Социальная политика государства и проблемы её реализации на региональном уровне
|
Введение 3
1. Теоретические аспекты реализации государственной социальной политики на региональном уровне 6
1.1 Научные подходы к определению сущности государственной
социальной политики и ее влияние на развитие общества 6
1.2. Роль регионов и механизм их участия в реализации государственной социальной политики 17
1.3 Методика оценки эффективности реализации государственной социальной политики 22
2 Анализ особенностей и эффективности реализации региональной
социальной политики и на территории ЯНАО 32
2.1. Оценка состояния социальной сферы и организации управления ее
развитием на территории Ямало-Ненецкого автономного округа 32
2.2. Анализ механизма выбора приоритетных направлений социальной
политики и особенностей финансирования ее реализации 57
2.3. Оценка эффективности региональной социальной политики в контексте
задач государственного управления в ЯНАО 61
3 Совершенствование механизма разработки и реализации социальной
политики на региональном уровне 68
3.1. Проблемы региональной социальной политики в РФ 68
3.2 Оптимизация полномочий региональных органов власти в сфере
разработки и реализации социальной политики 73
3.3 Совершенствование механизма разработки региональной социальной
политики и оценки ее эффективности 76
Заключение 85
Список используемой литературы 88
1. Теоретические аспекты реализации государственной социальной политики на региональном уровне 6
1.1 Научные подходы к определению сущности государственной
социальной политики и ее влияние на развитие общества 6
1.2. Роль регионов и механизм их участия в реализации государственной социальной политики 17
1.3 Методика оценки эффективности реализации государственной социальной политики 22
2 Анализ особенностей и эффективности реализации региональной
социальной политики и на территории ЯНАО 32
2.1. Оценка состояния социальной сферы и организации управления ее
развитием на территории Ямало-Ненецкого автономного округа 32
2.2. Анализ механизма выбора приоритетных направлений социальной
политики и особенностей финансирования ее реализации 57
2.3. Оценка эффективности региональной социальной политики в контексте
задач государственного управления в ЯНАО 61
3 Совершенствование механизма разработки и реализации социальной
политики на региональном уровне 68
3.1. Проблемы региональной социальной политики в РФ 68
3.2 Оптимизация полномочий региональных органов власти в сфере
разработки и реализации социальной политики 73
3.3 Совершенствование механизма разработки региональной социальной
политики и оценки ее эффективности 76
Заключение 85
Список используемой литературы 88
Актуальность темы. Социальная политика является одним из приоритетных направлений внутриполитической деятельности государства, которая, в свою очередь, является ответственным за благосостояние каждого человека. Главной целью социальной политики является обеспечение стабильного развития общества, что обусловливает необходимость разработки и внедрения эффективных социальных программ, направленных на защиту малообеспеченных, пострадавших вследствие форс-мажорных обстоятельств (природных катаклизмов, военных действий, политических и экономических процессов) и других групп населения, которые в этом нуждаются.
Введение социальных реформ обычно обусловливается необходимостью обеспечения стабильного развития общества, сплочения его потенциала вокруг реализации провозглашенного властью политического курса, а также предупреждение вероятных социальных противостояний, которые угрожают существованию самой системы. Именно поэтому результативность социальной политики государства оценивается в контексте эволюционных показателей социально-экономического развития общества, выражающихся в социально-демографических характеристиках, показателях уровня жизни населения, его экономической активности, качества предоставления социальных услуг, степени социального напряжения и т. д.
В то же время непосредственно проблематика государственно- управленческого воздействия на социальные процессы региональных систем представлена преимущественно исследованиями вопросов государственного регулирования социальной сферы и обеспечения социальной безопасности на региональном уровне, диагностики социального развития регионов как механизма государственного управления, структурирование процесса формирования государственной социальной политики в регионе, ключевых аспектов управления социальным развитием территориальных общин разных населенных пунктов, реализации социальных прав граждан органами местного самоуправления. Однако в основном - это исследования отдельных направлений и проблем социальной политики на региональном уровне.
Анализ научной литературы дает основания утверждать, что, несмотря на значительный научный интерес исследователей к изучению различных аспектов социальных изменений, проблемы государственного управления социальным развитием регионов в отечественной научной литературе раскрываются фрагментарно. На сегодня отсутствует целостное комплексное исследование, в котором сквозь призму отечественной государственно- управленческой науки было бы систематизированы сущностные характеристики государственного управления социальным развитием регионов и его составляющих. Кроме того, в виду глубинных изменений в российском обществе, растущих социальных потребностей и проблем их обеспечения, вопросы разработки, научно-теоретического исследования и практического формирования социальной политики регионального уровня приобретают особое значение и актуальность.
