Введение 3
1 Теоретические аспекты института назначения административных наказаний в российской федерации 10
1.1 Становление правовых основ регламентации административных наказаний в России 10
1.2 Понятие, признаки и цели наложения административных наказаний 16
2 Система административных наказаний по действующему законодательству Российской Федерации 26
2.1 Система административных наказаний: понятие, признаки и административно-правовое значение 26
2.2 Классификация административных наказаний: основания и содержание 40
3 Правила назначения административных наказаний 46
3.1 Общие правила назначения административных наказаний физическим и юридическим лицам 46
3.2 Назначения административных наказаний при множественности совершенных административных правонарушений 52
Заключение 63
Список используемой литературы и используемых источников 68
Актуальность темы исследования. В настоящий момент Минюстом России был разработан проект нового Кодекса об административных правонарушениях, который был представлен на общественное обсуждение [51]. Не ушёл от предполагаемых изменений и института административного наказания. Правда, пересмотр его положений, на первый взгляд носит «эпизодичны» и «косметический» характер. В частности, согласно обнародованной Концепции нового КоАП РФ, предлагается предусмотреть такую систему видов административных наказаний, которая бы вполне соответствовала вызовам современного развития общества, а также необходимость разграничения применения различных видов административных наказаний, реализация принципа альтернативности применения наказаний [17].
Кроме того, в п. 2.4.1.1 и 2.4.1.2 вышеуказанной концепции предлагается исключить из перечня административных наказаний и отнести к видам мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, такой вид наказания, как временное приостановление деятельности. Также предлагается уточнить содержание такого административного наказания, как конфискация имущества [17].
Однако, необходимо понимать, что решение «частных» вопросов относительно конкретного вида административного наказания качественно и правильно с точки зрения правовой согласованности невозможно без учёта сущности, признаков и целей административного наказания, которые должны быть не просто определены нормативно, но и обоснованы с доктринальной точки зрения.
Именно вышеописанные обстоятельства и обуславливают актуальность исследования вопросов понятия, сущности и видов административных наказаний, выявление существующих проблем и противоречий, поиску путей и способов их совершенствования.
Степень разработанности темы исследования находится на сравнительно высоком уровне. В последние годы в отечественной науке можно отметить следующие диссертационные исследования, посвящённые общим вопроса связанным с административными наказаниями. Это исследование 2004 года И.В. Максимова целью которого являлось определение места административного наказания в системе мер принуждения, общими вопросами назначения административных наказаний в своём исследовании задавалась Н.А. Корсакова (2011 год). На уровне научных публикаций вопросы общего характера (определение, понятия, сущности, целей и функций административного наказания) затрагивались Д.Ф. Абдулиным, Д.А. Веретенниковым, Н.С. Ермаченковой, А.М. Субботиным, Х.И. Цечоевым, О.И. Фадеевой, С.Г. Черняевым и другими.
Вопросы назначения административных наказаний и их системы затрагивались Л.Б. Антоновой, Д.Н. Бахрах, Н.А. Корсаковой и другими.
Отдельным разработанным направлением является вопросы применения административных наказаний органами внутренних дел. В данном направлении имеется не менее трёх исследований. Это кандидатская диссертация 2010 года Д.С. Нагорнова, которое было посвящено административным наказаниям в деятельности ОВД, проблемы применения административных наказаний ОВД в 2005 году были исследованы А.В. Бутковым, вопросы назначения наказаний ОВД в 2007 году рассматривались Р.В. Цветковым, в 2008 году А.Н. Гришаевым диссертационному анализу были подвергнуты вопросы соблюдения прав и свобод граждан при назначении последним административных наказаний ОВД.
Специфика отдельных видов административных наказаний рассматривалась такими учёными, как В.Н. Васильев, С.Г. Василевич, С.Е. Горобцова, П.В. Калевский, Г.В. Лукьянова, А.В. Тархов, И.В. Тимошенко и другие.
В целом необходимо констатировать, что в последние годы научный интерес к теме познания сущности и содержания административных наказаний, их функций и цели, что, в условиях, надвигающейся реформы системы законодательства об административных правонарушения, также обуславливает необходимость активизации исследований в данном направлении.
