Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование самооценки младших школьников во внеурочной деятельности

Работа №121560

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

методика преподавания

Объем работы70
Год сдачи2017
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
125
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования самооценки младших школьников 8
1.1 Понятие «самооценка» в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Условия формирования самооценки младшего школьника 18
Вывод по главе 1 32
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию самооценки младших школьников во внеурочной деятельности 33
2.1 Диагностика уровня формирования самооценки младших школьников 33
2.2 Разработка и внедрение комплекса занятий для формирования адекватной самооценки младших школьников 41
2.3 Анализ и обобщение результатов 46
Вывод по главе 2 53
Заключение 54
Список используемой литературы 56
Приложения 60

В связи с тем, что первенствующим направлением новых стандартов в образовании стала реализация развивающего потенциального начального общего образования, главной целью образования является познавательное, личностное и общекультурное развитие учащихся, которое обеспечивает такие основные умения, как умение учиться, способность к самосовершенствованию и саморазвитию.
Известно то, что личностью человек не рождается, а становится ею в процессе взаимодействия с другими людьми и в процессе общения с ними. Совершая какие-либо поступки, люди постоянно, но не всегда осознанно сверяются с тем, что ожидают от них окружающие. Другими словами, они как бы «примеряют» на себя требования, мнения и чувства других людей. Анализируя мнения окружающих, человек разрабатывает механизм, благодаря которому происходит регуляция его поведения.
Самооценка - это один из главных и необходимых компонентов развития самосознания, т.е. понимание человеком самого себя, своих собственных физических сил, интеллектуальных возможностей, поступков, целей и мотивов своего собственного поведения, своего отношения к окружающим его людям и к самому себе [6].
Проблема возникновения, формирования и развития самооценки занимает одну из центральных проблем становления личности ребенка.
В современном обществе каждому человеку необходимо адекватно оценивать свои собственные возможности. Суметь точно дать себе ответ на то, что я умею и что я могу. Поэтому у каждого человека должен сформироваться образ собственного Я. Это складывается и формируется с осознания собственных физических, интеллектуальных и нравственных качеств, их самооценки. Самооценка - это одно из центральных и основных образований индивида. Она дает возможность человеку делать свой собственный выбор в самых сложных и различных жизненных ситуациях, которые устанавливают степень его устремлений и ценностей, характер его взаимных отношений с окружающими.
Самооценка является одной из важнейших ролей в организации и управлении своим собственным поведением, без нее очень сложно или даже невозможно самоопределиться в своей жизни. Адекватная самооценка дает человеку высоконравственное удовлетворение и дает поддержку его человеческому достоинству.
Не беспричинно в планируемых результатах основной образовательной программы начального общего образования основная мысль в том , что в сфере регулятивных универсальных учебных действий четвероклассники смогут овладеть всеми типами учебных действий, которые направлены на организацию своей работы в учреждении образования и за его пределами, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачи, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие изменения в их выполнение.
Самооценка не дана нам изначально. Она меняется, в процессе деятельности и формируется в процессе межличностного взаимодействия. Сензитивным периодом для становления самооценки, как важного компонента самосознания, является младший школьный возраст, поэтому подразумевается необходимостью начать формирование объективной самооценки именно в данном возрасте. Все вышесказанное объясняет актуальность выбранной темы: «Формирование самооценки младшего школьника во внеурочной деятельности».
Вопрос оценивания и оценки в различных своих аспектах получил отражение в трудах отечественных и зарубежных психологов, педагогов и методистов (М. Феннел, Р. С. Немова, А. К. Зиньковского, К. Аспер, Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин).
Цель исследования - проверить эффективность комплекса внеурочных занятий, способствующих формированию самооценки младшего школьника.
Объект исследования - процесс формирования самооценки младших школьников.
Предмет исследования - формирование самооценки младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что формирование самооценки во внеурочной деятельности у младших школьников будет более эффективным, если:
1. Создать благоприятные условия, способствующие формированию самооценки младших школьников;
2. Использовать различные методы и приёмы развития самооценки;
3. Подобрать комплекс внеурочных занятий, способствующий развитию самооценки младшего школьника.
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы исследования, мы обосновали ряд задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования самооценки младших школьников;
2. Определить показатели уровня сформированности самооценки младших школьников;
3. Провести опытно-практическую работу по формированию адекватной самооценки младших школьников в процессе внеурочной деятельности и доказать ее результативность;
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, обобщение, синтез, классификация, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), анкетирование.
База исследования: МБУ лицей № 57, 3 «А» и 3 «Е» классы.
Практическая значимость: комплекс внеурочных занятий может быть использован учителем начальных классов, результаты исследования позволят увидеть эффективность подобранных методов внеурочной деятельности, направленных на повышение уровня самооценки учащихся. Развитие самооценки младшего школьника позволит реализовать личностное развитие, сформировать личностные универсальные учебные действия.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, изучив литературу по проблеме формирования самооценки младших школьников, мы рассмотрели понятие самооценки, влияние школы, родителей, сверстников на самооценку школьника, выяснили условия формирования самооценки младшего школьника.
Мы выяснили, что самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью, что сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, но как определённое отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта.
Наше опытно-экспериментальное исследование проходило на базе МБУ лицей №57, эмпирическую выборку составили учащиеся 3 «А» и 3«Е» классов.
В ходе нашего исследования мы использовали четыре методики для выявления уровня сформированности самооценки: методика Дембо- Рубинштейн, методика В. Г. Щур «Лесенка», тест-опросник С. В. Ковалева и методика исследования самооценки С. А. Будасси.
На констатирующем этапе эксперимента развития самооценки младших школьников мы выяснили, что в контрольной группе преобладает адекватный уровень самооценки, а для экспериментальной группы наиболее характерны заниженная самооценка и адекватная самооценка.
На формирующем этапе эксперимента нами был разработан и реализован комплекс занятий для внеурочной деятельности, чтобы повысить уровень сформированности самооценки младших школьников.
На контрольном этапе эксперимента осуществлялась повторная диагностика уровня сформированности самооценки младших школьников, также проводился анализ и обобщение полученных результатов.
Мы выяснили, что уровень формирования адекватной самооценки в экспериментальном классе значительно повысился, а показатели заниженной самооценки и завышенной снизились, поэтому можно сделать вывод о положительной динамике формирования самооценки младших школьников вследствие проведения комплекса занятий во внеурочной деятельности.
Повышение уровня формирования самооценки младших школьников в экспериментальной группе доказывает эффективность комплекса занятий, а также доказывает положительное влияние на динамику закрепления адекватной самооценки у учащихся и говорит о сформированности положительного отношения к себе, ученики в большей мере научились правильно оценивать себя и свою деятельность.
Таким образом, цель опытно-экспериментального исследования была достигнута, задачи, поставленные в начале нашего исследования, были решены, гипотеза доказана.


