Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДЕКОРАТИВНОЙ ЖИВОПИСИ В РАБОТЕ НАД НАТЮРМОРТОМ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Работа №74303

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2016
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
291
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТИЛИЗАЦИИ В ДЕКОРАТИВНОМ
НАТЮРМОРТЕ
1.1 Историческое развитие тенденций декоративной живописи в
натюрморте 8
1.2 Художественные декоративные средства, используемые в работах
мастеров 13
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ПРИЕМОВ ДЕКОРАТИВНОЙ СТИЛИЗАЦИИ ФОРМЫ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
2.1 Анализ педагогического опыта обучения детей декоративной стилизации формы в работе над натюрмортом 19
2.2 Оптимизация методики обучения детей декоративной стилизации формы в процессе экспериментальной работы в школе 33
Глава 3. ПРОЦЕСС ВЫПОЛНЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
3.1 Выбор и обоснование темы композиции 41
3.2 Этапы выполнения творческой части выпускной квалификационной
работы 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРОФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 53


Всестороннее развитие личности является одной из главных задач эстетического воспитания и художественного образования детей. Эстетическое воспитание - это нелегкий, длительный процесс. Первые художественные впечатления ребенок получает, осваивая различные виды творческой деятельности. Искусство рождает в человеке высокие эстетические чувства, учит его воспринимать прекрасное. Поэтому с раннего детства необходимо воспитывать любовь и интерес к изобразительному искусству.
Основным фактором обучения, воспитания и профессиональной ориентации подрастающего поколения, подготовки детей к активному участию в формировании художественного потенциала страны является активизация работы педагогов по развитию детского творческого потенциала. Задача педагога - привлечь внимание учащихся к самостоятельной художественной деятельности, заставить каждого ребенка по-новому посмотреть на окружающую действительность, разглядеть необычайную суть в привычных предметах.
Актуальность проблемы:
На занятиях изобразительным искусством кроме изображений реалистических предметов, которые находятся в основе обучения изобразительной грамоте, существует возможность освоения детьми художественно-творческой интерпретации окружающего мира. В связи с этим, учебные предметы «Декоративное рисование», «Декоративная живопись», «Декоративная композиция» заняли прочные позиции в программах системы дополнительного образования. Такие дисциплины способствуют развитию особого избирательного художественного мышления, освоению выразительных возможностей стилизации в изобразительном искусстве.
В своем творчестве современные художники часто используют стилизацию. Они не стремятся «документально» воспроизвести явления действительности, а применяют упрощение - условное изображение, которое помогает передать основной замысел, идею произведения. Стилизация проявляется и в передаче формы, и в передаче цвета. Если сравнить произведения Микеланджело и Кандинского, то можно сразу заметить, насколько у последнего упрощена передача действительности. При этом никто не возьмет на себя смелость назвать Кандинского «не художником», так как искусством условного изображения нужно тоже уметь пользоваться.
В таком случае может возникнуть вопрос: насколько необходимо обучение детей возможностям стилизации изображения, если они ещё недостаточно овладели основами изобразительной грамоты. Ответ, скорее всего, будет однозначным. Обозначая декоративность в качестве одной из особенностей произведений искусства, определяющее его композиционно-пластический и колористический строй, способ выражения красоты, можно доказать, что осваивая приёмы стилизации и изучая декоративные свойства живописи, учащимся не только будет проще изучать основные законы изобразительной грамоты, но и развивать в себе творческие способности, художественный вкус.
Выдающиеся психологи-исследователи в области художественного творчества: А.В. Бакушинский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Е.И. Игнатьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др. отмечали, что формирование творческих способностей детей происходит в процессе их творческой деятельности под воздействием продуманной системы педагогического руководства, с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Практика подтвердила, что занятия изобразительным искусством меняет сознание детей, воздействует на формирование их мировоззрения, стимулирует развитие творческого потенциала личности.
