Введение 7
1 Сущность и нормативное регулирование учета и аудита расчетов с
персоналом по оплате труда 9
1.1 Цели и задачи учета расчетов по оплате труда 9
1.2 Нормативное регулирование учета заработной платы 12
2 Анализ организации работы на примере ООО "РЕМСТРОЙБЫТ" 31
2.1 Характеристика организации и ее учетная политика 31
2.2 Документальное оформление операций с персоналом по оплате труда ... 51
2.3 Синтетический и аналитический учет 53
3 Рекомендации по совершенствованию системы учета в организации 61
3.1 Выявление ошибок в учете заработной платы 61
3.2 Рекомендации по совершенствованию системы учета расчетов с
персоналом по оплате труда в ООО «РЕМСТРОЙБЫТ» 66
4 Социальная ответственность 74
Заключение 81
Список использованных источников 86
Приложение 86
Объект исследования – ООО «РЕМСТРОЙБЫТ». Предмет исследования – аудит и
учет расчетов с персоналом по оплате труда.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление особенностей
бухгалтерского и налогового учета заработной платы.
Задачи работы:
- изучить сущность и нормативное регулирование бухгалтерского и налогового
учета заработной платы;
- провести анализ бухгалтерского и налогового учета заработной платы в ООО
«Ремстройбыт»;
- разработать рекомендации по совершенствованию системы учета в организации.
В целях устранения всех недостатков и активного совершенствования учета
расчетов с имеющимся персоналом по оплате труда вполне можно предложить:
- вывести в первую очередь на должный уровень весь первичный учет, а именно:
обязательное и строгое заполнение различных реквизитов; если определенные реквизиты
не заполняются, то делать прочерк в соответствующем месте;
- необходимо совершенствовать учѐтную политику предприятия;
- применять отдельные унифицированные формы учетных регистров и учетных
первичных документов;
- организовать рационально ведение бухгалтерского учета в компании;
- разработать план документооборота и документации.
Устранение всех выявленных недостатков и внедрение различных предложенных
мероприятий будут активно способствовать оперативности, наглядности контроля и учета,
формированию достоверной и экономически обоснованной информации о труде и его
полной оплате; производить своевременную и точную оплату труда всех работников
организации, постоянно следить за законностью различных операций, связанных с
выплатой и начислением причитающегося заработка, устранением всех
непроизводительных выплат, явных и скрытых потерь рабочего времени, текущей
эффективностью используемых форм стимулирования и организации труда.
Введение
Действующее законодательство Российской Федерации
предусматривает статью под номером 136 Трудового кодекса. И
работодатели обязуются оплачивать своим работникам заработную плату.
Сотрудники получают денежные средства за свой труд не менее одного
раза за календарный месяц. Проводки по заработной плате бухгалтеры
заполняют, опираясь на синтетический счет 70 «Расчеты с персоналом по
оплате труда». Дата устанавливается согласно действующим правилам
внутреннего трудового распорядка, коллективными или трудовыми
договорами.
Во многих фирмах возникают ситуации, когда необходимо убедиться в
качестве работы кадровой службы и в том, что все их задачи выполняются
правильно. Поможет в этом аудиторская проверка. Кадровый аудит — это то,
без чего не обходится ни одна организация. Эта процедура помогает
избежать многочисленных проблем и оптимизировать работу кадров на
предприятии. Кадровый аудит — это оценка организационной структуры
компании и ее системы управления персоналом. Она является независимой и
проводится комплексно, что имеет наибольший положительный эффект для
фирмы.
Если рассматривать это понятие подробнее, то под ним
подразумеваются проверка и анализ всей документации, связанной с кадрами
и не только. Проверяется соответствие нормам законодательства РФ
(трудовому, налоговому и другим кодексам и законам) и последним
изменениям в нем. Также затрагивается и сама работа кадров, что
проверяется путем анализа экономических показателей [12, c. 90].
Целью выпускной квалификационной работы является выявление
особенностей бухгалтерского и налогового учета заработной платы.
Сложность всего бухгалтерского учета заработной платы состоит в
том, что заработок должен считаться по отдельности для каждого сотрудника
с учетом используемых в компании форм и систем оплаты труда. Большой
штат сотрудников компании приводит к большому объему расчетных
операций.
