Введение 3
Глава I. Научно-теоретическое обоснование проблемы развития композиционного мышления у обучающихся младшего школьного возраста
1.1. Понятие композиционного мышления в искусствоведческом
и психолого-педагогическом аспекте 15
1.2. Возрастные и психологические особенности развития
мыслительной деятельности младших школьников 28
1.3. Модель методической системы развития композиционного
мышления обучающихся 1 класса 39
1.4. Критерии и уровни оценки учебных и творческих работ
младших школьников на уроках изобразительного искусства.. 44
1.5. Методы и средства развития композиционного мышления
младших школьников 50
Выводы по I главе 65
Глава II. Развитие композиционного мышления у обучающихся у обучающихся общеобразовательной школы на уроках изобразительного искусства
2.1. Состояние проблемы развития композиционного мышления у
младших школьников средней общеобразовательной школы ГБОУ СОШ с. Подстепки (констатирующий эксперимент) 68
2.2. Экспериментальная проверка методической системы
развития пространственного мышления у учащихся средней общеобразовательной школы с. Подстепки (формирующий эксперимент) 73
2.3. Проведение и результаты контрольного эксперимента 78
Выводы по II главе 81
Заключение 83
Список используемой литературы 86
Приложения 91
Практика работы с младшими школьниками 1-х классов на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе показала, что между творческим замыслом и его воплощением существует комплекс проблем, не позволяющих наиболее целостно, ясно и убедительно решать обучающимися учебную задачу по созданию художественного образа.
Причина сложившегося положения состоит с одной стороны, в недооценке влияния комплекса знаний о выразительных средствах композиции в условиях общеобразовательной школы, а с дугой стороны, отсутствие специальных образовательных программ, направленных на развитие композиционного мышления. В связи с этим изучение особенностей формирования композиционного мышления становится особо актуальным для создания серии методик, способов и техник, позволяющих устранить проблему формирования композиционных компетенций на уроке изобразительного искусства, начиная с 1 класса
Изображение, рисунок, имеющий художественную ценность, не возникает стихийно. При его создании все становится важным: место, где располагается изображаемая главная фигура на листе бумаги, ее масштаб по отношению к другим фигурам, каким образом представлено пространство вокруг нее, дополнительные детали, характер их расположения, выбранный цвет, техника исполнения.
Умение создавать сложный художественный образ представляет собой сложный процесс, возможный только при высоком уровне развития композиционного мышления. Обучающийся должен не только овладеть комплексом знаний об основных средствах и правилах композиционного построения: выразительности, целостности, визуальной доминанты,
равновесия, ритма, симметрии, но и должен уметь мысленно преобразовывать и подбирать художественные образы, чтобы максимально верно отобразить смысл поставленной задачи. Можно сказать, обучающийся 3
должен уметь мыслить композиционно, то есть он должен владеть организующими приемами, связывающими все части исполняемого произведения в гармоничное целое, уметь компоновать через предметы сущность интересующего его явления. Композиционное мышление связано не только с умениями выразить композицию художественными средствами, не только знакомит с правилами и ее закономерностями, но оно влияет на мышление ребенка в целом, повышает его уровень интеллектуального развития. У обучающегося повышается самооценка, приходят эмоциональная и техническая уверенность в собственных силах, создается мотивация успеха, более успешно развиваются память и внимание. Учитывая фактор творческой деятельности, можно точно сказать, что, композиционное мышление имеет определяющее значение в формировании личности обучающегося, обеспечивает развитие значимых компетенций: коммуникативных, социальных, общекультурных в пространстве духовно-нравственных идеалов и ценностей, воплощенных в изобразительном искусстве.
Творческое мышление - мышление, связанное с преобразование знаний с помощью воображения, фантазии, порождение гипотез. Человека обязательно нужно учить мыслить творчески, а это значит, давать не только знания, но и умение выходить за рамки этих знаний.
Со стороны учителя очень важно не бояться разрешить ребенку мыслить нестандартно, рассматривая предмет с разных точек зрений, присматриваться к мелочам, видеть нечто большее в случайностях, которые на первый взгляд кажутся ошибками.