Методология исследования. В ходе исследования использовались общенаучные и специальные правовые научные методы, в том числе, диалектический метод, логический метод, методы анализа и синтеза, социологический и статистический методы научного исследования. В качестве специальных правовых методов были использованы методы формально-юридический, сравнительно-правовой и историко-правовой.
Цели и задачи исследования. Целью настоящего исследования является определение понятия, сущности и признаков административных наказаний, а также поиск путей и способов дальнейшего совершенствования правового регулирования административных наказаний.
Для достижения поставленной цели исследования, необходимо разрешить следующие задачи:
1. Проанализировать становление правовых основ регламентации административных наказаний в России.
2. Определить понятие, признаки и цели наложения административных наказаний.
3. Охарактеризовать систему административных наказаний: понятие, признаки и административно-правовое значение.
4. Рассмотреть различные классификации административных наказаний: основания и содержание.
5. Охарактеризовать общие правила назначения административных наказаний физическим и юридическим лицам.
6. Рассмотреть правила назначения административных наказаний при множественности совершенных административных правонарушений.
Новизна исследования. Новизна научного исследования состоит в том, что был осуществлён полноценный критический анализ действующей системы административных наказаний за совершение административных правонарушений, а также её развитие в действующем КоАП РФ, разработаны научно обоснованные предложения по дальнейшему совершенствованию такой системы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Система административных наказаний зародилась в период существования Российской империи в середине 19 века и, по сути, заключалась в применении предупреждения как меры профилактического воздействия и штрафа как меры карательной направленности. Впервые чёткие разграничения между уголовно наказуемыми преступлениями и административными проступками было проведено уже в советский период в 1922 году. В качестве основных мер административных взысканий применялись предупреждение (наиболее распространённая мера взыскания) и штраф (в меньшей степени). Появление в отечественной практике административного ареста как меры наказания за совершение административного правонарушения связана с обеспечением порядка на территориях ведения военных действий в 1941 году и изначально подразумевалась в качестве временной меры. Однако, в последствии практика так и не смогла уйти от данного вида наказаний и, изначально в 1984 году он был предусмотрен за два вида административных правонарушений (мелкое хулиганство и невыполнении законных требований сотрудника милиции или народного дружинника), а в последствии количество возможных случаев его применения только увеличилось.
2. Административное наказание может быть определено как вид и мера негативной реакции со стороны государства на совершённое субъектом административной ответственности административное правонарушение, которые заключается в претерпевании последним негативных правовых, имущественных, неимущественных и других последствий, как кары за его совершение, в целях общей и индивидуальной превенции, восстановления социальной справедливости и нарушенных общественных отношении.
3. Система административных наказаний является динамичной, в связи с чем, на ряду с устоявшимися санкциями в виде предупреждения, штрафа и административного ареста, такой перечень дополняется новыми специальными наказаниями. Это, прежде всего, административное приостановление деятельности, которое наряду с большими штрафами, являются наиболее тяжкими санкциями, применяемыми к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Так же к специфическим санкциям необходимо отнести дисквалификацию, лишение специального права, решение о выдворении, запрет на посещение спортивных мероприятий. Данные виды наказаний призваны воздействовать на отдельные специальные виды правонарушений (правонарушения в сфере миграции в случае с выдворением, нарушения общественного порядка при проведении спортивных мероприятий и т.п.) или в отношении отдельных групп субъектов (например, субъекты предпринимательства, иностранные граждане, должностные лица и т.п.). Практику «индивидуализации» административных санкций необходимо признать правильной, поскольку приспособление таких санкций к специфики сферы общественных отношений в которых совершается правонарушения, или к специфики субъекта правонарушения, позволяет правоприменителю действовать более «точечно» повышая эффективность применения мер административного наказания.
