Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ

Работа №121785

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы75
Год сдачи2017
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
54
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ 9
1.1. Сущность и функции пенсионной системы 9
1.2. История развития российской пенсионной системы 15
1.3. Зарубежный опыт формирования и функционирования пенсионной системы 22
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30
2.1. Общая характеристика пенсионной системы РФ 30
2.2. Функции, структура и эффективность деятельности Пенсионного фонда РФ 37
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 49
3.1. Проблемы функционирования пенсионной системы в РФ 49
3.2. Направления совершенствования пенсионной системы РФ 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 74

Осуществление пенсионной реформы является одной из важнейших задач, стоящих на данный момент перед нашей страной. Причем от того, как будет решена эта задача, зависит не только решение комплекса социальных проблем. Пенсионная реформа может иметь гораздо более широкое воздействие на жизнь страны. В частности, воздействие макроэкономического плана. В целом ряде стран мира специфика построения пенсионной системы существенно влияет на уровень сбережений, а тем самым на характер и масштабы инвестиционного процесса.
До реформы пенсионная система России была построена по так называемому распределительному принципу, основанному на солидарности поколений. Долгое время представлялось, что распределительной системе практически нет никакой альтернативы, что обеспечивать жизнь пожилых граждан можно только за счет перераспределения ВВП между поколениями. Значение распределительного механизма увеличивалось не только в странах с экономикой советского типа, но и в странах, базирующихся на рыночной системе хозяйства.
Переход в 1990-е годы от плановой организации экономики страны к рыночным отношениям частного предпринимательства объективно диктовал необходимость разработки механизмов социальной защиты, адекватных этому хозяйственному механизму. Страховая пенсионная система, будучи важнейшей подсистемой системы социального страхования, является основной среди мер социальной защиты пожилых людей. Внедрение страховых принципов началось с ФЗ №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» от 15 декабря 2001 г.
Несмотря на совершенствования пенсионного законодательства, экономический механизм государственного регулирования требует дальнейшего развития для достижения необходимого уровня пенсионного страхования. Неэффективность экономического механизма формирования пенсионных прав граждан проявляется в низком уровне пенсий, относительно заработной платы, проблемах долгосрочной финансовой сбалансированности страховой пенсионной системы.
Проведенная в России в 2002 г. пенсионная реформа не решила поставленные задачи, все возрастающее общественное значение приобрели вопросы социальной защиты населения: совершенствование пенсионного законодательства, регулирование тарифов страховых отчислений, индексация пенсий, поэтому понадобилась её корректировка, которая была проведена в 2010 - 2011 гг. В результате повысился уровень пенсионного страхования, частично изменились организационные, экономические, нормативно-правовые отношения между субъектами пенсионной системы, но не был создан механизм самодостаточного развития пенсионной системы.
Средний размер трудовой пенсии по старости в Российской Федерации в 2012 году составил 9706 руб. С 2002 года он увеличился в 6,5 раз в номинальном размере и более чем в 2,8 раза в реальном.
Соотношение трудовой пенсии по старости к прожиточному минимуму пенсионера постоянно увеличивалось и составило в 2002 году - 108,4%, в 2007 году - 110,4% и в 2012 году - 179,8%.
Коэффициент замещения трудовой пенсии по старости в 2002 году составлял 34%, к 2007 г. он снизился до 25% ввиду вызванного объективными причинами отставания темпов индексации трудовой пенсии от темпов роста заработной платы, а к 2012 году увеличился до 36,8% вследствие целевого роста базовой части трудовой пенсии в период 2008 - 2009 годах и проведения в 2010 году валоризации пенсионных прав за советский период.
Таким образом, проводимая пенсионная политика была направлена на обеспечение социально приемлемого материального уровня пенсионеров.
Вместе с тем в рамках пенсионной системы не достигнут требуемый международными стандартами коэффициент замещения с учетом обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Демографические и макроэкономические тенденции в мире и в России изменяют условия функционирования пенсионного механизма. В связи с этим существует необходимость исследования теоретических основ пенсионного страхования, его особенностей, функций и принципов организации механизма формирования страховых средств и выплат. Проблема выбора пенсионной системы для страны относится к стратегическим, затрагивающим жизнедеятельность нескольких поколений. Возросшая значимость этой проблемы в современных социально-экономических условиях и необходимость разработки методов экономического регулирования пенсионной системы определили выбор темы данного исследования.
Объектом исследования является пенсионная система РФ.
Предметом исследования являются направления развития пенсионной системы в РФ.
Целью данной работы является изучение пенсионной системы в Российской Федерации и процессов её совершенствования.
Для реализации цели работы необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть сущность и функции пенсионной системы
• выявить исторические этапы развития российской пенсионной системы
• проанализировать зарубежный опыт формирования и функционирования пенсионной системы
• охарактеризовать пенсионную систему РФ
• определить функции, структура и эффективность деятельности Пенсионного фонда РФ
• выявить социально-экономические показатели жизнеобеспечения пенсионеров в РФ
• выявить проблемы функционирования пенсионной системы в РФ
• определить направления совершенствования пенсионной системы.
