится внедрить цивилистические начала и сделать акцент на договорные основания распоряжения землями. Однако было бы ошибкой говорить о том, что законодатель в итоге стремится отдать регулирование данного вопроса к сфере Гражданского законодательства. Распоряжение землями, находящимися в публичной собственности, требует открытости и учета всей совокупности социальных интересов отельных регионов и федерации в целом, что приобретает особое значение, когда «публичные» земли переходят в собственность частных лиц. Земля представляет собой, прежде всего природный ресурс, основу экономического развития Российской Федерации, который может выступать в качестве объекта недвижимости, включенного в оборот. ЗК РФ является по своей сути нормативным актом, который, прежде всего, учитывает названные особенности и воплощает комплексно-целевой подход к регулированию отношений в данной сфере. Среди изменений отметим изменения, вносимые в ЗК РФ, Закон РФ «О недрах», Федеральный закон от 30.11.1995 г. № 187- ФЗ (ред. От 02.05.2015) «О континентальном шельфе Российской Федерации) и Федеральный закон от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ (ред. От 28.11.2015) «О газоснабжении в Российской Федерации» и Федеральный закон от 29.04.2008 г. №57-ФЗ (ред. От 04.11.2014) «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».
В выпускной квалификационной работе были поставлены следующие задачи:
- проанализировать степень разработанности указанных проблем в теории права и на законодательном уровне;
- оценить проблему законодательной регламентации этого вопроса, а также проблем, возникающих в практике применения соответствующих норм;
Объектом исследования являются теоретические, практические и нравственные проблемы, связанные с применением законодательства, регламентирующего порядок предоставления земельных участков для целей недропользования.
Предметом исследования являются отношения, складывающиеся в связи с применением норм земельного права и законодательства о недрах регламентирующие порядок предоставления земельных участков для целей недропользования, с привлечением научных исследований, посвященных этой проблематике.
Важность темы исследования обусловлена тем, что выявленные проблемы имеют практическое значение для недропользователей при оформлении прав на земельные участки, что оказывает существенное влияние на стабильную хозяйственную деятельность субъектов данных отношений в стратегически важной для РФ отрасли.
Подводя итог, можно сделать следующие выводы: во-первых особенности порядка предоставления недр в пользование определяются видами полезных ископаемых, добыча которых производится. Предоставление земельного участка для осуществления пользования недрами производно исходя из права собственности на такой земельный участок или исходя из актов соответствующих органов, принимаемых в соответствии с законодательством. Во-вторых, земельно-правовой статус недропользователя имеет двойственный характер и складывается из прав и обязанностей, налагаемых на любого природопользователя, а также из специфических и присущих только данному виду деятельности.
В-третьих, при выборе земельного участка пользователю недр необходимо учитывать статус земельного участка, определяемый категорией земель и видом разрешенного использования. Исходя из этого, в некоторых случая возникает необходимость перевода земельного участка из одной категории земель в другую с необходимым видом разрешенного использования с целью получения права его использование.
В-четвертых, с 1 апреля 2015 г. в РФ начал действовать Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который дополнил ЗК РФ новыми положениями, в частности ввел новое основание для установление сервитута, относящееся исключительно к виду деятельности по недропользованию.
В-пятых, существенным дополнением стала ст.56.5 ЗК РФ, которая ввела термин «правообладатели земельных участков», также для принятия решения об изъятии теперь не является препятствием отсутствие сведений в ЕГРП о правах на земельные участки, о координатах точек границ земельных участков, а также наличие споров о правах на недвижимое имущество. Новеллой стала и ст.56.8 ЗК РФ, которая установила механизм определения стоимости земельных участков, подлежащей возмещению. Правообладатели земельных участков более не имеют возможности произвольно устанавливать цену выкупа земельного участка.