4. Анализ судебной практики показал отдельные недостатки связанные с применением ч. 2 ст. 4.4. КоАП РФ в части назначения одного наказания за совершение нескольких правонарушений, поскольку судебной практикой, фактически установлены дополнительные критерии. Среди таких критерий основным выступает относительная одновременность составление протоколов об административных правонарушениях или рассмотрение соответствующих дел, фактическое нахождение данных дел у одного должностного лица или судьи. Данный подход не вполне соответствует предписаниям закона и, в отдельных случаях, создаёт условия для нарушения прав и законных интересов виновного лица, а в некоторых случаях, наоборот, предоставляет последнему излишние не предусмотренные законодательством преференции.
В целях устранения такого противоречия, необходимо внести изменения в КоАП РФ, установив, что в случае выявления административного правонарушения, которое было совершен ов результате действия или бездействия повлекшего совершение иного правонарушения, которое уже было рассмотрено компетентными органами и по которому уже было назначено административное наказание, и, при условии своевременности выявления которого, подлежали бы применению правила ч. 2 ст. 4.4. КоАП РФ, возникают основания для пересмотра вступившего в силу решения о привлечении к административной ответственности с применением правила о назначении наказания в пределах наиболее строгой санкции.
Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость данного исследования заключается во внесённом вкладе в дальнейшее развитие административно-правовой теории назначения наказаний за совершение административного правонарушения.
Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности использования полученных материалов в целях преподавание дисциплин административно-правовой направленности, В использовании полученных результатов в процессе практической деятельности по назначению и применению административных наказаний. Разработанные и предложенные предложения по совершенствованию действующего законодательства об административной ответственности, могут найти своё практическое применения в законотворческой деятельности.
Структура работы. Структура исследования обусловлена поставленной целью и задачами исследования и состоит из основой части, заключения и библиографического списка. Основная часть исследования состоит из трёх глав. В первой главе рассматривается история становления и развития концепции административных наказаний, определяется понятие, признаки и цели административного наказания. Во второй главе рассматриваются вопросы системы и классификации административных наказаний, в третьей - особенности правил назначения наказаний.
Теоретическую основу исследования составили труды таких учёных, как А.Б. Агапов, Ю.С. Адушкин, А.А. Гогин, А.А. Кудрявая, Д.А. Липинский, О.А. Степанов, П.А. Путилкин, Р.Л. Хачатуров, Р.Г. Ягутян, А.А. Жижиленко, Е.В. Черных, В.В. Нырков, А.В. Малько, А.С. Родионова, Г.А. Кузьмичева, Л.А. Калинина, Ю.А. Тихомиров, М. Студеникина, Д.С. Нагорнов, Б.Ф. Росинский, А.В. Чуклова, Н.С. Тганцев и других.
Нормативную основу исследования составили Конституция РФ, федеральные законы, такие как КоАП РФ, УК РФ, в т.ч. федеральные законы о внесении изменений в КоАП РФ, решения Конституционного суда РФ и другие нормативные правовые акты.
В результате проведённого исследования, были сделаны следующие выводы и предложения:
1. Истоками зарождения доктринальных представлений и первых законодательных предписаний о мерах юридической ответственности, которые могут быть отнесены к административным, датированы серединой 19 столетия. Первыми административными наказаниями, которые применялись ещё в период существования Российской империи, являлись предупреждение (оно же публичный выговор) и штраф. Аналогов административного ареста в тот период не существовало, поскольку существовали представления о том, что лишение свободы может быть предпринято только в отношения лица, совершившего преступлении. Вообще, впервые чёткие разграничения между уголовно наказуемыми преступлениями и административными проступками было проведено уже в советский период в 1922 году. В качестве основных мер административных взысканий применялись предупреждение (наиболее распространённая мера взыскания) и штраф (в меньшей степени).
2. Административный арест как вид административного взыскания впервые был введён в 1941 году как крайняя мера обеспечения порядка на территориях и в период ведения военных действий. То есть как исключительное временное взыскание. Однако, в последствии практика так и не смогла уйти от данного вида наказаний и, изначально в 1984 году он был предусмотрен за два вида административных правонарушений (мелкое хулиганство и невыполнении законных требований сотрудника милиции или народного дружинника), а в последствии количество возможных случаев его применения только увеличилось.
