Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование социальной защиты населения на региональном уровне (Сибирский институт бизнеса и информационных технологий)

Работа №48295

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное право

Объем работы66
Год сдачи2020
Стоимость2200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
585
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выпускная квалификационная работа.
Работа сделана на примере Министерства труда и социального развития Омской области.
Проведен анализ деятельности за 2017-2019 годы.
Есть приложения (Таблица "Количество свободных мест для приема получателей социальных услуг в стационарной форме").
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8
1.1. Понятие и необходимость социальной защиты населения 8
1.2. Нормативно-правовое регулирование социальной защиты населения в Российской Федерации 16
1.3. Специфика реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения на региональном уровне 20
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ 24
2.1. Характеристика деятельности Министерства труда и социального развития Омской области 24
2.2. Анализ организации социальной защиты населения в Омской области 30
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ 42
3.1. Проблемы организации социальной защиты населения в Омской области 42
3.2. Направления совершенствования социальной защиты населения в Омской области 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 64

В соответствии со ст. 7 Конституции нашего государства [1], Российская Федерация выступает социальным государством, т.е. государством, политика которого направлена на перераспределение материальных благ в соответствии с принципом социальной справедливости.
Социальная направленность государства выражается во многих институтах, например, разработке и реализации различных социальных программ, имеющих целью обеспечение общего блага, утверждение принципов социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину определенных стандартов благополучия.
Социальное предназначение государства заключается в стремлении обеспечить социальную защиту в первую очередь наиболее уязвимым и незащищенным слоям населения.
Очевидно, что на современном этапе социальная защита населения как элемент социальной политики государства требует совершенствования. При этом оптимизировать социальную защиту необходимо как на федеральном, так и на региональном уровне.
Безусловно, каждому конкретному региону присущи свои проблемы в социальной сфере, и на федеральном уровне, достаточно сложно учесть интересы каждого конкретного региона. Сложность заключается в том, что дотационные регионы, к числу которых относится и Омская область, не имеют необходимых материальных ресурсов для решения своих проблем, и практически полностью зависят от федерального центра.
Соответственно, регионам необходимо активизировать деятельность по привлечению финансовых ресурсов для решения своих социальных проблем, в первую очередь посредством использования механизмов государственно-частного партнерства.
Цель настоящего исследования – на основе анализа реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения в Омской области, разработать мероприятия по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной при написании настоящей работы цели, необходимо решить следующие задачи:
 определить сущность и необходимость социальной защиты населения;
 рассмотреть особенности нормативно-правового регулирования социальной защиты населения в Российской Федерации;
 изучить специфику реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения на региональном уровне;
 дать характеристику деятельности Министерства труда и социального развития Омской области;
 дать характеристику состояния социальной сферы Омской области;
 провести анализ деятельности Министерства труда и социального развития Омской области в сфере социальной защиты населения;
 выявить проблемы социальной защиты населения Омской области и определить направления их решения.
Объектом исследования является Министерство труда и социального развития Омской области.
Предмет исследования – система социальной защиты населения в Омской области.
Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что в его рамках систематизируются представления о социальной защите населения как элементе социальной политики государства.
Практическая значимость работы связана с тем, что ее результаты могут быть использованы для совершенствования социальной защиты населения на региональном уровне.
Методологию исследования составляют научный метод познания, метод контент анализа, методы дедукции и индукции, анализа и синтеза, классификации.
Информационной базой исследования послужила научная и учебная литература по социальной политике и социальной защите, государственному и муниципальному управлению, материалы периодических изданий по теме исследования.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение и список использованных источников.
В первой главе исследования рассмотрены вопросы, связанные с сущностью и необходимостью социальной защиты населения, особенностями нормативно-правового регулирования социальной защиты населения в Российской Федерации, спецификой реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения на региональном уровне.
Во второй главе дана характеристика деятельности Министерства труда и социального развития Омской области, проведен анализ состояния социальной сферы Омской области и деятельности Министерства труда и социального развития Омской области в сфере социальной защиты населения.
