Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОДРОСТКАМ, ПОПАВШИМ В ТРУДНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ

Работа №107234

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы61
Год сдачи2021
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
247
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические аспекты организации психолого-педагогической помощи
детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию 8
1.1 Психологическое сопровождение подростков, оказавшихся в
трудной жизненной ситуации 8
1.2 Основные направления работы с детьми, оказавшимся в трудную
жизненную ситуацию 18
2 Эмпирическое исследование по организации психологической помощи
подросткам, попавшим в трудные жизненные ситуации 26
2.1 Организация и методы исследования 26
2.2 Результаты эмпирического исследования 27
2.3 Описание организации психологической помощи подросткам,
попавшим в трудные жизненные ситуации 35
2.4 Разработка рекомендаций по психологической поддержке
подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации 41
Заключение 51
Список используемой литературы 55
Приложение

Актуальность исследования. Рассматриваемая тема, на сегодняшний день, является достаточно актуальной, поскольку с каждым годом, число детей, оставшихся без попечения родителей, или же детей, которые оказались в трудной жизненной ситуации по той или иной причине, растёт. Сегодня, если верить статистике, большинство детей, которые оказались в учреждениях социальной реабилитации, являются подростками 12-15 лет. В большинстве случаях, родителей данных подростков лишили родительских прав за невыполнение в надлежащем образе своих родительских прав. Также одной из часто встречающихся причин, по которой подростки оказываются в трудной жизненной ситуации, это жестокое обращение в семье, алкоголизм и наркомания родителей, реже от детей отказываются из-за каких-либо заболеваний, смерть родителей.
В российском законодательстве термин «трудная жизненная ситуация» трактуется как сложная ситуация, в котором оказался человек и которую он не может преодолеть самостоятельно. Речь идёт об инвалидности, сиротстве, бедности, жестоком обращении в семье и т.д.
На сегодняшний день, существуют много семей, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Связано это с нехваткой рабочих мест, которая приводит к повышению безработицы в стране, и, как следствие, многие семьи сталкиваются с бедностью, из которой самостоятельно выбраться не могут
Проблема. К числу важных психолого-педагогических проблем, существующих на сегодняшний день, можно смело отнести поиск новых технологий, новых возможностей, которые смогли бы обеспечить хорошую социализацию подростков, которые оказались в трудной жизненной ситуации, ведь, несмотря на нормативно-правовую базу, трудности с социализацией данной категории подростков, всё же остаются. Особенно важно разрешить это противоречие между признанием необходимости психолого-педагогического сопровождения данной категории детей и отсутствием технологических и педагогических условий для реализации этого процесса в учреждениях, где пребывание детей ограничено сроком от нескольких недель до полугода. В этом случае актуализируется вопрос об эффективности психолого-педагогической помощи этим детям.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования следующим образом: каковы средства, обеспечивающие эффективность психолого-педагогической помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации?
Степень изученности проблемы: изучению психологической помощи подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, посвятили свои труды многие учёные. Так, к примеру, в научных исследованиях Г.М. Андреевой, О.С. Газмана, И.С. Кона проводится анализ разных аспектов оказания педагогической и психологической помощи подросткам, которые столкнулись с трудной жизненной ситуацией. Согласно трудам многих учёных, психолого-педагогическое сопровождение должно быть направлено на то, чтобы решить вопросы с двумя основными группами трудностей социализации подростков, которые столкнулись с трудностями в жизни:
- решить проблемы, связанные с социальными трудностями (жилищно-бытовые условия, отсутствие социальных навыков, отсутствие позитивных социальных связей и, прежде всего, отсутствие позитивных жизненных планов);
- решить проблемы, которые связаны с психологическими трудностями подростков (правильно сформировать у подростков собственное «Я», научить доверять людям, помочь определиться с их будущим в плане работы, карьеры, помочь справиться с психологическими проблемами, которые имеются у подростков из- за детских травм, связанных с жестоким обращением в семье, и т.д.).
Данные проблемы достаточно подробно рассмотрены многими психологами и педагогами. Что же касается организации психологической помощи подросткам, которые столкнулись с трудностями в жизни, которые оказались в трудной жизненной ситуации, то данная сфера психологической деятельности в научной литературе изучена недостаточно и требует дальнейшего изучения и анализа.