3. Акт применения административного наказания — это официальное решение суда, судьи, иного должностного лица или органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушения, облеченное в форму постановления, в котором индивидуализируются права и обязанности сторон правоотношения административной ответственности и содержится государственно-властное веление о применении меры административной ответственности. Необходимо отметить, что в КоАП РФ должно быть сформулировано новое понятие административного наказания.
4. Административное наказание может быть определено как вид и мера негативной реакции со стороны государства на совершённое субъектом административной ответственности административное правонарушение, которые заключается в претерпевании последним негативных правовых, имущественных, неимущественных и других последствий, как кары за его совершение, в целях общей и индивидуальной превенции, восстановления социальной справедливости и нарушенных общественных отношении.
5. Система административных наказаний в России представляет собой совокупность видов таких наказаний, которые предусмотрены КоАП РФ и, с соблюдением установленных правил, могут быть назначены компетентными субъектами за совершение административного правонарушения.
Такая система, в настоящий момент определена в ст. 3.2 КоАП РФ и перечень наказаний является исчерпывающим, что вполне соответствует общепринятой концепции мер юридической ответственности и состоит из: предупреждения (п. 1 ч. 1 ст. 3.2. КоАП РФ); административного штрафа (п. 2 ч. 1 ст. 3.2. КоАП РФ); конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (п. 4 ч. 1 ст. 3.2. КоАП РФ); лишения специального права, предоставленного физическому лицу (п. 5 ч. 1 ст. 3.2. КоАП РФ); административный ареста (п. 6 ч. 1 ст. 3.2. КоАП РФ); административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства (п. 7 ч. 1 ст. 3.2. КоАП РФ); дисквалификации (п. 8 ч. 1 ст. 3.2. КоАП РФ); административного приостановления деятельности (п. 9 ч. 1 ст. 3.2. КоАП РФ); обязательных работы (п. 10 ч. 1 ст. 3.2. КоАП РФ); административный запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения (п. 11 ч. 1 ст. 3.2. КоАП РФ).
6. Система административных наказаний является динамичной, в связи с чем, на ряду с устоявшимися санкциями в виде предупреждения, штрафа и административного ареста, такой перечень дополняется новыми специальными наказаниями. Это, прежде всего, административное приостановление деятельности, которое на ряду с большими штрафами, являются наиболее тяжкими санкциями, применяемыми к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Так же к специфическим санкциям необходимо отнести дисквалификацию, лишение специального права, решение о выдворении, запрет на посещение спортивных мероприятий. Данные виды наказаний призваны воздействовать на отдельные специальные виды правонарушений (правонарушения в сфере миграции в случае с выдворением, нарушения общественного порядка при проведении спортивных мероприятий и т.п.) или в отношении отдельных групп субъектов (например, субъекты предпринимательства, иностранные граждане, должностные лица и т.п.). Практику «индивидуализации» административных санкций необходимо признать правильной, поскольку приспособление таких санкций к специфики сферы общественных отношений в которых совершается правонарушения, или к специфики субъекта правонарушения, позволяет правоприменителю действовать более «точечно» повышая эффективность применения мер административного наказания.
7. Основными классификациями административных санкций, применяемых за совершение административных правонарушений является их деление на: основные и дополнительные; те, которые могут применятся за совершение административных правонарушений предусмотренных только федеральным законодательством (все санкции) или законодательством субъектов федерации (штраф и предупреждение); административные санкции, которые могут быть применены ко всем без исключения субъектам ответственности или только к их отдельным категориям (в зависимости от правового статуса субъектов ответственности: юридические лица, граждане- предприниматели, должностные лица, иностранные граждане и т.п.).
8. Анализ судебной практики показал, что вышестоящие суды при проверке законности и обоснованности применения ч. 2 ст .4.4. КоАП РФ о назначении одного наказания за совершение нескольких правонарушений, фактически устанавливают дополнительные критерии. Среди таких критерий основным выступает относительная одновременность составление протоколов об административных правонарушениях или рассмотрение соответствующих дел, фактическое нахождение данных дел у одного должностного лица или судьи. Данный подход не вполне соответствует предписаниям закона и, в отдельных случаях, создаёт условия для нарушения прав и законных интересов виновного лица, а в некоторых случаях, наоборот, предоставляет последнему излишние не предусмотренные законодательством преференции.