Ряд представителей отечественной художественной педагогики занимались вопросами методики преподавания различных видов изобразительного искусства. А. Д.Алёхин, В. С. Кузин, Б. М. Неменский, Е. Е. Рожкова, Н. М. Сокольникова, Т. Я. Шпикалова и др. исследователи в своих трудах касались только некоторых аспектов стилизации в изобразительном искусстве. В практике работы средней общеобразовательной школы это касалось скорее методики проведения уроков декоративного рисования, обучения принципам стилизации животных, растений, фигуры человека, других объектов для разработки художественных образов Гжели, Городца, Жостова, Хохломы и др. Проблемы преподавания специальных художественных дисциплин в детских художественных школах этими авторами подробно не рассматривался.
Методики вышеуказанных ученых-педагогов содержат множество нужных практических советов, показывают эстетическую ценность процесса изучения детьми основ народного декоративного искусства. Однако, для обучения детей основам создания декоративной живописной композиции не разработано целостной методической системы обучения, то есть не решена одна из проблем современного художественного образования, которая заключается в том, что в практике обучения детей изобразительному искусству педагоги достаточно редко используют изучение выразительных возможностей декоративной живописи.
Проблема исследования состоит в выявлении условий адаптации профессиональных методик преподавания декоративной живописи к внеклассным занятиям по изобразительному искусству.
Целью исследования является решение данной проблемы.
Объект исследования - процесс создания декоративного живописного натюрморта учащимися средних общеобразовательных школ на внеклассных занятиях по изобразительному искусству.
Предмет исследования - приёмы и методы обучения выразительным возможностям стилизации в живописи.
Гипотеза - освоение приемов декоративной стилизации формы в натюрморте на внеклассных занятиях по изобразительному искусству будет эффективным если:
- будут созданы мотивационные условия к творчеству или будет сформирована достаточная предметная «насмотренность» в декоративной живописи натюрморта;
- если педагог будет владеть различными приёмами декоративной стилизации формы и наглядно демонстрировать это;
- если будет разрабатываться система последовательных
постепенно усложняющихся упражнений по декоративной стилизации
формы на занятиях по композиции.
Данная цель позволила сформулировать следующие задачи данного исследования:
1. Выяснить особенности развития декоративной тенденции в живописи натюрморта.
2. Выявить приёмы декоративной стилизации формы в живописи натюрморта.
3. Определить какие приёмы стилизации доступны детям на внеклассных занятиях по изобразительному искусству.
4. Разработать систему упражнений по освоению приёмов декоративной стилизации формы на внеклассных занятиях по изобразительному искусству.
Методология исследования:
В научно-теоретических трудах исследователей эта проблема рассматривалась с разных точек зрения. Внимание уделялось изучению и анализу литературы по теории, истории и методике преподавания по проблеме условий адаптации профессиональных знаний подростков.
По психологии восприятия изображения (Р. Арнхейм, Л.С. Выготский, И.Т. Волкотруб, Р.Л. Грегори).
По теории и методики преподавания композиции, рисунку, живописи (Н.Н Волков, С.П. Ломов, Н.Н. Ростовцев, Н. К. Шабанов, Е.В. Шорохов).
По декоративной композиции (Н. П. Бесчастнов, К. Даглдиян, Г. М. Логвиненко).
Методы исследования:
- анализ исторической, педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования;
- педагогическое наблюдение;
- сравнение;
- экспериментальный метод: констатирующий, формирующий
эксперимент.
Научная новизна - заключается в том, что мы адаптировали, обобщили теоретические материалы применения приёмов стилизации для детской аудитории, выявили закономерности освоения подростками, обучающимися в художественной школе, приёмов стилизации формы в натюрморте на занятиях композицией.
Практическая значимость:
1. разработали систему последовательных постепенно - усложняющихся упражнений по декоративной стилизации формы в натюрморте для использования на внеклассных занятиях в СОШ.