В третьей главе рассмотрены проблемы социальной защиты населения Омской области и определены направления их решения.
В заключении сформулированы выводы по результатам исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итог исследованию, проведенному в связи с написанием настоящей работы, можно сделать следующие итоговые выводы.
1) Государственная социальная политика представляет собой систему мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного характера, направленных на комфортное и гармоничное существование и развитие человека, стабильное и устойчивое развитие всего общества.
В свою очередь социальная защита населения как часть социальной политики государства представляет собой отношения по перераспределению национального дохода в целях обеспечения воспроизводства человека, является системой управления социальными рисками с целью поддержания устанавливаемых обществом социальных стандартов жизни для каждой группы населения.
Важнейшую роль в данном случае играет эффективное взаимодействие федеральных и региональных органов государственной власти – первые обладают необходимыми финансовыми ресурсами для решения той или иной социальной проблемы, вторым в силу их максимальной приближенности к конкретным условиям жизнедеятельности общества такие проблемы наиболее очевидны.
2) Нормативно-правовое регулирование социальной защиты населения осуществляется актами административного права (в части организации деятельности соответствующих органов исполнительной власти), а также актами права социального обеспечения.
Здесь следует отметить, что если, например, на уровне Омской области существует кодифицированный нормативно-правой акт, регулирующий исследуемые вопросы (Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан), то на федеральном уровне такого акта нет, что, безусловно, усложняет процесс правоприменения.
3) Специфика реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения на региональном уровне связана с тем, что такая политика с финансовой и нормативно-правовой точки зрения существенно зависит от федеральной социальной политики, поскольку в соответствии со ст. 71 Конституции России установление основ социального развития находится в ведении Российской Федерации. При этом, учитывая, что вопросы социальной защиты населения в соответствии со ст. 72 Конституции отнесены к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, регионы не лишены определенной доли самостоятельности в обеспечении социальной защиты населения с учетом местных социально-экономических особенностей. Вместе с тем очевидно, что региональная социальная политика зависит от уровня социально-экономического развития субъекта РФ, т.е. от наличия у региона достаточных финансовых и организационных ресурсов, необходимых для решения проблем социальной сферы. Соответственно, существенная дифференциация российских регионов по уровню социально-экономического развития обуславливает и различные возможности субъектов РФ по реализации собственной социальной политики.
4) Министерство труда и социального развития Омской области выступает уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере труда, социальной защиты населения Омской области, органом опеки и попечительства в отношении совершеннолетних граждан, а также осуществляет полномочия в области содействия занятости населения, в том числе переданное полномочие Российской Федерации по осуществлению отдельных видов социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
В настоящее время в связи с оптимизацией организационной структуры Министерства в области функционируют лишь 9 территориальных органов межрайонного характера. Соответственно, для обеспечения беспрепятственного доступа граждан к социальным услугам необходимо интенсивно использовать предоставление таких услуг в электронном виде через портал «Госуслуги» и посредством обращения граждан в МФЦ по месту своего жительства.
5) В целом система социальной защиты населения в Омской области организована и функционирует достаточно стабильно, что позволяет говорить об устойчивости сферы социальной защиты населения в регионе. Количество жителей региона, получающих необходимые социальные услуги, увеличивается, одновременно расширяется спектр таких услуг. Вместе с тем было бы неверно говорить о том, что в сфере социальной защиты населения региона отсутствуют проблемы, требующие решения (например, проблемы, связанные с предоставлением стационарных социальных услуг). Такие проблемы и пути их преодоления рассмотрены в третьей главе настоящего исследования.
6) Выявленная проблема потребности в обучении лиц старшего возраста и инвалидов, а также лиц с ограниченными возможностями в обучении компьютерной грамотности для целей самостоятельного обращения за получением государственных и муниципальных услуг с использованием интернет-технологий, в том числе портала «Госуслуги» является решаемой. Для ее решения необходимо популяризировать возможность указанного портала, более активно самостоятельно выявлять лиц, нуждающихся в оказании государственных и муниципальных услуг, для того, чтобы обучить их обращению с порталом. Кроме того, необходимо более активно привлекать благотворителей для решения проблемы отсутствия оборудования и доступа в сеть «Интернет» при отсутствии средств непосредственно у лиц, нуждающихся в помощи.