Цель данной выпускной квалификационной работы заключается в разработке и реализации программы психологической помощи подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Объект исследования - психологическое сопровождение подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Предмет исследования - психологическая помощь по развитию навыков конструктивного разрешения «трудных ситуаций» среди подростков.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что:
- подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, имеют заниженную самооценку и склонны к девиантному поведению;
- организация психологической помощи подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию будет эффективной, если данная помощь будет основана на индивидуальном подходе к каждому подростку, будут учитываться его возрастные и личностные особенности.
Задачи исследования:
- изучить теоретические аспекты организации психологической помощи подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- рассмотреть основные направления работы с подростками,
попавшими в трудные жизненные ситуации;
- провести эмпирическое исследование по организации психологической помощи подросткам, попавшим в трудные жизненные ситуации;
- провести интерпретацию полученных результатов исследования и разработать рекомендации по психологической поддержке подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Методы исследования:
а) Теоретические (анализ и синтез научных трудов по теме исследования);
б) Эмпирические: наблюдение, анкетирование, тестирование по методикам:
- анкета «Общие сведения о детях». Цель проведения данного анкетирования заключалось в том, чтобы выявить общие сведения о подростках, принявших участие в нашем эмпирическом исследовании;
- тест «Определение самооценки по Р.В. Овчаровой». Данная методика позволяет выявить уровень развития самооценки у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (авт. - А.Н. Орел). Данная методика позволила нам выявить уровень склонности подростков к девиантному поведению.),
в) Математическая и графическая обработка полученных эмпирических данных.
Теоретико-методологическая основа исследования: при написании данной выпускной квалификационной работы выступили труды учёных: Д.О. Белякова, П.П. Блонского, О.А. Булгакова, Б.Б. Величковского, Л.С. Выготского и других.
База исследования: государственное учреждение Самарской области «Тольяттинский социальный приют для детей и подростков «Дельфин». В исследовании приняли участие подростки в возрасте от 12 до 15 лет, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Общее число участников эмпирического исследования составило 20 человек. Из них 11 мальчиков и 9 девочек.
Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы состоит в том, что предложенная в данной выпускной квалификационной работе программа, направленная на оказание психологической помощи подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, для преодоления кризисов, могут быть использованы специалистами при работе с подростками. Также в рамках данной выпускной квалификационной работы были предложены рекомендации педагогам по работе с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию, а также предложены советы для родителей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретический анализ научной литературы показал, что трудная жизненная ситуация - это длительное и неблагоприятное для развития личности ребенка состояние, связанное с недостаточным или противоречивым влиянием на него внешних условий (социального окружения) и внутренних условий (здоровья, психического состояния). Это явление вызвано множеством различных причин и факторов, поэтому корректирующие меры по его преодолению требуют комплексного подхода. Необходимо работать не только с ребенком, но и с его близким окружением.
Практика показывает, что дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, попадают в ситуацию, которая серьезно влияет на их благополучие, безопасность повседневной жизни и из которой они не всегда могут выбраться самостоятельно. В этом случае им требуется специализированная помощь. Такую помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, может оказать психолого-педагогическая поддержка, основной целью которой является создание максимально благоприятных условий для жизни, воспитания и преодоления ребенком сложившейся ситуации.
Психологическое сопровождение подростков представляет собой профессиональную деятельность психолога, которая заключается в том, чтобы организовать необходимы условия, в котором обучение, развитие и социализация подростка будет проходить более успешно. То есть создание таких условий, в которых подросток будет чувствовать себя комфортно.
Во второй главе данной работы с целью организации психологической помощи подросткам, попавшим в трудные жизненные ситуации, нами было проведено эмпирическое исследование.
Основные задачи, которые ставит перед собой педагог-психолог при работе с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и их семьями:
- выявить неблагополучные семьи, которые бы пошли на контакт и
согласились принять социально-психологическую помощь, определить причины, по которым та или иная семья оказалась в трудной жизненной ситуации, провести планирование и
реализацию психологической помощи данным семьям;
- оказать помощь образовательному учреждению по созданию обстановки, которая бы обеспечивала бы психологический комфорт и безопасность личности каждого обучающегося;
- оказать помощь подростку в поиске решения его личностных трудностей, проблем, связанных с социализацией, проблем, которые связаны с выстраиванием взаимодействия как с родителями, так и со сверстниками;
- предоставить подростку реальные возможности для того, чтобы он «нашёл себя», то есть для самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности;
- оказать психологическую помощь в выборе будущей профессии и профориентации;
- проводить мероприятия, направленные на профилактику как учебной, так и социальной дезадаптации, на профилактику у подростков отклоняющего поведения;
- проводить беседу с одноклассниками подростка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, направленную на повышение социального статуса данного подростка.