1. Ананьев, Б.Г. Проблемы возрастной психологии [Текст] / Б. Г. Ананьев. - СПб.: СПбГУ, 2007. - 964 с.
2. Выготский, Л.С. Проблемы общей психологии [Текст] / Л.С. Выгодский - М.: «Эксмо», 2011. - 640 с.
3. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в шести томах. Том 2. Проблемы общей психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2012. - 504 с.
4. Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии [Текст] / Л. А. Головей. - СПб.: СПбГУ, 2002. - 240 с.
5. Головин, С.Ю. Словарь психолога - практика [Текст] / С.Ю. Головин. - М.: Харвест, 2007. - 976 с.
6. Долгунов, В.С. Школьная отметка: средство принуждения или стимул к познанию [Текст] / В.С. Долгунов. - СПб.: СПбГУ, 2007. - 120 с.
7. Залевский, Ф.С. Оценка результатов учебно -познавательной деятельности младших школьников [Текст] / Ф.С. Залевский. - М.: Владос, 2013. - 70 с.
8. Иванов, А.В. Портфолио в начальной школе [Текст] / А.В. Иванов. - М.: Владос, 2008. - 170 с.
9. Касицина, Н. Тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика. [Текст] / Н. Касицина. - М.: Агенство образовательного сотрудничества, 2010. - 247 с.
10. Конновой, Е.Г. РОСТ. Развитие, общение, самооценка, творчество [Текст] / Е.Г. Конновой. - М.: «Эксмо», 2011. - 640 с.
11. Костяк, Т.В. Тревожный ребёнок. Младший школьный возраст. [Текст] / Т.В. Костяк. - М.: Академия, 2008. - 324 с.
12. Андреева, М.Н. Учитель, не навреди! [Текст] / М.Н. Андреева. - М.: Харвест, 2015. - 223 с.
13. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития: Учебник для студентов вузов. [Текст] / В.С. Мухина. - Издание 10-е. - М.: «Академия», 2006. - 608 с.
14. Немов, Р.С. Психология. [Текст] / Р. С. Немов. - М.: Владос, 2007. - 358 с.
15. Олийных, Л. Как помочь школьнику повысить самооценку [Текст] / Л. Олийных. - М.: Юрайт, 2014. - 120 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