По мнению Д.Б. Богоявленской [9, с.102] творческое мышление
характеризуется «не стимулированной активностью в данной ситуации, которая выражается в желании выйти за пределы проблемы».
Целенаправленно избавляясь от случайностей в процессе создания художественного изображения, результат значительно обедняется, так, как только в единстве закономерного и случайного кроится сущность процесса создания композиционной формы.
Педагог должен научить ребенка творчески переосмысливать действительность и приобщать его к миру прекрасного. Творчески мыслящие люди формируют общество, которое сохраняет и преумножает культурные и нравственные ценности не только своего народа, но и всего мирового наследия в целом. На практике же получается, что многим современным школьникам не понятен язык художественного произведения, что говорит нам о слабом уровне развития композиционного мышления. Именно поэтому актуален вопрос развития композиционного мышления в начальной школе.
Исследование в данной работе по проблеме развития композиционного мышления у обучающихся общеобразовательной школы, показало, что в существующих программах по изобразительной деятельности не уделяется достаточно внимания развитию композиционного мышления обучающихся для того, чтобы научить школьника понимать, как именно, максимально эффективно, создать выразительный художественный образ по заданной теме.
Ученик, вернее, юный художник, раскрывает свой мир чувств и переживаний, выражает замысел рисунка, именно композиционными средствами. Художественная деятельность помогает лучше чувствовать окружающую действительность, находить в ней прекрасное и реализовать через свою творческую деятельность.
Для создания условий развития высокого уровня композиционного мышления педагог должен всеми силами обеспечить учебный процесс таким образом, чтобы создаваемый ребенком художественный образ приобретал статус лично значимого объекта. Это невозможно сделать без пробуждения адекватных эмоциональных переживаний, в результате чего теоретические
художественно знания о композиции, применяемые в практической деятельности, становятся актуальными для обучающегося.
На уроках творческая деятельность ребёнка практически всегда происходит при помощи и участии взрослых. Педагог не просто предоставляет теоретические знания о композиции, но и создает особые педагогические условия, которые будут способствовать максимальному усвоению этих знаний. Для этого необходимо учитывать психологические и педагогические возрастные особенности обучающихся 7-8 лет.
Обучающиеся 7-10 лет находятся в самом счастливом периоде своего возраста, когда практически все они наиболее талантливы, и вместе с тем это период, когда дети наиболее восприимчивы к явлениям действительности, которые окружают ребенка. Именно эта восприимчивость, как осмысление той среды, в которую погружен ребенок, рождает образы, которыми оперирует ребенок при любой деятельности в младшем школьном возрасте. Оперирование образами, в том числе, в момент изобразительной деятельности, становится процессом познания и основывается на синтезе в работе органов чувств, на синтезе отдельных ощущений. Результат такого объединения, основанный на наглядно-образном мышлении, становится композиционное мышление.
Композиционное мышление представляет собой процесс, в котором наглядно-образное мышление связано с поиском различных путей организации элементов пространства, формы, линии, плоскости, цвета тона, объединённых общим смыслом и чувством собрать элементы в единое целое - художественный образ. При развитом композиционном мышлении обучающийся мысленно преобразовывает и варьирует художественные образы, чтобы максимально верно отобразить смысл поставленной задачи.
Все, что дает новое понимание, формирует в сознании новую картину, новый алгоритм действий, новые образовательные программы в быстроменяющемся современном мире - все это связано с творческим процессом.
Человек, умеющий сочинять, изобретать, для начала, художественный образ, будет уметь это делать в любой другой выбранной им сфере профессиональной деятельности.
Только когда ребенок увидит, как эффективно и выразительно, на основе полученных знаний и умений, можно создавать изображения, только тогда у него развивается стабильный интерес к рисованию. Образы становится более крупными, детализированными, ритмичными. Происходит понимание того, что использование различных материалов, способов, приемов, например, меняя характер линии, интенсивность и направление штриха, варьируя степень тонировки или лессировки, колорит элементов - можно создавать бесчисленное количество художественных образов с последующим умением выбирать наиболее яркий, выразительный, гармоничный.
