Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИГРОВОЙ ПОДХОД В ПРИКЛАДНЫХ ЗАДАЧАХ 5
1.1. Основные понятия игрового подхода 5
1.2. Игровой подход в маркетинге инноваций 7
2 РЕАЛИЗАЦИЯ ИГРОВОГО ПОДХОДА НА ПРИМЕРЕ АНТАГОНИСТИЧЕСКОЙ ИГРЫ 18
2.1. Описание математической модели конкуренции 18
2.2. Модель антагонистической конкуренции двух фирм 21
3 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ-АНАЛИЗАТОРА 28
3.1. Решение игры, используемой в программе 28
3.2. Алгоритм работы программы и интерфейс 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 48
В процессе человеческой деятельности нередко возникают ситуации, когда интересы людей не совпадают или являются прямо противоположными (конфликт). Конфликтом является любая ситуация, в которой затронуты интересы двух и более участников, традиционно называемых игроками. Например, ситуации в спортивных играх, арбитражных спорах, военных учениях, в борьбе кандидатов в выборных компаниях и других. Математической моделью конфликта называется игрой. Игра - это идеализированная модель коллективного поведения, когда интересы участников разные, но все они имеют влияние на исход игры [7].
Существуют различные классификации игр, однако есть основные направления, по которым можно классифицировать игры на категории:
- количество игроков (конечные/ бесконечные);
- количество стратегий;
- характер взаимоотношений;
- характер выигрышей (нулевая сумма/ ненулевая сумма);
- вид функции выигрышей (матричные/ биматричные/ непрерывные/ сепарабельные).
В данной работе исследуется парная игра (два участника). Эффективней всего в подобных случаях пользоваться матричными играми, которые помогают упростить сложившуюся ситуацию и полностью оценить важность каждого фактора.
Актуальность выбранной темы обусловлена широким спектром ее применения. В различных областях: экономика, биология, политология, военное дело и других.
Объект исследования: матричные игры в прикладных задачах.
Предмет исследования: методы решения матричных игр.
Цель работы: создание программного обеспечения для нахождения оптимальной стратегии поведения конкурирующих фирм.
Задачи работы:
1. Изучить игровой подход.
2. Осуществить реализацию игрового подхода на примере антагонистической игры.
3. Создать программу-анализатор на основе полученных алгоритмов.
Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав и итогового заключения.
Во введении раскрывается актуальность исследования по выбранному направлению, ставится проблема, цель и задачи исследования, определяются объект, предмет научных поисков, формулируется гипотеза, указываются методологическая база исследования и его практическая значимость.
В главе 1 определяется структура игрового подхода в прикладных задачах. В главе 2 приводятся примеры реализации игрового подхода в некоторых задачах на примере антагонистической модели конкуренции. В главе 3 разрабатываются алгоритм и интерфейс программы. В заключении обобщены и систематизированы результаты исследования.
Объем работы составляет 56 страниц, 12 рисунков, 30 формул и 8 таблиц. Использовано 28 источников литературы.
Игровой подход достаточно успешно применяется для анализа и интерпретации ряда конфликтных ситуаций в экономических процессах и явлениях.
Игровая модель описывает конфликтную ситуацию конкурентных сторон, при которой исход конфликта выражается в выигрыше или предпочтении. В выпускной квалификационной работе игровой подход использован для решения задачи маркетинга инноваций.
В выпускной квалификационной работе были изучены методы нахождения решений матричных игр и процесс сведения матричной игры к задаче линейного программирования, решаемой симплекс-методом. Использование симплекс-метода позволяет находить оптимальную стратегию игроков и цену игры, так как каждая матричная игра сводится к паре симметричных двойственных задач линейного программирования.
Практическим результатом исследования выбранной темы стало написание программы-анализатора, которая находит цену игры и оптимальные стратегии игроков матричной игры, заданной платежной матрицей n x m. Данная программа-анализатор находит цену и оптимальные стратегии игроков матричной игры. Интерфейс программы визуально легок для восприятия и практичен в использовании. Она планируется применяться в сфере маркетинга для более быстрого принятия решения при выборе оптимальной стратегии.
Итак, в бакалаврской работе был рассмотрен круг вопросов, связанных с реализацией игрового подхода в некоторых игровых задачах. В результате проделанной работы были достигнуты цели посредством решения поставленных задач.
1. Васин А. А. Исследование операций./ А. А. Васин, П. С. Краснощеков, В. В. Морозов - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 464 с.
2. Васин А. А. Теория игр и модели математической экономики./ А. А. Васин, В.В. Морозов. - М. : МАКС Пресс, 2005. - 125 с.
3. Воробьев Н. Н. Теория игр для экономистов и кибернетиков. — М. : Наука, 1985. — 272 с.
4. Гадельшина Г. А. Введение в теорию игр: учебное пособие / Г. А. Гадельшина, А.Е. Упшинская, И. С. Владимирова. — КНИТУ, 2014. — 112 с.
5. Доманский В. К. Теоретико-игровая модель биржевых торгов: стратегические аспекты формирования цен на фондовых рынках. Журнал Новой экономический ассоциации. / В. К. Доманский, В. Л. Крепс - 2011. - Т. 11. - С. 39-62.
6. Доманский В. К. Игры торгов несколькими активами / Математическая Теория Игр и её Приложения./ В. К. Доманский, В. Л. Крепс - 2014. - Т. 6, № 3. - С. 32-53.
7. Доманский В. К. Многошаговые торги акциями и повторяющиеся игры N лиц с неполной информацией // Теория вероятностей, случайные процессы, математическая статистика и приложения. Труды международной научной конференции./ В. К. Доманский, В. Л. Крепс - Минск : «Издательский центр БГУ», 2008. - С. 82-88.
8. Дюбин Г. Н. Введение в прикладную теорию игр. / Г. Н. Дюбин, В. Г. Суздаль — М.: Наука, 1981 — 336 с.
9. Карлин С. Математические методы в теории игр, программировании и экономике. — М. : Мир, 1964.
10. Костевич Л. С. Математическое программирование. — М: Новое знание, 2003. — 424 с.
11. Кремер Н. Ш. Высшая математика для экономистов. — М.: Экономика, 2010. — 351 с.
12. Крепс В. Л. Повторяющиеся игры, моделирующие биржевые торги, и возвратные последовательности // Изв. РАН. Теория и системы управления. - 2009. — № 4. - С. 109-120.
13. Кузнецов Ю. Н. Математическое программирование. / Ю. Н. Кузнецов, В. И. Кузубов, А. В. Волощенко. — М.: Высш. шк., 1980. — 302 с.
14. Лемешко Б. Ю. Теория игр и исследование операций. — НГТУ, 2013. — 167 с.
15. Моисеев Н. Н. Математические задачи системного анализа. — М. : Наука, 1981. — 488 с.
...