ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы детокс-туризма 6
1.1 Определение термина лечебно-оздоровительного туризма 6
1.2 Понятие детокс-туризма и его особенности 11
1.3 Становление цифрового детокс-туризма 16
ГЛАВА 2. Перспективы развития детокс-туризма в Российской Федерации 21
2.1 Исторический обзор путешествий с лечебно-оздоровительными целями 21
2.2 Описательная характеристика региона Республика Алтай 24
ГЛАВА 3. Разработка турпродукта 33
3.1 Создание программы детокс-тура 33
3.2 Оценка эффективности предлагаемых рекомендаций 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 48
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 52
В последнее время всё большим спросом среди путешественников стран мира начинают пользоваться детокс-туры. Человечество успешно стремится к увеличению средней продолжительности жизни, создавая новые лекарства и препараты по борьбе с болезнями, однако неблагоприятная экологическая обстановка, городской ритм жизни, чрезмерная цифровизация и информатизация пространства, бесконечный новостной поток, а также другие стрессовые факторы не делают жизнь общества счастливее.
Вокруг растет осознание значимости не только физического, но и духовного здоровья. В последнее время появилась тенденция к восстановлению жизненных сил при помощи очищения, так называемых детокс-программ. Они предполагают очищение организма человека от всего что оказывает или может оказать отравляющее воздействие на самочувствие человека.
Способствуют такому восстановлению не столько медицинские процедуры, сколько туристские природные ресурсы: горы, реки, целебные грязи или же минеральные воды, и наряду с этим, множественные процедуры и практики, как, например, йога, медитация, пилатес или аюрведа. Республика Алтай наделена огромным туристским потенциалом, который проявляется в наличии уникальных природных и культурных объектов, способных поразить разной степени измученных стрессом людей.
Актуальность темы обусловлена возрастающим интересом людей к собственному здоровью, как физическому, так и ментальному, а также беспокойством о перенасыщении достижениями цивилизации, такими как доступная высококалорийная еда, виртуальная реальность, доступность информации и разных точек зрения по всем вопросам человеческого бытия. Всё вышеперечисленное является не только благом, но причиной стресса современного человека. Детокс-туризм является перспективным и востребованным направлением улучшения здоровья граждан и перспективным направлением для экономического развитие региона.
Кроме того, востребованность выбранной темы объясняется и необходимостью развития сферы детокс-туризма в целом и диверсификации регионального туристского продукта Республики Алтай. Обоснование перспективности детокс-туров для Республики Алтай приведено в соответствующей части работы.
Объект исследования – детокс-туризм
Предмет исследования – программа детокс-тура
Цель работы – проектирование детокс-тура в Республике Алтай.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «лечебно-оздоровительный туризм»;
2. Определить термин «детокс-туризм» и описать его основные черты и особенности;
3. Выявить взаимосвязанность определений «детокс-туризма» и «цифрового детокс-туризма»
4. Изучить историю развития лечебно-оздоровительных туровв мировой и русской истории;
5. Дать описательную характеристику Республике Алтай;
6. Разработать детокс-тур и практические рекомендации по его продвижению, оценив эффективность сформированного предложения.
Методы исследования:
– контент-анализ существующих источников по рассматриваемой теме
–обобщение и синтез различных мнений (дискурс-анализ)
– моделирование, основанное на полученных в процессе рассмотрения проблемы данных
– Маркетинговые виды анализа - SWOT, PESTLE
–сценарный метод прогнозирования экономических явлений
Структура бакалаврской работы включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы, а также приложения.
Содержание первой главы раскрывает и уточняет терминологические аспекты детокс-туризма, его взаимосвязанность с понятием лечебно-оздоровительного туризма, дополнительно раскрывая сущность «цифровой детоксикации».
Вторая глава исследования посвящена истории развития путешествий такого характера, а также возможности их организации на территории Республики Алтай, исходя из специфики региона.
Заключительная глава выпускной квалификационной работы посвящена разработке туристского маршрута по Горному Алтаю.
Детокс-туризм является одним из приоритетных направлений на туристском рынке, поскольку путешествия людей с целью лечения и улучшения своего физического и ментального здоровья от факторов стресса становятся всё более популярными. Желание отдохнуть на дикой природе, без социальных сетей и видеоигр, мотивирует как россиян, так и иностранцев искать новые форматы туров.
