Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АНТОНИМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ (СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ)

Работа №121668

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы136
Год сдачи2017
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
43
Не подходит работа?

Узнай цену на написание



ВВЕДЕНИЕ - 4 -
ГЛАВА I ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ АНТОНИМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ - 9 -
I.1 Понятие антонимии и антонимов, их определение и классификации в научной и методической литературе - 9 -
I.2 Роль словооборазования и антонимия при обучении лексики в курсе РКИ - 15 -
I.3 Виды и способы образования антонимов - 18 -
I.3.1 Способы словообразования в современном русском языке - 18 -
I.3.2 Способы словообразования однокорневых антонимов и их модели в современном русском языке - 20 -
I.3.3 Антонимы, образованные суффиксами с эмоциональным оттенком - 24 -
I.3.4 Антонимы, находящиеся в градуальной оппозиции - 26 -
I.4 Обзор антонимии в китайском языке - 32 -
I.4.1 Словообразование современного китайского языка - 32 -
I.4.2 Образование антонимов в китайском языке - 34 -
ВЫВОДЫ - 36 -
ГЛАВА II АНТОНИМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ: ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА - 38 -
II.1 Префиксальный способ образования антонимических пар - 38 -
II.2 Суффиксальный способ образования антонимических пар - 55 -
II.2.1 Антонимы, образованные суффиксами с эмоциональным оттенком - 55 -
II.2.1.1 Анализ антонимов, образованных суффиксами с эмоциональным оттенком - 56 -
II.2.1.2 Перевод как способ семантизации русских антонимов образованных суффиксами с эмоциональным оттенком на китайский язык - 72 -
II.2.2 Антонимы, находящиеся в градуальной оппозиции - 76 -
II.2.2.1 Анализ антонимов, находящихся в градуальной оппозиции - 76 -
II.2.2.2 Перевод как способ семантизации русских антонимов находящихся в градуальной оппозиции на на китайский язык - 83 -
ВЫВОДЫ - 88 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 90 -
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ - 94 -
ПРИЛОЖЕНИЕ