Главной целью, которая стоит перед психологом, который работает с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, является то, чтобы создать необходимые условия для развития данного подростка, оказать ему комплексную психологическую помощь, помочь найти себя в жизни, помочь определиться с тем, кем бы он хотел видеть себя в будущем и т.д.
Эмпирическое исследование проводилось на базе государственного учреждения Самарской области «Тольяттинский социальный приют для детей и подростков «Дельфин». В исследовании приняли участие подростки в возрасте от 12 до 15 лет, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Общее число участников эмпирического исследования составило 20 человек. Из них 11 мальчиков и 9 девочек.
Дата проведения эмпирического исследования: ноябрь 2020 года - май 2021 года.
На констатирующем этапе эмпирического исследования нами были использованы следующие методики:
- Анкета «Общие сведения о детях». Цель проведения данного анкетирования заключалось в том, чтобы выявить общие сведения о подростках, принявших участие в нашем эмпирическом исследовании;
- Тест «Определение самооценки по Р.В. Овчаровой». Данная методика позволяет выявить уровень развития самооценки у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (авт. - А.Н. Орел). Данная методика позволила нам выявить уровень склонности подростков к девиантному поведению.
Результаты анкетирования показывают, что у подростков, которые приходят в центр, родители где-то работают или являются безработными. В районе люди работают в основном в бюджетных организациях, и большинство из них живут на социальные пособия.
Согласно опросу детей, материальное благосостояние своих семей дети характеризуют в основном как среднее, при этом некоторые из них указали, что их родители безработные. Дети считают, что если их родители не ходят к врачу, то они здоровы. Дети-подростки приходят в Центр в отделение дневного пребывания и учатся в основном хорошо, по их мнению, но есть и такие, которые признают - плохо. В свободное время дети, которые находятся в Центре, дети после школы занимаются в кружках, секциях. У детей нет проблем в общении со сверстниками. Воспитанники учреждения очень общительны и доброжелательны. Они легко находят общий язык со своими сверстниками. Отношения детей с родителями не очень хорошие; в их семьях часто возникают конфликты, драки, словесные оскорбления, крики и физические наказания, что заставляет их чувствовать себя недооцененными. Дети из многодетных и малообеспеченных семей остаются в Центре много раз, родители в большинстве случаев относятся к этому равнодушно. Это наблюдается потому, что большинство семей характеризуются как неблагополучные. Все подростки отмечают, что они не курят. Ответы могли быть неискренними.
У большинства подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, самооценка занижена. Что же касается склонности к отклоняющему поведению, то большинство таких подростков находятся в группе риска, поскольку по результатам тестирования, у большинства ребят был выявлен высокий уровень склонности к девиациям. Это говорит о том, что данные дети могут стать в будущем преступниками, алкоголиками, наркоманами и т.д.
В связи с этим нами была разработана и реализована программа, направленная на оказание психологической помощи подросткам, попавшим в трудные жизненные ситуации.
Всего нами было проведено 13 часов. Поначалу, на первый занятиях, подростки вели себя скованно, не проявляли особой активности, относились с недоверием, были замкнуты. Уже на третьем занятии подростки «влились» в коллектив, стали активно принимать участие в обсуждениях, беседе, дискуссиях. На последующих занятиях мы рисовали рисунок семьи, автопортрет и т.д. Проводили различные игры, упражнения, беседы и обсуждения. Заключительное занятие было направлено на то, чтобы создать у подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, позитивный настрой на будущее.



1. Базарова C. B. Основы профессиональной деятельности педагога психолога образования. Курск : Учитель, 2014. 100 с.
2. Белова В. А., Тарасова А. В. Формы и методы социализации несовершеннолетних. М. : МИРОС, 2011. 145 с.
3. Бережная О. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей- сирот как средство их социализации: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Ставрополь, 2005. 191с.
4. Борозинец И. М. Социально-психологические аспекты помощи детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей. Ставрополь : СТАВГУ, 2013. 98с.
5. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. М. : Корвет, 2011. 320 с.
6. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций. СПб., 2015. 322 с.
7. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика. М. AKADEMA, 2015. 432 с.