2. выполнена творческая работа на тему: «Школьный натюрморт»
Опытно-экспериментальной базой исследования стали группы детей обучающихся в МБОУ «СОШ № 19» г. Белгорода им. В.Казанцева, 7 класс (13-14 лет).
Материалы исследования проверялись и корректировались в процессе работы над выпускной квалификационной работой.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Процесс развития творческих способностей детей на занятиях по композиции у учащихся 7-х классов средней общеобразовательной школы был рассмотрен как достаточно сложный, многоступенчатый процесс, который реализовывался в процессе создания эскизов к натюрморту на тему «Декоративный натюрморт» и проводился в несколько этапов.
Было выяснено, что творческие способности — это осознанное владение приёмами изобразительной деятельности, которая основана на художественно-выразительных средствах. В процессе развития композиционных умений происходит совершенствование навыков, которые зависят от сложности, индивидуальных особенностей психического состояния личности, от методики проведения упражнений, обучения в ходе практических работ, обстановки, знания обязанностей.
В ходе работы были достигнуты поставленные в начале исследования задачи:
1. Внимание уделялось изучению и анализу литературы по теории, истории и методике преподавания по проблеме условий адаптации профессиональных знаний подростков.
2. Было разработано содержание блока упражнений направленное на освоение приёмов декоративной стилизации на занятиях композицией у учащихся 7-х классов средней общеобразовательной школы при создании декоративного натюрморта. Это прекрасно дополняет существующую программу, обобщая полученные знания в процессе обучения.
3. В ходе работы над дипломом была выполнена творческая работа по теме дипломной работы: эскизы на тему «Декоративный натюрморт». Для создания творческой части дипломной работы на тему «Натюрморт с фруктами» была взята технология масляной живописи.
4. Была проведена опытно-поисковая работа на базе МБОУ «СОШ №19» г. Белгорода им. В. Казанцева, направленная на освоение приёмов стилизации формы в натюрморте у учащихся при изучении декоративного натюрморта.
Данная поисковая работа была направлена на процесс развития творческих способностей детей на занятиях по композиции в художественной школе. Были выявлены приёмы декоративной стилизации формы в живописи натюрморта. Определили, какие приёмы стилизации доступны детям на занятиях композиции в художественной школе в данном возрасте.
Таким образом, исследовательские и методические материалы по данной проблеме, а также творческая часть с эскизами натюрмортов, могут представлять интерес для преподавателей средних общеобразовательных школ, где проблема освоения приёмов стилизации формы в натюрморте актуальна.



1. Авторская программа по композиции для 1-4 классов ДХШ №12, г. Санкт - Петербург / Авторы: преподаватели ДХШ № 12.
2. Абелин, А.С. Отечественная школа натюрморта / А.С. Абелин. - М.: 2008. - 290 с.
3. Алпатов, М.В. Композиция в живописи / М.В. Алпатов. - М.: Парус, 1940. - 132 с.
4. Аксенов, Ю.Г. Цвет и линия: Практическое пособие по рисунку и живописи. 2-е изд. / Ю.Г. Аксенов, М.М. Левидов. - М.: Советский художник, 1986. - 94 с.
5. Ардынцев, А.Н. Советская школа натюрморта / А.Н. Ардынцев. - СПб.: Родина, 2007. - 450 с.
6. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. - М.: Прогресс, 1974. - 392 с.
7. Беджанов, Ю.Ж. Изобразительное и декоративно-прикладное искусства. Термины и понятия.: Учебное пособие / Ю.Ж. Беджанов. - Майкоп, 1997. - 178с.
8. Бероев, А. А. Натюрморт / А.А. Бероев. - М.: ИМГУ, 2007. - 509с.
9. Берн, Э. Современный натюрморт / Э. Берн. - М.: Наука, 2007. - 612с.
10. Бесчастнов, Н.П. Черно-белая графика / Н.П. Бесчастнов. - М.: Владос, 2002. - 271с.