В-шестых, с принятием Закона №171-ФЗ законодатель ввел новую систему систематизирования норм о предоставлении земельных участков, исходя не из цели их дальнейшего использования, а основанную на титуле, на котором они будут предоставляться. Общая концепция состоит в объединении в отдельную главу статей, являющихся основанием предоставления земельных участков из государственной и муниципальной собственности.
Целью разрешительного механизма является установление особого государственного контроля за осуществлением таких видов деятельности, которые в силу присущих им особенностей сопряжены с обеспечением и реализацией наиболее важных публичных интересов. Связанных с вовлечением в них неограниченного круга лиц. Не участвующих в их осуществлении. Анализ норм подверженных реформированию позволяет сделать вывод, что применение нововведений потребует большой работы по формированию правильного понимания и грамотной реализации соответствующих положений, так как не все новеллы законодательства содержат положения, которые согласуются с положениями других законодательных актов. Представляется, что практика применения законодательных новелл позволит обеспечить единообразие в отношениях по недропользованию, предсказуемость и стабильность данной рисковой деятельности, что потенциально может привлечь новых субъектов в такие правоотношения.
В-третьих, при выборе земельного участка пользователю недр необходимо учитывать статус земельного участка, определяемый категорией земель и видом разрешенного использования. Исходя из этого, в некоторых случая возникает необходимость перевода земельного участка из одной категории земель в другую с необходимым видом разрешенного использования с целью получения права его использование.
В-четвертых, с 1 апреля 2015 г. в РФ начал действовать Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который дополнил ЗК РФ новыми положениями, в частности ввел новое основание для установление сервитута, относящееся исключительно к виду деятельности по недропользованию.
В-пятых, существенным дополнением стала ст.56.5 ЗК РФ, которая ввела термин «правообладатели земельных участков», также для принятия решения об изъятии теперь не является препятствием отсутствие сведений в ЕГРП о правах на земельные участки, о координатах точек границ земельных участков, а также наличие споров о правах на недвижимое имущество. Новеллой стала и ст.56.8 ЗК РФ, которая установила механизм определения стоимости земельных участков, подлежащей возмещению. Правообладатели земельных участков более не имеют возможности произвольно устанавливать цену выкупа земельного участка.
В-шестых, с принятием Закона №171-ФЗ законодатель ввел новую систему систематизирования норм о предоставлении земельных участков, исходя не из цели их дальнейшего использования, а основанную на титуле, на котором они будут предоставляться. Общая концепция состоит в объединении в отдельную главу статей, являющихся основанием предоставления земельных участков из государственной и муниципальной собственности.
Целью разрешительного механизма является установление особого государственного контроля за осуществлением таких видов деятельности, которые в силу присущих им особенностей сопряжены с обеспечением и реализацией наиболее важных публичных интересов. Связанных с вовлечением в них неограниченного круга лиц. Не участвующих в их осуществлении. Анализ норм подверженных реформированию позволяет сделать вывод, что применение нововведений потребует большой работы по формированию правильного понимания и грамотной реализации соответствующих положений, так как не все новеллы законодательства содержат положения, которые согласуются с положениями других законодательных актов. Представляется, что практика применения законодательных новелл позволит обеспечить единообразие в отношениях по недропользованию, предсказуемость и стабильность данной рисковой деятельности, что потенциально может привлечь новых субъектов в такие правоотношения.
Подобные работы
- Земельно-кадастровые работы при формировании земельных участков
под строительство линейных объектов (линий электропередачи)
Елабужском муниципальном районе
Бакалаврская работа, земельное право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - Правовые особенности разработки месторождений полезных ископаемых в Арктической зоне на примере Воркуты
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2021 - СЕРВИТУТ В ОТНОШЕНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ПО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование организации управления земельными ресурсами на примере города Красноярска
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Правовое регулирование предпринимательской деятельности в нефтегазовом секторе экономики (Российский университет дружбы народов)
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2020 - ПРАВО НА ЗЕМЛЮ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - Права коренных малочисленных народов на использование природных ресурсов
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - ПРАВО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