Знания законов композиции не является гарантией от неудачи. Следует учитывать факт, который заставляет осторожно относиться к ложной уверенности, что, соблюдая некую логическую последовательность, следуя пошаговой инструкции, можно научить и научиться создавать произведения с высокой художественной ценностью. Композиционное мышление начинает выходить за рамки только изобразительного процесса, а чрезмерный рационализм не дает возможность увидеть мир во всем его разнообразии, культурной многогранности и целостности. Он ведет к закрытости, подавлению творческого начала в ребенке и жестко закрепленному алгоритму действий, не создающих исключений из правил. Происходит формализация творчества, ребенок может только что-нибудь повторить, теряется умение создавать что-либо новое, ведь только спонтанность, рожденная вдохновением и пропущенная через призму своих чувств, мыслей и силу воображения, рождает шедевры.
Система художественного образования должна пониматься не только как средство формально - репродуктивного развития изобразительных навыков, а системой, развивающей гармоничную личность, с неповторимой 7
творческой индивидуальностью, с авторской позицией, способной не только сохранить культуру своего народа, но и передать следующему поколению лучшие традиции отечественного и современного искусства.
Найти золотой путь между комплексом обучающих занятий и возможности выразить свой внутренний опыт, создать нечто новое, становится определяющей задачей педагога. Интересное определение по этому поводу дал профессор и исследователь искусства В.Н. Стасевича [40, с.60]: «Учеба - это накопление конкретных знаний, умений и навыков» или, как уточняет архитектор И. Богомолов [40, с.60], учеба - это «...сложение необходимых стереотипов профессионального действия», а творчество - «.преодоление этих стереотипов».
Необходимо чередовать упражнения обучающего характера, с их четким логическим компонентом на занятия, акцентированные на внутреннем, эмоционально-чувственном и интуитивном мире обучающегося.
Такие моменты подчеркивают всю сложность изучения процессов композиционного мышления. Необходимо осторожно применять общие правила по развитию композиционного мышления, обязательно учитывая индивидуальные и возрастные особенности учащихся.
Развитие личности при этом связано с умением транслировать знания и опыт в мировое пространство, являться носителем гуманистических ценностей, что полностью отвечает задачам и планируемым результатам в соответствии ФГОС начального общего образования; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; и авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство», М., «Просвещение», 2011г., в рамках которой проходят мои уроки изобразительного искусства на базе ГБОУ СОШ с. Подстепки Самарской области, Ставропольского района.
Цели и задачи учебного предмета «Изобразительное искусство» на ступени начального общего образования, формируют:
- основы духовно-нравственных ценностей личности, способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;
- устойчивое представление о добре и зле, ложном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морально-этического выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;
Мы приходим к выводу, что вопросы создания композиции и развития композиционного мышления приобретают все большее значение в системе общеобразовательной школы.
Повсеместно говорится, что современный ребенок должен уметь действовать нестандартно, не шаблонно, а значит, на первый план выдвигается задача формирования творческого мышления обучающихся.
Эта ситуация актуализировала проблему развития композиционного мышления, с постановки целей, задач воспитания и обучения ребенка в общеобразовательной школе.
В ходе исследования выявлено противоречие:
- к обучающемуся предъявляется комплекс требований творческой и интеллектуальной активности, умения находить решение в любой нестандартной ситуации, проявлять творческий подход в любой сфере деятельности, где композиционное мышление, выступает главной организующей формой всего творческого процесса - с одной стороны, а с другой стороны, на сегодняшний день существует недостаточное количество разработанных современных методик развития композиционного мышления для детей младшего школьного возраста, отвечающих запросам современного общества, личностным запросам обучающихся, новым государственным стандартам.
Обозначенные противоречия определили проблему развития композиционного мышления у младших школьников 1-х классов на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе.
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить модель развития композиционного мышления обучающихся 1-х классов на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе.
Объект исследования: является процесс развития композиционного мышления младших школьников.
Предмет исследования: методы развития композиционного мышления.
