ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
Введение 3
Глава 1. Общие вопросы регулирования предпринимательской деятельности в ОЭЗ 6
§ 1.1. Понятие особой экономической зоны 6
§ 1.2. Правовые основы создания, действия и прекращения ОЭЗ в Российской Федерации 9
§ 1.3. Правовое положение субъектов ОЭЗ 16
Глава 2. Особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ 23
§ 2.1. Понятие особого правового режима осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ 23
§ 2.2. Нормативно-правовой режим осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ 28
§ 2.3. Организационно-правовой режим осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ 34
§ 2.4. Договорно-правовой режим осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ 42
§ 2.5. Охранительный режим осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ 54
Заключение 60
Список использованной литературы 63
Приложение А 75
Глава 1. Общие вопросы регулирования предпринимательской деятельности в ОЭЗ 6
§ 1.1. Понятие особой экономической зоны 6
§ 1.2. Правовые основы создания, действия и прекращения ОЭЗ в Российской Федерации 9
§ 1.3. Правовое положение субъектов ОЭЗ 16
Глава 2. Особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ 23
§ 2.1. Понятие особого правового режима осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ 23
§ 2.2. Нормативно-правовой режим осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ 28
§ 2.3. Организационно-правовой режим осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ 34
§ 2.4. Договорно-правовой режим осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ 42
§ 2.5. Охранительный режим осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ 54
Заключение 60
Список использованной литературы 63
Приложение А 75
Особые экономические зоны (далее – ОЭЗ) или, как их называют в некоторых странах - свободные экономические зоны, являются одним из способов налаживания внешнеэкономических связей и повышения роли государства на мировой арене.
Их особенностью является то, что ОЭЗ не свойственны только развитым странам, они активно создаются и в развивающихся странах. Это обуславливает их существенную роль в экономическом развитии конкретной страны или даже определенного региона внутри отдельного государства.
Именно ОЭЗ позволяют наиболее эффективно обеспечить толчок к преобразованиям на определенных территориях, реанимировать неблагоприятные с экономической точки зрения регионы.
С другой стороны, организация ОЭЗ на территории с развитыми экономическими связями позволяет получить новый приток ресурсов и капитала, создать необходимые условия для дальнейшего стабильного процветания и упрочнения внешнеэкономических связей.
Институт ОЭЗ стал новым для российского законодателя и российской экономики в целом. В связи с этим актуальным является вопрос четкой регламентации функционирования ОЭЗ в Российской Федерации. Необходима детальная проработка всех аспектов их деятельности, недопустимо копирование иностранного опыта создания ОЭЗ.
Таким образом, тема исследования приобретает особую актуальность на современном этапе развития законодательства об ОЭЗ. Данные зоны созданы на территории Российской Федерации несколько лет назад, однако они до сих пор являются объектом пристального изучения со стороны исследователей.
Особую важность при этом приобретают вопросы, связанные с правовым регулированием предпринимательской деятельности в ОЭЗ. Резидент ОЭЗ, осуществляющий предпринимательскую деятельность, представляет собой главный элемент данного явления.
Объектом исследования является правовой режим предпринимательской деятельности в ОЭЗ. Предметом исследования выступают те формы и методы правового регулирования общественных отношений, которые регламентируют предпринимательскую деятельность в ОЭЗ.
Первая глава работы посвящена общим вопросам функционирования ОЭЗ в Российской Федерации.
В первом параграфе раскрываются основные понятия, используемые в законодательстве об ОЭЗ, дается краткая характеристика нормативно-правовых актов, регламентирующих функционирование ОЭЗ, а также представляется анализ современного этапа развития ОЭЗ.
Второй параграф посвящен особенностям создания, действия и прекращения ОЭЗ в Российской Федерации. Автор раскрывает основные методы создания ОЭЗ, изучает сложившуюся практику, связанную с организационными вопросами функционирования ОЭЗ.
В третьем параграфе дается краткая характеристика субъектов, осуществляющих деятельность, связанную с ОЭЗ. Рассматриваются их основные функции и задачи, выявляются пробелы в законодательстве об ОЭЗ, связанные с регламентацией полномочий указанных субъектов.
Вторая глава посвящена вопросам правового регулирования предпринимательской деятельности субъектов, являющихся резидентами ОЭЗ. Правовое регулирование в рассматриваемой сфере осуществляется путем установления на территории ОЭЗ особого режима осуществления предпринимательской деятельности, что нашло свое отражение в наименовании данной главы.