11. Бесчастнов, Н.П. Изображение растительных мотивов / Н.П. Бесчастнов. - М.: Владос, 2004. - 175с.
12. Бесчастнов, Н.П. Графика натюрморта: учебное пособие для студентов / Н.П. Бесчастнов. - М.: Гуманитарное издательство ВЛАДОС, 2008. - 255с.
13. Бубин, Р.Г. Искусство натюрморта / Р.Г. Бубин. - М.: Мысль, 2008. - 398с.
14. Бюнт, Р.О. Эпоха Возрождения / Р.О. Бюнт. - М.: Горизонт, 2006. - 500с.
15. Вожов, Н.Н. Композиция в живописи / Н.Н. Вожов. - М.: Искусство, 1977. - 264с.
16. Вожотруб, И.Т. Основы комбинаторики в художественном конструировании / И.Т. Вожотруб. - Киев: Выща школа, 1886. - 159с.
17. Вукелич, В. Европейский натюрморт / В. Вукелич. - М.: МЭО, 2000. - 360 с.
18. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 92 с.
19. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 2008. - 352 с.
20. Выготский, Л.С. Изобразительное искусство / Л.С. Выготский. - М.: Гвардия, 2004. - 508 с.
21. Гардин, Е.Н. Очерки истории искусства / Е.Н. Гардин. - М.: Дрофа, 2004. - 397 с.
22. Гомбрих, Э. История искусства / Э. Гомбрих. - М.: ACT, 1998. - 688 с.
23. Горин, К.К. Преподавание изобразительного искусства / К.К. Горин. - М.: ИПК, 2003. - 312 с.
24. Грегори, Р. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия / Р. Грегори. - М.: Прогресс, 1975 - 271 с.
25. Даглдиян, К.Т. Декоративная композиция / К.Т. Даглдиян. - Ростов.: Феникс, 2010. - 307 с.
26. Дурасов, А.П. Натюрморт. Интерьер: уч. Пособие / А.П. Дурасов. - М.: Преет, 1994. — 152 с.
27. Ермолаева, Л.П. Основы дизайнерского искусства: декоративная живопись, графика, рисунок фигуры человека: Учебное пособие для студентов- дизайнеров / Л.П. Ермолаева. - М.: «Изд-во Гном и Д», 2001. - 120 с.: ил.
28. Ермолаева, М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: Учебно-методическое пособие / М.Г. Ермолаева. - СПб.: КАРО, 2008. - 160 с.
29. Зейгарник, Б.В. Теория искусства / Б.В. Зейгарник. - М.: 1982. - 82с.
30. Инновационная программа «Старт». Школа искусств Белгородского Государственного Института культуры и Искусств. - 2004.
31. Кузин, В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе / В.С. Кузин. - М.: 1998. - 228с.
32. Логвиненко, Г.М. Декоративная композиция: учебное пособие для студентов / Г.М. Логвиненко. - М: Гуманитарное издательство ВЛАДОС, 2010. - 161 с.
33. Ломов, С.П. Живопись. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / С.П. Ломов. - М.: АГАР, 2008 - 232с., ил.
34. Образовательная программа дополнительного образования детей «декоративная композиция» для учащихся 1-4 классов (от 10 лет) / Преподаватели «ДШИ №11» г. Москвы, 2014.
35. Программа кружковых занятий «Изобразительное искусство» МБОУ «СОШ № 22», г. Нижневартовск / Автор: Сорогина С. А., 2012.
36. Программа общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство. 5-9 классы» МБОУ «СОШ №19 им. В. Казанцева», г. Белгород / Преподаватели МБОУ «СОШ №19, 2012.
37. Программа по учебному предмету «Декоративная композиция» МБОУК ДОД «Детская художественная школа № 4», г. Екатеринбург / Осинцева Ольга Михайловна, 2014.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