Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы реализации психолого-педагогических условий формирования предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у детей 6-7 лет 8
1.1 Сущность и основные подходы к проблеме формирования предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у детей 6-7 лет 8
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий формирования предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у детей 6-7 лет 12
Глава 2 Экспериментальная работа по апробации психолого-педагогических условий формирования предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у детей 6-7 лет 16
2.1 Изучение уровня сформированности предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у детей 6-7 лет 16
2.2 Содержание работы по реализации психолого-педагогических условий формирования предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у детей 6-7 лет 32
2.3 Оценка работы по реализации психолого-педагогических условий формирования предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у детей 6-7 лет 42
Заключение 53
Список используемой литературы 55
Приложение А Характеристика выборки исследования 58
Приложение Б Результаты исследования на этапе констатации 60
Приложение В Картотека дидактических игр 62
Приложение Г Результаты исследования на этапе контроля 67
Актуальность исследования. Предпосылки универсальных учебных действий - это способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность, через «умение учиться». Успехи современного школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы, в том числе от правильного формирования предпосылок универсальных учебных действий. Однако часто дети приходят в школу психологически не подготовленные, у них не сформированы некоторые предпосылки учебной деятельности, поэтому у многих впоследствии возникают трудности обучения в школе, многие становятся неуспевающими учениками.
В ФГОС ДО представлены целевые ориентиры дошкольного образования. Некоторые из них представляют собой регулятивные предпосылки учебной деятельности, а именно: «умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, может контролировать свои движения и управлять ими; способен к волевым усилиям, может следовать правилам в разных видах деятельности». Актуальность проблемы формирования у детей дошкольного возраста регулятивных универсальных учебных действий обусловлена также и тем, что программа начального общего образования сложна для освоения детьми, у которых не были сформированы предпосылки к учебной деятельности.
Так как игра имеет статус ведущей деятельности в дошкольном возрасте, предпосылки регулятивных универсальных учебных действий формируются именно в процессе игры. Для этого применяют игровые технологии обучения.
Особенности формирования предпосылок универсальных учебных действий описывали: Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов и другие. Вопрос формирования у дошкольников предпосылок регулятивных универсальных учебных действий является одним из актуальных вопросов педагогической науки. Отечественными психологами научно обосновано, что предпосылки формирования регулятивных универсальных учебных действий детей старшего дошкольного возраста приобретаются в процессе игровой деятельности (К.С. Джалилова, О.В. Исаева, С.Н. Кириллова, М.А. Мазалова, А.Р. Слободина), а также выделены психолого-педагогических условия формирования у дошкольников предпосылок регулятивных универсальных учебных действий.
Таким образом анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций, диссертационных работ по данной проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью формирования предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у детей 6-7 лет и недостаточной конкретизированностью психолого-педагогических условий, обеспечивающих данный процесс.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у детей 6-7 лет?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у детей 6-7 лет.
Объект исследования: процесс формирования предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у детей 6-7 лет.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс формирования предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у детей 6-7 лет будет возможным при следующих психолого-педагогических условиях:
• разработать и реализовать комплекс дидактических игр, направленных на формирование предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у детей 6-7 лет;
• реализовать этапы работы с детьми с учетом логики формирования предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у детей 6-7 лет: умение принятия, коррекции и контроля за выполнением задачи; умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей; умение оценки выполнения задачи; умение адекватно реагировать на успех и неудачу; навыки волевой саморегуляции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы реализации психолого-педагогических условий формирования предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у детей 6-7 лет.
2. Выявить уровень сформированности предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у детей 6-7 лет.
3. Разработать и апробировать содержание работы по реализации психолого-педагогических условий формирования предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у детей 6-7 лет.
4. Провести оценку работы по реализации психолого-педагогических условий формирования предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у детей 6-7 лет.
Теоретическо-методологической основой исследования выступают:
• теоретические исследования по проблеме формирования предпосылок универсальных учебных действий (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов);
• исследования по проблеме формирования предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста (Л.И. Божович, Н.И. Гуткина, В.А. Иванников, Г.Г. Кравпов, Е.О. Смирнова);
• исследования психолого-педагогических условий формирования у дошкольников предпосылок регулятивных универсальных учебных действий (К.С. Джалилова, О.В. Исаева, С.Н. Кириллова, М.А. Мазалова, А.Р. Слободина).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ г. Москвы «Школа в Некрасовке». В данном исследовании принимали участие дети в возрасте 6-7 лет в количестве 40 человек.