Первый параграф раскрывает понятие «особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ». Для этих целей автор анализирует содержание таких понятий, как «правовой режим», «правовой режим предпринимательства». Выделяются четыре режима, составляющие особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ: нормативно-правовой режим, организационно-правовой режим, договорно-правовой режим и охранительный режим.
Второй параграф посвящен нормативно-правовому режиму осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ. В нем раскрываются средства регулятивного воздействия, которые закреплены в нормативно-правовых актах об ОЭЗ, такие как запреты, дозволения и обязывания, связанные с предпринимательской деятельностью в ОЭЗ.
В третьем параграфе рассматривается специфика организационно-правового режима деятельности резидентов ОЭЗ. Автор анализирует различные льготы, особое таможенное и налоговое регулирование. Значительное внимание уделяется вопросам правоприменения указанные преференций.
Четвертый параграф раскрывает особенности договорно-правового режима осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ. Автор изучает основные характеристики соглашения об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой ОЭЗ.
Пятый параграф посвящен охранительному режиму осуществления деятельности в ОЭЗ, который заключается в предоставлении со стороны государства определенных мер, направленных на стимулирование и защиту деятельности резидентов в ОЭЗ. Такими мерами являются гарантии осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ и контроль за осуществлением данной деятельности.
В заключении подводятся итоги исследования в рамках выпускной квалификационной работы. Автор выделяет основные проблемы правового регулирования предпринимательской деятельности в ОЭЗ, формулирует выводы и предложения по совершенствованию законодательства об ОЭЗ.
Их особенностью является то, что ОЭЗ не свойственны только развитым странам, они активно создаются и в развивающихся странах. Это обуславливает их существенную роль в экономическом развитии конкретной страны или даже определенного региона внутри отдельного государства.
Именно ОЭЗ позволяют наиболее эффективно обеспечить толчок к преобразованиям на определенных территориях, реанимировать неблагоприятные с экономической точки зрения регионы.
С другой стороны, организация ОЭЗ на территории с развитыми экономическими связями позволяет получить новый приток ресурсов и капитала, создать необходимые условия для дальнейшего стабильного процветания и упрочнения внешнеэкономических связей.
Институт ОЭЗ стал новым для российского законодателя и российской экономики в целом. В связи с этим актуальным является вопрос четкой регламентации функционирования ОЭЗ в Российской Федерации. Необходима детальная проработка всех аспектов их деятельности, недопустимо копирование иностранного опыта создания ОЭЗ.
Таким образом, тема исследования приобретает особую актуальность на современном этапе развития законодательства об ОЭЗ. Данные зоны созданы на территории Российской Федерации несколько лет назад, однако они до сих пор являются объектом пристального изучения со стороны исследователей.
Особую важность при этом приобретают вопросы, связанные с правовым регулированием предпринимательской деятельности в ОЭЗ. Резидент ОЭЗ, осуществляющий предпринимательскую деятельность, представляет собой главный элемент данного явления.
Объектом исследования является правовой режим предпринимательской деятельности в ОЭЗ. Предметом исследования выступают те формы и методы правового регулирования общественных отношений, которые регламентируют предпринимательскую деятельность в ОЭЗ.
Первая глава работы посвящена общим вопросам функционирования ОЭЗ в Российской Федерации.
В первом параграфе раскрываются основные понятия, используемые в законодательстве об ОЭЗ, дается краткая характеристика нормативно-правовых актов, регламентирующих функционирование ОЭЗ, а также представляется анализ современного этапа развития ОЭЗ.
Второй параграф посвящен особенностям создания, действия и прекращения ОЭЗ в Российской Федерации. Автор раскрывает основные методы создания ОЭЗ, изучает сложившуюся практику, связанную с организационными вопросами функционирования ОЭЗ.
В третьем параграфе дается краткая характеристика субъектов, осуществляющих деятельность, связанную с ОЭЗ. Рассматриваются их основные функции и задачи, выявляются пробелы в законодательстве об ОЭЗ, связанные с регламентацией полномочий указанных субъектов.
