ВВЕДЕНИЕ 4-8
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 9
1.1. Этиология и причины возникновения нарушения слуха 9-27
1.2. Особенности развития показателей координационных способностей детей с нарушением слуха 27-40
1.3. Средства развития показателей координационных способностей детей с нарушением слуха в возрасте 12-14 лет 41-45
1.4 Значение адаптивного спорта для развития детей с нарушением слуха 45-48
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 49-64
2.1. Методы исследования 49-64
2.2. Организация исследования 64
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 65-68
3.1. Обоснование средств и методов для развития показателей координационных способностей детей с нарушениями слуха 65-68
3.2. Определение влияния средств и методов, направленных на развитие показателей координационных способностей у детей с нарушениями слуха в возрасте 12-14 лет 68-82
ВЫВОДЫ 83
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 84-85
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 86-90
Ряд специалистов в сфере науки и образования все чаще приходят к выводу, что дети стали менее активны, вследствие чего сформировалась тенденция к росту риска различными заболеваниями, дети стали менее активны, их все более труднее заинтересовать и привлекать к различным видам спорта и в целом двигательной деятельности. Отсюда мы имеем высокий процент детей с различными заболеваниями, исходя из этого, они имеют низкий показатель физических навыков, к которым также относиться и координационные способности.
Актуальность выбранного нами исследования, состоит в том, что координационная неполноценность развития ребенка с нарушением слуха может быть компенсирована за счет дополнительных занятий таким видом двигательной деятельности, как футбольный фристайл. И здесь особо важно отметить, что занятия футбольным фристайлом решают главную задачу физического воспитания - это обеспечение оптимального развития физических качеств, что является основой двигательных способностей человека.
Стоит отметить, что актуальность этого направления трудно переоценить, в связи с тем, что речь идет о наших детях и детях, которые имеют различные нозологии, в нашем случаи слабослышащие дети. Поэтому нужно уделять внимание воспитанию здорового и физически подготовленного поколения не только здоровых детей, но и инвалидов, что является важной государственной задачей.
В процессе изучения различной научной литературы, нами было сделано следующее заключение и мы выявили, что в ходе спортивной деятельности протекает процесс, в ходе которого нами осуществляется поиск новых и современных путей повышения и совершенствования эффективности обучения различным двигательным действиям, как детей, так и подростков. Отметим, что если ребенок склонен к способностям управления своими движениями, то процесс приобретения координированных двигательных действий может считаться успешным.
Так же стоить отметить еще одну немаловажную особенность, которая состоит в том, что развитие научно-технического прогресса зависит напрямую от подрастающего поколения, которое должно стремиться быть здоровым, поскольку быть специалистом с высокой квалификацией и соответствовать современным требованиям времени, может только подготовленное и здоровое поколение. Но также в настоящее время нужно обращать внимание и на детей с ограниченными возможностями. В связи с этим в настоящее время встала ключевая проблема общества, которая заключается в сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, обучающихся как в общеобразовательной школе, так и детей, проходящие обучение в коррекционных школах, школах интернатах и которые имеют те или иные нозологии, в нашем случаи это дети с нарушением слуха.
Опыт изучения координационных способностей и характеристику двигательных действий отразили в своих трудах такие ученые, как В.И. Лях, Н.А. Бернштейн, Л.П. Матвеев, И.П. Ратов, В. Н. Платонов. Но одновременно стоит отметить, что по факту накопленного материала в области развития координационных способностей детей с нарушением слуха ощутимо меньше.
Так, целый ряд научных данных был посвящен исследованиям развития особенностей и совершенствования координационных способностей, как у школьников, так и у спортсменов, которые имели разный возраст и занимались различными видами спорта. [9, 24].
В ходе изучения научно-методической литературы на сегодняшний день мы имеем следующую статистику, а именно более 5 % от всего существующего населения имеют те или иные нарушения слуха. При этом стоит отметить, что данный процент не имеет тенденции уменьшаться, а наоборот имеет положительную динамику
Е.М. Мастюкова и М.Б. Богомильский выделяют, что последствия потери слуха могут быть связаны как с нарушением развития речи, так и с полным ее отсутствием. Это же в свою очередь сказывается на ограниченных возможностях мышления у выбранной нами категории детей, а также на особенностях их поведения, а именно неохотное желание вступать в контакт, замкнутость.
Отметим немаловажный факт, что у детей с нарушениями слуха существуют трудности в общении, которые усложняют условия развития психомоторики. Так же у выбранной нами категории детей чаще всего выражены проблемы с вестибулярным аппаратом. Вследствие этого у них присутствуют нарушения разного рода двигательной сферы, которые проявляются в дискоординации двигательных способностей в нарушениях как динамического, так и статического равновесия, а также в точности движений и пространственной ориентировки.
В исследованиях вышеупомянутых авторов указывается на особенности развития двигательных способностей детей с нарушением слуха и это определяется несколькими факторами. Одно из ведущих мест среди них занимают физиологические факторы (генетическая предрасположенность, состояние нервной системы и т.д.), далее необходимо отметить особенности морфологического строения мышечной ткани (соотношение медленных и быстрых волокон), состояние вегетативных систем организма подростка, анатомо-морфологические признаками опорно-двигательного аппарата ребенка, а также спецификой тренировочных занятий.