Новизна исследования: определены специфика и содержание психолого-педагогических условий формирования предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у детей 6-7 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснованы психолого-педагогические условия формирования предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у детей 6-7 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по реализации психолого-педагогических условий формирования предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у детей 6-7 лет может быть использовано в работе педагогов дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (28 источников) и 4 приложений. Текст работы иллюстрирован 3 таблицами, 12 рисунками. Основной текст работы изложен на 57 страницах.
В ходе изучения теоретических основ реализации психолого-педагогических условий формирования предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у детей 6-7 лет нами было выявлено, что универсальные учебные действия - это навык детей школьного возраста в усвоении школьных знаний, их активность в процессе обучения. Предпосылки универсальных учебных действий - это умения работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Также под данным термином принято понимать навык детей в усвоении знаний, их активность в процессе обучения. Выделяются следующие регулятивные предпосылки учебной деятельности: работа по правилу и образцу; фиксация затруднения в деятельности; выявление его причин; выбор способов преодоления затруднения; обдумывание и планирование своих действий; контроль и оценивание своих действий; исправление ошибок.
В старшем дошкольном возрасте игра остается ведущим видом деятельности, поэтому психолого-педагогические условия были определены с этим учетом. С целью формирования предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у детей 6-7 лет применяют дидактически игры - это такие игры, отличительной чертой которых являются правила, а целью - обучение детей. В каждой такой игре решаются конкретные задачи обучения дошкольников через игровую деятельность.
По итогам констатирующего этапа исследования можно заключить, что в экспериментальной группе обладает низким уровнем сформированности предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у детей 6-7 лет 5 (25%) детей. Средним уровнем сформированности предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у детей 6-7 лет обладают 14 (70%) детей. Высоким уровнем сформированности предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у детей 6-7 лет обладает 1 (5%) ребенок.
В контрольной группе обладают низким уровнем сформированности предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у детей 6-7 лет 3 (15%) детей, у 16 (80%) детей диагностирован средний уровень и у 1 (5%) ребенка - высокий.
Нами было экспериментально доказано, что процесс формирования предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у детей 6-7 лет будет эффективным, если реализовать следующие психолого-педагогические условия:
• разработка и реализация комплекса дидактических игр, направленных на формирование предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у детей 6-7 лет;
• реализована поэтапная работа с детьми с учетом логики формирования предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у детей 6-7 лет: умение принятия, коррекции и контроля за выполнением задачи; умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей; умение оценки выполнения задачи; умение адекватно реагировать на успех и неудачу; навыки волевой саморегуляции.
Таким образом, опираясь на полученные результаты, можно сделать вывод о том, что разработанное и апробированное содержание работы по реализации психолого-педагогических условий формирования предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у детей 6-7 лет достаточно эффективно. На основании этого можно сделать вывод о том, что задачи исследования решены, цель достигнута, а выдвинутая гипотеза успешно подтверждена.
1. Абраменкова В. В. Игра формирует душу ребенка // Мир психологии. 2015. №4. с. 45-49.
2. Антонова Г. П. Познавательная деятельность детей шести и семи лет (Монография). М.: Педагогика, 2018. 125 с.
3. Арсентьева В. П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. М. : Форум, 2017. 144 с.
4. Баранова Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. СПб. : Речь, 2015. 128 с.
5. Божович Л. И. Личность и формирование в детском возрасте. М. : Просвещение, 2014. 317 с.
6. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М. : Просвещение, 2019. 174 с.
7. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. М. : Просвещение, 2015. 195 с.
8. Гударёва О. В. Игра современных дошкольников // Журнал прикладная психология. 2013. №2. С. 51-56
9. Доронова Т. Н., Карабанова О. А., Соловьева Е. В. Игра в дошкольном возрасте. М. : Слово, 2015. 216 с.
10. Дошкольная педагогика. В 2 ч. Ч.2. / В. И. Логинова, П.Г. Саморукова, Б. С. Лейкина и др. Под ред. В. И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. М. : Просвещение, 2013. 403 с.
11. Ерофеева Т. И. Вариативные и альтернативные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. М. : Проф. образование, 2015. 296 с.
12. Запорожец А. В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М. : Педагогика, 2019. 321 с.
13. Из детства - в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей 4-7 лет / Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Н.А. Гордова и др. М. : Просвещение, 2014. 176 с.
14. Каличенко А. В., Микляева Ю. В Развитие игровой деятельности дошкольников. М. : Просвещение, 2013. 332 с.
15. Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль, 2015. 476 с.
...