Введение. 2
ГЛАВА I. 7
СПЕЦИФИКА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ПРЕСТУПНОСТИ СРЕДИ НИХ. 7
§ 1.1 Определение несовершеннолетнего, его особенности и теории девиантного поведения. 7
§ 1.2 Обзор и статистический анализ преступности несовершеннолетних в России. 14
ГЛАВА II. 32
СЕТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ. 32
§ 2.1 Определение понятия социальной сети и основные подходы к изучению социальных сетей. 32
§ 2.2 Особенности формирования социальных установок в социальных сетях. 52
ГЛАВА III. 65
СЕТЕВОЙ ФИЛЬТР ВИРТУАЛЬНЫХ ГРУПП СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ». 65
§ 3.1 Виртуальные группы как источник негативных девиаций. 69
Заключение. 85
Список литературы. 87
Приложения. 95
Характеристика современного человека не может обойтись без упоминания социальных сетей как составной части его повседневной жизни. По данным опроса ВЦИОМ, «45% опрошенных россиян пользуются хотя бы одной из социальных сетей почти каждый день, 62% - хотя бы раз в неделю». [82]
Актуальность темы исследования. Проблема преступности несовершеннолетних относится к числу самых актуальных и даёт весомые основания для вывода о том, что она едва ли не важнейшая из всех задач борьбы с преступностью. Дело даже не только в характеристиках самой этой преступности, её уровня, структуры, динамики, но и в том неблагоприятном влиянии, которое она оказывает на обстановку в обществе, его этическо-нравственную сторону. Более того, это проблема служит одной из первопричин рецидивной преступности, преступности в старших возрастных категориях.
Не могу я не упомянуть и про китайский вирус, карантин, дефицит на рынке нефти и как следствие спад экономики мира в целом и России в частности, что безусловно отражается на показателях преступности. В краткосрочной перспективе уровень преступности снижается за счёт карантинных мер, так как люди сидят по домам количество дорожно-транспортных происшествий, карманных и квартирных краж и ограблений становится меньше, что не сказать о проблеме домашнего насилия, бытовых конфликтов. В среднесрочной перспективе вероятнее всего произойдёт рост преступности за счёт снижение уровня жизни, а также безработицы среди населения России. «Международный валютный фонд (МВФ) уже предсказывает самую сильную рецессию со времен Великой депрессии 1929 года. По расчетам МВФ, ВВП России сократится на 5,9%, Германии — на 7%, стран Евросоюза — на 7,5%». [43] И, наконец, в долгосрочной перспективе на преступности несовершеннолетних отразятся внутрисемейные конфликты, вызванные текущими вышеназванными обстоятельствами, которые отражаются на каждом члене семьи и в особенности на ребёнке.
Все негативные изменения, происходящие в обществе, обычно сразу же сказывающиеся на преступности несовершеннолетних, вообще не всегда прямо воздействуют на их личность, а часто через среду. Однако причины преступлений, действующих вроде бы на всех несовершеннолетних, заставляют совершать противоправные действия только некоторых, не способных сопротивляться их воздействию и особенно тех, кто слабо защищен семьей. Естественно, что семья даёт детям первоначальные знания об окружающем мире, в том числе, что особенно важно, этические знания, она через себя вводит ребенка и подростка в общество. Конкурировать с семьёй, особенно на первоначальном этапе развития подростка, не может ни одно общественное или государственное воспитательное учреждение, даже школа, ни один социальный институт, как бы они не были совершенны, ни один посторонний человек.
Цель исследования: определить потенциал социальных сетей как инструмента профилактики правонарушений несовершеннолетних и их влияние на преступное поведение и на этой основе разработать предложения и рекомендации по профилактике правонарушений.
Для достижения этой цели в настоящей выпускной квалификационной работе поставлены следующие задачи:
1. Изучить особенности несовершеннолетних преступников, дать их основные характеристики, определить их понятие и степень включенности в те или иные социальные сети;
2. Провести обзор и статистический анализ преступности несовершеннолетних в России;
3. Определить понятие социальной сети и рассмотреть основные подходы к изучению социальных сетей, а также выяснить какие виртуальные социальные сети наиболее популярны в России;
4. Описать особенности формирования социальных установок в социальных сетях и сформировать социально-психологический портрет несовершеннолетнего пользователя социальных сетей;
5. Исследовать виртуальные группы в социальной сети «Вконтакте» как источник негативных девиаций, характеризовать и классифицировать;
6. Разработать рекомендации для семьи и правоохранительных органов по профилактическому воздействию через социальные сети на подростков с целью недопущения девиаций.
