АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ СОТРУДНИКОВ, ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ И МОТИВАЦИИ 8
1.1 Сущность адаптации сотрудников 8
1.2 Виды адаптации сотрудников 13
1.3 Этапы процесса адаптации сотрудников 17
1.4 Элементы и характеристика организационной культуры 23
1.5 Типология организационных культур 25
1.6 Сущность мотивации и мотивационных ожиданий 29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 33
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ МОТИВАЦИОННЫХ И ЦЕННОСТНЫХ ФАКТОРОВ АДАПТАЦИИ СОТРУДНИКОВ 37
2.1 Цели, задачи, гипотеза исследования 37
2.2 Описание выборки исследования 38
2.3 Методы и методики исследования 50
2.4 Процедура исследования 57
2.5 Математическо-статистические методы обработки 59
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИОННЫХ И ЦЕННОСТНЫХ ФАКТОРОВ АДАПТАЦИИ СОТРУДНИКОВ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 60
3.1 Результаты оценки организационной культуры сотрудниками по организациям 60
3.2 Результаты оценки уровня вовлечённости в трудовую деятельность сотрудников по организациям 69
3.3 Результаты оценки возможности реализации мотивов сотрудниками по организациям 72
3.4 Результаты оценки адаптивности и социально-психологической адаптации сотрудников по организациям 81
3.5 Результаты оценки непосредственных руководителей и самооценки сотрудников по организациям 85
3.6 Взаимосвязь социально-психологической адаптации сотрудников с показателями вовлечённости в трудовую деятельность и адаптивности 89
3.7 Практические рекомендации 91
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 101
ПРИЛОЖЕНИЯ 111
Адаптация сотрудников в организации является важным звеном системы управления человеческими ресурсами. В начале своей трудовой деятельности сотрудник неизбежно сталкивается с большим количеством трудностей, основная масса которых возникает из-за отсутствия информации о порядке работы, критериев оценки работы, особенностях взаимоотношений коллег и т.д. Кроме того, поступая на работу, сотрудник оказывается перед необходимостью принять организационные требования, предъявляемые организацией, пересмотреть свои взгляды и привычки, соотнеся их с принятыми в организации нормами и правилами поведения, традициями и ценностями. Именно поэтому сотруднику необходима поддержка со стороны руководства в виде разработанной программы адаптации, чтобы осознать свою роль и место в организационной структуре, проникнуться корпоративным духом и начать работать максимально эффективно в короткие сроки, избежав появления стресса.
Таким образом, актуальность темы исследования объясняется, прежде всего, тем, что программа адаптации призвана облегчить вхождение сотрудников в жизнь организации.
Цель исследования – выявить и проанализировать мотивационные и ценностные факторы адаптации сотрудников.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
1. провести теоретический анализ литературы по вопросам адаптации сотрудников, организационной культуры и мотивации;
2. провести анализ типов организационной культуры, выявить различия в ценностных ожиданиях сотрудников на момент приёма на работу и после прохождения периода адаптации, провести сравнительный анализ;
3. выявить уровень вовлечённости в трудовую деятельность сотрудников на момент приёма на работу и после прохождения периода адаптации, провести сравнительный анализ;
4. провести оценку возможности реализации мотивов сотрудников, выявить различия в мотивационных ожиданиях на момент приёма на работу и после прохождения периода адаптации, провести сравнительный анализ;
5. выявить уровень адаптивности сотрудников на момент приёма на работу и уровень социально-психологической адаптации после прохождения периода адаптации;
6. определить результат адаптации сотрудников на основании оценки непосредственного руководителя и самооценки, провести сравнительный анализ.
Объект исследования – новые сотрудники двух организаций: международного аэропорта (Организация №1), нефтеперерабатывающего завода (Организация №2).
Выборку исследования составили88человек, из них 52 мужчины и 36 женщин. Возраст испытуемых – от 20 до 41 года, стаж трудовой деятельности – от1 месяца до 20 лет.
Предмет исследования – мотивационные и ценностные факторы адаптации сотрудников.
Основная гипотеза исследования – успешная адаптация сотрудников основывается на совпадении мотивационных и ценностных ожиданий сотрудников с реальными характеристиками мотивационного профиля и организационной культуры организации.
Частные гипотезы исследования:
• процесс адаптации сотрудников будет проходить успешнее при совпадении их ценностно-культурных ожиданий с реальной организационной культурой организации;
• чем выше вовлечённость в трудовую деятельность сотрудников при приёме на работу, тем быстрее они адаптируются;
• процесс адаптации сотрудников будет проходить успешнее при совпадении их мотивационных ожиданий с возможностью реализации данных мотивов в организации;
• высокий уровень адаптивности сотрудников не гарантирует их успешную адаптацию.