Целью магистерской диссертации является исследование особенностей и совершенствование механизма разработки и реализации социальной политики на региональном уровне в Ямало-Ненецком автономном округе.
Для достижения цели запланировано решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические аспекты реализации государственной социальной политики на региональном уровне
2. Оценить состояние социальной сферы и организации управления ее развитием на территории Ямало-Ненецкого автономного округа
3. Проанализировать механизм выбора приоритетных направлений социальной политики и особенностей финансирования ее реализации
4. Оценить эффективность региональной социальной политики в контексте задач государственного выполнения в ЯНАО
5. Разработать направления совершенствования механизма разработки и реализации социальной политики на региональном уровне
Объект исследования - региональная социальная политика ЯНАО
Предмет исследования - механизм формирования и реализации региональной социальной политики.
Методологической основой диссертационной работы являются классические и современные теории, концепции, исследования социального и регионального развития, современные научные достижения теории государственного управления. Для достижения поставленной цели в процессе диссертационного исследования использовались общенаучные и специальные научные методы, в частности: теоретического обобщения и систематизации, статистического анализа, анализа и синтеза,
сравнительного анализа и экстраполяции, синтеза и моделирования.
Использовался также графический метод - для наглядного отображения рассматриваемых явлений и схематичного представления результатов исследования.
Научная новизна полученных результатов заключается в решении научной проблемы в области методологического обоснования концептуальных положений и приоритетных направлений модернизации механизма формирования и реализации социальной политики регионов в рамках повышения децентрализации.
В частности, в диссертации:
- приведено обоснование создания условий для гармоничного удовлетворения общественных потребностей как фактора эффективности региональной социальной политики.
- определены направления оптимизации полномочий региональных органов власти в сфере разработки и реализации социальной политики на основании децентрализации.
Основные научные результаты диссертации опубликованы в 4 научных трудах.
Введение социальных реформ обычно обусловливается необходимостью обеспечения стабильного развития общества, сплочения его потенциала вокруг реализации провозглашенного властью политического курса, а также предупреждение вероятных социальных противостояний, которые угрожают существованию самой системы. Именно поэтому результативность социальной политики государства оценивается в контексте эволюционных показателей социально-экономического развития общества, выражающихся в социально-демографических характеристиках, показателях уровня жизни населения, его экономической активности, качества предоставления социальных услуг, степени социального напряжения и т. д.
В то же время непосредственно проблематика государственно- управленческого воздействия на социальные процессы региональных систем представлена преимущественно исследованиями вопросов государственного регулирования социальной сферы и обеспечения социальной безопасности на региональном уровне, диагностики социального развития регионов как механизма государственного управления, структурирование процесса формирования государственной социальной политики в регионе, ключевых аспектов управления социальным развитием территориальных общин разных населенных пунктов, реализации социальных прав граждан органами местного самоуправления. Однако в основном - это исследования отдельных направлений и проблем социальной политики на региональном уровне.
Анализ научной литературы дает основания утверждать, что, несмотря на значительный научный интерес исследователей к изучению различных аспектов социальных изменений, проблемы государственного управления социальным развитием регионов в отечественной научной литературе раскрываются фрагментарно. На сегодня отсутствует целостное комплексное исследование, в котором сквозь призму отечественной государственно- управленческой науки было бы систематизированы сущностные характеристики государственного управления социальным развитием регионов и его составляющих. Кроме того, в виду глубинных изменений в российском обществе, растущих социальных потребностей и проблем их обеспечения, вопросы разработки, научно-теоретического исследования и практического формирования социальной политики регионального уровня приобретают особое значение и актуальность.
Целью магистерской диссертации является исследование особенностей и совершенствование механизма разработки и реализации социальной политики на региональном уровне в Ямало-Ненецком автономном округе.
Для достижения цели запланировано решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические аспекты реализации государственной социальной политики на региональном уровне
2. Оценить состояние социальной сферы и организации управления ее развитием на территории Ямало-Ненецкого автономного округа
3. Проанализировать механизм выбора приоритетных направлений социальной политики и особенностей финансирования ее реализации
4. Оценить эффективность региональной социальной политики в контексте задач государственного выполнения в ЯНАО
5. Разработать направления совершенствования механизма разработки и реализации социальной политики на региональном уровне
Объект исследования - региональная социальная политика ЯНАО
Предмет исследования - механизм формирования и реализации региональной социальной политики.