Объектом данной работы являются социальные сети как инструмент профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Предмет данной работы составляет степень влияния социальных сетей на формирование социальных установок у несовершеннолетних.
Методология и методика работы. В ходе выпускной квалификационной работы и её подготовки автором была использована социально-психологическая, социологическая, правовая и криминологическая литература о социальных сетях и преступников из числа несовершеннолетних и молодёжи, а также о преступности несовершеннолетних и её причинах. В том числе были использованы такие правовые документы как Конституция РФ, семейный кодекс РФ, трудовой кодекс РФ, гражданский кодекс РФ, УК РФ и КоАП РФ. Статистические данные брались из реестров судебного департамента РФ, генеральной прокуратуры РФ и МВД РФ. Помимо прочего, было использованы иностранные статистические сборники и отчёты.
Научная новизна и значимость результатов работы. Проблемам состояния и причин правонарушений несовершеннолетних, профилактике их преступного поведения посвящены многие работы социологов, психологов и криминологов. Не будет преувеличением сказать, что названным проблемам уделено большее внимание, чем другим и это может вызвать только одобрение. Социальные сети развиваются и видоизменяются с каждым днём, количество пользователей социальных сетей продолжает расти, появляются новые социальные сети, например, такие как «Tik Tok».
Научное исследование за год или два уже успевает устареть и отсюда следует, что актуальные рекомендации по эффективному использованию социальных сетей как инструмента профилактики преступности несовершеннолетних должны обладать научной новизной и значимостью, открывать новые возможности повышения эффективности борьбы с преступностью.
Вместе с тем, преступность в подростковой среде разрушает благоприятные условиях для формирования личности несовершеннолетнего, который часто против своей воли сталкивается с тем, что ему приходится взаимодействовать с этой преступной средой. Всё это ведёт к тому, что среди подростков распространяются антиобщественные взгляды и стереотипы поведения. Преступления и иные правонарушения несовершеннолетних наносят обществу серьёзные потери в трудовых ресурсах, материальных ценностях, нормальных условиях семейного воспитания поколений, а, главное, в нравственности и духовности.
Сейчас, когда идут быстрые процессы социально-экономических и политических изменений в обществе, когда в некоторых слоях населения слабеет контролирующая и формирующая сила семьи, особенно трудно приходится подросткам с их ещё не устоявшимся мировоззрением, незрелой системой ценностей. Должные представления несовершеннолетнего о морали и праве в силу возрастных причин, недостаточного обучения и положительного влияния семьи, не становятся осознанными и закреплёнными.
Как проблема преступности в целом, так и проблема преступности несовершеннолетних в частности существовала всегда, и всегда она была и будет такой же острой и первостепенной, как и сейчас. Эта проблема стоит вне временных рамок и так же как она существовала в античности, так же она существует сейчас и будет существовать. Она явилась вместе с таким явлением как человек и вероятно вместе с ним и уйдёт. Вне сомнений, что борьба с преступностью несовершеннолетних – это одна из основных задач государства, в том числе для которой оно и было создано. Следовательно, так как это проблема огромной социальной значимости, то ни общество, ни государство не должно игнорировать её, принимая соответствующие меры.
Вместе с этим особое влияние на современных подростков оказывают виртуальные игры и интернет, а в том числе социальные сети, которые хотя и фильтруются на предмет ненадлежащей информации, например, такими фильтрами как РосКомНадзор, однако эта фильтрация происходит не мгновенно и не всегда эффективно.
Все указанные обстоятельства обусловили выбор темы настоящей дипломной работы, её новизну и значимость.
Проблема профилактики правонарушений в России, в частности несовершеннолетних, в определенной степени кроется в самой судебной системе Российской Федерации, что показывает анализ имеющихся статистических данных в первой главе. Российская судебная система носит резко обвинительный уклон: 99,75% относительно общего числа приговоров. По видам наказания существует тенденция к назначению более строгих: 16% лишение свободы и 39% условное лишение свободы. Показатель рецидивов в Российской Федерации равен 57% против 20% в Норвегии, а число заключенных на душу населения согласно рейтингу Prison Population Rate - 23 для России, 190 для Норвегии, 1 для США. На основании данных первой главы был сделан вывод о том, что степень жесткости в тюрьмах коррелирует с процентом рецидивов. Получается замкнутый круг: суд в абсолютном большинстве случаев обвиняет правонарушителя, приговаривает его к максимальному наказанию, после чего приговоренный в случае лишения свободы попадает в исправительное учреждение, в котором его учат «воровскому кодексу», после чего он выходит на свободу, где в следствии судимости не может найти достойной работы и, вспоминая о «воровском кодексе», отправляется совершать новое преступление. Это рассматривается в первой главе на примере США и Норвегии, где США выступает антипримером (83% рецидивов), а Норвегия – примером (20% рецидивов).