7) Наиболее сложной проблемой в настоящее время является обеспечение потребностей определенных категорий граждан в услугах, которые могут предоставляться в условиях стационаров и на дому.
Стационарное получение социальных услуг предполагает временное либо пожизненное размещение граждан в специализированных учреждениях, где оказываются различные виды услуг: начиная от медицинской помощи и завершая оказания помощи психологической, а также услуг по уходу за гражданами, которые не в состоянии делать это самостоятельно.
Количество граждан, размещаемых в стационарных условиях домов престарелых и домов-интернатов для инвалидов, не так велико. Основная проблема – это низкое качество жизни в подобных учреждениях. Проблема финансирования не решается в России на протяжении длительного периода времени. Пока на высшем уровне не будет принято решение о необходимости обеспечения нормальных условий жизни в указанных учреждениях, они не станут популярны, а в них будут помещаться лица только в отсутствие альтернативы.
Соответственно необходимо развивать систему помощи и оказания услуг на дому. Подобный подход менее негативно отразится на психике лиц, получающих помощь, а также позволит обеспечить им нормальные условия для жизни.
8) Необходимо пересмотреть существующую в Омской области систему планирования оказания социальных услуг. Менее востребованные услуги должны быть количественно сокращены. Это касается полустационарного обслуживания. Более востребованные – увеличено количественно за счет перераспределения ресурсов с услуг полустационарного обслуживания. Кроме того, необходимо изменять существующую ситуацию в аспекте неравномерности состава социальных услуг, предоставляемых КЦСОН, потому что часть населения Омской области с учетом административно-территориального принципа создания и осуществления деятельности КЦСОН оказывается в ситуации невозможности получения ряда социальных услуг, что несправедливо.



1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный.
3. Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 06 февраля 2007 года № 91. [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный.
4. Закон Омской области от 4 июля 2008 г. № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан». [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный.
5. Положение о Министерстве труда и социального развития Омской области, утв. Указом Губернатора Омской области от 03 марта 2004 года № 51. [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный.
6. Положение о Департаменте социальной поддержки Министерстве труда и социального развития Омской области, утв. Указом Губернатора Омской области от 15 мая 2004 года № 71. [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный.
7. Положение о Департаменте социального обслуживания Министерстве труда и социального развития Омской области, утв. Указом Губернатора Омской области от 15 мая 2004 года № 72. [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный.
8. Указ Губернатора Омской области от 09.08.2011 № 81 «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления органами исполнительной власти Омской области государственных услуг». [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online, свободный.
9. Постановление Правительства Омской области от 24.12.2014 № 345-п «Об утверждении регламента межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти Омской области в связи с реализацией полномочий Омской области в сфере социального обслуживания». [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online, свободный.
10. Приказ Министерства труда и социального развития Омской области от 21 мая 2018 г. № 85-п «О возложении на бюджетные учреждения Омской области – многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг функции по предоставлению государственных услуг в полном объеме». [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online, свободный.
11. Агашев Д.В. К вопросу о социальной природе заработной платы / Д.В. Агашев // Вестник Томского университета. – 2017. – № 6. – С. 101-105.
12. Аристов Е.В. Концепция Социального кодекса Российской Федерации / Е.В. Аристов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. – 2019. – № 6. – С. 105-109.
13. Аристов Е.В. Социальность государства в Российской Федерации / Е.В. Аристов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. – 2018. – № 5. – С. 47-51.
14. Ашин А.А. Государственное и муниципальное управление социальной сферой: понятие, принципы и проблемы / А.А, Ашин // Закон и право. – 2017. – № 2. – С. 31-35.
15. Бакиева Г.Р. Социальное обеспечение и его виды / Г.Р, Бакиева // Молодой ученый. – 2020. – № 1. – С. 189-192.
16. Беркаева А.К. Социальная защита населения как приоритетное направление социальной политики государства / А.К. Беркаева // Вестник Удмуртского университета. – 2016. – № 5. – С. 87-90.
