Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: КГБУСО «Краевой социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнышко» (г. Барнаул).
Выборка: 15 подростков в возрасте от 13 до 15 лет, совершивших правонарушения.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основы восстановительной работы по социальной адаптации подростков, совершивших преступление/правонарушение 6
1.1 Правонарушения среди подростков как социальная проблема 6
1.2 Социально-психологические характеристики подростка-правонарушителя 13
1.3 Сущность процесса восстановительной работы по социальной адаптации подростков 20
Глава 2 Восстановительная работа по социальной адаптации подростков, совершивших преступление/правонарушение, практический аспект (на примере КГБУСО «Краевой социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнышко») 28
2.1 Организационные основы взаимодействия специализированных учреждений с другими субъектами профилактики по интеграции несовершеннолетних правонарушителей в социум 28
2.2 Основные направления восстановительной работы по социальной адаптации подростков, совершивших преступление/правонарушение в специализированных учреждениях (на примере КГБУСО «Краевой социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнышко») 33
Заключение 60
Список использованных источников 62
Приложение 69
Актуальность исследования. Современные подростки по-другому воспринимают общепринятые нормы морали и поведения, с другой точки зрения смотрят на жизненные ценности. Как следствие, в обществе появляются неподготовленные к сознательной взрослой жизни юноши и девушки, которые не только не могут адекватно оценивать свои поступки, но и анализировать события, происходящие вокруг них. При таких обстоятельствах в обществе ежегодно растет уровень правонарушений, в особенности посреди подрсотков. Подростки становятся более склонными к отклонениям в поведении и нарушении отношений с социальными институтами. Социальные нормы как критерии поведения социума теряют важность для молодежи.
Противоправное поведение и его причины как социальный феномен требует тщательного исследования. Современная социальная педагогика требует разработки и внедрения в практику новых подходов к организации воспитательной работы с подростками, имеющими отклонения в поведении.
В настоящее время, несмотря на большое количество исследований по организации работы с подростками, совершивших преступление/правонарушение, малоисследованным остается вопрос организации восстановительной работы по социальной адаптации подростков, совершивших преступление/правонарушение.
Степень разработанности проблемы. Сущность понятия «восстановительная работа» определена в трудах И.В. Лебедевой, О.Л. Нечипорук, А.И. Поповой, В.Е. Яковченко и др. Проблема изучения причин и факторов противоправного поведения подростков раскрыта в работах М.А. Ковальчук, Т.Т. Ламакиной, М. Раттер и др. Методы и приемы организации восстановительной работы по социальной адаптации подростков. Совершивших правонарушения, в организациях образования описаны Е.В. Кузнецовой, Е.В. Мочановой, Д.Н. Патласовой, А.В. Соловьевой и др.
В настоящее время существует противоречие между необходимостью организации социальной адаптации подростков, совершавших правонарушение, и отсутствием системы по данной проблеме в работе практикующих социальных педагогов.
Проблема исследования: каким образом организовать восстановительную работу по социальной адаптации подростков, совершивших преступление/правонарушение.
Цель исследования: изучить основные направления и содержание восстановительной работу по социальной адаптации подростков, совершивших преступление/правонарушение.
Объект исследования: процесс организации и реализации восстановительной работы по социальной адаптации подростков, совершивших преступление/правонарушение.
Предмет исследования: условия организации и реализации восстановительной работы по социальной адаптации подростков, совершивших преступление/правонарушение.
Гипотеза исследования: восстановительная работа по социальной адаптации подростков, совершивших преступление/правонарушение, будет эффективной, если:
- будут учтены причины противоправного поведения подростков;
- сопровождение будет строиться на основе индивидуального подхода к каждому подростку, совершившему правонарушение;
- будут созданы специальные условия для успешной социальной адаптации подростков, совершивших правонарушение.
Задачи исследования:
1. Раскрыть подростковой преступности как социальную проблему.
2. Изучить психологические особенности подростков, совершив правонарушение.
