Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 4
1. РЫНОК СТРАХОВАНИЯ КАК ЧАСТЬ ФИНАНСОВОГО РЫНКА 7
1.1. Сущность и функции страхового рынка 7
1.2. Виды страхования 14
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА В РОССИИ 23
2.1. Современное состояние страхового рынка России 23
2.2. Деятельность страховой компании в России на примере Allianz SE 31
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА В РОССИИ 44
3.1. Зарубежный опыт развития страховых рынков 44
3.2. Перспективы развития страхового рынка России 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
Приложение 1 60
Приложение 2 70
Возрождением страхового рынка в России принято считать 1992 год, когда был принят закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации». В качестве регулятора страховой деятельности РФ был создан отдельный орган надзора - Росстрахнадзор Российской Федерации. Впоследствии регуляторами страхового рынка выступали: Федеральная служба страхового надзора (ФССН), Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), в состав которой была включена ФССН. После упразднения ФСФР в 2013 году Центральному Банку Российской Федерации были переданы функции мегарегулятора всех финансовых рынков России, целью которого является обеспечение полноценного контроля над всеми участниками финансовых рынков.
Развитие страхового бизнеса включены в Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. Развитый страховой рынок может оказать влияние на эффективность пенсионной системы, управление рисками финансовых рынков.
Мировой экономический кризис 2008 года негативно отразился на рынке страхования РФ: ближе к концу года объемы продаж начали снижаться, многие страховщики были вынуждены покинуть рынок страхования. Также, после вступления в роль регулятора, ЦБ РФ провел тщательную проверку страхового рынка и лицензии многих страховых были отозваны.
Следом за мировым кризисом, наступил кризис на рынке автострахования: распространение закона «О защите прав потребителей» на имущественные и личные виды страхования, «дало дорогу» недобросовестным автоюристам, получившим многомиллионные незаконные выплаты. Понесшие крупные убытки страховые компании начали отказываться от авто- и личного страхования.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что за последнее время страховой рынок России прошел значительный путь развития от непрозрачных действий компаний, массово создающихся с начала 90-х годов, до создания мегарегулятора финансового рынка, контроля распоряжения не только страховыми резервами, но и собственными средствами Страховщиков.
Исходя из актуальности была поставлена цель дипломной работы, заключающаяся в изучении текущего состояния страхового рынка Российской Федерации, его перспективных направлений развития.
Поставленные в дипломной работе задачи состоят в:
• анализе современного страхового рынка России;
• изучение тенденций современного рынка;
• определении наиболее перспективных видов страхования;
Первая глава дипломной работы посвящена изучению страхового рынка в качестве части финансового рынка, описаны функции страхования и страхового рынка.
Вторая глава рассматривает современный страховой рынок РФ, и деятельность современной страховой компании на примере СК «Альянс» в рамках условий страхового рынка Российской Федерации.
В третьей главе описан опыт зарубежных страховых рынков и приведены предложений по развития страхового рынка России.
В приложении приводятся отчетные формы АО СК «Альянс» за 2015 год, таблицы с основными показателями предприятия.
Страховой рынок нуждается в активном стимулировании, так как он является важной экономической отраслью, обеспечивающей благосостояние населения. Создание эффективной системы страховой защиты имущественных интересов физических и юридических лиц предопределяет формирование необходимой для экономического роста надежной и устойчивой хозяйственной среды. Несмотря на рост обязательного страхования, жесткие регуляторные рамки, отношение населения к страхованию все еще негативное. Одним из факторов такого отношения является восприятие страхования, страховых продуктов, дополнительной нагрузкой на бюджет как юридических, так и физических лиц. Необходимо обеспечить повышение роли страхования в системе социально-экономических и финансовых отношений. При этом возрастает значимость укрепления надёжности страховых компаний, государственного регулирования и надзора за тарифной политикой страховщиков; создания благоприятного налогового режима в целях стимулирования развития страховой отрасли; совершенствования качества образования при подготовке специалистов для отрасли страхования, прежде всего, это касается андеррайтеров и страховых актуариев. Серьезной проблемой для страховой отрасли остаётся повышение качества образования и переподготовки профильных специалистов. Для её решения требуется объединение теоретического обучения с практикой разработки и продаж страховых продуктов, страхового маркетинга, финансового менеджмента.
С развитием науки и техники, с разработкой новых технологий возникают и новые риски, которые способны увеличивать последствия уже существующих рисков. Развитие страхования в электронной сфере - как защита от мошенничества по финансовым он-лайн операциям, так и страхования отдельных видов он-лайн платежей - необходимо российскому страховому рынку, который пока недостаточно адаптировался в цифровой сфере.