Научная новизна исследования заключается в установлении прямой взаимосвязи между успешной адаптацией сотрудников и совпадении их мотивационных и ценностных ожиданий с реальными характеристиками мотивационного профиля и организационной культуры организации.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в области управления персоналом организации с целью повышения эффективности проводимых мероприятий в рамках программы адаптации сотрудников.
Структура работы. Объём работы – 110 страниц основного текста, 39страниц приложений. Основной текст проиллюстрирован34 рисунками. Работа состоит из введения, трёх глав(теоретической, методологической и практической глав), 18 подпунктов, заключения, списка использованных источников, приложений. Список использованных источников содержит 105 ссылок на литературу, 25 из которых – на иностранные источники. Содержание работы имеет следующую структуру:
В первой главе описываются теоретические основы по вопросам адаптации сотрудников, организационной культуры и мотивации.
Во второй главе описываются цели, задачи и гипотеза исследования, выборка, рассматриваются методы и методики исследования, раскрывается процедура исследования и математико-статистические методы обработки.
В третьей главе описываются результаты исследования и проходит их обсуждение.
В нашей работе ключевое значение имеет адаптация сотрудников. Данная тема выбрана не случайно – в современном менеджменте управление процессом адаптации является важным направлением деятельности отдела по управлению персоналом. Это объясняется тем, что в начале своей деятельности сотрудник неизбежно сталкивается с большим количеством трудностей, оказывается перед необходимостью принимать новые для себя организационные требования, пересматривать взгляды и привычки, учитывая принятые в организации нормы и правила поведения. В связи с этим мы анализировали взаимосвязи между адаптацией, организационной культурой, возможностью реализации мотивов, вовлечённостью и адаптивностью.
По результатам нашего исследования специально разработанная программа адаптации даёт более успешные результаты сотрудников при сравнении до и после прохождения периода адаптации. При этом программа адаптации, основанная на ценностной идентичности с учётом мотивационных ожиданий сотрудников, даёт ещё более успешные результаты, чем стандартная. Это очень важный практический вывод, который даёт нам понять, что при разработке программы адаптации необходимо учитывать не только стандартные параметры её структуры, но и вкладывать в неё элементы, формирующие ценностную и мотивационную идентичность сотрудников.
Таким образом, от того, насколько проработана и структурирована будет система адаптации сотрудников в организации, насколько она будет ориентирована на ценностную и мотивационную идентичность, в дальнейшем будет зависеть, как эффективно будут работать новые сотрудники, насколько можно будет использовать их трудовой и творческий потенциал в работе.
1. Авдеенко М.А., Слепцова Е.В. Анализ факторов, влияющих на адаптацию персонала // Экономика и современный менеджмента: теория и практика. – 2015. – № 46. – С. 62-22
2. Багирян Ю.Э. Профессионально-трудовая адаптация в процессе профессиональной социализации (на примере ОАО «Аэропорт «Пулково»») // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. – СПб., 2010. – №123. – С. 174-177
3. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Практикум: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Управление персоналом», «Менеджмент организации» / Т.Ю. Базаров. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 239 с.
4. Балашов А.П. Организационная культура: учеб. пособие. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2016. – 278 с.
5. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л.: Наука, 1988. – 270 с.
6. Боковня А.Е. Мотивация – основа управления человеческими ресурсами (теория и практика формирования мотивирующей организационной среды и создания единой системы мотивации компании). – М.: ИНФРА-М, 2013. – 144 с.
7. Вировец Ю.А. Адаптация на рабочем месте: правила выживания / Ю.А. Вировец. – СПб и др.: Питер, 2013. – 299 с.
8. Волкова Н. В. Социально-психологические особенности персонала как фактор организационной социализации и первичной адаптации // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова, том 18.– 2012. – № 1. – С. 125-128
9. Володина Н.А. Адаптация персонала: российский опыт построения комплексной системы / Н.А. Володина. – М.: ЭКСМО, 2010. – 238 с.
10. Голубев В.В. Мотивационные ожидания личности // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, том 14. – 2008. – №4. – С. 63-66
11. Грачёва Д. Г. Корпоративная культура как средство адаптации сотрудников и основа психологической безопасности личности в организации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2012. – № 7. – С. 204-207
12. Грошев И.В. Организационная культура: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 061100 «Менеджмент организации» / И.В. Грошев, П.В. Емельянов, В.М. Юрьев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 288 с.