Вторая глава посвящена вопросам правового регулирования предпринимательской деятельности субъектов, являющихся резидентами ОЭЗ. Правовое регулирование в рассматриваемой сфере осуществляется путем установления на территории ОЭЗ особого режима осуществления предпринимательской деятельности, что нашло свое отражение в наименовании данной главы.
Первый параграф раскрывает понятие «особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ». Для этих целей автор анализирует содержание таких понятий, как «правовой режим», «правовой режим предпринимательства». Выделяются четыре режима, составляющие особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ: нормативно-правовой режим, организационно-правовой режим, договорно-правовой режим и охранительный режим.
Второй параграф посвящен нормативно-правовому режиму осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ. В нем раскрываются средства регулятивного воздействия, которые закреплены в нормативно-правовых актах об ОЭЗ, такие как запреты, дозволения и обязывания, связанные с предпринимательской деятельностью в ОЭЗ.
В третьем параграфе рассматривается специфика организационно-правового режима деятельности резидентов ОЭЗ. Автор анализирует различные льготы, особое таможенное и налоговое регулирование. Значительное внимание уделяется вопросам правоприменения указанные преференций.
Четвертый параграф раскрывает особенности договорно-правового режима осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ. Автор изучает основные характеристики соглашения об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой ОЭЗ.
Пятый параграф посвящен охранительному режиму осуществления деятельности в ОЭЗ, который заключается в предоставлении со стороны государства определенных мер, направленных на стимулирование и защиту деятельности резидентов в ОЭЗ. Такими мерами являются гарантии осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ и контроль за осуществлением данной деятельности.
В заключении подводятся итоги исследования в рамках выпускной квалификационной работы. Автор выделяет основные проблемы правового регулирования предпринимательской деятельности в ОЭЗ, формулирует выводы и предложения по совершенствованию законодательства об ОЭЗ.
По результатам исследования можно сделать вывод о том, что правовое регулирование предпринимательской деятельности в ОЭЗ с одной стороны характеризуется установлением значительного числа льгот и преимуществ для резидентов ОЭЗ – лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории ОЭЗ, а с другой стороны, значительно ограничивает свободу такой деятельности.
Совокупность таких преференций и ограничений составляет особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ. Его установление происходит при заключении соглашения об осуществлении деятельности в ОЭЗ, которым регламентируется долгосрочный порядок взаимодействия субъектов ОЭЗ.
Особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ регулируется Законом об ОЭЗ, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и иными принимаемыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами.
Помимо этого, при регулировании предпринимательской деятельности в ОЭЗ применяются нормы Налогового и Таможенного кодекса Российской Федерации.
По результатам анализа норм законодательства об ОЭЗ и судебной практики, был выявлен ряд проблем, которые требуют решения.
1. Критерии создания ОЭЗ, которые действуют в настоящее время, не отвечают целям стимулирования развития отдельных регионов, не решают проблему экономического неравенства субъектов Российской Федерации и требуют корректировки.
2. Требуется дальнейшее совершенствование подходов к созданию ОЭЗ, анализу необходимости и целесообразности их создания. Досрочное прекращение существования в 2016 году сразу 8 ОЭЗ наглядно демонстрирует несовершенство в регулировании законодателем данного процесса.
3. Нормы Закона об ОЭЗ о лицах, которые могут осуществлять предпринимательскую деятельность на территории ОЭЗ, не являясь при этом резидентами ОЭЗ, необходимо дополнить положениями, касающимися предпринимательской деятельности некоммерческих организаций.
4. Наблюдательный совет ОЭЗ необходимо наделить полномочиями, которые позволили бы ему осуществлять реальное, а не номинальное воздействие на регулирование предпринимательской деятельности в ОЭЗ. Кроме этого в Законе об ОЭЗ должен быть четко прописан перечень лиц, которые могут входить в наблюдательный совет ОЭЗ.
5. Требуется расширение перечня предпринимательской деятельности, которую могут осуществлять резиденты ОЭЗ.
6. Необходимо изменить положения, касающиеся нормативно-правового режима осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ, о возможности размещения жилищного фонда на территории ОЭЗ.
7. Нормы Закона об ОЭЗ, касающиеся таможенного режима свободной таможенной зоны должны предусматривать возможность применения такого режима в отдельных случаях и на территории ОЭЗ туристско-рекреационного типа.