На российском страховом рынке все еще присутствует ряд проблем, с которые успешно преодолели западные страховые рынки. Это и низкая информированность потенциальных страхователей о возможностях страхования, недостаток специалистов в страховом маркетинге, не достаточно высокий уровень обслуживания клиентов.
Несколько прошлых лет страхование находилось в очень тяжелой ситуации, обусловленной как внешними причинами, так и внутренними процессами изменения структуры страхового сектора финансового рынка.
Тем не менее 2017 год прогнозируется экспертами годом, в которым ожидается рост возникновения операционных рисков. Это связано и с введением Отраслевыми стандартами бухгалтерского учета (ОСБУ, так называемый «новый план счетов»), электронными полисами ОСАГО, требованиями к качеству активов.
Несовершенство систем учета, информационной систем и инфраструктуры, отсутствие отлаженной системы продажи электронных полисов - все это увеличивает риск участников страхового рынка не выполнить или не выполнить должным образом законодательные и нормативные требования, что приведет к повышенному количеству штрафов, убытков.
Наряду с требованиями для операционных и ИТ служб находить, разрабатывать и внедрять новые системы, улучшать и оптимизировать существующие процессы, для финансовой службы очень важно правильно подходить к бюджетной политике компании.
Расходы на разработку, внедрение, поддержку и обслуживание ИТ систем растут с каждым годом. В настоящее время, когда цифровые технологии выходят на первый план, поиск новых ИТ решений становится критичным для каждой компании.
Не смотря на высокую цену ИТ технологий, сокращение расходов возможно только с переходом страхового сервиса в другую - цифровую, онлайн - плоскость.
Услуги стремительно переходят в цифровую сферу. Электронные полисы ОСАГО, оформление полисов он-лайн, мобильные приложения, привязанные к услугам определенных компаний, персонализированные поисковики. Понятия ‘Big Data’ и ‘Интернет вещей’ все чаще употребляются в каждом сегменте рынка.
Страховой рынок России пока не полностью освоил возможности цифрового времени. Для страховой компании важно не преуменьшить возможность использовать возможность Интернета, цифровых технологий, он-лайн сервисов. Опираясь на опыт более развитых страховых рынков СК Альянс, как дочерняя компания одной из крупнейших мировых страховых компаний, должна осваивать, внедрять и использовать передовые технологии.
Использование опыта развитого западного страхового рынка и сегмента банкострахования, наряду с гибкими возможностями CRM-систем как во внутреннем взаимодействии, так и в общении с потенциальными клиентами, позволит СК «Альянс» активно и эффективно нарастить портфель розничного страхования.
1. Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 03.07.2016) "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.12.2016)
2. Федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" от 03.07.2016 N 363-ФЗ (действующая редакция, 2016)
3. Федеральный закон РФ от 23 июля 2013г. N251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с передачей Центральному банку РФ полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков".
4. Положение Банка России от 2 сентября 2015 №486-П «О Плане счетов бухгалтерского учета в некредитных финансовых организациях и порядке его применения»
5. Статистические данные Субъектов страхового дела Центрального Банка РФ
6. Худяков А. И. «Теория страхования» - М.: Статут, 2010. ISBN 978-58354-0619-7
7. Абрамов В.Ю. «Страхование: теория и практика» - М.: Волтерс Клувер, 2007, ISBN 5-466-00209-7
8. Фёдорова Т.А. «Страхование» - М.: Магистр, 2009, ISBN 978-5-97760032-3
9. Ковалева А.М «Финансы» - М.: Юрайт, 2013, ISBN 978-5-9916-2806-8
10. Ефимов С. Л. «Морское страхование» теория и практика» - М.: РосКонсульт, 2007, ISBN 5-89805-025-6
11. Бендина Н.В. «Страхование» - М.: ПРИОР, 2005, ISBN 5-7990-0457-4
12. К. Е. Турбина «Тенденции развития мирового рынка страхования: Монография» - М, Анкил, 2008, ISBN 5-86476-162-1
13. В.А. Щербаков «Страхование» - М.: Кнорус, 2007, ISBN 5-85971-454-8
14. Белых В.С. Кривошеев И.В. Страховое право.: Краткий учебный курс. - М.: Норма, 2009, ISBN 978-5-468-00291-9
15. Внутренние документы АО СК «Альянс»
...