Для решения данной проблемы, автором была поставлена цель по разработке актуального и оригинального турпродукта. Для её достижения было сформулировано предложение по созданию детокс-тура. Исходя из проделанной работы, было дано определение этому направлению, как одному из видов лечебно-оздоровительного туризма, чьим отличительными особенностями считается сосредоточенность на оздоровление, восстановление душевного и физического здоровья человека, очищение организма, путем купирования факторов стресса практикой различных методик и программ, как например йога, пилатес, аюрведа. Обязательной характеристикой детокс-туризма является добровольное прекращение или приостановка путешествующим использования цифрового оборудования и устройств, а также длительное пребывание в местах дикой природы.
Последняя черта подтолкнула исследователя к ориентации в направлении Горного Алтая, как региона с уникальной природой и животным миром, удаленным от крупных урбанизированных и промышленных точек положением, а также этническими особенностями местных народов.
В теоретической части научного труда был изучен подход различных специалистов к рассматриваемой теме по терминологии лечебно-оздоровительного туризма и его связности с понятием детокс. Выведена авторская формулировка детокс-туризма, определены его обязательные черты и признаки. Отдельно был проанализирован феномен цифровой детоксикации и возможностей туров с ориентацией на данный запрос.
Вторая глава исследования затрагивает описание развития путешествий с лечебными целями, как в мировой истории, так и в российской. Была дана характеристика Республики Алтай, оценка потенциала данного субъекта федерации для развития на его территории детокс туров. При помощиSWОT и PESTLEанализов были выявлены сильные и слабые стороны развития детокс-туризма в данном регионе, а также возможности и угрозы.
В практической части выпускной квалификационной бакалаврской работы представлен разработанный туристский продукт «Место силы – детокс-тур в Горный Алтай», по приемлемой стоимости для туристов из крупных городов, желающих провести время вдали от факторов стресса цифрового мира. Формат данного тура интегрирует пользу для здоровья физического и ментального.
Кроме того, предложенный туристский продукт может содействовать расширению сферы деятельности туроператоров, разнообразив скромный туристский рынок Республики Алтай не имеющим аналогов предложением. Создание такого уникального тура должно поспособствовать увеличению вклада в экономику региона, его узнаваемости и продвижения как дестинации, занятой организацией успешных оздоровительных детокс-туров.
В рамках мер по продвижению детокс-тура рекомендуется развивать экологичные средства размещения и транспорт, повысить уровень сервиса продвигать бренд региона, используя такие платформы, как например ВКонтакте, Telegram, WeChat. Необходимо прибегнуть и к помощи органов власти для рекламирования направления среди жителей мегаполисов, поскольку увеличение турпотока в регион будет способствовать поступлению больших инвестиций.
1. SWOT-анализ бизнеса [Электронный ресурс] URL: https://livepage.pro/blog/swot-analysis.html (дата обращения 13.05.2022)
2. University.ПриключенияиоткрытиявРоссии // Digital-детокс: куда поехать в России? URL: https://www.russiadiscovery.ru (дата обращения: 07.04.2022).
3. Бабкин А. В. Специальные виды туризма. – 7 изд. – М.: Феникс, 2018. – 250 с.
4. Беляева Е. Медицинский туризм в России // Forbes, 2018.
5. Вертолетные экскурсии по Горному Алтаю // AltayVillage URL: https://altayvillage.com (дата обращения: 27.04.2022).
6. Ветитнев A.M., Журавлева Л. Б. Курортное дело: учебное пособие. – М.: Кнорус, 2006. – 528 с.
7. Ветитнев А. М., Дзюбина А. В., Торгашева А. А. Лечебно-оздоровительный туризм: вопросы терминологии и типологии //Известия Сочинского государственного университета. – 2012. – №. 2. – С. 50–56.
8. Волков Ю. Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 348 с.
9. Вульфсон И. З. Справочник по курортологии и курортотерапии. – 3 изд. – М.: Медицина, 1973. – 648 с.
10. Государственное бюджетное учреждение Республики Алтай «Центр развития туризма и предпринимательства Республики Алтай» [Электронный ресурс] URL:http://binkra.ru/ (Дата обращения: 20.03.2019).
11. История показов по фразе «Детокс тур» // Яндекс Wordstat URL: https://wordstat.yandex.ru (дата обращения: 20.04.2022)
12. Кусков A.С. Рекреационная география: учебное пособие. – М.: Флинта, 2005. – 5493 с.