13. Долженкова Ю.В. Рекрутмент и адаптация персонала: современные кадровые технологии: монография / Ю.В. Долженкова, Г.Г Руденко, Акад. труда и соц. отношений. М.: АТиСО, 2014. – 183 с.
14. Доминяк В.И., Родионова Е.А. Социально-психологические особенности профессионального здоровья специалистов // Ананьевские чтения – 2013. Психология в здравоохранении: Материалы научной конференции, 22-24 октября 2013 г. / Отв. ред. О.Ю. Щелкова. – СПб.: Скифия-принт. –С. 362-364
15. Евтихов О.В. Психология управления персоналом: теория и практика. – СПб.: Речь, 2010. – 319 с
16. Евтихов О.В. Управление персоналом организации: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 297 с.
17. Егоршин А.П. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности[Электронный ресурс]: Учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 378 с.URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=372816 (дата доступа: 11.11.2016)
18. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности: Учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. –М.: ИНФРА-М, 2011. – 378 с.
19. Егоршин А.П. Основы управления персоналом: Учеб. пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 352 с.
20. Зайцева Т.В., Зуб А.Т. Управление персоналом: учебник / Т.В. Зайцева, А.Т. Зуб. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. – 336 с.
21. Замедлина Е.А. Организационная культура: Учеб. пособие. – М.: РИОР, 2009. – 126 с.
22. Зеленов А.Д. Мотивация трудовой деятельности на малом инновационном предприятии[Электронный ресурс]: Монография / А.Д. Зеленов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. – 104 с.URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=514574 (дата доступа: 13.11.2016)
23. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2011. – 512 с.
24. Камерон К., Р. Куинн Диагностика и изменение организационной культуры / Пер. с англ. Под ред. И.В. Андреевой. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.
25. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 220 с.
26. Карташова Л.В. Организационное поведение: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 157 с.
27. Карташова Л.В. Управление человеческими ресурсами: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 235 с.
28. Кибанов А.Я. Мотивация и стимулирование персонала: взаимосвязь понятий // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2008. – №6. – С. 4-6
29. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 447 с.
30. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 440 с.
31. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 695 с.
32. Кобцева Е.Н. Адаптация персонала: классификация видов и показатели // Вестиник ВГУ, Серия: Экономика и управление, 2008. – №1. – С. 100-104
33. Крутцова М.Н. Управление адаптацией персонала: учебное пособие / М.Н. Крутцова. – Вологда: Легия, 2010. – 128 с.
34. Куприн А.А. Эффективность трудовой адаптации как предпосылка успешной трудовой деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 2009. – №2. – С. 229-233
35. Куприянчук Е.В., Щербакова Ю.В. Управление персоналом: ассессмент, комплектование, адаптация, развитие: Учеб. пособие. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2012. – 255 с.
36. Лапыгин Ю.Н. Теория организации и организационное поведение: Учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 329 с.
37. Леонтьев В.Г. Мотивация и психологические механизмы её формирования. – Новосибирск: ГП «Новосибирский полиграфкомбинат», 2002. – 264 с.
38. Макеева О.В. Адаптация и удовлетворённость трудом: эмпирические исследования, обобщения и результаты. – 2015. – №3. – С. 87-95
39. Мандрикова Е.Ю., Горбунова А.А. Взаимосвязь увлечённости работой, личностных ресурсов и удовлетворённости трудом сотрудников // Организационная психология, том 2. – 2012. – №4. – С. 2-22
40. Милёхина О.В., Адова И. Б. Факторы успешной адаптации персонала к организационным изменениям // Сибирская финансовая школа. – 2013. – № 4(99). – С. 100-107
41. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник и практикум для академического бакалавриата / отв. ред. Е.А. Родионова. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 279 с.
42. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности[Электронный ресурс]: учебник / О.К. Минева, С.А. Арутюнян, Е.А. Белик [и др.]. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2015. – 272 с.URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=491505# (дата обращения: 11.11.2016)
43. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии / А.А. Налчаджян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2010. – 368 с.
44. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования: Анализ и интерпретация данных: учебное пособие / А.Д. Наследов. – 3-е изд., стереотип. – СПб.: Речь, 2007. – 392 с.
45. Одегов Ю.Г., Козлов В.В., Сидорова В.Н. Организационное поведение. Учебное пособие. – М.: КноРУс, 2013. – 272 с.
