Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальная политика государства и проблемы её реализации на региональном уровне

Работа №121439

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

муниципальное право

Объем работы92
Год сдачи2020
Стоимость4885 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
272
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические аспекты реализации государственной социальной политики на региональном уровне 6
1.1 Научные подходы к определению сущности государственной
социальной политики и ее влияние на развитие общества 6
1.2. Роль регионов и механизм их участия в реализации государственной социальной политики 17
1.3 Методика оценки эффективности реализации государственной социальной политики 22
2 Анализ особенностей и эффективности реализации региональной
социальной политики и на территории ЯНАО 32
2.1. Оценка состояния социальной сферы и организации управления ее
развитием на территории Ямало-Ненецкого автономного округа 32
2.2. Анализ механизма выбора приоритетных направлений социальной
политики и особенностей финансирования ее реализации 57
2.3. Оценка эффективности региональной социальной политики в контексте
задач государственного управления в ЯНАО 61
3 Совершенствование механизма разработки и реализации социальной
политики на региональном уровне 68
3.1. Проблемы региональной социальной политики в РФ 68
3.2 Оптимизация полномочий региональных органов власти в сфере
разработки и реализации социальной политики 73
3.3 Совершенствование механизма разработки региональной социальной
политики и оценки ее эффективности 76
Заключение 85
Список используемой литературы 88


Актуальность темы. Социальная политика является одним из приоритетных направлений внутриполитической деятельности государства, которая, в свою очередь, является ответственным за благосостояние каждого человека. Главной целью социальной политики является обеспечение стабильного развития общества, что обусловливает необходимость разработки и внедрения эффективных социальных программ, направленных на защиту малообеспеченных, пострадавших вследствие форс-мажорных обстоятельств (природных катаклизмов, военных действий, политических и экономических процессов) и других групп населения, которые в этом нуждаются.
Введение социальных реформ обычно обусловливается необходимостью обеспечения стабильного развития общества, сплочения его потенциала вокруг реализации провозглашенного властью политического курса, а также предупреждение вероятных социальных противостояний, которые угрожают существованию самой системы. Именно поэтому результативность социальной политики государства оценивается в контексте эволюционных показателей социально-экономического развития общества, выражающихся в социально-демографических характеристиках, показателях уровня жизни населения, его экономической активности, качества предоставления социальных услуг, степени социального напряжения и т. д.
В то же время непосредственно проблематика государственно- управленческого воздействия на социальные процессы региональных систем представлена преимущественно исследованиями вопросов государственного регулирования социальной сферы и обеспечения социальной безопасности на региональном уровне, диагностики социального развития регионов как механизма государственного управления, структурирование процесса формирования государственной социальной политики в регионе, ключевых аспектов управления социальным развитием территориальных общин разных населенных пунктов, реализации социальных прав граждан органами местного самоуправления. Однако в основном - это исследования отдельных направлений и проблем социальной политики на региональном уровне.
Анализ научной литературы дает основания утверждать, что, несмотря на значительный научный интерес исследователей к изучению различных аспектов социальных изменений, проблемы государственного управления социальным развитием регионов в отечественной научной литературе раскрываются фрагментарно. На сегодня отсутствует целостное комплексное исследование, в котором сквозь призму отечественной государственно- управленческой науки было бы систематизированы сущностные характеристики государственного управления социальным развитием регионов и его составляющих. Кроме того, в виду глубинных изменений в российском обществе, растущих социальных потребностей и проблем их обеспечения, вопросы разработки, научно-теоретического исследования и практического формирования социальной политики регионального уровня приобретают особое значение и актуальность.
Целью магистерской диссертации является исследование особенностей и совершенствование механизма разработки и реализации социальной политики на региональном уровне в Ямало-Ненецком автономном округе.
Для достижения цели запланировано решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические аспекты реализации государственной социальной политики на региональном уровне
2. Оценить состояние социальной сферы и организации управления ее развитием на территории Ямало-Ненецкого автономного округа
3. Проанализировать механизм выбора приоритетных направлений социальной политики и особенностей финансирования ее реализации
4. Оценить эффективность региональной социальной политики в контексте задач государственного выполнения в ЯНАО
5. Разработать направления совершенствования механизма разработки и реализации социальной политики на региональном уровне
Объект исследования - региональная социальная политика ЯНАО
Предмет исследования - механизм формирования и реализации региональной социальной политики.