3. Охарактеризовать методические аспекты восстановительной работы по социальной адаптации подростков, совершивших преступление/правонарушение.
4. Описать основные направления восстановительной работы по социальной адаптации подростков, совершивших преступление/правонарушение.
Методологическая основа исследования представлена:
- подходами к организации социальной адаптации в системе восстановительной работы – Е.В. Кузнецовой, Н.Н. Никулиной, А.И. Поповой и др.;
- подходами к причинам и факторам подростковой преступности – Т.Т. Ламакиной, М. Раттер, И.А. Рудаковой и др.;
- подходами к организации восстановительной работы по социальной адаптации подростков, совершивших преступление/правонарушение – М.В. Харникова, И.П. Фуфаевой, В.Е. Яковченко и др.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, изучение нормативных актов, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций прикладного характера по организации восстановительной работы по социальной адаптации подростков, совершивших преступление/правонарушение.
Современные негативные социально-экономические, социокультурные и политические процессы, происходящие в нашем обществе, обусловили значительный рост правонарушений в среде подростков. Указанная категория детей – одна из наиболее социально и экономически незащищенных категорий населения. Они часто испытывают состояние стресса, апатии и раздражения, что становится причиной отклонений в их поведении, совершение правонарушений. Причиной правонарушений подростков является и то, что у них нет положительных примеров для подражания, идеалов, к которым могли бы стремиться. Статистика свидетельствует о том, что количество противоправных действий в подростковой среде увеличивается. С целью предупреждения повторных правонарушений необходимо организовывать и проводить восстановительную работу.
Восстановительная работа с подростками-правонарушителями – это социально-педагогическое сопровождение с целью профилактики правонарушений, что предусматривает социальную адаптацию подростков и их успешную интеграции в социум. Результаты восстановительной работы могут считаться успешными, если подросток-правонарушитель соблюдает приемлемые в обществе нормы и правила поведения, способен самостоятельно принимать решения, удовлетворять потребности и преодолевать проблемы социально доступными средствами. Осуществление такой профилактической деятельности очень сложным и длительным процессом. Ведь подросток-правонарушитель имеет негативный опыт, негативную оценку по отношению к себе и своим возможностям, не испытывает любви со стороны родителей, в его поведении ощутимы последствия разного вида деприваций, отчужденности общества.
Исследование проводилось на базе КГБУСО «Краевой социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнышко». Основные направления взаимодействия КГБУСО «Краевой социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнышко» с другими субъектами профилактики по интеграции несовершеннолетних правонарушителей в социум следующие: профилактическое, экологическое, культурно-досуговое, физкультурно-оздоровительное.
Результаты констатирующего этапа исследования показали, что у подростков-правонарушителей достаточно низкий уровень психологического благополучия. Это послужило основанием для разработки восстановительной работы по повышению уровня психологического благополучия подростков-правонарушителей, а также работы по успешной интеграции подростков-правонарушителей в социум, так как низкий уровень психологического благополучия служит препятствием для социальной адаптации подростков-правонарушителей. Основные методы и техника работы с подростками-правонарушителями следюущие: мини-лекции и беседы; создание и анализ проблемных ситуаций; решение ситуационных задач; работа в малых группах; групповые дискуссии, тренинговая работа. Средний балл по шкале «Психологическое благополучие» на контрольном этапе показал, что группа подростков-правонарушителей имеет средний уровень – при итоговой диагностике, на констатирующем этапе был выявлен низкий уровень. Следовательно, разработанная и реализованная система восстановительной работы с подростками-правонарушителями эффективна в повышении психологического благополучия, что в свою очередь окажет влияние на успешную социальную адаптацию и интеграцию подростков-правонарушителей в социум.
Таким образом, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 29 июля 2018 г. № 229-ФЗ, № 227-ФЗ) // Собрание законодательств РФ. – 1996. – №7. – Ст. 2987.
2. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 3 июля 1998 г.; одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 9 июля 1998 г. (с изм. от 02 июля 2013 г. № 185-ФЗ) // Собрание законодательств РФ. – 1998. – №7. – Ст. 3142.
3. Бегдаш, О. Н. Счастливы вместе / О. Н. Бегдаш // Социальная педагогика. – 2022. – №1. – С. 19-20.
4. Белоглазова, Е. Н. Программа психологической поддержки подростков-правонарушителей / Е. Н. Белоглазова // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. – 2014. – №7. – С. 4-22.
5. Бубнова, И. С. Социально-педагогическое сопровождение как средство профилактики девиантного поведения у подростков из многодетных семей / И. С. Бубнова // Педагогический имидж. – 2019. Т. 13. – № 2 (43). – С. 202-212.
6. Булавина, Е. О. Социально-педагогическая профилактика алкоголизма подростков / Е. О. Булавина // В книге : Молодежь XXI века : образование, наука, инновации. Материалы IX Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием в 2-х частях. –Новосибирск, 2020. – С. 199-200.
7. Быковская, Т. Е. Социально-педагогическое сопровождение подростка-правонарушителя в условиях образовательного учреждения / Т. Е. Быковская // Социально-педагогическая поддержка ребенка: матер. междун. научно-практ. конф. / под общ. ред. А. В. Иванова. – Москва : АПКиППРО, 2009. – С. 282.
8. Вершинина, Е. Н. Социально-педагогическое сопровождение детей и подростков (из опыта работы) / Е. Н. Вершинина // В сборнике : Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. сборник материалов городских Педагогических чтений. – Казань, 2016. – С. 31-35.
9. Власова, Е. А. Социально-педагогическое сопровождение подростков, совершивших правонарушение: теоретико-методологический аспект / Е. А. Власова // Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2016. – № 3 (7). – С. 31-36.
10. Гарашкина, Н. В. Социально-педагогические технологии в работе с детьми группы риска [Текст] / Н. В. Гарашкина // В сборнике : Технологии социальной работы с молодежью. Материалы VI межрегиональной научно-практической интернет-конференции с международным участием. Под научной редакцией Н. Ф. Басова. – 2018. – С. 167-174.
11. Дроздецкая, И. А. Особенности социально-педагогического сопровождения подростков-правонарушителей / И. А. Дроздецкая // Научно-педагогическое обозрение. – 2016. – № 2 (12). – С. 135-140.
12. Ефимов, А. А. К вопросу об основных принципах и особенностях социально-педагогической работы с несовершеннолетними / А. А. Ефимов // Мир науки, культуры, образования. – 2021. – № 1 (86). – С. 32-34.
13. Залетова, К. Г. Социально-педагогическое сопровождение подростков с девиантным поведением / К. Г. Залетова // В сборнике : Психологически безопасная образовательная среда : проблемы проектирования и перспективы развития. Материалы международной научно-практической конференции. Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого. –2019. – С. 298-301.
14. Залыгина, Н. А. Аддиктивное поведение молодежи: профилактика и психотерапия зависимостей / Н. А. Залыгина, Я. Л. Обухов, В. А. Поликарпов. – Москва : Пропилеи, 2013. – 196 c.
15. Зейгарник, Б. В. Личность и патология деятельности / Б. В. Зейгарник. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 480 с.
16. Зуева, В. Ю. Этапы социально-педагогической поддержки и сопровождения детей и подростков группы риска / В. Ю. Зуева // В сборнике : Педагогическая наука и современное образование. доклады секционных заседаний VIII научно-практической конференции с международным участием, посвященной Дню российской науки. – Санкт-Петербург, 2021. – С. 129-133.
17. Жданова, М.А. Технологические аспекты разработки социально-педагогическим программ поддержки и сопровождения ребенка в ситуации риска / М. А. Жданова // Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании. Мат-лы XVIII Межд. науч.-практ. конф. / Отв. ред. Е.И. Бражник, Н.Н. Суртаева. – Санкт-Петербург : Изд-во Раздел ii. идеи воспитания и социализации в современных исследованиях РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. – С. 363-367.
