Социально-педагогическая поддержка семьи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, в условиях центра социальной помощи семье и детям (Российский Государственный Педагогический Университет)
Проведено исследование.
База исследования: Центр социальной помощи семье и детям» Петроградского района г. Санкт-Петербурга.
Выборка: 50 семей, которые находились в трудной жизненной ситуации и обратились в центр социальной помощи семье и детям.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ 8
1.1. Теоретический анализ понятия «семья» и «трудная жизненная ситуация» 8
1.2.Теоретический анализ понятия «Социально-педагогическая поддержка» 16
1.3. Нормативно-правовое обеспечение социально-педагогической 23
Выводы 29
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙСИТУАЦИИ, в ЦЕНТРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ 31
2.1. Диагностика проблем семей, попавших в трудную жизненную ситуацию в КЦСОН Петроградского района г. Санкт-Петербурга 31
2.2. Разработка и реализация программы, направленной на совершенствование организации социально-педагогической поддержки семей в трудной жизненной ситуации 39
2.3. Анализ результатов реализации программы 46
Выводы по второй главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
Актуальность исследования. Сегодня неравнодушные люди придают большое значение помощи семьям, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Поскольку быстро меняющееся общество сталкивает семьи с различными социальными проблемами, которые могут дестабилизировать жизненные функции и затруднить адаптацию к новым условиям. К сожалению, часто семьи не могут справиться самостоятельно с возникающими проблемами, которые затрагивают многие стороны жизни: материальную, правовую, социальную, медицинскую, педагогическую, психологическую и т.д.
Неприятности, с которыми сталкиваются эти семьи, имеют комплексную природу и взаимосвязаны между собой. Например, социальная неустроенность может вызвать психологическое напряжение и семейные конфликты, а материальная ограниченность негативно сказывается на здоровье и жизненных условиях детей и взрослых.
В семьях, попавших в трудную жизненную ситуацию, у детей зачастую наблюдается низкая самооценка и неадекватное представление о собственной личности. Это может иметь негативное влияние на их будущее.
Обычно эти семьи страдают от замкнутости на своих проблемах, и ребенок часто не получает достаточного внимания и заботы, что может привести к чувству ненужности и ухудшению отношений внутри семьи. Ребенок теряет интерес к учебе и часто пропускает школу.
Однако помощь, предоставляемая только отдельным категориям семей, не решает общественную проблему, так как число семей с проблемами, не входящих в льготные категории, растет быстрее, чем их собственный воспитательный потенциал.
Поэтому социальная поддержка становится все более важной для успешного функционирования любой социальной группы. Особенно это касается семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Для того, чтобы оказать эффективную социальную поддержку семьям в трудной жизненной ситуации, необходимо организовать профессиональную помощь, используя как их собственные возможности, так и привлекая внешнюю помощь.
Такая помощь может включать в себя:
• мобилизацию окружения, таких как родственники, близкие и члены других семей, которые попали в схожее положение;
• обращение к квалифицированным специалистам в области социальной работы;
• сотрудничество с государственными и негосударственными структурами, которые предоставляют социальную помощь.
Оказание такой помощи может помочь семьям в трудной ситуации вернуть самоуважение и самооценку, установить отношения внутри семьи и вернуть доверие к окружающим, а также стимулировать ребенка к учебе и развитию. Это может дать надежду на будущее и помочь улучшить качество жизни в целом.
Объект исследования: Поддержка семей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Предмет исследования: Социально-педагогическая поддержка семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в условиях центра социальной помощи семье и детям.
Цель исследования: Разработка и проверка результативности усовершенствованной программы, направленной на социально-педагогическую поддержку семей в трудной жизненной ситуации.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятийный аппарат социально-педагогической поддержки семей, попавших в трудную жизненную ситуацию
2. Определить направления социально-педагогической поддержки семей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
3. Выявить недостатки программы, направленной на социально-педагогическую поддержку семей в трудной жизненной ситуации, реализуемой в условиях центра социальной помощи семье и детям.
4. Разработать усовершенствованную программу, направленную на социально-педагогическую поддержку семей в трудной жизненной ситуации
5. Подобрать диагностический инструментарий и проверить результативность разработанной программы
Гипотеза исследования:
Актуальность нашего исследования заключается в том, что семьи могут попадать в сложные жизненные ситуации по разным причинам. Эти причины могут быть правовыми (когда неожиданные события мешают сохранению важных документов, которые в будущем могут стать проблемой для юридических прав и статуса семьи), материальными (когда потеря имущества, места жительства, одежды, продуктов питания и источников дохода), психологическими (когда беспокойство и страхи по поводу будущего, безразличие) и социально-педагогическими (когда семьи оказываются отрезаны от знакомых людей, не знают условий и требований нового места жительства и в отрыве от образования и культуры).
Я предполагаю, что эти проблемы могут быть решены, если определить сущность и условия социально-педагогической поддержки для семей, побывавших в сложных жизненных ситуациях. Следует разработать комплекс мероприятий для социально-педагогической поддержки и использовать новейшие технологии в этой области на практике.