Методологической основой диссертационной работы являются классические и современные теории, концепции, исследования социального и регионального развития, современные научные достижения теории государственного управления. Для достижения поставленной цели в процессе диссертационного исследования использовались общенаучные и специальные научные методы, в частности: теоретического обобщения и систематизации, статистического анализа, анализа и синтеза,
сравнительного анализа и экстраполяции, синтеза и моделирования.
Использовался также графический метод - для наглядного отображения рассматриваемых явлений и схематичного представления результатов исследования.
Научная новизна полученных результатов заключается в решении научной проблемы в области методологического обоснования концептуальных положений и приоритетных направлений модернизации механизма формирования и реализации социальной политики регионов в рамках повышения децентрализации.
В частности, в диссертации:
- приведено обоснование создания условий для гармоничного удовлетворения общественных потребностей как фактора эффективности региональной социальной политики.
- определены направления оптимизации полномочий региональных органов власти в сфере разработки и реализации социальной политики на основании децентрализации.
Основные научные результаты диссертации опубликованы в 4 научных трудах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Социальная функция предполагает выполнение государством системных мер для воспроизводства населения и поддержания его определенного жизненного уровня с целью сохранения единства и целостности государства.
Рассмотренные подходы позволяют на основании их обобщения дать следующее определение понятия:
Социальная политика - это деятельность государственных и общественных институтов, общественных групп и отдельных лиц (субъектов социальной политики), направленная на реализацию социальных потребностей человека, обеспечивающих его жизнедеятельность и развитие как социального существа на основе принципа социальной справедливости и безоговорочного соблюдения его гражданских прав и свободы.
В результате изучения теоретической базы исследования можно выделить два подхода к определению сущности региональной социальной политики. Так, чисто теоретический подход предлагает под региональной социальной политикой понимать комплекс мероприятий высших органов государственной власти социально-экономического, правового, организационного и культурно-нравственного характера, направленных на социальное развитие регионов с учетом существующих ресурсных ограничений и возможностей. То есть региональная социальная политика охватывает интересы государственной региональной политики и правительственной социальной политики.
Соответственно региональная социальная политика, по сути, должна опираться на принципы государственной социальной политики и учитывать приоритеты государственной региональной политики. Региональная социальная политика направлена на разработку стратегии социального развития на макроуровне, формирование единого социального единства с учетом приоритетов государственной региональной политики. Региональная социальная политика должна отражать комплексное интегративное видение проблем социальной политики как на уровне государства в целом, так и на уровне регионов, то есть она является двусторонним процессом взаимодействия центральных и местных органов государства.
В результате исследования практики формирования и реализации региональной социальной политики установлено что среди них присутствуют проблемы следующего плана:
1. Недостаток финансирования. Причина - недостаток ресурсов при постоянном росте нуждающихся в получении услуг.
2. Недостаток профессиональных кадров. Причина - низкая заработная плата сотрудников отрасли при тяжелой психологической и моральной нагрузке.
3. Медленное развитие системы КЦСОН. Такие центры появились сравнительно недавно, а потому вся система требует больших доработок.
Современное законодательство Российской Федерации, к сожалению, не принимает в должное внимание, юридическую науку, в связи с чем действующие нормативные акты, документы социальной сферы не лишены пробелов и противоречивости. Также по этой причине является весьма затруднительной реализация социальных прав и существующая судебная практика тому подтверждение.
Для Ямало-Ненецкого автономного округа как и иных российских регионов в реализации мер социальной поддержки населения характерна высокая зависимость от выделяемых трансфертов вышестоящего бюджета призванных компенсировать недостаток имеющихся бюджетных средств для практической реализации основных направлений социальной политики.
Одновременно присутствуют и проблемы в учете и контроле расходования выделяемых цели реализации социальной политики бюджетных средств, в том числе и на адресную социальную помощь отдельным категориям граждан. Оценивая эффективность такой адресной социальной помощи, оказываемой на региональном уровне, следует отметить, что на каждый выделяемый на эти цели из бюджета 1 рубль приходится только 34 копейки снижения дефицита дохода бедных семей.
Возможным направлением решения указанной проблемы может стать использование «социальной карты жителя региона», представляющей возможность аккумулирования выделяемых в регионе денежных средств на реализацию мер социальной поддержки.