Наша дипломная работа посвящена изучению и описанию словообразовательных элементов антонимического характера в современном русском языке на фоне китайского языка.
Антонимия представляет собой одну из важнейших лингвистических универсалий, одно из существенных измерений лексико-семантической системы различных языков (Л.А.Новиков, 1984). Антонимия стал предметом лингвистического анализа сравнительно недавно. Оно даёт описание лексики с точки зрения семантической противоположности её единиц.
Данная тема имеет отношение и к морфологии, и к словообразованию, и к лексической семантике. С одной стороны, словообразовательный элемент антонимического характера — это пара морфем, с помощью которых образуют одну из пар антонимов. Это могут быть и приставки ,и суффиксы и префиксоиды, которые дополняют грамматическое значение, выступающие как способ образования новых слов. С другой стороны, образованные антонимы относятся к лексике, точнее, к лексической семантике. В русском языке существуют и разнокоренные антонимы и однокоренные антонимы. В данной работе мы рассматриваем однокоренные антонимы.
В словообразовании однокоренных антонимов важную роль играют пары приставок и префиксоидов антонимического характера, например: вошёл-вышел образованны с помощью приставок «в»-«вы», быстродействующий-медленнодействующий образованны от префиксоидов «быстро»-«медлено». Они занимают центральное место в словообразовании антонимов в русском языке. Кроме приставок и префиксоидов, нам интересны также суффиксы. Суффиксы могут не играть самостоятельной роли, и образуют новое слово вместе с приставками. Например, пара антонимов волевой – безвольный образуются с помощью суффикса -ев- и приставки/суффикса без-/-н-. А в другой ситуации, суффиксы могут самостоятельно образовать антонимы, например, пара антонимов домишко – домище образуются с помощью суффиксов -ишк- и -ищ-. Кроме этого, в процессе классификации антонимов, по тому, есть ли слово, обозначающее промежуточное между антонимами понятие, различают антонимы градуальные, например: тёмный-темноватый-светлый образованны с помощью суффикса -оват-.
Наша работа также включает в себя методические рекомендации средств образования антонимов и их употребление и примеры упражнений в обучении русскому языку как иностранному.
Актуальность
темы обусловлена рядом причин. Во-первых, важностью изучения таких разделов грамматики русского языка как словообразование и лексическая семантика(антонимия), а также трудностью понимания и употребления словообразовательных аффиксов в практике обучения русскому языку китайских учащихся. Кроме того, словообразующая и формообразующая функция русских приставок и суффиксов в словах-антонимах не всегда имеет эквивалент в родном языке учащихся и вызывает дополнительные трудности при переводе и употреблении в устной речи. Нет специальной учебной литературы по этой теме с учётом родного языка учащихся.
Объект исследования
Конкретные языковые единицы ― словообразовательные элементы антонимического характера в современном русском языке
Предмет исследования ― антонимия как часть лексической семантика, а также способы образования однокоренных антонимов в русском языке.
Цель исследования
Выявить, определить и описать средства образования однокоренных антонимов, в русском языке, их семантику, специфику употребления на фоне китайского языка.
Задачи исследования
1. Описать теоретическую базу исследования
2. Определить понятие и дефиниции антонимов и антонимии в разных научных источниках.
3. Отобрать русские словообразовательные единицы, образующие антонимы
4. Описать способы образования антонимов в русском языке.
5. Рассмотреть виды антонимов каждого способа образования.
6. Дать классификацию и проанализировать антонимы по способам образования и по значению.
7. Провести сопоставление исследуемых единиц с китайскими аналогами .
Методы иследования
1. Метод лингвистического описания
2. Метод семантического и компонентного анализа
3. Метод сравнительно-сопоставительного анализа
4. Приёмы словообразовательной и частотно-статистической характеристика исследуемого материала.
Новизна работы
Состоит в попытке выделить и описать новые типы и модели и элементы словообразования слов-антонимов в русском языке, а также в возможности уточнить состав словообразовательных средств антонимического характера в русском языке и рассмотреть их на фоне китайского языка.
Практическая значимость работы: Результаты нашего исследования могут быть полезны на практических занятиях по русскому языку в иностранной (китайской) аудитории, а также при составлении лексикографических пособий и словарей, в курсе перевода и анализа художественных текстов, в курсах лекций по лексической семантике и словообразованию.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. В процессе образования префиксальных антонимов, словообразовательные модель №1(типа: логичный – алогичный ), №2(типа: вход – выход ) и №7(типа: высокооплачиваемый – низкооплачиваемый) занимаются большее место и являются продуктивными словообразовательными моделями. Общее количество антонимов образованных разными способами, может быть графически представлено следующим образом. Преподавателю РКИ на это надо обращать внимание.
2. В процессе образования антонимов суффиксами с эмоциональным оттенком(типа: домик-домище), выборка разделилась на группы «лицо человека», «лицо животных» и «предмет» . У всех групп высокий процентный состав слов, которые имеют антонимы с отношением «ласкательный – уничижительный». У слов группы «лицо человека» гораздо больше однокорневых синонимов.У группы «лицо животных» очень маленький объём.Статистический анализ показал, что количество суффиксов с антонимическим отношением «уменьшительный-увеличительный» меньше, но имеет выше частоту. И наоборот, количество суффиксов с антонимическим отношением «ласкательный-уничижительный»(в том числе пренебрежительный, грубый и так далее) больше, но менее частотны, большинство из них встречаются только один раз. Можно сделать вывод, что антонимические отношения «уменьшительный- увеличительный» являются базовыми, устойчивыми, а отношения «ласкательный-уничижительный» являются дополнительными, временными компонентами. Например, пара суффиксов «к»-«ищ» появляется 33 раза в группе №1, но толька 1 раз имеет ласкательную-уничижительную оценку. Можно сказать, что слово получает эмоциональную окраску не потому что слово естественно, изначально, природно имеет эту функцию, а потому что такова цель говоряшего. Данная часть нашей работы также можно считаться в качестве учебного материала РКИ для изучения эмоциональных имён существительных, которые почти не встречаются в словаре, а практически употребляются носителями русского языка.
3. Антонимы, находящиеся в градуальной оппозиции(типа: слабый- слабоватый-сильный) не могут образоваться от всех прилагательных. Выборка разделилась на 9 групп: (1) качество человека (2) внешность человека (3)состояние (4) величина (5) качество объекта (6) звук (7) вкус (8) цвет (9) форма. Одни учённые считают, что антонимы, находящиеся в градуальной оппозиции можно образоваться только от слова с негативным значением. Но наше исследование показало, что ситуация сложнее. Представленные примеры не строго совпадают с этим мнением. Совпадают только слова в группе качество человека и внешность человека. А в некоторых группах совершенно его нарушают по разными причинами (маленький объём выборки, отсутствие в словаре, неправильное употребление говорящим и так далее). Нужно дальнейшие исследовании, чтобы выяснить правило образования антонимов, находящихся в градуальной оппозиции.