46. Организационная психология: Учебник / Под общ. ред. А.Б. Леоновой. М.: ИНФРА-М, 2013. – 429 с.
47. Организационная психология. 2-е изд., испр. и перераб. / Под ред. П.К. Власова, С.А. Маничева, Г.В. Суходольского. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та; Харьков: Изд-во «Гуманитарный Центр»; Харьков, 2008. – 480 с.
48. Организационное поведение: учебник для вузов / ред.: Э.М. Коротков, А.Н. Силин. – Тюмень: Вектор Бук, 1998. – 308 с.
49. Панченко Л.Л. Адаптация к профессиональной деятельности: Учеб. пособие. – Владивосток: Мор. гор. ун-т, 2006. – 35 с.
50. Патрахина Т. Н., Ткаченко Ю.И. К вопросу об адаптации персонала: теоретический аспект // Молодой ученый. – 2015. – № 7. – С. 464-466
51. Петрова Е.А. Методические подходы к оценке системы адаптации персонала // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. – 2015. – № 3. – С. 79-86
52. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2003. – 448 с.
53. Прошина А.М. Адаптация персонала в российских организациях: социально-управленческий анализ (на примере работников с ограниченными возможностями): Монография. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 124 с.
54. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: теория и практика / Под ред. проф. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь, 2010. – 816 с.
55. Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы и перспективы / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. – 624 с.
56. Реан А.А. Психология адаптация личности. Анализ. Теория. Практика / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. – 479 с.
57. Резник С.Д., Черниковская М.В. Организационная культура российского студенчества в условиях изменений социально-экономической среды: Монография. М.: ИНФРА-М, 2015. – 176 с.
58. Рюттингер Р. Культура предпринимательства. – М.: ЭКОМ, 1992. – 240 с.
59. Семёнов Ю.Г. Организационная культура: управление и диагностика. – М.: Логос, 2006. – 256 с.
60. Сиомичев А.В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе / А.В. Сиомичев. // Автореф. канд. пс. н. – Л., 1985. – 17 с.
61. Соломанидина Т.О. Мотивация трудовой деятельности персонала: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Управление персоналом», «Организационное поведение», «Мотивация персонала» / Т.О. Соломанидина, В.Г. Соломанидин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 312 с.
62. Соломанидина Т.О. Организационная культура в таблицах, тестах, кейсах и схемах: Учебно-методические материалы. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 395 с.
63. Соломанидина Т.О. Организационная культура компании: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 624 с.
64. Соломанидина Т.О., Соломанидин В.Г. Управление мотивацией персонала (в таблицах, схемах, текстах, кейсах). – М.: Журнал «Управление персоналом», 2005. – 128 с.
65. Солоусова К. В. Реализация комплексного подхода к управлению адаптацией персонала в организации // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». ¬– 2010. – № 2. – С. 34-38
66. Спивак В.А. Корпоративная культура. – СПб.: Питер, 2001. – 352 с.
67. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 416 с.
68. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 432 с.
69. Тюрина Н.В. Понятие адаптации в современной психологии // Вестник Астраханского государственного университета. – 2007. – №5. – С. 152-157
70. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 695 с.
71. Управление персоналом: учебник для бакалавров / под ред. А.А. Литвинюка. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 434 с.
72. Управление персоналом: учебник. / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. –2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 560 с.
73. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. – 860 с.
74. Чанько А.Д. Опыт диагностики организационной культуры российских компаний / А.Д. Чанько // Российский журнал менеджмента, том 3. – 2005. – №4. – С. 29-54
75. Человеческий капитал: теория и практика управления в социально-экономических системах: Монография / Под общ. ред. Р.М. Нижегородцева и С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 290 с.
76. Шапиро С.А. Мотивация. – М.: ГроссМедиа, 2008. – 224 с.
77. Шаполова В.В. Корпоративная культура как фактор социальной адаптации личности менеджера // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, том 19. – 2013. – №20(163). – С. 305-310
78. Шарабурак К.В. Организация трудовой адаптации персонала в организации: Выпускная квалификационная работа (бакалавриат РЭУ им. Г.В. Плеханова по направлению «Управление персоналом»). –Москва, 2015. – 83 с.
79. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ. под ред. В.А. Спивака – СПб.: Питер, 2002. – 336 с.
80. Aksenovskaja Ludmila N., Bazarov Takhir U. Managing the organizational culture: a technological issue // Psychology in Russia: State of the art.– 2011. Vol. 4. –№1. – P. 361-370
81. Alvesson M., Berg P.O. Corporate Culture and Organizational Symbolism: An Owerview. – Berlin and New York: Walter de Gruyter, 1992. – 258 p.