При этом такие авторы как Л.А. Добрынина, Н.Г. Байкина, Д.В Шибанов Л.В. Шапкова и другие отмечают, что дети с нарушением слуха, а в особенности глухие, в ходе обучения в школе заметно отстают по уровню физической подготовленности и физического развития от своих слышащих сверстников. Эта разница наиболее ощутима в среднем школьном возрасте, а именно по показателям, которые характеризуют координационные способности и силу.
Поэтому особенно важно создавать те педагогические условия для детей с нарушением слуха, которые будут способствовать развитию их координационных способностей, при этом решая коррекционные задачи детей которые имеют нарушение слуха в процессе АФВ.
Объект исследования - педагогический процесс АФВ детей с нарушениями слуха в возрасте 12-14 лет.
Предмет исследования - подобранные средства и методы развития показателей координационных способностей детей с нарушениями слуха 12-14 лет во время занятий футбольным фристайлом.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что подобранные средства и методы будут способствовать лучшему развитию координационных способностей 13-14 лет с нарушениями слуха.
Цель исследования - изучение уровня координационных способностей у детей 12-14 лет с нарушениями слуха.
Задачи исследования:
1. Изучить показатели координационных способностей детей с нарушениями слуха в возрасте 12-14 лет при проведении исследования.
2. Подобрать средства и методы для развития уровня координационных способностей у детей 12-14 лет с нарушениями слуха.
3. Выявить показатели координационных способностей у детей 12-14 лет с нарушениями слуха после проведения педагогического эксперимента.
4. Определить функциональное состояние детей с нарушением слуха в возрасте 12-14 лет.
Теоретическая значимость. Разработанная структура развития показателей координационных способностей детей с нарушением слуха 12-14 лет посредством футбольного фристайла дает нам основание для расширения научных представлений о методах и средствах развития показателей координационных способностей, а также способствует увеличению арсенал комплексов для подготовки спортсменов.
Практическая значимость.
Практическая значимость основывается на научном обосновании принципов индивидуального подхода к организации занятий футбольным фристайлом среди детей с нарушением слуха в возрасте 12-14 лет. Так как речь идет о детях среднего и подросткового возраста эффективность воспитания и обучения зависит от учета анатомо-физиологических особенностей учащихся. Стоить отметить, что в данном возрасте протекает динамичная морфологическая перестройка организма, бурно происходит как психическое развитие, так и адаптация к внешней среде физиологических систем, в совокупности также развиваются двигательный аппарат и нервная система. Данный возраст является наиболее благоприятным для закладки жизненных навыков, умений и способностей детей.
В проведенном нами исследовании была определена эффективность выбранных средств и методов во время проведения занятий по футбольному фристайлу, направленных на улучшение показателей координационных способностей у детей 12-14 лет с нарушениями слуха.
Предложенная нами структура позволит оказать существенную и значимую помощь в вопросах развития детей с нарушением слуха и улучшения их показателей координационных способностей.
Результаты проведённого исследования позволили сделать следующие выводы:
1. Сравнительная характеристика средних результатов отдельных двигательных способностей и показателей координационных способностей до начала педагогического эксперимента выявила достоверного различия (p<0,05) между ЭГ и КГ.
2. Подобрали средства и методы, направленные на развитие показателей координационных способностей для учащихся 12-14 лет с нарушениями слуха.
3. После проведения педагогического эксперимента сравнительная характеристика данных экспериментальной группы учащихся и контрольной группы учащихся выявила достоверное различие (p<0,05) по показателям развития координационных способностей.
4. Определили, что для улучшения развития показателей координационных способностей у учащихся 12-14 лет более эффективно влияют упражнения, направленные на тесную работу с футбольным мячом различными частями тела, а также упражнения с применением координационной лестницы.
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании /Б.А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 223 с.
2. Байкина Н.Г. Коррекционные основы физической культуры глухих школьников / Н.Г. Байкина. - М, 1992.-438 с.
3. Безруких М.М. Возрастная физиология / М.М. Безруких, В.Д., Сонькин, Д.А. Фарбер. - М., 2003. - 416 с.
4. Бисярина, В.П. Анатомо-физиологические особенности детского организма / В.П. Бисярина, - М.: Медицина, -1979. - 24с.
5. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология: учеб, пос. для студентов ВУЗов / Т.Г. Богданова. - М.; Академия,- 2002. - 224с.
6. Богомильский М.Р. Болезни уха, горла и носа у детей / М.Р. Богомильский, В.Р. Чистяков. - М., 2000. - 176 с.
7. Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети / P.M. Боскис. - М, 1963. - 335с.
8. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха / P.M. Боскис. - М., 1975. - 143 с.
9. Васильев Е.П. Исследование гибкости тела и экспериментальное обоснование средств и методов ее воспитания / Е.П. Васильев, Рига, 1965. - 200 с.
10. Велицкий А.Н. Методика исследования слуховой функции / А.Н. Велицкий. - М., 1972. - С. 18-26,
11. Гозова А.П. Профессионально-трудовое обучение глухих школьников / А.П. Гозова. - М.: Просвещение, 1968. - 132 с.
12. Гозова А.П. Психология трудового обучения глухих / А.П. Гозова. - М.: Педагогика, 1979. - 214с.
13. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников / А.А. Гужаловский. - Мн., 1978. - 88с.
14. Дзюрич В.В. Роль слова в развитии движений школьников / В.В. Дзюрич. - М., 1970. - 247 с.
15. Доленко А.И. Берегите суставы / А.И. Доленко. - М., 1990. - 142с.
...