I. Научная, учебная и методическая литература.
1. Амиантова Э.И.Соотношение семантической и словообразовательной структуры русских глаголов с приставками: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук.М.,1980.
2. А.А.Брагина Лексика языка и культура страны. М.,1986.
3. Введенская Л.А.Понятие синонимико-антонимической парадигмы // Cловарь антонимов русского языка. М.,2001.
4. Е.А.Земская Словообразование. —-В кн.:Современный русский язык/Под ред. В.А.Белошпаковой.М.,1989.
5. Е.А.Земская Современный русский язык—-Словообразование. М.,2005.
6. Земская Е.А.Словообразование как деятельность. М.,наука,1992.
7. Земская Е.А.Современный русский языка. Словообразование: учеб. Пособие.М.,наука,2006.
8. Е.И.Зиновьева Основные вопросы изучения и учебного лексикографирования словарных объединений русского языка. // Научно-методические материалы. СПб,2004.
9. Е.И.Зиновьева Основные проблемы описания лексики в аспекте русского языка как иностранного. СПб: СПбГУ, 2003.
10. Иванова Т.А.Имя прилагательное, имя числительное в аспекте РКИ.СПб.,2003
11. А.Ф.Колесникова Обучение лексике (проблемы отбора и семантизации) //Заочный курс повышения квалификации зарубежных преподавателей русского языка. М.,1975.
12. Э.В.Кузнецова Лексикология русского языка. М.,1989.
13. Мордвина-Щодро С.А.Синонимо-антонимический блок чистый-грязный как фрагмент русской языкой картины мира // Новые направления в изучении русского языка и методики его преподавания. СПб.,2006
14. Мордвина-Шодро С.А. Антонимо-синонимические блоки прилагательных, называющих черты характера человека(лингвокультурологический аспект). Автореф. дис.на соиск.учёной степ. Канд. Филол.наук. СПб.,2007.
15. В.А.Маслова Лингвокультурология. М.,2001.
16. А.И.Моисеев Богатство языка и культура речи. СПб.,1995.
17. Моисеев А.И.Словообразовательные типы слов и их место в системе словообразовательных гнезд.
18. Новиков Л.А.Избранные труы.Том I. Проблемы языкового значения.М.,2001.
19. Новиков. Л.А.Современный русский язык.М.,2003.
20. Новиков. Л.А.Русская антонимия и её лексикографическое описание // Словарь антонимов русского языка/ Под ред.М.Р.Львова. М.1985.
21. З.А.Потиха Современное русское словообразование. М.,1970.
22. З.А.Потиха Строение русского слова. М.,1981.
23. В.И.Половникова Лексический аспект в преподавании русского языка как иностранного на продвинутом этапе. М.,1998.
24. Рожкова. Г.И.Очерки практической грамматики русского языка.М.,1978.
25. Г.И.Рожкова К лингвистическим основам методики преподавания русского языка иностранцам. М.1977.
26. А.Смольская,Д.Митев Русское словообразование. Соф.,1978.
27. И.П.Слесарева Проблемы описания и преподавания русской лексики. М.,1980.
28. У.И.Степанович Словообразовательная семантика в русском языке и принципы её описания. М.,2001.
29. М.А.Шахматова Классификация лексических единиц с позиций лингвометодики.//Научно-методические материалы. СПб, СПбГУ,2004.



II. Словари и справочная литература
1. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка /Авторы: Апресян В.Ю., Апресян Ю.Д., Бабаева Е.Э., Богуславская О.Ю. и др. Москва-Вена,2004.
2. О.С.Ахманова Словарь лингвистических терминов.М.,2004.
3. Русско-английский словарь: около 55000 слов /Под ред. О.С.Ахмановой.М.,1995.
4. Толковый словарь русских глагодов. Идеографическое описание/ Сост. Бабенко Л. и др.1999.
5. Ввденская Л.А.Словарь антонимов русского языка. М.2003.
6. Словарь сочетаемости русского языка /Под ред. П.Н.Денисова, В.В.Морковкина.М.,1983
7. Евгеньева А.П.Словарь синонимов русского языка. М.,1987.
8. Евгеньевой А.П.Малый академический словарь русского языка(МАС). М.1981.
9. Словарь синонимов русского языка: в 2 т./Под ред. А.П.Евгеньевой. Л.,1971.
10. Ефремова Т.Ф.Словообразовательный словарь русского языка. М., 2010.
11. Ю.Н.Караулов Русский язык «Энциклопедия», М.,1997.
12. А.М.Кузнецов Поле//Большой энциклопедический словарб «Языкознание»/Под ред.В.Н.Ярцевой. М.,2000.
13. С.А.Кузнецов Большой толковый словарь.СПб.,1998.
14. Львов М.Р.Словарь антонимов русского языка. М.,1985
15. C.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова Толковый словарь русского языка. М.,1999.
16. Ожегов С.И.,Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.,1997.
17. Ожегов С.И.Толковый словарь современного русского языка.
18. Потиха З.А.,Строение русского слова.М.,1981.
19. Л.Г.Саяхова, Д.М.Хасанова, В.В.Морковкин Тематический словарь русского языка.//Под ред. В.В.Мроковкина.М.,2000.
20. Тихонов А.Н.Словообразовательный словорь русского языка: в 2 томах .М.,1985.
21. Федов Ю.В. Идеографический антонимо-синонимический словарь русского языка. Волгоград,2001.
22. Толковый словарь русского языка: в 4 т.М.,1981
23. Русско-китайский двуязычный словорь, 1992.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