Настоящее правовое регулирование учета всей заработной платы
оговаривается ст.129 ТК РФ, где содержится определение текущего понятия
оплаты всего труда работника. Так, полностью признается не только
вознаграждение за выполненный труд, но также стимулирующие и
компенсационные выплаты.
ООО «РЕМСТРОЙБЫТ» – общество с ограниченной
ответственностью, действующее на основании Устава создано в декабре
2011 года.
Главная цель деятельности предприятия - получение максимально
возможной прибыли от деятельности. Миссия предприятия - своевременное
и качественное удовлетворение платежеспособного спроса населения
работами и услугами.
ООО «РЕМСТРОЙБЫТ» является успешно развивающейся компанией,
предоставляющей услуги управления многоквартирными домами. Стратегия
развития компании – это совокупность мероприятий, направленных на
оптимизацию ее деятельности.
Анализ финансового состояния предприятия показывает, что у
исследуемого предприятия неудовлетворительное финансовое состояние и
необходимо принять меры по его улучшению.
Проанализировав финансовый и предпринимательский риски ООО
«РЕМСТРОЙБЫТ» можно отметить, что предприятию необходимы
мероприятия по укреплению своих позиций на рынке и максимизации
прибыли.82
Руководителем приказом №5 от 29.12.2015г г была утверждена учетная
политика для целей бухгалтерского учета и для налогообложения на 2016
год, составленная главным бухгалтером. Она представляет собой
совокупность способов ведения бухгалтерского учета, утвержденных и
принятых на практике.
Бухгалтерский учет ведется с использованием компьютерной
программы автоматизации бухгалтерского и налогового учета «1С:
Организация», версия 8.0. Программа «1С: Организация» обновляется при
изменениях в законодательстве РФ.
Организация бухгалтерского учета находится на удовлетворительном
уровне, но имеет ряд существенных недостатков, основным из которых
является отсутствие ряда внутренних нормативных документов: график
документооборота, перечень лиц имеющих право подписи первичных
документов, перечень лиц имеющих право получения денег в подотчет.
Зарплата на предприятиях формируется из трех видов начислений
(основная и дополнительная зарплата, другие выплаты), которые
выплачиваются всем сотрудникам за осуществленную работу.
Учѐт оплаты труда на предприятии начинается с документов, которые
являются основанием для начисления зарплаты. Нормативно-правовая база
по учѐту зарплаты содержит ряд унифицированных форм первичных
документов.
Так, организация учѐта зарплаты начинается с первичной
документации по оплате труда – штатного расписания, трудовых договоров,
приказов о приѐме на работу, нарядов, книг учѐта выработки, табелей учѐта
рабочего времени, приказов о поощрениях и т.д.
С зарплаты сотрудников уплачиваются следующие налоги и взносы:
НДФЛ по ставке 13%;
Взносы в ФФОМС 5,1% от базы для начисления взносов;
Взносы в ФСС в диапазоне от 2,9% до 0% от базы для начисления
взносов;83
Взносы в ПФР на страховую часть по ставке 22% от размера
начисленной зарплаты;
Первичный учет в настоящее время можно охарактеризовать как
первая или начальная стадия формирования и восприятия процесса
регистрации хозяйственных операций в области бухгалтерского учета. Все
объекты хозяйственного учета можно заключить в следующие процессы:
процесс заготовления, процесс приобретения, процесс расходы
материальных ресурсов, процесс выпуска полуфабрикатов, расчеты с
контрагентами и как конечный и итоговый процесс выпуск и реализация
готового продукта.
Исходные сведения о всех процессах и операциях, происходящий в
организации, в соответствии с законодательством в области ведении
бухгалтерского учета, должны отражаться в первичных документах. Данный
процесс можно охарактеризовать как первичный учет в области бухгалтерии.
Документ, в котором отражается исходное значение той или иной операции
называет первичный документ.
Таким образом, первичный документ — это определенного рода
свидетельство о факте свершения некой хозяйственной операции, которая
имеет юридическую силу и не требует дальнейшей детализации.