Помимо этого разработан механизм социального партнерства как форма участия при разработке и реализации социальной политики регионального уровня.
Также рекомендовано предусмотреть передачу ряда полномочий по решению задач социального развития с федерального на нижестоящие уровни власти.



1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
2. Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru(дата обращения: 09.12.2019)
3. Указ Президента РФ от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru(дата обращения: 09.12.2019).
4. Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» // Официальный интернет- портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http: //www.pravo. gov.ru
5. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина
Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 г. // Российская газета. 2007. 27 апреля; Послание Президента Российской
Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 г. // Российская газета. 2006. 11 мая; Послание Президента
Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 01 марта 2018 г. // Российская газета от 02 марта 2018 г.
6. Анбрехт, Т. А. Социальная защита отдельных категорий граждан : учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. А.
Анбрехт. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 285 с.
7. Васильев, А. А. Система муниципального управления : учебник / А.А. Васильев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : КНОРУС, 2018. — 734 с.
8. Государственная и муниципальная социальная политика. Курс лекций : учебное пособие / коллектив авторов ; под общ.ред. Н.А. Волгина.
— М.: КНОРУС, 2018. — 1012 с.
9. Малева, Т.М., Гришина, Е.Е., Цацура, Е.А. Социальная политика в долгосрочной перспективе: многомерная бедность и эффективная адресность / Т.М. Малева, Е.Е. Гришина, Е.А. Цацура. — М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. — 52 с.
10. Основы национальной безопасности : учебное пособие / Н.Д. Эриашвили, Е.Н. Хазов, Л.Т. Чихладзе и др. ; под ред. Е.Н. Хазова, Н.Д. Эриашвили. - Москва :Юнити-Дана, 2018. - 335 с.
11. Роик, В. Д. Социальная политика. Социальное обеспечение и страхование : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. Д. Роик. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 522 с
12. Социальная политика : учебник для академического бакалавриата / под ред. Е. И. Холостовой, Г. И. Климантовой. — 2-е изд., перераб. и доп.
— М. : Издательство Юрайт, 2017. — 395 с.
13. Социальная политика : учебник для академического бакалавриата / под ред. Е. И. Холостовой, Г. И. Климантовой. — 2-е изд., перераб. и доп.
— М. : Издательство Юрайт, 2016. — 395 с
14. Тавокин, Е.П. Социальная политика: учебное пособие / Е.П. Тавокин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 157 с.
15. Формирование каркаса экономической безопасности в аспекте обеспечения устойчивого развития региона / Под науч. ред. члена- корреспондента РАН В. П. Чичканова, д-ра экон. наук А. А. Куклина. — Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2017. — 432 с.
16. Широков, А. Н. Муниципальное управление : учебник / А.Н. Широков, С.Н. Юркова. — 2-е изд., перераб. — М.: КНОРУС, 2017. — 224 с.
17. Аллаярова М.К., Янгибоев Б.Ф. Социальная помощь в системе социальной защиты населения // Вопросы экономики и управления. - 2016. - №3. - С. 69-73.
18. Галаева Е. Современные тенденции эволюции социальной политики в странах ОЭСР / Е.Галаева, Ю.Кумар // Общество и экономика. -
2017. - N 7. - С.89-105
19. Гусакова Ю.С. Основные правовые механизмы социальной работы в России // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. - 2017. - N 6. - С.128-133.
20. Гусев А.Ю. Формы и способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения / А.Ю. Гусев // Журнал российского права. - 2016. - № 7. - С. 43-52.
21. Данилова Е.Н. Трансформации социальной политики и дискурса социальной справедливости в России // Мир России: социология, этнология. -
2018. - Т.27, N 2. - С.36-61.
22. Еремина О.Ю. Правовое регулирование материнского капитала: практика применения и перспектива развития // Журн. рос.права. - 2018. - N 5. - С.125-138
23. Игонина Н.А. Защита прав инвалидов: содержание и сущностная характеристика / Н.А.Игонина, Т.В.Ашиткова // Философия права. - 2018. - N 2. - С.54-61
24. Исаева Н.В., Савельев И.И. Социальная политика региона: результаты, проблемы, задачи // Экономика и управление: проблемы, решения. 2019. Т. 4. № 3. С. 40-45.