Методологической основой диссертационной работы являются классические и современные теории, концепции, исследования социального и регионального развития, современные научные достижения теории государственного управления. Для достижения поставленной цели в процессе диссертационного исследования использовались общенаучные и специальные научные методы, в частности: теоретического обобщения и систематизации, статистического анализа, анализа и синтеза,
сравнительного анализа и экстраполяции, синтеза и моделирования.
Использовался также графический метод - для наглядного отображения рассматриваемых явлений и схематичного представления результатов исследования.
Научная новизна полученных результатов заключается в решении научной проблемы в области методологического обоснования концептуальных положений и приоритетных направлений модернизации механизма формирования и реализации социальной политики регионов в рамках повышения децентрализации.
В частности, в диссертации:
- приведено обоснование создания условий для гармоничного удовлетворения общественных потребностей как фактора эффективности региональной социальной политики.
- определены направления оптимизации полномочий региональных органов власти в сфере разработки и реализации социальной политики на основании децентрализации.
Основные научные результаты диссертации опубликованы в 4 научных трудах.
Социальная функция предполагает выполнение государством системных мер для воспроизводства населения и поддержания его определенного жизненного уровня с целью сохранения единства и целостности государства.
Рассмотренные подходы позволяют на основании их обобщения дать следующее определение понятия:
Социальная политика - это деятельность государственных и общественных институтов, общественных групп и отдельных лиц (субъектов социальной политики), направленная на реализацию социальных потребностей человека, обеспечивающих его жизнедеятельность и развитие как социального существа на основе принципа социальной справедливости и безоговорочного соблюдения его гражданских прав и свободы.
В результате изучения теоретической базы исследования можно выделить два подхода к определению сущности региональной социальной политики. Так, чисто теоретический подход предлагает под региональной социальной политикой понимать комплекс мероприятий высших органов государственной власти социально-экономического, правового, организационного и культурно-нравственного характера, направленных на социальное развитие регионов с учетом существующих ресурсных ограничений и возможностей. То есть региональная социальная политика охватывает интересы государственной региональной политики и правительственной социальной политики.
Соответственно региональная социальная политика, по сути, должна опираться на принципы государственной социальной политики и учитывать приоритеты государственной региональной политики. Региональная социальная политика направлена на разработку стратегии социального развития на макроуровне, формирование единого социального единства с учетом приоритетов государственной региональной политики. Региональная социальная политика должна отражать комплексное интегративное видение проблем социальной политики как на уровне государства в целом, так и на уровне регионов, то есть она является двусторонним процессом взаимодействия центральных и местных органов государства.
В результате исследования практики формирования и реализации региональной социальной политики установлено что среди них присутствуют проблемы следующего плана:
1. Недостаток финансирования. Причина - недостаток ресурсов при постоянном росте нуждающихся в получении услуг.
2. Недостаток профессиональных кадров. Причина - низкая заработная плата сотрудников отрасли при тяжелой психологической и моральной нагрузке.
3. Медленное развитие системы КЦСОН. Такие центры появились сравнительно недавно, а потому вся система требует больших доработок.
Современное законодательство Российской Федерации, к сожалению, не принимает в должное внимание, юридическую науку, в связи с чем действующие нормативные акты, документы социальной сферы не лишены пробелов и противоречивости. Также по этой причине является весьма затруднительной реализация социальных прав и существующая судебная практика тому подтверждение.
Для Ямало-Ненецкого автономного округа как и иных российских регионов в реализации мер социальной поддержки населения характерна высокая зависимость от выделяемых трансфертов вышестоящего бюджета призванных компенсировать недостаток имеющихся бюджетных средств для практической реализации основных направлений социальной политики.
Одновременно присутствуют и проблемы в учете и контроле расходования выделяемых цели реализации социальной политики бюджетных средств, в том числе и на адресную социальную помощь отдельным категориям граждан. Оценивая эффективность такой адресной социальной помощи, оказываемой на региональном уровне, следует отметить, что на каждый выделяемый на эти цели из бюджета 1 рубль приходится только 34 копейки снижения дефицита дохода бедных семей.
Возможным направлением решения указанной проблемы может стать использование «социальной карты жителя региона», представляющей возможность аккумулирования выделяемых в регионе денежных средств на реализацию мер социальной поддержки.