Методология и методы исследования:
- системный анализ - количественные методы исследования (анкетирование; интервьюирование; тестирование),
- антропологический анализ - качественные методы исследования (перечисление).
Положения, выносимые на защиту:
1. Социально-педагогическая поддержка для семьи в кризисной ситуации представляет собой комплекс целенаправленных мер, предоставляемых семье для разрешения ее проблем, восстановления ее функционирования и развития способности самостоятельно преодолевать сложности. Такая поддержка осуществляется путем педагогического сопровождения развития семьи, консультирования и комплекса социально-педагогических мер, направленных на решение проблем семьи.
2.Социально-педагогическая поддержка семьи осуществляется с помощью совокупности воспитательных и обучающих мер, направленных на восстановление нарушенных педагогических и социальных связей семьи. Для достижения этой цели применяется определенный комплекс мероприятий, способствующих повышению социально-педагогической компетенции семьи и формированию ее жизнеспособности.
3.Процесс оказания социально-педагогической поддержки семьи, попавшей в трудную жизненную ситуацию напрямую связан с выявленными проблемами семьи, решение которых достигается применением специалистом в работе с семьей новейших методик и технологий.
Практическая значимость исследования:
Результаты исследования могут быть полезны для разработки курсов обучения в области «социальной работы с семьями». Созданная программа социально-педагогической поддержки семей в кризисных ситуациях, которая позволяет оценить проблемы, выявить признаки трудностей и найти решения, может быть полезна специалистам центров социальной помощи семье и детям при разработке стратегии улучшения работ с семьями, которые оказались в трудной жизненной ситуации.
База исследования: «центр социальной помощи семье и детям» Петроградского района г. Санкт-Петербурга.
Структура выпускной квалификационной работы. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.
В ситуации, когда семья сталкивается с экономическими, юридическими, педагогическими, психологическими или медицинскими проблемами, ее ждут трудности. Семья может со временем потребовать помощи и поддержки социальных работников, психологов, учителей и социальных педагогов, а также контроля над условиями, в которых живет и растет ребенок (в случае социального сиротства). В таких случаях улучшение жилищных условий, выполнение родительских обязанностей и контроль со стороны органов опеки и попечительства могут оказаться необходимыми. Организации социального обслуживания, такие как комплексные центры социального обслуживания населения, территориальные центры социальной помощи семье и детям, социальные приюты для детей и подростков и другие, могут оказывать поддержку в этой ситуации. Деятельность этих учреждений регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (32). Центры социальной помощи семье и детям играют ключевую роль в оказании помощи семьям в трудной жизненной ситуации. Они предлагают комплекс мер, направленных на устранение проблем, которые вызывают трудную жизненную ситуацию. Работа различных специалистов, таких как социальных работников, психологов и социальных педагогов, помогает детям из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В ходе исследования была проанализирована работа Центра социальной помощи семье и детям Петроградского района по оказанию помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Большинство обслуживаемых семей представлены неполными и многодетными семьями. Работа социальных служб включает развитие индивидуальных и групповых методов работы, консультирование семьи и психологическое сопровождение на долгосрочный период. Основной целью Центра является помощь в устранении повседневных проблем в семье, восстановлении позитивных семейных отношений и нацеливании на социальную адаптацию семьи.
Результаты анкетирования показали, что основной причиной попадания семей в ТЖС является развод, на втором месте - внебрачная рождаемость и материальные проблемы. Основными проблемами семей, выделяемыми респондентами, являются: материальные, психологические, медицинские, жилищные проблемы, проблема безработицы.
Составленная программа «Мы вместе» направлена на структурированную, пошаговую работу с семьей для решения ряда задач: своевременное выявление семей, нуждающихся в помощи специалистов Центра; достижение доверительных отношений всех членов семьи в ТЖС со специалистами Центра; проведение систематической работы по улучшению детско-родительских и внутрисемейных отношений в неполной семье; активизацию собственных резервов взрослых членов неполной семьи в решении проблем детей; стимулирование социально-личностного развития детей из неполных семей, их познавательной деятельности, помощь в получении пособий, организация дополнительного образования и летнего отдыха детей.
Результатом реализации данной программы является выявление проблем семей в ТЖС и помощь в их преодолении; активизация собственных возможности семей на восстановление их социальной активности; помощь детям в социализации и самореализации.
Итак, в ходе исследования поставленные задачи решены, цель достигнута.
1. Антонов А.И., Многодетная семья в эру депопуляции (результаты всероссийского исследования многодетных матерей) / А.И. Антонов // Демографические исследования. — 2009. — №№8-9. — С.22-25. .
2. Аседова Э.М., Многодетная семья и ее проблемы / Э.М. Аседова // Современные проблемы культуры и воспитания. Выпуск 2. / Под ред.З.М. Магомедовой. — Махачкала: ДГПУ, 2005. — С.36-38.
3. Ачильдиева Е.Ф., Многодетная семья в современной России / Е.Ф. Ачильдиева // Семья в России. — 1994. — №2. — С.6-8. .