25. Коварда В.В., Тимофеева О.Г. Особенности инструментов стимулирования регионального развития в России// Вестник Алтайской академии экономики и права. 2018. № 8. С. 135-143
26. Кончугов А.В. Социальное обеспечение и социальная защита: некоторые вопросы теории и практики // Власть. - 2017. - N 4. - С.117-122.
27. Невинная И. Прибавки, льготы, защита // Российская газета - Неделя. - 10 января. - 2019. - С.4.
28. Неделько С.И. Социальная защита населения как основа государственной социальной политики / С.И. Неделько, Н.И. Долгова // Социум и жизненное пространство личности (междисциплинарные аспекты) : сб. ст. VII Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Е.В. Ерёминой, В.Ф. Мухамеджановой. - Пенза, 2017. - С. 7-9.
29. Прохоренко Ю. М. Красномовец З. А. Институциональная матрица социальной политики // Научные заметки ТОГУ - 2018 - №3 (Т.9) - с. 1282-1288
30. Резник Ю.М. Социальная политика государства и жизненный мир человека // Личность. Культура. Общество. - 2018. - Т.20, вып.1-2. - С.7-23
31. Садыкова Г.Ф. Влияние социальной поддержки на гражданское поведение / Г.Ф.Садыкова, Я.Демирель // Социологические исследования - 2018. - N 7. - С.81-86.
32. Скачкова Г.С. Социальная политика Российского государства и трудовое законодательство // Трудовое право в России и за рубежом. - 2017.- № 4. - С. 3.
33. Трифонов Б. Проблема роста расходов на социальную защиту населения и пути ее решения // Общество и экономика. - 2017. - N 10. - С.118-130
34. Федорова М.Ю. Право социального обеспечения в правовом механизме управления социальными рисками // Рос.юрид. журнал. - 2018. - N 5. - С.115-127
35. Фомин А.А. Имплементация международно-правовых стандартов социальной помощи малоимущим в российскую правовую систему // Рос.юстиция. - 2018. - N 8. - С.25-27.
36. Чесалина О.В. Вызовы цифровой экономики для права социального обеспечения: социальное обеспечение работающих на основе интернет-платформ // Рос.юрид. журнал. - 2018. - N 3. - С.134-143.
37. Чичканов В. П., Беляевская-Плотник Л. А. Территории опережающего развития в контексте обеспечения экономической безопасности макрорегиона // Экономика региона. — 2018. — Т. 14, вып. 1. — С. 227-242
38. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru(Дата обращения: 22.11.2019).
39. Вахрушева О. В., Гавриш Е. С. Исследование разных подходов к
определению понятия «бюджет» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary 28876750 90076272.pdf (Дата
обращения: 22.11.2019).
40. Официальный сайт Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://www.yanao.ru/(Дата обращения: 22.11.2019).
41. Усков И. В. Экономическая природа бюджета [Электронный
ресурс] - Режим доступа: http://fbi.cfuv.ru/wp-
content/uploads/2017/09/003uskov.pdf (Дата обращения: 22.11.2019).
42. Bryan S.G., Pruitt T.K. S. Systemic risk and the macroeconomy: an
empirical evaluation // NBER working paper 20963. — 2015. — 64 p. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.nber.org/papers/w20963.pdf. (дата обращения: 19.12.2019).
43. Copeland P., Daly M. Poverty and social policy in Europe 2020:
Ungovernable and ungoverned. Policy and Politics, 2014, vol. 42, no. 3, pp. 351-365. [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https://policyandpoliticsblog.com/2014/08/20/poverty-and-social-policy- in-europe-2020/(дата обращения: 19.12.2019).
44. Grigoryeva V.V., Gorkovenko E.V., Platonova I.V., Borshevskaya E.P., Makrinova E.I. Formation of concept of provision of economic security of organization: personnel aspect // European Research Studies Journal. - 2016. - Т. 19. - № 2. - С. 46-54.
45. Landesmann А.М. Industrial Policy: Its Role in the European Economy // Intereconomics - 2015. - N.3. - P. 120-155.
46. Moiseev V.V., Sudorgin O.A., Nitsevich V.F., Stroev V.V. Social policy of Russia as the factor of development of human capital // Smart Innovation, Systems and Technologies. - 2020. - Т. 138. - P. 706-716.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