Оплата труда достаточно актуальный и спорный раздел учета в любой
компании, и как отдельный экономический элемент, который характеризует
уровень оценки всего труда персонала с одной стороны и полный уровень
затрат компании с другой стороны, требует надзора и контроля. С точки
зрения правильного расчета и полного соблюдения законодательства самым
лучшим методом контроля расчетов в отрасли оплаты труда в компании
представляется аудит всех расчетов по оплате труда.
Подобный аудит расчетов со своим персоналом по оплате труда
представляется одним из самых трудоемких объектов при проведении
проверки компании. Операции по учету заработной платы и труда, как84
правило, довольно многочисленны, выполняются систематически и
отличаются спецификой и разнообразием.
В ходе проведения исследования постановки всего бухгалтерского
учета расчетов с текущим персоналом по полной оплате труда в ООО
«РЕМСТРОЙБЫТ» были выявлены некоторые недостатки:
1) На различных первичных документах (платежная ведомость,
расчетная ведомость) отсутствуют требуемые подписи главного бухгалтера и
руководителя, которые подтверждают полную достоверность данного
документа. Эти документы и все совершаемые на их базе операции могут
быть полностью признаны недействительными.
2) В компании применяются нетиповые формы документов, к примеру,
расчетная ведомость. Часто они не совсем приспособлены для точного и
полного отражения всех хозяйственных операций по правильной оплате
труда.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г.
№ 51-ФЗ; часть вторая от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ
2. Налоговый кодекс РФ, часть первая от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ; часть
вторая от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ
3. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 6.12. 2015 г. № 402-ФЗ
4. О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных
денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт:
Федеральный закон от 22.05.2003 г. №54-ФЗ
5. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12. 2012 г. №307-
ФЗ
6. Финансовые инструменты: представление информации: Международный
стандарт финансовой отчетности, IAS 32: Приложение №21 к приказу
Минфина РФ от 25.11. 2015 №160н
7. Финансовые инструменты: признание и оценка: Международный стандарт
финансовой отчетности, IAS 39: Приложение №27 к приказу Минфина РФ от
25.11. 2015 №160н
8. Финансовые инструменты: раскрытие информации: Международный
стандарт финансовой отчетности, IFRS 7: Приложение №36 к приказу
Минфина РФ от 25.11. 2015 №160н
9. О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при
расчетах по налогу на добавленную стоимость: Постановление
Правительства РФ от 26.12. 2015 г. № 1137
10. Методические рекомендации по бухгалтерскому учету материальнопроизводственных ценностей. Приказ МФ РФ от 28 декабря 2001 г. №119н
11. О формах бухгалтерской отчетности организаций: Приказ
Министерства Финансов РФ от 02.07. 2014 г. № 66н87
12. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых
обязательств. Приказ МФ РФ от 13 июня 1995 г. № 49
13. О введении в действие положения о переводном и простом векселе.
Постановление ЦИК СССР от 07 августа 1937 г. №104/1341
14. ПБУ 1/ 2012: Учетная политика организации: Положение по
бухгалтерскому учету. Утв. приказом Министерства Финансов РФ от 06.10.
2012 г. № 106н
15. ПБУ 3/2006: Учет активов и обязательств, стоимость которых
выражена в иностранной валюте: Положение по бухгалтерскому учету. Утв.
приказом Министерства Финансов РФ от 27.11.2006 г. № 154н
16. ПБУ 4/99: Бухгалтерская отчетность организации: Положение по
бухгалтерскому учету. Утв. приказом Министерства Финансов РФ от
06.07.1999 г. № 43н
17. Существенность в аудите: Правило (стандарт) № 4: в
ред.Постановления Правительства РФ от 7.10.2004 №532
18. Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она
осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой
финансовой (бухгалтерской) отчетности: Правило (стандарт) №8: в
ред.Постановлений Правительства РФ от 19.11. 2012 № 863, от 27.01. 2015
№30
19. Особенности аудита отдельной части отчетности: федеральный
стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 9/ 2015): приложение № 3 к
приказу Минфина РФ от 16.08. 2015 г. №99н
20. Положение о правилах осуществления перевода денежных средств.
Утв. Банком России 19.06.2012 г. № 383-П
21. Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете.
Утв. Приказом Министерства Финансов СССР от 29.07.1993 г. № 105
22. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в Российской Федерации. Утв. приказом Министерства Финансов
РФ от 29.07.1998 г. № 34н