Таким образом, вопрос реформирования российской пенсионной системы представляет собой серьезную научную проблему. Этим и объясняется интерес к выбранной теме.
Методы исследования: анализ, обобщение.
Степень изученности темы. Отечественные исследователи обратились к активному изучению проблем пенсионного обеспечения с начала его функционирования. Но особенное внимание оно привлекло исследователей постсоветской эпохи. Среди отечественных исследователей можно выделить таких как: Аракчеев В.С., Баскаков В.Н., Гришина Т.С., Голикова Л.В., Гурвич Е.Т., Крючкаова П.В., Лельчук А.Л., Луковкина Е.А., Люблин Ю.З., Мачульская Е.Е., Якушев Л.П.
Теоретико-методологические основы пенсионной системы, её сущность и содержание, место среди других экономических категорий представлены в работах Бабича А.М., Волгина Н.А., Григорьевой И.А, Дыльновой Т.В., Егорова Е.В., Жильцова Е.Н., Икингрина Е.Н., Коробова Г.А., Лепихова М.И., Макарова В.Ф., Морозовой А.Е., и другие.
Вопросы формирования пенсионной системы, её элементы рассмотрены в научных работах Агапцова С.А., Бабича A.M., Бабошкина А.В., Борисенко Н.Ю., Гришкевич Н.П., Долотова В.А., Дегтярёва Г.П., Соловьева А.К., Умурзакова Б., Финогеновой Ю.Ю., Якушева Л.П. и других.
Структурно дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В Российской Федерации в течение последних 10 лет проводились мероприятия, направленные на совершенствование пенсионной системы, по итогам которых достигнуты следующие результаты:
• установление гарантированного минимального уровня материального обеспечения пенсионера не ниже величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации;
• восстановление утраченных в ходе рыночных реформ пенсионных прав, приобретенных в советское время (валоризация);
• создание объективных экономических и правовых предпосылок формирования пенсионных прав будущих пенсионеров для получения трудовой пенсии на уровне международных норм;
• повышение среднего размера трудовой пенсии.
Вместе с тем в рамках пенсионной системы не достигнуты долгосрочная финансовая устойчивость и сбалансированность бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Инерционный сценарий развития пенсионной системы (сохранение существующей модели) в условиях действующего пенсионного законодательства неизбежно приведет к следующим социально-экономическим последствиям:
• невозможности поддержания размера пенсий на социально приемлемом уровне и увеличение численности низкодоходных групп среди пенсионеров.
Так, повышение уровня жизни пенсионеров затормозится и к 2030 году средний размер трудовой пенсии по старости не достигнет целевого уровня в 2,5 прожиточного минимума пенсионера, а коэффициент замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка будет неуклонно снижаться и составит 24,9%;
• обострению проблемы обеспечения приемлемого уровня пенсионных прав для средне - и высокодоходных категорий граждан;
• нарастанию рисков, связанных с сохранностью пенсионных накоплений;
• трансферт из федерального бюджета в пенсионную систему на период как минимум до 2030 года будет превышать 2% валового внутреннего продукта.
Параметры пенсионной системы должны быть увязаны с базовыми макроэкономическими и демографическими показателями.
Для достижения этих целей должна быть осуществлена модернизация основных институтов действующей пенсионной системы. При этом необходимо обеспечивать преемственность и сохранить социально-страховой принцип функционирования данной системы, согласно которому трудовая пенсия представляет собой компенсацию части заработной платы работника в связи с утратой им трудоспособности в случаях достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, а также в связи со смертью кормильца (применительно к нетрудоспособным членам семьи умершего работника).
Перед государством стоит крайне важная задача решения серьезных проблем. Наиболее значимые из них это дефицитность бюджета Пенсионного Фонда, неоптимальная структура населения, неоднозначность нововведений, связанных с пенсионной реформой и пр.
В действующей российской модели является базовой и превалирует государственное пенсионное страхование по условно-накопительному принципу, но в условиях старения населения распределительная система не может обеспечить стабильность коэффициента замещения.
Новая модель отношений субъектов пенсионной системы должна базироваться и на распределительных принципах для предотвращения нищеты среди пенсионеров, и на накопительных и страховых принципах, что должно обеспечить финансовую устойчивость пенсионной системы и повысить уровень пенсионного обеспечения граждан.
Новая модель должна обладать мобильностью - способностью адаптироваться к изменению макроэкономической и демографической ситуации в стране. С учетом этих требований мобильная модель пенсионной системы должна включать компоненты, которые диверсифицированы по источникам и механизмам финансирования, решаемым задачам, степени участия государства.
