Введение 3
1 Анализ конструкций валопроводов 5
1.1 Состав валопроводов 6
1.2 Анализ конструкции гребного вала 11
1.3 Свойства металла изношенного вала 11
1.4 Дефекты изношенных гребных валов 13
1.5 Анализ способов восстановления валов 15
2 Исследование прочностных свойств покрытия при ремонте валов 20
2.1 Определение химического состава порошка и размерности, повышающих прочность сцепления наплавленного металла с основой 20
2.2 Современное оборудование и технологии изготовления порошка, сепарации и хранения 21
2.3 Увеличение прочности сцепления наплавленного металла за счет галтелей вала 36
3 Проектирование схемы поста для плазменно-порошковой наплавки 43
3.1 Доработка схемы плазменно-порошковой наплавки прямого действия 43
3.2 Выбор схемы подачи порошка 48
4 Разработка технологии восстановления изношенного гребного вала плазменно-порошковой наплавкой 51
4.1 Предварительная механическая обработка вала. Расчет параметров 51
4.2 Выбор параметров плазменно-порошковой наплавки 56
4.3 Технологический процесс плазменно-порошковой наплавки 58
4.4 Чистовая механическая обработка. Расчет параметров обработки 60
Заключение 64
Список используемых источников 66
Приложение А Технологическая Карта 71
В наше время у человека появляются все больше потребностей, которые способствуют развитию техники и науки в современном мире, что в свою очередь способствует появлению новых способов производства и ремонта изделий. Одни из важнейших частей производственного цикла деталей занимают сборка агрегатов, технологические установки и ремонт деталей. Задачами технологии восстановления и ремонта деталей является продление срока деталей, и экономия средств при изготовлении новых деталей.
В современном машиностроении наиболее широкое применение нашли детали с вращательным движением, менее широко распространено поступательное и комбинированное - поступательное и вращательное движение или иначе винтовое движение.
Валы - это детали, предназначенные для передачи крутящего момента. Валы крепятся и располагаются на специально изготовленных и отведенных для этого участков таких, как цапфы, предназначение этих участках это закрепление вала в опорных устройствах таких как подшипниках.
В процессе эксплуатации валы подвержены нагрузкам таким, как растяжение, сжатие, изгиб и кручение.
Гребной вал - это один из узлов валопровода, предназначенный для удержания гребного винта. Длина гребного вала может достигать до 30 метров. Материалом для гребного вала чаще всего применяются стали углеродистые или легированные.
В современном мире производство крупногабаритных гребных валов включает в себя большое количество затрат как физического плана, так и материального. В большой своей части поломки деталей возникают вследствие длительной эксплуатации и износа деталей. Из-за чего появляется актуальность восстановления гребных валов путем ремонта восстановительных работ, а не производством новой детали.
Объектом исследования в магистерской диссертации станет, собственно, один из таких гребных валов.
Так как валы и оси в результате длительной эксплуатации поддержаны к износу и появлению дефектов, таких как: задиры и износы посадочных шеек под подшипники; смятие и износ рабочих поверхностей, шлицев, резьбы, шпоночных канавок и т. д.; изгиб и скручивание вала; изломы и трещины. Существует множество способ восстановления деталей в зависимости от конструкции, материала изделия, его эксплуатационных свойств.
Наиболее применяемыми способами восстановления валов являются напыление и наплавка, так как они восстановить качественную и пригодную поверхность для дальнейшего эксплуатации детали.
Решение же какой из способов более предпочтительный в той или иной ситуации зависит от некоторых факторов таких как, размеры детали, вид дефекта, размеры дефекта и толщина наносимого покрытия, т.е. повышать качество восстановления гребного вала за счет изменения параметров процесса восстановления и разработки технологического процесса.
Цель магистерской диссертации: повышение качества восстановления гребного вала.
Объектом диссертационного исследования является прочность сцепления наплавленного слоя с подготовленной поверхностью вала.
Предметом диссертационного исследования являются процессы обработки поверхности вала плазменно-порошковой наплавкой.
В процессе эксплуатации гребные валы подвержены нагрузкам таким, как растяжение, сжатие, изгиб и кручение.
Для гребного вала чаще всего применяются стали углеродистые или легированные.
Валы в результате длительной эксплуатации поддержаны износу и появлению дефектов, таких как: задиры и износы посадочных шеек под подшипники; смятие и износ рабочих поверхностей, шлицев, резьбы, шпоночных канавок и т. д.; изгиб и скручивание вала; изломы и трещины. Существует множество способ восстановления деталей в зависимости от конструкции, материала изделия, его эксплуатационных свойств.
Один из наиболее прогрессивных способов восстановления изношенных деталей - это способ плазменно- порошковой наплавки. Однако, при выборе этого способа придется столкнутся с трудностями комплектования сварочного поста, проблемами выбора материала порошка и прочности сцепления наплавленного металла с подготовленной поверхностью гребного вала.
В магистерской диссертации решены такие задачи как:
• определен химический состав порошка, его размерность и других факторов, повышающих прочность сцепления наплавленного металла с основным;
• изменена конфигурация галтелей вала, повышающая прочность сцепления наплавленного металла с основой;
• разработан технологический процесс восстановления изношенного вала плазменно - порошковой наплавкой.
Согласно полученным данным расчётно-исследовательской части выпускной квалификационной работы, были рассмотрены методы предварительной механической обработки объекта (детали), разработан процесс изготовления и маршрут обработки,
Следовательно, можно утверждать, что цель магистерской работы - повышение качества восстанавливаемого гребного вала путём разработки технологического процесса, достигнута.