18. Жулина, Е. В. Специфика работы социального педагога с подростками из малообеспеченных семей / Е. В. Жулина // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2020. – № 3 (53). – С. 158-164.
19. Иванова, И. П. Социально-педагогическое сопровождение подростков с агрессивным поведением / И. П. Иванова // В сборнике : Проблемы психологии и социальной педагогики. – Чебоксары, 2017. – С. 32-35.
20. Кейра, Ф. Характеры и нравственное воспитание / Ф. Кейра. – Москва : Либроком, 2015. – 136 c.
21. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения : учебное пособие для вузов / Ю. А. Клейберг. – Москва : ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2011. – 160 с.
22. Ковальчук, М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М. А. Ковальчук, И. Ю. Тарханова. – Москва : Владос-Пресс, КДУ, 2013. – 286 c.
23. Ковригина, О. Ю. Социально-педагогическое сопровождение подростков девиантного поведения / О. Ю. Ковригина // В сборнике : Фундаментальные и прикладные научные исследования: инноватика в современном мире. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 112-116.
24. Кравченко А. В. Как преодолеть виктимное поведение / А. В. Кравченко // Не будь зависим – скажи «Нет!»: наркотикам, алкоголю, курению, игромании. – 2019. – № 6. – С. 30-36.
25. Кузнецова, Е. В. Социально-педагогическое сопровождение социализации подростков в аспекте гармонизации детско-родительских отношений / Е. В. Кузнецова // Вопросы педагогики. – 2021. – № 11-1. – С. 233-236.
26. Кумарина, Г. Профилактика деструктивного поведения детей в системе школьного образования / Г. Кумарина // Коррекционно-развивающее образование. – 2014. – №2. – С. 3-14.
27. Курасова, Т. И. Школа, которая учит побеждать / Т. И. Курасова // Социальная педагогика. – 2022. – №1. – С. 32-38.
28. Лаврешкин, Н. В. Опыт психологического сопровождения проекта «Помощники спасателей» / Н. В. Лаврешкин // Психология и право. – 2020. – Т. 10. № 2. – С. 127-139.
29. Ламакина, Т. Т. Подросток с девиантным поведением / Т. Т. Ломакина. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2014. – 112 с.
30. Лебедева, И. В. Социально-педагогическая работа с детьми из проблемных семей в условиях сельского клуба / И. В. Лебедева // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2021. – № 2 (56). – С. 53-60.
31. Личко, А. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков / А. Личко. – Москва : Апрель Пресс-Москва, 1999. – 320 с.
32. Медведева, Д. М. Мир держится на доброте [Текст] / Д. М. Медведева // Социальная педагогика. – 2022. – №1. – С. 92-100.
33. Минц, Н. А. Социология девиантного поведения : учебное пособие / Н. А. Минц. – Николаев : Изд-во ЧГУ им. Петра Могилы, 2009. – 244 с.
34. Молчанова, Е. В. Социально-педагогическое сопровождение дезадаптированных подростков / Е. В. Молчанова // European Social Science Journal. – 2018. – № 8. – С. 342-347.
35. Нечипорук, О. Л. Социально-педагогическое сопровождение подростков с девиантным поведением в учреждениях дополнительного образования детей / О. Л. Нечипорук // Трибуна ученого. – 2021. – № 6. – С. 454-460.
36. Никулина, Н. Н. Профилактика асоциального поведения несовершеннолетних : летняя кампания / Н. Н. Никулина // Социальная педагогика. – 2014. – №5. – С. 55-60.
37. Палехина, М. С. Конструкторско-интеллектуальные игры для подростков с девиантным поведением : методические разработки / М. С. Палехина // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. – 2014. – №6. – С. 27-50.
38. Панкова, И. В. В ладу с законом / И. В. Панкова // Не будь зависим – скажи «Нет!» : наркотикам, алкоголю, курению, игромании. – 2019. – № 2. – С. 22-27.