Фактически дополнительно установленный фактор одновременности рассмотрения дел об административно правонарушении, связан с наличием практической проблемы, которая заключается в том, что административные правонарушения могут быть выявлены в различное время, и на момент рассмотрения одного из дел, материалы по другому попросту могут быть не готовы для рассмотрения, или ещё не переданы в суд, или, вообще, о том. Что в результате совершения действий, повлекших одной правонарушение. Было ещё совершено и другое, может быть и не известно компетентным должностным лицам. Как быть в таких случаях, законодательство ответа не даёт, однако фактически, принцип наложения одного наказания за такие правонарушения предусмотренный в ч. 2 ст. 4.4. КоАП РФ нарушается, поскольку исключений из него не установлено: во всех случаях, когда одно действие влечёт совершение двух правонарушений рассмотрение которых должно быть осуществлено одним уполномоченным субъектов, должно быть назначено одно наказание. В этой связи, привлечение к ответственности за выявленное позже правонарушение способом назначения ещё одного наказания, будет являться нарушением КоАП РФ. Однако судебная практика пошла по иному пути и допускает такие случаи.
В целях устранения такого противоречия, необходимо внести изменения в КоАП РФ, установив, что в случае выявления административного правонарушения, которое было совершено в результате действия или бездействия повлекшего совершение иного правонарушения, которое уже было рассмотрено компетентными органами и по которому уже было назначено административное наказание, и, при условии своевременности выявления которого, подлежали бы применению правила ч. 2 ст. 4.4. КоАП РФ, возникают основания для пересмотра вступившего в силу решения о привлечении к административной ответственности с применением правила о назначении наказания в пределах наиболее строгой санкции.
1. Агапов А. Б. Административное право: Учебник. 9-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016. С. 118.
2. Антонова Л.Б. Проблемы назначения административных наказаний // Вестник ВИ МВД России. 2015. №2. С. 75-78.
3. Асланов М.Х. Особенности административных наказаний, применяемых к юридическим лицам // Научные известия. 2017. №7. С. 98102.
4. Адушкин Ю.С. Система административных наказаний // Актуальные проблемы административного законодательства и правоприменительной практики: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Тамбов, 2003. С. 41.
5. Административно-процессуальное право России: Учебник / А.Б. Зеленцов, П.И. Кононов, А.И. Стахов. М.: Юрайт, 2016. 341 с.
6. Административное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. Л.Л. Попов. М.: Проспект, 2015. С. 212.
7. Бахрах Д.Н. Вопросы системы административных наказаний // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2009. №7. С. 7-13.
8. Беспалько В.Г. Система и виды наказаний в девтеромической редакции Моисеева уголовного права (по материалам книги Второзаконие Ветхого Завета) // Вестник Владимирского юридического института. 2014. № 1. С. 44-57.
9. Вертинская А.Н., Боева М.А., Понежина Л.Ю. Содержание принципа индивидуализации административной ответственности и практика его реализации // ЮП. 2019. №3 (90). С. 189-184.
10. Гостев А.С. Некоторые теоретико-правовые аспекты назначения административных наказаний // Вестник МИЭП. 2015. №2 (19). С. 99-105.
11. Горин Е. В., Костенниников М. В., Куракин А. В. Актуальные проблемы административно-правового регулирования. М., 2010. 239 с.
12. Дуюнов В.К. Проблемы уголовного наказания в теории, законодательстве и судебной практике. Курск: РОСИ, 2000.-С. 43-46
13. Жеребцов А.Н. Очерк истории становления и развития науки российского административного права (часть 1) // Вестник КРУ МВД России. 2016. №1. С. 126 - 134.
14. Кудрявая А.А. Воспитательная роль административного наказания // Молодой ученый. 2014. №3. С. 653-655.
15. Кузьмичева Г.А., Калинина Л.А. Административная ответственность. М.: Юриспруденция, 2000. С. 36.
...