8. Винникот Д. Игра и Реальность. М. : Институт
Общегуманитарных Исследований, 2008. 288 с.
9. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : Педагогика- пресс, 1996. 536 с.
10. Гаджиева У. Б. Помощь специализированных учреждений в коррекции поведения подростков // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. 2012 г. Москва : Буки-Веди, 2012. С. 100-102.
11. Девиантное поведение у детей и подростков / И. Г. Гагаркина, Т. М. Гончарова, С. В. Шик, 3. В. Хохрина. Красноярск : Филиал МПСУ, 2015.242 с.
12. Дети группы риска в общеобразовательной школе / Под ред. С. В. Титовой - СПб. : Питер, 2013. 237 с.
13. Дивицына Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. Ростов-на-Дону, 2015. 189 с.
14. Дивицына Н. Ф. Социальная работа с детьми группы риска: Краткий курс лекций для вузов. М. : Владос, 2015. 351с.
15. Егорова М. О. Организация психолого-педагогического
сопровождения детей из семей группы риска по социальному // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. 2011. № 1. С. 195-202.
16. Зволейко Е. В. Сопровождение как основная стратегия деятельности специального психолога и педагога // Гуманитарный вектор. 2010. № 2 (22). С. 60-65.
17. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Развивающая сказкотерапия. СПб. : Речь, 2011. 168 с.
18. Клемантович И. П. Социальная защита детей в России. М., 2014. 421 с.
19. Кодермятов Р. Э., Тумакова Н. А., Сенцов А. Э., Павловская Е. В. К проблеме психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса // Молодой ученый. 2015. № 11. С. 738-740.
20. Курган Б. А. Социально-трудовая адаптация детей группы социального риска. Челябинск, 2015. 119 с.
21. Мардахаев Л. В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации // Педагогическое образование и наука. 2010. № 6. С. 4-11.
22. Миньковский Г. М. Вопросы обеспечения эффективности индивидуальной профилактической работы. Проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. М. : Просвещение, 2013. 38 с.
23. Осипова И. И. Профессиональное сопровождение семьи // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. 2011. № 1. С. 86-98.
24. Осухова Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учеб. для вузов. 2-е изд. М.: «Издательский центр «Академия», 2007. 288с.
25. Пасынкова Н. Б. Связь уровня тревожности подростков с продуктивностью их интеллектуальной деятельности // Психологический журнал. 2016. № 1.
26. Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике. М. : Педагогика, 2007.
27. Попова С. И. Педагогическая поддержка в работе учителя и классного руководителя. М., 2005.
28. Практическая психология образования: учебник для студентов высших и средних учебных заведений / под ред. И.В. Дубровиной. М. : Изд. центр «Академия», 2007.
29. Прихожан А. М. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе. М. : Политиздат, 2005.
30. Прохорова О. Социально-педагогическая поддержка школьника в трудной ситуации // Воспитание школьников. 2005. №8. С.30- 35.
31. Психологическое консультирование в школе / сост. Н. В. Контева. Пермь : Западно-Уральский учебно-научный центр, 2003.
32. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. - Ростов н/Д.: изд-во Феникс, 2008. 544с.
33. Радина Н. К. Изучение самопринятия у детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях и в семье // Вопросы психологии. 2000. С. 23-33.
34. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб. : Изд-во «Питер», 2000.
35. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: в 2 кн. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009.
36. Руководство практического психолога / под ред. И. В. Дубровиной. 2 е изд. М. : Изд. центр «Академия», 2007. 428 с.
37. Синягина Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско- родительских отношений. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008.
38. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. М., 2000.
39. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 1. М. : ООО Апрель Пресс, ЗАО ЭКСМО-Пресс, 2009.
40. Степанов С. С. Большие проблемы маленького ребенка: советы психолога - родителям. М. : Педагогика-Пресс, 2005.
41. Сухопарова А. А. Психологические особенности воспитания детей в полной и неполной семье // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 3.(40).
42. Ткачева В. В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я - дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений. М., 2015. 179 с.
43. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. М. : Академия, 2001.
44. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. М., 2005.
45. Шилова Т. Школьный невроз // Воспитание школьников. 2002. №
9.
46. Шульга Т. И. Работа с неблагополучной семьей: Учебное пособие для вузов Дрофа М., 2005.
47. Шуман С. Г., Шуман В. П. Семейные конфликты: причины, пути устранения. Брест: Лаборатория «Практической психологии и педагогики», 2016. 342 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