В следствие чего приходится искать альтернативу и такой альтернативой выступают социальные сети. Социальная сеть состоит из совокупности сообществ, одни из которых проецируют положительный эффект, другие оказывают негативное влияние, обратный эффект. В профилактики правонарушений социальные сети имеют вспомогательное свойство. Если что-то становится популярным и это способствует профилактики, то социальная сеть выступает катализатором. Таким образом, социальная сеть, обладая свойством резонатора, может выступать инструментом в профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Однако в самой популярной социальной сети в России «Вконтакте» наибольшим спросом среди несовершеннолетних пользуются группы, формирующие нормы отрицательных девиаций. Часть таких групп носит ярко выраженный антиобщественный характер, призывая пользователей социальных сетей нарушать закон и такие группы должны сперва предупреждаться, а впоследствии блокироваться. Другая часть групп, с менее вызывающим информационным контентом, не должна содержать в списке своих участников несовершеннолетних пользователей. Для чего необходимо модернизировать систему верификации пользователей по возрасту для вступления и просмотра информационного контента соответствующих групп. Имеется в виду не обязательный возраст при регистрации, который будет противоречить правилам свободы в социальных сетях, а необходимость доказательства реального возраста для участия в конкретном ограниченном по возрасту сообществе.
Есть и другой подход, основывающийся на графе интересов пользователей социальной сети и активно применяемых алгоритмах рекомендаций. Идея которого состоит в выявлении несовершеннолетних пользователей социальных сетей склонных к девиациям по определенным маркерам, например, таким как процент делинквентных групп от общего числа в которых состоит конкретный пользователь. Исходя из чего, точечно, на основе графа интересов с помощью рекомендательных алгоритмов ненавязчиво предлагать пользователю информационный контент и группы, содержащие нормы положительных девиаций.
1. Юридическая социология / Под ред. В.А. Глазырина. М., 2000. С. 285.
2. Police personnel [Электронный ресурс] // UNODC (United Nations Office on Drugs and Crime. URL: https://dataunodc.un.org/data/crime/Police%20personnel (дата обращения: 03.04.2020)
3. Г. Л. Маркович. Особенности развития человеческого капитала в субъектах Российской Федерации
4. Показатели преступности России [Электронный ресурс] // Генеральная прокуратура Российской Федерации «Портал правовой статистики». URL: http://crimestat.ru/offenses_table (дата обращения: 03.04.2020)
5. Дюркгейм Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А.Б. Гофмана. М.: Канон, 1995.
6. Теннис Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии / Пер. с нем. Д.В. Скляднева. СПб.: Фонд «Университет», Владимир Даль, 2002.
7. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Пер. с англ. В.И. Кузнецова; Под ред. С.Б. Крымского. М.: ВЛАДОС, 2003.
8. Spencer H. The principles of sociology: In three volumes. (Vol. 1–3). Transaction Publishers, 2002.
9. Сорокин П.А. Система социологии / Вступ. статья и комментарии В.В. Сапова. М.: Астрель, 2008.
10. Парсонс Т. О структуре социального действия / Пер. с англ.; Под общ. ред. В.Ф. Чесноковой и С.А. Белановского. М.: Академический Проект, 2000.
11. Радклифф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. Очерки и лекции / Пер с англ. О.Ю. Артёмовой. М.: Восточная литература, 2001.
12. Merton R.K. Social theory and social structure. New York: Free Press, 1968.
13. Malinowski B. Argonauts of the western pacific. London: George Routledge & Song, 1932.
14. Levi-Strauss C. The elementary structures of kinship. Boston: Beacon Press, 1971.
15. Леви-Строс К. Структурная антропология / Пер. с фр. В.В. Иванова. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
16. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Ч. 4: От романтизма до наших дней / Пер. с англ. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997.
17. Сертакова Е.А. Понятие «сеть» Джона Барнса как аналитический подход в познании системы социальных отношений // Молодежь и наука: Сборник материалов VI Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2011.
18. Barnes J. Class and committees in a Norwegian Island Parish // Human Relations. 1954. No. 7. P. 39–58.
19. Breiger R.L. White, Harrison // Encyclopedia of social theory / Ed. by G. Ritzer. Thousand Oaks: Sage, 2005. P. 884–886.
20. Moreno J.L. Who shall survive. Foundations of sociometry, group psychotherapy and sociodrama. London: Beacon House, 1953.