13. Мадюкова С. А. Национальная политика и туризм в Республике Алтай //Сибирский философский журнал. – 2016. – Т. 14. – №. 4. – С. 188–201.
14. Матюхина Ю. А. Организация туристской индустрии. – М.: Альфа-М, 2012. – 304 с.
15. Меньшов А. А. О развитии санаторно-рекреационного комплекса Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rstnw.ru (дата обращения 01.04.2022).
16. О регионе // Официальный сайт Правительства Республики Алтай URL: https://altai-republic.ru/ (дата обращения: 01.05.2022).
17. Официальный сайт Ассоциации бизнес-туризма. [Электронный ресурс] URL: http://www.businesstravelrussia.ru/ (Дата обращения: 10.03.2022).
18. Постановление Правительства Республики Алтай № 245 от 28 сентября 2012 года «Об утверждении государственной программы Республики Алтай «Развитие экономического потенциала и предпринимательства»» (с изменениями на 28 декабря 2018 года).
19. Проактивный подход к обучению сотрудников: PESTLE-анализ для HR-профессионалов [Электронный ресурс] URL: https://hr-portal.ru (дата обращения 27.04.2022)
20. Разумов А.Н. Основы государственного регулирования в сфере развития восстановительной и курортной медицины // Актуальные проблемы восстановительной медицины, курортологии и физиотерапии. – 2001. - № 2
21. Республика Алтай // ООПТ России URL: http://oopt.aari.ru/ (дата обращения: 28.04.2022).
22. Рехаб, детокс и оздоровление: российские велнес-курорты // BURO. URL: https://www.buro247.ru (дата обращения: 13.05.2022).
23. Савченко И. М. Алтай и туризм: монография. – 2 изд. – Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2008. – 236 с.
24. Савченко И. М. Экологический туризм как одно из направлений въездного туризма в Республику Алтай // Горно-Алтайский государственный университет. – 2015. - №7. – С. 146–149.
25. Самойленко А. А. География туризма. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 368 с.
26. Статистика // Официальный сайт Министерства экономического развития Республики Алтай URL: http://www.mineco04.ru/ (дата обращения: 01.05.2022).
27. Ушаков Д. С. Страноведение: учебное пособие (серия «Туризм и сервис») – М.: ИКЦ «МарТ», 2009. – 304 с.
28. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. От 16.10.2019) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
На английском языке
1. Arikan I., Unsever I. Reconstruction of tourism: detox tourism // International Antalya Hospitality Tourism and Travel Research conference proceedings. - Antalya: Akdeniz University, Tourism Faculty, 2014. - С. 136-145.
2. Christie M.Reed Medical Tourism // Medical Clinics of North America. - 2008. - № 92.– С. 8-11.
3. Delaby M.-N. Les régimes détoxsont-ilsnocifs? // Sciences et Avenir. - 2015. - №14
4. Digital detox // Oxford Dictionaries URL: https://www.lexico.com (дата обращения: 18.04.2022).
5. Emek, M. Digital detox for the holidays: arwe we addicted? // International Conference on Tourism Transport & Technology // ICTTT – 2014. – С. 1-8.
6. Global internet access rate 2005-2021 // STATISTA URL: https://www.statista.com (дата обращения: 16.04.2022).
7. Golden Mountains of Altai // World Heritage Convention URL: http://whc.unesco.org (дата обращения: 04.05.2022).
8. Goodrich, J.N. Health tourism: a new positioning strategy for tourist destinations //Journal of International Consumer Marketing. – 1994. - Vol. 6 - № 3-4
9. Hall C. M. Health and medical tourism: a kill or cure for global public health? //Tourism review. – 2011.
10. HovingK. Digital Detox Tourism: Why disconnect? // UmeåUniversitet. - 2017. - №5. - С. 24-36.
11. Julius D. J. The 5 Types of Detox // Medium. - 2018. - №19
12. László Puczkó, Melanie Smith, Keith Pollard Exploring Health Tourism // World Tourism Organization (UNWTO) and European Travel Commission (ETC). - 2018. - №1
13. Radtke T. Digital detox: An effective solution in the smartphone era? A systematic literature review //Mobile Media & Communication. – 2021. – С. 196-205.
14. Sharad Kumar Kulshreshtha, Sudip Paul Global Developments in Healthcare and Medical Tourism. - 7 изд. - New York: IGI Global, 2019 . - 341 с.