39. Патласова, Д. Н. Социально-педагогическое сопровождение подростков с делинквентным поведением / Д. Н. Патласова // В сборнике : Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Сборник материалов I-й научно-практической конференции. – 2018. – С. 323-327.
40. Пирманов, А. М. Девиантное поведение подростков как социальное явление в современном обществе / А. М. Пирманов // В сборнике : Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив. Материалы Международной электронной научно-практической конференции. – Казань, 2021. – С. 510-514.
41. Повякель, Н. И. Теория социального научения (Дж.Роттер) / Н. И. Повякель [Психология личности: Словарь-справочник]. – Киев : Рута, 2001. – 320 с.
42. Погорельцева, А. А. Социально-педагогическое сопровождение подростков «группы риска» / А. А. Погорельцева // В сборнике : Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Сборник материалов I-й научно-практической конференции. – 2018. – С. 327-331.
43. Попова, А. И. Социально-педагогическое сопровождение подростков с отклоняющимся поведением / А. И. Попова // В сборнике : Башкатовские чтения : «Психология притеснения и деструктивного поведения в детско-подростковой среде». материалы шестнадцатой Всероссийской научно-практической конференции посвящённой памяти доктора педагогических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Ивана Павловича Башкатова. – 2016. – С. 26-30.
44. Раттер, М. Помощь трудным детям: [пер. с англ. / Общ. ред. А. С. Спиваковской; предисл. А. В. Баженовой и А. Я. Варга] / М. Раттер. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2016. – 424 с.
45. Рудакова, И. А. Девиантное поведение / И. А. Рудакова, О. С. Ситникова, Н. Ю. Фальчевкая. – Москва : Феникс, 2017. – 160 c.
46. Руденко, Н. О. Неевропейвский взгляд на воспитание / К. А. Рябова // Социальная педагогика. – 2022. – №1. – С. 11-15.
47. Руденский, Е. В. Психология отклоняющегося развития личности подростка / Е. В. Руденский. – Москва : АСТ, 2015. – 471 с.
48. Рябова, К. А. Гармония трех понятий : надо, трудно и прекрасно / К. А. Рябова // Социальная педагогика. – 2022. – №1. – С. 18-19.
49. Соловьева, А. В. Социально-педагогическое сопровождение подростков-правонарушителей / А. В. Соловьева // В сборнике : Молодой ученый : вызовы и перспективы. сборник статей по материалам ХI международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Красовская Н. Р. – 2016. – С. 47-56.
50. Социально-педагогическое сопровождение детей группы риска : региональный аспект : моногр. / М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, Т. С. Дорохова [и др.] ; под общ. ред. М. А. Галагузовой. – Москва : ООО «Издательский дом „Ажур“», 2015. – 224 с.
51. Терентьева, Ю. В. Психология противоправного поведения / Ю. В. Терентьева. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 455 с.
52. Шептенко, П. А. Технология работы социального педагога общеобразовательного учреждения / П. А. Шептенко. – Москва : Флинта, 2017. – 196 с.
53. Харников, М. В. Региональный опыт социальной профилактики противоправного поведения подростков / М. В. Харников // В сборнике : Нравственное воспитание в современном мире : психологический и педагогический аспект. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 116-118.
54. Филимонов, С. П. Особенности межведомственного взаимодействия при социально-педагогическом сопровождении подростков, находящихся в социально опасном положении / С. П. Филимонов // В сборнике : Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Сборник материалов I-й научно-практической конференции. – 2018. – С. 303-308.
55. Фуфаева, И. П. Социально-педагогическое сопровождение разрешения конфликтов в подростковой среде / И. П. Фуфаева // В сборнике : Концепция «общества знаний» в современной науке. сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 151-155.
56. Яковченко, В. Е. Социально-педагогическое сопровождение подростков, склонных к суицидальному поведению / В. Е. Яковченко // В сборнике : Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Сборник материалов I-й научно-практической конференции. – 2018. –С. 340-344.