Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности преодоления трудных жизненных ситуаций лицами юношеского возраста, проживающих в условиях Крайнего Севера

Работа №112694

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы58
Год сдачи2022
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
85
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Теоретический анализ проблемы преодоления трудных жизненных ситуаций лицами юношеского возраста
1.1 Понятие трудной жизненной ситуации в отечественной
и зарубежной психологии
1.2 Проблема преодоления трудной жизненной ситуации:
основные подходы
1.3 Особенности преодоления трудных жизненной
ситуации лицами юношеского возраста в условиях Крайнего Севера
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей преодоления трудных жизненных ситуаций юношами и оказание психологической помощи по формированию продуктивной стратегии их преодоления в условиях Крайнего Севера
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты эмпирического исследования
Описание организации психологической помощи юношам, попавшим в трудные жизненные ситуации
Заключение
Список используемой литературы

Актуальность исследования: к большому сожалению, в России, все последние десятилетия, наблюдается рост числа детей, оставшихся без попечения родителей, или же детей, которые оказались в трудной жизненной ситуации по той или иной причине. Родители многих юношей 15-18 лет либо лишены родительских прав, либо мы наблюдаем неполные семьи где, как правило, отсутствует отец. Наблюдается алкоголизм родителей, наркомания, жестокие отношения в семье. Особенно данная ситуация характерна для коренных и малочисленных народов Крайнего Севера, которые оторваны от традиционных видов деятельности. В российском законодательстве понятие «трудная жизненная ситуация» рассматривается как сложная ситуация, в которой оказался человек и которую он не может преодолеть самостоятельно. Речь идёт об инвалидности, сиротстве, бедности, жестоком обращении в семье и т.д.
Как указывает Хаснулин В.И.: «Резюмируя данные исследований экологически обусловленного северного стресса (синдром полярного напряжения), можно говорить о том, что данное состояние включает в себя комплекс взаимосвязанных приспособительных психоэмоциональных, эндокринных, метаболических, иммунных реакций, обеспечивающих эффективность приспособления организма к действию экстремальных факторов среды. Истощение адаптивных резервов организма при длительном пребывании в высоких широтах приводит к нарастанию показателей психоэмоционального напряжения, появлению большого числа негативных эмоций, эндокринных расстройств по типу гипер- или гипоадаптоза, снижению устойчивости клеточных и субклеточных мембран к негативному действию окислительного стресса и, как следствие, к многочисленным дизадаптивным расстройствам. Данные исследований свидетельствуют, что все перечисленные дизадаптивные процессы, составляющие экологически обусловленный северный стресс, могут возникать в организме одновременно, но чаще встречаются в тех или иных сочетаниях. От характера этих сочетаний, а также от наследственно-адаптивных особенностей отдельного человека зависит и локализация развивающейся патологии» [29].
К числу важных психолого-педагогических проблем можно отнести поиск новых технологий, которые могут обеспечить хорошую психологическую подготовку старших подростков и юношей к трудной жизненной ситуации, особенно в считающихся тяжелыми, климатическими условиями Крайнего Севера. Особенно важно разрешить это противоречие между признанием необходимости психолого-педагогического сопровождения данной категории, в разрезе подготовки к армии, и недостатком условий для реализации этого процесса в образовательных учреждениях, нахождение обучающихся в которых ограничено сроком от полугода до 2-3 лет. В этом случае актуализируется вопрос об эффективности психолого-педагогической помощи.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования следующим образом: каковы средства, обеспечивающие подбор эффективной стратегии преодоления трудной жизненной ситуации юношами в условиях Крайнего Севера и какова эффективность психолого-педагогической помощи.
Степень изученности проблемы: изучением психологической подготовки старших подростков и юношей к трудной жизненной ситуации занимались многие учёные. В научных исследованиях Г.М. Андреевой, О.С. Газмана, И.С. Кона проводится анализ разных сторон оказания психологической помощи несовершеннолетним, которые столкнулись с трудной жизненной ситуацией. Недостаток исследований - практически отсутствуют исследования по особенностям преодоления трудных жизненных ситуаций юношами, проживающих в условиях Крайнего Севера с наложением «полярного синдрома».
Согласно работ многих учёных, психолого-педагогическое сопровождение должно решить две следующие группы вопросов:
- психологически подготовить юношей к проблемам, связанным с социально-бытовыми трудностями;
- психологически подготовить юношей к проблемам, которые связаны с формированием собственного «Я», доверием к другим людям, определением будущего в плане работы и т.д.
Эти вопросы достаточно подробно рассмотрены многими психологами и педагогами. Что же касается организации психологической помощи юношам, которые не только родились и проживают в тяжелых климатических условиях, но и оказались в трудной жизненной ситуации, то данная сфера психологической деятельности в научной литературе изучена недостаточно и требует дальнейшего изучения и анализа.