17. Бирюков М.В. Органы социального обеспечения на региональном уровне: структура и полномочия / М.В. Бирюков // Вестник Томского университета. – 2016. – № 5. – С. 88-92.
18. Волкова Н.С. Государственное управление социальной сферой: состояние и модернизация / Н.С. Волкова // Журнал российского права. – 2017. – № 4. – С. 54-58.
19. Гуляева Н.П. Социальная сфера как объект управления/ Н.П. Гуляева. – М.: Волтерс-клувер, 2016. – 284 с.
20. Доев К.Н. К вопросу о повышении эффективности социальной защиты населения. Региональный аспект / К.Н. Доев // Вестник Южного федерального университета. – 2017. – № 5. – С. 44-49.
21. Кобзева С.И. Источники права социального обеспечения России / С.И. Кобзева. – Автореферат дисс. ... канд. юр. наук. – М., 2016. – 31 с.
22. Литвинова В.В. Сравнительный анализ социальных кодексов субъектов РФ / В.В. Литвинова // Актуальные проблемы российского права. – 2020. – № 1. – С. 104-108.
23. Морозов П.А. Социальная политика государства: теория, нормативное регулирование и реалии / П.А. Морозов. – М.: Юрайт, 2016. – 214 с.
24. Мхитярян Л.Ю. К вопросу о проблематике понимания социальной сферы как объекта государственного управления / Л.Ю. Мхитяран // Государственное и муниципальное управление (Ученые записки СКАГС). – 2015. – № 4. – С. 72-76.
25. Наумов С.Ю. Государственное и муниципальное управление / С.Ю. Наумов. – М.: Дашков и К, 2018. – 546 с.
26. Павлова Н.Н. К вопросу по понятии «социально незащищенный слой населения» / Н.Н. Павлова // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2017. – № 3. – С. 109-113.
27. Радонова А.В. Социальная защита населения на региональном уровне. Проблемы оценки эффективности / А.В. Радонова // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2019. – № 2. – С. 103-107.
28. Рубайло А.И. Концепция социального государства: истоки, развитие и перспективы / А.И. Рубайло. – М.: Изд-во МГУ, 2016. – 185 с.
29. Савичев О.Н. Роль субъектов Российской Федерации в реализации социальной политики государства / О.Н. Савичев // Вестник Благовещенского государственного университета. – 2018. – № 5. – С. 194-198.
30. Смирнов А.П. Социальная защита населения: проблемы нормативного регулирования / А.Н. Смирнов // Вестник Владимирского государственного университета. – 2018. – № 11. – С. 65-70.
31. Сморчков А.И. К вопросу о сущности государственного воздействия на социальную сферу / А.И. Сморчков // Вестник НГУ им. Лобачевского. – 2016. – № 5. – С. 102-106.
32. Чертова А.В. Актуальные проблемы государственного управления социальной сферой / А.В. Чертова // Вестник САФУ. – 2017. - № 4. – С 65-69.
33. Чугунова А.Н. К вопросу о практической реализации социальной сущности государства / А.Н. Яковлева // Ленинградский юридический журнал. – 2020. – № 1. – с. 87-91.
34. Шайхатдинов В.Ш. Дополнительное социальное обеспечение: анализ проблем теории и практики / В.Ш. Шайхатдинов // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2016. – № 5. – С. 111-115.
35. Шайхулов М.А. Система социальной защиты населения на региональном уровне / М.А. Шайхулов // Социология власти – 2018. - № 2. – С. 41-45.
36. Итоги работы Министерства труда и социального развития Омской области за 2017 год // Информационно-аналитический бюллетень Минтрудсоцразвития Омской области за 2017 год.
37. Итоги работы Министерства труда и социального развития Омской области за 2018 год // Информационно-аналитический бюллетень Минтрудсоцразвития Омской области за 2018 год.
38. Итоги работы Министерства труда и социального развития Омской области за 2019 год // Информационно-аналитический бюллетень Минтрудсоцразвития Омской области за 2019 год.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