Гипотеза исследования: развитие композиционного мышления
младших школьников будет возможно, если:
- определить, обосновать и реализовать систему педагогических условий, средств и методов, способствующих развитию композиционного мышления обучающихся на уроках изобразительного искусства;
- создать модель методической системы и раскрыть содержание её основных структурных компонентов, обеспечивающих развитие композиционного мышления;
- разработать систему заданий, упражнений, направленных на развитие композиционного мышления;
- разработать критерии и уровни сформированности композиционного мышления младших школьников, основанных на результатах диагностического исследования.
- опытно-экспериментальным путем проверить эффективность разработанной модели развития композиционного мышления на занятиях изобразительного искусства в рамках общеобразовательного учреждения.
Задачи:
- проанализировать и систематизировать философскую, искусствоведческую, психологическую, педагогическую и методическую литературу, связанную с теорией и методикой развития композиционного мышления;
- проанализировать особенности развития композиционного мышления у детей младшего школьного возраста;
- определить, обосновать и реализовать систему педагогических условий, средств и методов, способствующих развитию композиционного мышления учащихся на уроках изобразительного искусства;
- создать модель методической системы и раскрыть содержание её основных структурных компонентов, обеспечивающих развитие композиционного мышления.
- разработать критерии и уровни сформированности композиционного мышления младших школьников, основанных на результатах диагностического исследования.
- опытно-экспериментальным путем проверить эффективность разработанной модели развития композиционного мышления на занятиях изобразительного искусства в рамках общеобразовательного учреждения.
Научная новизна исследования:
- Разработана модель методической системы, в содержании которой структурные, методические и практические компоненты, обеспечивают пути воздействия на развитие композиционного мышления обучающихся 7-8 лет в средней общеобразовательной школе на уроках изобразительной деятельности.
- Разработаны уровни и критерии развития композиционного
мышления детей 7-8 лет.
Теоретическая значимость исследования:
- Проанализирована и систематизирована информация по развитию композиционного мышления детей в возрасте 7-8 лет на занятиях изобразительной деятельности.
- Разработана, научно обоснована и раскрыта модель методической системы, формирующая композиционное мышление у обучающихся 1 класса.
Практическая значимость исследования состоит в том, что ее материалы могут применять педагоги начальных классов, а также педагоги дополнительного образования и на внеурочной деятельности для повышения уровня композиционного мышления в рамках обучения изобразительному искусству в средней общеобразовательной школе.
Методологическую основу исследования составили:
фундаментальные исследования отечественных и зарубежных ученых связанные с проблемами развития композиционного мышления и творческого самовыражения человека отражены в трудах: К.Ю. Юона, А.А. Дейнека, Е.А. Кибрика, М.В. Алпатова, Н.Н. Волкова, Г.М. Логвиненко, И.Б. Ветровой, Е.В. Шорохова, В.С. Кузина, С.Е. Игнатьева, Н.Н. Ростовцева.
Психологические аспекты творческого процесса рассматривались в трудах: Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Л.Б. Ермолаева-Томиной, А.Н. Леонтьева, A.M. Матюшкина,
А.Я. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Д.Н. Узнадзе.
В их исследованиях художественно-творческая деятельность человека представляет собой сложный процесс, включающий познавательные, эмоциональные, волевые и созидательные составляющие.
Современные достижения в области теории композиции и практики ее преподавания - рассматривали: С.П. Ломов, Н.М. Сокольникова,
С.А. Гавриляченко, А.В. Свешников, А.В. Гаврикова, С.А. Никитенкова, Л.И. Панкратовой, О.Н. Чигинцевой труды педагогов-экспериментаторов коллективного обучения А.В. Бакушинского, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого.
Проблема отражения объективной реальности определяет понимание процесса формирования образного мышления, что нашло свое отражение в трудах П.П. Чистякова, Б.М. Неменского, Н.Н. Ростовцева и их последователей.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы;
- эмпирическое наблюдение, беседы, практические задания, анализ результатов педагогического эксперимента.