Целью работы является исследование особенностей преодоления трудных жизненных ситуаций юношами Крайнего Севера.
Объект исследования - особенности преодоления трудных жизненных ситуаций.
Предмет исследования - преодоление трудных жизненных ситуаций.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что для преодоления трудных жизненных ситуаций юношами Крайнего Севера характерны особенности:
- для юношей, проживающих на территориях Крайнего Севера в городах и поселках, более характерна непродуктивная стратегия избегания при преодолении трудных жизненных ситуаций;
- для юношей, родившихся и выросших в кочевых условиях в тундре, более характерна стратегия разрешения проблемы, они более готовы к преодолению трудных жизненных ситуаций, самостоятельны в своих решениях, готовы брать на себя ответственность, но при этом они более склонны к проявлению девиантного поведения.
Задачи исследования:
- изучить теоретические аспекты организации психологической помощи юношам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- рассмотреть основные направления психологической работы;
- провести эмпирическое исследование особенностей преодоления юношами, проживающими на Крайнем Севере, трудных жизненных ситуаций;
- провести оценку полученных результатов исследования и разработать рекомендации по психологической поддержке.
Методы исследования:
- теоретические (анализ и синтез научных трудов по теме исследования);
- эмпирические:
- наблюдение,
- анкетирование - анкета «Готовность старших подростков к преодолению сложных жизненных ситуаций» И.Р. Конжина;
- тестирование - «Тест - диагностика Мишуринской», «Методика изучения стратегий преодоления жизненных проблем» адаптированная А.Г Грецовым, «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел);
- математическая и графическая обработка полученных эмпирических данных.
Теоретико-методологическая основа исследования: при подготовке данной выпускной квалификационной работы выступили труды учёных: Д.О. Белякова, П.П. Блонского, О.А. Булгакова, Б.Б. Величковского, Л.С. Выготского и других.
База исследования: ГБПОУ ЯНАО «Ямальский полярный агроэкономический техникум». Анализ социальных показателей групп, показал, что наиболее сложная ситуация наблюдается в группах О-11 «Оленевод-механизатор», Т-11 «Обработка водных биоресурсов». Всего в исследовании приняло участие 38 юношей в возрасте 16-17 лет.
На этих группах наблюдается:
- количество сирот - 1;
- количество студентов из малообеспеченных семей - 6;
- количество студентов из неполных семей - 22;
- находятся на учете в КДН и ОДН в связи с различными правонарушениями, в этих группах регистрируется и самая низкая абсолютная и качественная успеваемость.
Новизна данной работы заключается в том, что рассматривается готовность к преодолению юношами трудных жизненных ситуаций (например, службе в армии и участии в боевых действиях) с учетом экстремальных условий проживания и работы на Крайнем Севере.
Теоретическая значимость - проведен анализ особенностей преодоления трудных жизненных ситуаций юношами, проживающими в условиях Крайнего Севера, который дает информацию для разработки адаптивных программ психологической помощи.
Практическая значимость — анализ особенностей преодоления трудных жизненных ситуаций и применяемая программа психологической помощи может быть усовершенствована и использоваться и в других образовательных учреждениях Крайнего Севера.
Структура работы - выпускная квалификационная работа состоит из: введения, основной части, включающей в себя 2 главы, заключения, списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Эмпирическое исследование проводилось на базе ГБПОУ ЯНАО «Ямальский полярный агроэкономический техникум» среди студентов 1 курса. В исследовании приняли участие юноши в возрасте от 16 до 18 лет, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Общее число участников эмпирического исследования составило 38 человек.
Период проведения эмпирического исследования: ноябрь 2021 года - май 2022 года.
На констатирующем этапе эмпирического исследования нами были использованы следующие методики:
- диагностика уровня готовности противостоять трудным жизненным ситуациям (Е.В. Мишуринская);
- анкета «Готовность юношей к преодолению трудных жизненных ситуаций» (И.Р. Конжин);
- изучение стратегий преодоления жизненных проблем (методика Д. Амирхан, модифицированная А.Г. Грецовым);
- «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (автор А.Н. Орел). Данная методика позволила нам выявить уровень склонности подростков к девиантному поведению.
Результаты анкетирования показывают высокий уровень готовности в сложным жизненным ситуациям у студентов-оленеводов и низкий у студентов - технологов. При этом склонность к девиантному поведению также выше у студентов-оленеводов.
Была разработана и реализована программа, направленная на оказание психологической помощи подросткам, попавшим в трудные жизненные ситуации.
Всего было проведено десять часов. Вначале, на первых занятиях, юноши были малообщительны, вели себя скованно, не проявляли особой активности, относились с недоверием, проявляли тревожность и беспокойство.