На данный момент система пенсионного обеспечения имеет большое число острых проблем, которые требуют скорейшего решения. Существующая в настоящее время система является не самой лучшей для экономики страны и в то же время не может обеспечить даже минимальных потребностей внушительных по численности слоев населения, охваченных пенсионным обеспечением. С высокой степенью вероятности можно спрогнозировать тот факт, что последствия экономического кризиса, негативная демографическая ситуация в России в ближайшие годы потребует огромных усилий государства по обеспечению функционирования различных систем пенсионного обеспечения. Нормативно-правовое обеспечение пенсий в РФ имеет очень сложную структуру, но, к сожалению, не совсем эффективную, и еще достаточно много времени потребуется, чтобы усовершенствовать данную систему, сбалансировать её, заставить работать. Одной из важнейших составляющих последующих работ по совершенствованию пенсионной реформы России должна стать комплексная разработка перспектив развития обязательного накопительного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения наряду с совместным решением других вопросов развития пенсионной системы.
В целях повышения эффективности системы, Пенсионный Фонд разрабатывает стратегию развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Среди основных задач выделяются усиление внутреннего контроля за операциями и развитие системы общественного контроля за его деятельностью, снижение нагрузки на экономику, установление размера пенсий, достаточного для обеспечения достойного уровня жизни граждан, а также создание полноценного механизма информирования граждан и повышения пенсионной грамотности населения.
Тенденции развития пенсионной системы Российской Федерации, а также реализация предложений по её совершенствованию находятся в тесной взаимосвязи с общей социально-экономической и, в первую очередь, макроэкономической ситуацией в нашей стране.
Предусмотренные в Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года меры будут эффективно реализованы, если одновременно произойдет позитивная трансформация внешних по отношению к пенсионной системе демографических факторов и положения на рынке труда.
Главными условиями реализации предлагаемых мер являются преодоление негативных тенденций на рынке труда, которые до сих пор проявляются в сохранении скрытой зарплаты и теневой занятости, стабилизации положения в формальном секторе и легализации неформального сектора рынка труда.
В процессе макроэкономического планирования необходимо преодолеть тенденцию к усилению неравенства в распределении заработной платы по различным видам экономической деятельности при одновременном сохранении предельно низкого удельного веса фонда оплаты труда в структуре валового внутреннего продукта.
В части повышения эффективности демографической программы необходимо реализовать стратегические задачи по снижению смертности в детском и трудоспособном возрастах, улучшить качество здравоохранения и профилактику заболеваемости.
Разумные действия властей по реформированию системы пенсионного обеспечения должны привести к тому, что в среднесрочной или долгосрочной перспективе в Российской Федерации появится эффективный механизм пенсионного страхования граждан, который позволит каждому члену общества быть уверенным в своем будущем. Реформирование пенсионной системы России - объективная необходимость. Однако результатом реформы будет неизбежная мощнейшая финансовая нагрузка на бюджет Пенсионного фонда России, что не позволит одновременно обеспечить повышение минимальных размеров пенсий и социально справедливую дифференциацию пенсий в зависимости от прошлого трудового вклада. Решение этой задачи возможно лишь при условии финансовой устойчивости пенсионного фонда и сбалансированности его бюджета. Для этого необходимо, с одной стороны, увеличить доходные источники системы обязательного пенсионного страхования, а с другой - обеспечить эффективное и результативное использование этих средств.
Государству при реализации столь важных мероприятий по модернизации пенсионной системы, а, следовательно, и социальной сферы, необходимо помнить, что от эффективности системы пенсионного обеспечения зависит моральное состояние всего общества.


1. Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 03.02.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014)
2. Федеральный закон «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» от 30.04.2008 N 56-ФЗ (ред. от 12.03.2014).
3. Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 12.03.2014)
4. Федеральный закон РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
5. Федеральный закон РФ от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
6. Федеральный закон РФ от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии"
7. Федеральный закон от 14.12.2015 №364-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2016 год»
8. Федеральный закон Российской Федерации от 1.12.2014 №385- ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"
9. Стратегия развития пенсионной системы РФ до 2030 г. - http://www.consultant.ru/law/hotdocs/
10. Аналитический доклад Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Итоги пенсионной реформы и долгосрочные перспективы развития пенсионной системы Российской Федерации с учетом влияния мирового финансового кризиса» [Электронный ресурс] / Режим доступа. - URL: http://www. minzdravsoc.ru
11. Аслаханова А. С. Пенсионный фонд РФ на современном этапе развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 34. - С. 14-22. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56714.htm.
12. Базитова Т. Н., Сираева Р. Р. На пути совершенствования пенсионной системы - http://novainfo.ru/archive/30/sovershenstvovanie-pensionnoy-sistemy
13. Барабанов В.Н. Пенсионная реформа: вариант 2015[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.solidarnost.org/articles/articles_2902
14. Булин Д.И. Пенсионная реформа: получить пенсию будет сложнее [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.bbc.co.uk/russian/ society/2013/12/ 131223_duma_pensions_reform_approved.shtml
15. Все о льготах для пенсионеров. Справочник для населения. - М.: Омега-Л.- 2014. - С.96.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