Этапы исследования:
1 этап: сентябрь 2017 г. - май 2018 год (анализ методической литературы);
2 этап: сентябрь 2018 г. - апрель 2019 год. Разработка критериального аппарата оценки уровня развития композиционного мышления, разработка модели развития композиционного мышления, диагностика развития композиционного мышления у младших школьников.
Данный этап состоял в изучении схем, презентаций, выполнении выполнение практических работ на основе полученных знаний, сюжетное рисование, анализ детских рисунков.
3 этап: апрель-ноябрь 2018 года: проведения практических занятий, направленных на развитие композиционного мышления младших школьников;
4 этап: март 2019 года сравнительный анализ продуктов деятельности учащихся.
Положения, выносимые на защиту:
- обоснование методической модели, направленной на развитие композиционного мышления обучающихся 1 класса на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе;
- критерии и уровни оценки творческих работ, обучающихся;
- результаты педагогического эксперимента развития композиционного мышления учеников.
Апробация результатов исследования отражены в следующих публикациях:
Зернова Т.А. К вопросу о развитии композиционного мышления у обучающихся младшего школьного возраста // Академия педагогических идей «Новация». - 2019. - №1 (январь). - АРТ 59-эл. - 0,2 п. л. - URL: http: //akademnova.ru/page/875548
Базой исследования является ГБОУ СОШ с. Подстепки.
Структура и объем диссертации.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка изложенной литературы, таблиц и приложения. В приложении представлены рисунки обучающихся, выполненные в ходе эксперимента и обучающие иллюстрации. Диссертация изложена на 92 страницах машинописного текста, библиография включает 58 наименований, англоязычные источники - 5 наименований, приложение включает фотоматериалы; общий объем магистерской диссертации - 125 страниц.
В ходе исследования нами была подтверждена необходимость развития композиционного мышления у обучающихся 1-х классов на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе.
Педагог в школе обязательно должен учить детей мыслить творчески, а это значит, давать не только знания, умения и навыки, но и способы выходить за рамки этих знаний, решать поставленную задачу оригинально, в соответствии с собственной авторской идеей.
Все, что дает новое понимание, формирует в сознании новую картину, на основе умения оперировать мыслительными образами и организовывать любое пространство, все это становится особо актуальным для современного общества. Человек, умеющий сочинять, изобретать художественный образ, будет уметь это делать в любой другой выбранной им сфере профессиональной деятельности.
Для создания ценного художественного образа, необходимо знать законы композиции, по которым этот образ создается. Исследование в данной работе, показало, что в существующих программах по изобразительной деятельности не уделяется достаточно внимания развитию композиционного мышления обучающихся, школьники не умеют самостоятельно решить поставленную задачу, а обучение на уроках изобразительного искусства сводится к пошаговым инструкциям, репродуктивному обучению, которое не предусматривает творческую деятельность самого ребенка.
В связи с этим нами были разработаны ряд упражнений и занятий, направленных на получение знаний, умений и навыков для развития композиционного мышления обучающихся, реализованных в практической деятельности на уроках изобразительного искусства.
Данный ряд упражнений и заданий отвечал принципам: наглядности, принципу связи теории с практикой, принципу последовательности и систематичности, самостоятельности, доступности, природосообразности. Для реализации учебного процесса были использованы такие формы, как: беседа, просмотр, выставка, презентация, практическая работа, игра, сотрудничество. Также были использованы методы: наглядные,
презентационные, словесные, практические, решение проблемной ситуации.
Разработанный ряд упражнений и заданий был направлен на получение обучающимися:
- знаний принципов композиции: целостности, уравновешенности, симметрии, ритма;
- умений использовать графические и живописные средства выразительности, уметь правильно работать с различными художественными средствами;
- навыков придавать эмоциональную окраску средствами цветовой выразительности, выражать художественный образ средствами изображения дополнительных деталей композиции, создавать соответствующий заданной теме сюжет, создавать целостную, гармоничную эмоционально выразительную композицию в рисунке.
Нами была разработана и экспериментально апробирована модель методической системы развития композиционного мышления, включающая в себя педагогические условия и серии предметных задач, направленных на приобретение обучающимися устойчивых основ композиционной грамотности. В содержании данной модели целевой, содержательный и оценочно - результативный компоненты, позволяющие педагогу применять теоретические знания в практической совместной деятельности с обучающимися.