21. Lewin K. Defining the «Field at a Given Time» // Psychological Review. 1943. No. 50. P. 292–310.
22. Heider F. The psychology of interpersonal relations. New York: John Wiley & Sons, 1958.
23. Bavelas A. A mathematical model for small group structures // Human Organization. 1948. No. 7. P. 16–30.
24. Bavelas A. Communication patterns in task oriented groups // The policy sciences / D. Lerner, H.D. Lasswell. Palo Alto: Stanford University Press, 1951. P. 193–202.
25. Homans G.C. The humans group. New York: Harcourt, Brace and Company, 1950.
26. Blau P. Microprocess and macrostructure // Social exchange theory / Ed. by K. Cook. Beverly Hills: Sage, 1988. P. 128–160
27. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов / Под ред. Г.В. Осипова. М.: НОРМА, 2001.
28. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Пер. с англ. В.Л. Иноземцева. М.: Academia, 2004.
29. Тоффлер Э. Третья волна / Пер. с англ. М.: ООО «Издательство АСТ», 2004.
30. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
31. Урри Дж. Мобильности // Мониторинг общественного мнения. 2012. №5(111). С. 197–252.
32. Урри Дж. Социология за пределами обществ. Мобильности двадцать первого столетия. М.: ГУ – ВШЭ, 2012.
33. Тысячнюк М.С. Мобильная социология Джона Урри // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т. 7. № 4. С. 200–208.
34. White H.S. Identity and control: How social formations emerge. 2nd ed. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2008.
35. Granovetter M.S. The strength of weak ties // American Journal of Sociology. 1973. No. 78. P. 1360–1380.
36. Абрамов Р.Н. Мобильные коммуникационные технологии и повседневность // Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. Т. 9. № 4. С. 185–192.
37. Hampton K., Wellman B. Neighboring in Netville: How the internet supports community and social capital in a wired suburb // City and Community. 2003. No. 2(4). P. 277–311.
38. Solomonoff R., Rapoport A. Connectivity of random nets // Bulletin of Mathematical Bio-physics. 1951. Vol. 13. P. 107–117.
39. Milgram S. The small world problem // Psychology Today. 1967. No 1(1). P. 60–67.
40. Watts D., Strogatz S.H. Collective dynamics of «small-world» networks // Nature. 1998. No. 393(6684). P. 440–442.
41. Латур Б. Об интеробъективности // Социологическое обозрение. 2007. Т. 6. № 2. С. 79–96.
42. Ло Дж. Объекты и пространства // Социологическое обозрение. 2006. Т. 5. № 1. С. 30–42.
43. Почему российская экономика «позеленеет» после короновируса [Электронный ресурс] // РБК Тренды. URL: https://trends.rbc.ru/trends/green/5ea82ca89a79472db412c14a (дата обращения: 03.04.2020)
44. Несовершеннолетние. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // АКАДЕМИК. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/211786/НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ (дата обращения: 03.04.2020)
45. Несовершеннолетние. Юридическая энциклопедия [Электронный ресурс] // АКАДЕМИК. URL: https://yuridicheskaya_encyclopediya.academic.ru/6391 (дата обращения: 03.04.2020)
46. Общественное мнение [Электронный ресурс] // Министерство внутренних дел Российской Федерации. URL: https://мвд.рф/publicopinion (дата обращения: 03.04.2020)
47. Показатели преступности в России [Электронный ресурс] // Генеральная прокуратура Российской Федерации. Портал Правовой Статистики. URL: http://crimestat.ru/offenses_map (дата обращения: 03.04.2020)
48. Дело сестер Хачатурян [Электронный ресурс] Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Дело_сестёр_Хачатурян (дата обращения: 03.04.2020)
49. Данные судебной статистики [Электронный ресурс] Судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5259 (дата обращения: 03.04.2020)
50. Состояние преступности в России за январь – июль 2019 г. // Генеральная прокуратура Российской Федерации. Главное управление правовой статистики и информационных технологий. URL: https://genproc.gov.ru/upload/iblock/9fb/sbornik_7_2019.pdf
51. [Электронный ресурс] BJS (Bureau of Justice Statistics). URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5259 (дата обращения: 03.04.2020)
52. 2018 Update on Prisoner Recidivism: a 9-year-follow-up Period (2005 – 2014) // Bureau of Justice Statistics // Summary, NCJ 250975, May 2018. URL: https://www.bjs.gov/content/pub/pdf/18upr9yfup0514_sum.pdf
53. Highest to lowest – Prisoner Population Rate. World Prison Brief [Электронный ресурс] Prison Studies. URL: https://www.prisonstudies.org/highest-to-lowest/prison_population_rate?field_region_taxonomy_tid=All (дата обращения: 03.04.2020)