82. Alvesson M. Understanding organizational culture. – SAGE Publications Ltd, 2002. – 214 p.
83. Alvesson M., Willmott H. Identity Regulation as Organizational Control: Producing the Appropriate Individual // Journal of Management Studies. – July 2002. –№39(5). – P. 619-644
84. Balmer J.M.T., Gray E.R. Corporate identity and corporate communications: creating a competitive advantage // Industrial and Commercial Training. – 2000. – №32(7). – P. 256-262
85. Bauer, T. N., Bodner, T., Erdogan, B., Truxillo, D.M., Tucker, J.S. Newcomer adjustment during organizational socialization: A meta-analytic review of antecedents, outcomes, and methods // Journal of Applied Psychology. – 2007.– № 92(3). – P. 707-721
86. Bromley D.B. Relationships between personal and corporate reputation // European Journal of Marketing. – 2001. – Vol. 35. – №3/4. – P. 316-334
87. Cameron K.S. Diagnosing and changing organizational culture: based on the competing values framework / K.S. Cameron, R.E. Quinn. – San Francisco: Jossey-Bass, 2006. – 256 p.
88. Capowcki G.S. Designing a Corporate Identity // Management Review. – June 1993. – Vol. 82. – №6. – P. 37-41
89. Cees B.M. van Riel, John M.T. Balmer Corporate identity: the concept, its measurement and management // European Journal of Marketing. – 1997. – Vol. 31. – №5/6. – P. 340-355
90. Deal T. Corporate Cultures, the Rites and Rituals of Corporate Life / T. Deal, A. Kennedy // Journal of Cross-Cultural Psychology. – 1988. – Vol. 32. – P. 268-290
91. DeShon, R.P., Gillespie, J.Z. A motivated action theory account of goal orientation // Journal of Applied Psychology. – 2005.–№ 90(6). – P. 1096-1127
92. Gajda J. Social and Professional Adaptation of Employees as a Main Factor in Shaping Working Conditions // Journal of US-China Public Administration. – October 2015. – Vol. 12. –№10, P. 789-795
93. Hofstede G. Culture and Organizations: Software of the Mind/ G. Hofstede, M. Minkov. – 3d ed., revised and expanded. – New York: McGraw-Hill, 2010. – 561 p.
94. Hofstede G. Culture’s consequences: International differences in work-related values / G. Hofstede. – N. Y.: Newbury Park, CA, 1980. – 328 p.
95. Kane-Urrabazo C. Management’s role in shaping organizational culture / C. Kane-Urrabazo // Journal of Nursing Management. – 2006. – №14. – P. 188-194
96. Kilmann Ralph H. Beyond the Quick Fix: Managing Five Tracks to Organizational Success / Ralph H. Kilmann. – San Francisco: Jossey-Bass, 1984. – 300 p.
97. Mills A.J. Studying the Gendering of Organizational Culture Over Time: Concerns, Issues and Strategies / A.J. Mills // Gender, Work and Organization. – 2002. – Vol. 9. – №3 June. – P. 286-307
98. Nagyova L., Nekoranec J. Adaptation of employees in the organization and its importance in terms of human resource management // Revista academiei fortelor terestre. – 2014. – №1(73). – P. 114-120
99. Pheysey D.C. Organizational cultures: Types and Transrormations. – London and New York:Routledge, 1993.–356 p.
100. Schaufeli W.B., Bakker A.B. UWES Utrecht Work Engagement Scale. Preliminary Manual // Occupational Health Psychology Unit, Utrecht University, Version 1, November 2003. – 58 p.
101. Schein E.M. Organizational Culture and Leadership. – San Francisco:Jossey-Bass, 1985. – 358 p.
102. Schneider B., Ehrhart Mark G., Macey William H. Organizational climate and culture [Электронный ресурс]URL: https://articles.extension.org/sites/default/files/Organizational%20Climate%20and%20Culture%20Review.pdf (дата обращения: 11.09.2016)
103. Schultz M. On Studying Organizational Cultures: Diagnosis and Understanding. – Berlin and New York: Walter de Gruyter, 1995. – 183 p.
104. TOMČÍKOVÁ M., ŽIVČÁK P. The proceeding of adaptation process in the company[Электронный ресурс]URL: http://www.acs.pollub.pl/pdf/v8n1/58_%20vol_8no_1_2012.pdf (дата обращения: 14.09.2016)
105. Материалы интернет ресурса URL:www.dominiak.ru(дата обращения: 13.08.2016)