Но уже на втором-третьем занятии студенты образовали коллектив, стали проявлять активность при играх, «мозговом штурме», беседах, дискуссиях. В дальнейшем, мы сделали рисунок семьи, рисовали дерево и животных, автопортреты и так далее. Студенты участвовали в различных играх, упражнениях, дискуссиях, проявляли интерес, активность и любознательность. На заключительных занятиях постарались создать у студентов оптимистичное настроение на будущее.



1. Бохан Т. Г., Галажинский Э. В., Мещерякова Э. И. Теория и практика психологического исследования. Родительские наставления как один из факторов формирования копинг-стратегий юношества народов Сибири // Вестник Томского государственного университета. № 286. март 2005.
2. Бохан Т. Г., Залевский Г. В., Мещерякова Э. И. Гендерные и возрастные различия в копинг-стратегий юношей народов Сибири // Томский государственный университет. «Психология». 24 декабря 2004.
3. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. М. : Корвет, 2011. 320 с.
4. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций.
СПб., 2015. 322 с.
5. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика. М. : AKADEMA, 2015. 432 с.
6. Винников Д. Игра и Реальность. М. : Институт
Общегуманитарных Исследований, 2008. 288 с.
7. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : Педагогика- пресс, 1996. 536 с.
8. Гаджиева У. Б. Помощь специализированных учреждений в коррекции поведения подростков // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. 2012. Москва : Буки-Веди,
2012. С. 100-102.
9. Девиантное поведение у детей и подростков / И. Г. Гагаркина, Т. М. Гончарова, С. В. Шик, 3. В. Хохрина. Красноярск : Филиал МПСУ, 2015. 242 с.
10. Дети группы риска в общеобразовательной школе / Под ред. С. В. Титовой. СПб. : Питер, 2013. 237 с.
11. Дивицына Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными
детьми и подростками. Конспект лекций. Ростов-на-Дону, 2015. 189 с.
12. Егорова М. О. Организация психолого-педагогического
сопровождения детей из семей группы риска по социальному // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. 2011. № 1. С. 195— 202.
13. Клемантович И. П. Социальная защита детей в России. М., 2014. 421 с.
14. Кодермятов Р. Э., Тумакова Н. А., Сенцов А. Э., Павловская Е. В. К проблеме психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса // Молодой ученый. 2015. № 11. С. 738-740.
15. Кондакова О. Э., Шилов С. Н., Кирко В. И. Психофизиологические и адаптивные характеристики детей и подростков, проживающих на Крайнем Севере // Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Журнал Сибирского Федерального университета. Биология. 2017. № 10(3). С. 312-322.
16. Миньковский Г. М. Вопросы обеспечения эффективности индивидуальной профилактической работы. Проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. М. : Просвещение,
2013. 38 с.
17. Осипова И. И. Профессиональное сопровождение семьи //
Современная социальная психология: теоретические подходы и
прикладные исследования. 2011. № 1. С. 86-98.
18. Осухова Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учеб. для вузов. 2-е изд. М.: «Издательский центр «Академия», 2007. 288 с.
19. Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике. М. : Педагогика, 2007.
20. Практическая психология образования: учебник для студентов высших и средних учебных заведений / под ред. И.В. Дубровиной. М. : Изд. центр «Академия», 2007.
21. Прохорова О. Социально-педагогическая поддержка школьника в трудной ситуации // Воспитание школьников. 2005. №8. С. 30¬35.
22. Прихожан А. М. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе. М. : Политиздат, 2005.
23. Радина Н. К. Изучение самопринятия у детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях и в семье // Вопросы психологии. 2000. С. 23-33.
24. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: в 2 кн. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009.
25. Руководство практического психолога / под ред. И. В. Дубровиной. 2 е изд. М. : Изд. центр «Академия», 2007. 428 с.
26. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. М., 2000.
27. Степанов С. С. Большие проблемы маленького ребенка: советы психолога - родителям. М. : Педагогика-Пресс, 2005.
28. Сухопарова А. А. Психологические особенности воспитания детей в полной и неполной семье // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 3.(40).
29. Хаснулин В. И. Хаснулин П .В. Современные представления о механизмах формирования северного стресса у человека в высоких широтах// URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/sovremennye-predstavleniya- o-mehanizmah-formirovaniya-severnogo-stressa-u-cheloveka-v-vysokih- shirotah(дата обращения 19.04.2022).
30. Хаснулин В. И. Синдром полярного напряжения// URL:https:ZZvk.comZwall6140252 3285(дата обращения 20.05.2022).
31. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. М. : Академия, 2001.
32. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. М., 2005.
33. Шилова Т. Школьный невроз // Воспитание школьников. 2002. №9.
34. Шульга Т. И. Работа с неблагополучной семьей: Учебное пособие для вузов Дрофа М., 2005.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