Помимо этого разработан механизм социального партнерства как форма участия при разработке и реализации социальной политики регионального уровня.
Также рекомендовано предусмотреть передачу ряда полномочий по решению задач социального развития с федерального на нижестоящие уровни власти.
Рассмотренные подходы позволяют на основании их обобщения дать следующее определение понятия:
Социальная политика - это деятельность государственных и общественных институтов, общественных групп и отдельных лиц (субъектов социальной политики), направленная на реализацию социальных потребностей человека, обеспечивающих его жизнедеятельность и развитие как социального существа на основе принципа социальной справедливости и безоговорочного соблюдения его гражданских прав и свободы.
В результате изучения теоретической базы исследования можно выделить два подхода к определению сущности региональной социальной политики. Так, чисто теоретический подход предлагает под региональной социальной политикой понимать комплекс мероприятий высших органов государственной власти социально-экономического, правового, организационного и культурно-нравственного характера, направленных на социальное развитие регионов с учетом существующих ресурсных ограничений и возможностей. То есть региональная социальная политика охватывает интересы государственной региональной политики и правительственной социальной политики.
Соответственно региональная социальная политика, по сути, должна опираться на принципы государственной социальной политики и учитывать приоритеты государственной региональной политики. Региональная социальная политика направлена на разработку стратегии социального развития на макроуровне, формирование единого социального единства с учетом приоритетов государственной региональной политики. Региональная социальная политика должна отражать комплексное интегративное видение проблем социальной политики как на уровне государства в целом, так и на уровне регионов, то есть она является двусторонним процессом взаимодействия центральных и местных органов государства.
В результате исследования практики формирования и реализации региональной социальной политики установлено что среди них присутствуют проблемы следующего плана:
1. Недостаток финансирования. Причина - недостаток ресурсов при постоянном росте нуждающихся в получении услуг.
2. Недостаток профессиональных кадров. Причина - низкая заработная плата сотрудников отрасли при тяжелой психологической и моральной нагрузке.
3. Медленное развитие системы КЦСОН. Такие центры появились сравнительно недавно, а потому вся система требует больших доработок.
Современное законодательство Российской Федерации, к сожалению, не принимает в должное внимание, юридическую науку, в связи с чем действующие нормативные акты, документы социальной сферы не лишены пробелов и противоречивости. Также по этой причине является весьма затруднительной реализация социальных прав и существующая судебная практика тому подтверждение.
Для Ямало-Ненецкого автономного округа как и иных российских регионов в реализации мер социальной поддержки населения характерна высокая зависимость от выделяемых трансфертов вышестоящего бюджета призванных компенсировать недостаток имеющихся бюджетных средств для практической реализации основных направлений социальной политики.
Одновременно присутствуют и проблемы в учете и контроле расходования выделяемых цели реализации социальной политики бюджетных средств, в том числе и на адресную социальную помощь отдельным категориям граждан. Оценивая эффективность такой адресной социальной помощи, оказываемой на региональном уровне, следует отметить, что на каждый выделяемый на эти цели из бюджета 1 рубль приходится только 34 копейки снижения дефицита дохода бедных семей.
Возможным направлением решения указанной проблемы может стать использование «социальной карты жителя региона», представляющей возможность аккумулирования выделяемых в регионе денежных средств на реализацию мер социальной поддержки.
Помимо этого разработан механизм социального партнерства как форма участия при разработке и реализации социальной политики регионального уровня.
Также рекомендовано предусмотреть передачу ряда полномочий по решению задач социального развития с федерального на нижестоящие уровни власти.
Подобные работы
- Социальная политика государства и проблемы ее реализации на региональном уровне
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2021 - Реализация национальной политики на региональном уровне: проблемы и направления совершенствования (на примере субъектов РФ Приволжского федерального округа)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование государственной политики в сфере поддержки и развития
культуры и искусства на региональном уровне
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2017 - ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПОДДЕРЖКЕ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ В РЕШЕНИИ ЖИЛИЩНОГО ВОПРОСА: ОПЫТ РЕГИОНОВ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование социальной защиты населения на региональном уровне (Сибирский институт бизнеса и информационных технологий)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2020 - Финансирование проектов государственно-частного партнерства на региональном уровне
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - Реализация государственной инновационной политики на региональном уровне: проблемы и
направления совершенствования
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Региональная политика социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ОДИНОКИХ
ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ:
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018