4. Борисов В.А., Семья и демографические тенденции / В.А. Борисов, А.Б. Синельников. — М.: НИИ семьи Минсоцзащиты РФ, 2000. — 76 с. .
5. Бочарова Н.И., Организация досуга детей в семье: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.И. Бочарова, О.Г. Тихонова. — М.: Изд. центр «Академия», 2006. — 208 с. .
6. Бурмистрова, Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. Методические рекомендации для специалистов системы образования [Текст]/ Е.В. Бурмистрова. — М.: МГППУ, 2006. – 359 с.
7. Введение в социальную работу: Учебное пособие / Под ред. С.В. Тетерский — Москва.: Академический Проект, 2000. — 469 с.
8. Галагузова М.А. Основы социальной педагогики социальная педагогика как наука и как ... — Волгоград, 1996. Гонтмахер Е.Ш., Социальная политика в России: уроки 90-х / Е.Ш. Гонтмахер. — М.: Гелиос АРВ, 2000. — 334 с. .
9. Гуслова М.Н., Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб. Пособие / М.Н. Гуслова. — Москва. «Академия», 2010. — 380 с. 11.
10. Дивицына Н.Ф., Семьеведение. Многодетная семья и ее социальная защита. Учеб. пособие / Н.Ф. Дивицына. — М.: МГУ, 2006. — 127 с. .
11. Добреньков В.И., Социальные институты и процессы / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. — М.: МГУ, 2000. — т.3. — 339 с. . Зайцева Н.М., Первые шаги / Н.М. Зайцева // Социальная работа. — 2007. — №3. — С.40-42. .
12. Захаров С.В., Новейшие тенденции формирования семьи в России С.В. Захаров // Мир России. — 2007. — Т. XVI. — №4. — С.73-112. .
13. Зубкова Т.С., Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб. пособ. / Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 224 с. .
14. Колесникова И.В., Социальная поддержка многодетных семей в Саратовской области / И.В. Колесникова // Социальная работа. — 2007. — № 4. — С.15-16. .
15. Костина Е.Ю., История социальной работы / Е.Ю. Костина. — Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2004. — 110 с. .
16. Краснова В.Г., Педагогические аспекты в социальной работе / В.Г. Краснова. — Волгоград: ВолГУ, 2004. — 60 с.
17. Кузина И.Г. Теория социальной работы. 2-е издание: учебное пособие// https://www.libfox.ru/649149-irina-kuzina-teoriya-sotsialnoy-raboty-2-e-izdanie-uchebnoe-posobie.html
18. Кузнецова Л.П., Основные технологии социальной работы: Учебное пособие / Л.П. Кузнецова. — Владивосток: ДВГТУ, 2002. — 92 с. .
19. Кузьмин К.В., История социальной работы за рубежом и в России (с древности до начала ХХ века) / К.В. Кузьмин, Б.А. Сутырин. — Москва.: Трикста, 2006. — 673 с. .
20. Курбатов В.И., Социальная работа: Учебное пособие / В.И. Курбатов. — Москва.: Феникс, 2003. — 480 с. .
21. Лобанова Н.П., Социальная защита населения — приоритетное направление социальной политики администрации области// Социальная работа, 2008, № 5.-с. 24- 25.
22. Лозовская Е.Г., История социальной работы в России: Учебно-методическое пособие / Е.Г. Лозовская, Е.С. Новак, В.Г. Краснова. — Волгоград: ВолГУ, 2001. — 72 с. .
23. Мельников В.П., История социальной работы в России: Учеб. пособие / В.П. Мельников, Е.И. Холостова. — М.: Изд. центр «Маркетинг», 2001. — 344 с. .
24. Минияров, В.М. Психология семейного воспитания: учебно-методическое пособие [Текст] / В.М. Минияров . – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009. – 318 с.
25. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. — М., 1997.
26. Областной закон Ленинградской области «О дополнительных социальных гарантиях и стандартах в Ленинградской области» от 22.03.2021 N 31-оз// https://lenoblpravo.ru/zakon/2021-03-22-n-31-oz/
27. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога: учебное пособие [Текст]/ Р.В. Овчарова – М.: ТЦ «Сфера», 2009. – 271 с.
28. Ожегов С.И. Толковый словарь: онлайн издание// https://gufo.me/dict/ozhegov
29. Осухова Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учебное пособие для студ. вузов по напр. и спец. «Социальная работа»; доп. УМО / Н. Г. Осухова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2012. - 320 с.
30. Павленко.П.Д Основы социальной работы. /Под ред. П.Д. Павленко. — Москва: Феникс, 2003. — 372 с.
31. Социальный кодекс Ленинградской области т(с изменениями на 15 ноября 2022 года)// https://docs.cntd.ru/document/555652177
32. Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // https://base.garant.ru/179146/
33. Харчев А.Г. Социология семьи: проблемы становления науки.- Изд-во Центр социального прогнозирования .-Люберцы.- 2003.
34. http://cspsd.kolp.gov.spb.ru