8. Значительной корректировки требуют нормы, касающиеся порядка проведения проверок на территории ОЭЗ, в частности, необходимо увеличить продолжительность проведения плановых и внеплановых проверок.
9. Вопросы, связанные с соглашением об осуществлении деятельности в ОЭЗ требуют наиболее пристального внимания со стороны законодателя. В частности:
при расторжении соглашения ввиду досрочного прекращения существования ОЭЗ, резиденту должна быть обеспечена компенсация на основе действующего гражданского законодательства;
в Законе об ОЭЗ должна быть четко прописана природа данного соглашения;
необходимо решить вопрос об арбитрабельности споров, вытекающих из соглашения об осуществлении деятельности в ОЭЗ;
порядок разрешения споров между субъектами ОЭЗ требует дальнейшего совершенствования.
Совокупность таких преференций и ограничений составляет особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ. Его установление происходит при заключении соглашения об осуществлении деятельности в ОЭЗ, которым регламентируется долгосрочный порядок взаимодействия субъектов ОЭЗ.
Особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ регулируется Законом об ОЭЗ, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и иными принимаемыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами.
Помимо этого, при регулировании предпринимательской деятельности в ОЭЗ применяются нормы Налогового и Таможенного кодекса Российской Федерации.
По результатам анализа норм законодательства об ОЭЗ и судебной практики, был выявлен ряд проблем, которые требуют решения.
1. Критерии создания ОЭЗ, которые действуют в настоящее время, не отвечают целям стимулирования развития отдельных регионов, не решают проблему экономического неравенства субъектов Российской Федерации и требуют корректировки.
2. Требуется дальнейшее совершенствование подходов к созданию ОЭЗ, анализу необходимости и целесообразности их создания. Досрочное прекращение существования в 2016 году сразу 8 ОЭЗ наглядно демонстрирует несовершенство в регулировании законодателем данного процесса.
3. Нормы Закона об ОЭЗ о лицах, которые могут осуществлять предпринимательскую деятельность на территории ОЭЗ, не являясь при этом резидентами ОЭЗ, необходимо дополнить положениями, касающимися предпринимательской деятельности некоммерческих организаций.
4. Наблюдательный совет ОЭЗ необходимо наделить полномочиями, которые позволили бы ему осуществлять реальное, а не номинальное воздействие на регулирование предпринимательской деятельности в ОЭЗ. Кроме этого в Законе об ОЭЗ должен быть четко прописан перечень лиц, которые могут входить в наблюдательный совет ОЭЗ.
5. Требуется расширение перечня предпринимательской деятельности, которую могут осуществлять резиденты ОЭЗ.
6. Необходимо изменить положения, касающиеся нормативно-правового режима осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ, о возможности размещения жилищного фонда на территории ОЭЗ.
7. Нормы Закона об ОЭЗ, касающиеся таможенного режима свободной таможенной зоны должны предусматривать возможность применения такого режима в отдельных случаях и на территории ОЭЗ туристско-рекреационного типа.
8. Значительной корректировки требуют нормы, касающиеся порядка проведения проверок на территории ОЭЗ, в частности, необходимо увеличить продолжительность проведения плановых и внеплановых проверок.
9. Вопросы, связанные с соглашением об осуществлении деятельности в ОЭЗ требуют наиболее пристального внимания со стороны законодателя. В частности:
при расторжении соглашения ввиду досрочного прекращения существования ОЭЗ, резиденту должна быть обеспечена компенсация на основе действующего гражданского законодательства;
в Законе об ОЭЗ должна быть четко прописана природа данного соглашения;
необходимо решить вопрос об арбитрабельности споров, вытекающих из соглашения об осуществлении деятельности в ОЭЗ;
порядок разрешения споров между субъектами ОЭЗ требует дальнейшего совершенствования.
Подобные работы
- ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Правовое регулирование предпринимательских отношений в особых
экономических зонах Российской Федерации
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 5730 р. Год сдачи: 2017 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - ГРАЖДАНСКО — ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Создание и функционирования особых экономических зон в мировой и отечественной практике
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2017 - Особенности развития и механизмы государственного управления особыми экономическими зонами в Российской Федерации
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Правовое регулирование предпринимательской деятельности в особых экономических зонах РФ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - Особые экономические зоны как инструмент развития регионов в современной России
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ И ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ: РОССИЙСКИЙ ОПЫТ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017