Результаты исследования показали эффективность модели методической системы развития композиционного мышления учащихся 7-8 лет на занятиях изобразительной искусства в общеобразовательной школе.
Разработанная модель способствует развитию навыка самостоятельно организовывать решать поставленную задачу урока таким способом, чтобы создать цельный, гармоничный художественный образ, наиболее полно раскрывающий творческий замысел юного художника в его произведении.
Также нами были определены критерии и уровни оценки работ учащихся, разделенные на структурные компоненты: знаниевый,
технологический и эмоционально образный.
Результаты исследования показали, что уровень развития композиционного мышления школьников повысился на высоком уровне с 13% до 47%, т.е. на 34%, а также практически снизился до минимума (1 ученик, практически необучаемый по всем предметам в силу недостаточности внимания).
Таким образом, выдвинутая гипотеза развития композиционного мышления у обучающихся 1 класса на занятиях изобразительного искусства в общеобразовательной школе подтвердилась, а разработанная методика является эффективным средством для развития композиционного мышления учеников.
1. Ананьев, Б.Г. Педагогические приложения современной психологии // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «Психология»: В 3-х т./ Под ред. И. И. Ильясова, В.Я. Ляудис. — М.: изд-во МГУ, 1981. — с. 13 - 21.
2. Алпатов М В. Композиция в живописи / М.В. Алпатов. ? М.: Искусство, 2009. - 25 с.
3. Альберти Л.Б. Десять книг о зодчестве: В 2 т. / Л.Б. Альберти. - М.: Изд-во Акад. арх., 2008. - Т. 1. Кн. VI. 2. - С. 176.).
4. Башаев Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук / Т.В. Башаев. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 147 с.
5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002.с.102
6. Вайнер М.Э. Учителю об эмоциональном развитии младшего школьника. // Начальная школа. 1997. - №3
7. Виноградова Н.В., Сорока, А.В. Проблема ценностно-смысловых ориентаций в системе художественного образования детей /Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3 (70). С. 22-24.
8. Виноградова, Н.В., Землякова, Г.М. Педагогический инжиниринг как
средство формирования научно-методологического мышления обучающихся направления подготовки 44. 04. 01 "Педагогическое образование" // АНИ: педагогика и психология. 2018. №1 (22). URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/pedagogicheskiy-inzhiniring-kak-sredstvo- formirovaniya-nauchno-metodologicheskogo-myshleniya-obuchayuschihsya- napravleniya (дата обращения: 06.04.2019).
9. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002.с.102
10. Волков Н.Н. Композиция в живописи/ Н.Н. Волков. - М.: Искусство, 1977. - 263 с
11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М:, Просвещение, 2007. - 180 с.
12. Да Винчи. Мастера об искусстве. Три книги о живописи. В 7 т. Т.2/ Л.Альберти: под ред. А.А. Губера. - М.: Искусство, 1996. с.138
13. Даниэль С. Картина классической эпохи / С. Даниэль. - Л.: Искусство, 2006. - 11 с.
14. Дейнека А.А. Учитесь рисовать / А.А. Дейнека. - М.: АХ, 2009. - 23 с.
15. Дроздова Е.В., Кравченко К.А. Педагогические условия развития композиционного мышления учащихся средней общеобразовательной школы на занятиях по изобразительному искусству // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. XVII междунар. науч.- практ. конф. № 12(16). - Новосибирск: СибАК, 2018. - С. 44-51.
16. Зотов Н.Д. Нравственная активность личности: сущность и этапы становления / Н.Д. Зотов. - М.: Просвещение, 2008. - 213 с.
...
Всего источников – 58.
Содержание магистерской диссертации - Развитие композиционного мышления обучающихся 1 класса на занятиях изобразительного искусства в общеобразовательной школе
Выдержки из магистерской диссертации - Развитие композиционного мышления обучающихся 1 класса на занятиях изобразительного искусства в общеобразовательной школе