Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО И НРАВСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 9
1.1. Влияние литературы на воспитание детей 9
1.2. Нравственные ценности в истории детской литературе 13
Глава 2. РОЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКОЙ КНИГИ В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА 38
2.1. Нравственные ценности в детских книгах нового тысячелетия 38
2.2. Нравственные ценности в современной школьной повести 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
Актуальность темы исследования. Проблема нравственного развития и воспитания детей была актуальна всегда. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие в детской среде, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. С этим негативным воздействием необходимо бороться всем, особенно тем, кто оказывает непосредственное воздействие на подрастающее поколение - учителя, психологи, воспитатели. Нравственные нормы общественной жизни свое воплощение должны найти в опыте растущего человека уже с ранних лет. Каждая полноценная в художественном отношении книга - это отрезок жизни, она зовет ребенка из ограниченной рамками собственной жизни к новому, еще не испытанному опыту. Она открывает возможность занять собственную позицию, помогает сделать выбор, принять решение.
Детская литература является неотъемлемой частью художественной литературы, служит главным средством воспитания нравственности и духовности человечества. Каждая культура выделяет определенные системы видения и восприятия мира, а также систему ценностей. Культурологическая наука описывает ценности как общие представления, разделяющиеся большей частью общества относительно того, что понимается под правильным и полезным. Человеку важно получить эти ценности, ведь они показывают что хорошее, а что плохое, добро и зло, допустимое и запретное, честность и обман.
Процесс осознания ценностей приходит в раннем возрасте. Для подрастающего поколения важным средством формирования ценностей являлась и является детская литература. Она состоит из произведений, посвященных детям с целью сформирования их мировоззрения и расширения кругозора.
Детская литература является самостоятельной областью искусства, тесно связана с историческими, социальными условиями разных эпох.
Исходя из этого, каждая эпоха диктует литературе свои требования: выбор темы, стиль написания, направленность, нормы поведения.
В наше время усиливаются с каждым годом требования к детской литературе как к важнейшему источнику формирования нравственного и эстетического воспитания юных граждан. Аудио-, видео- техника оказывает небывалое давление на детское мировоззрение, но на самом деле большинство из них лишены какой-либо воспитательной ценности и не требуют умственных усилий для восприятия. Мы понимаем, что такой низкий уровень не способствует формированию нравственных ценностей у детей. Поэтому в культурно-просветительской практике главной необходимостью является опора на лучшие образцы российской литературы, которая способна передать все богатство мира.
Изучение истории развития детского чтения в России позволило нам увидеть все самое ценное, что собиралось веками русскими авторами и спроецировать многовековой опыт на реалии современного этапа в развитии детской литературы.
Степень научной разработанности проблемы. В филологической среде на протяжении нескольких десятилетий ведутся активные дискуссии о современной детской книге, о ее достоинствах и наличии воспитательного потенциала. Одни утверждают, что большой пласт современной детской литературы оказывает разрушительное воздействие на детей, так как не содержит в себе идейное и лингвистическое богатство. Другие же авторы, например К.Б. Семенов, Г.С. Спиридонова, выделяют в современной детской литературе ряд достоинств: произведения не учат жестокости, не пропагандируют непослушание. Важными проблемами по-прежнему остаются дружба, борьба со злом, отстаивание справедливости. Основные нравственные ценности остаются неизменными.
На кафедре русского языка, литературы и лингвокриминалистики ТГУ давно изучаются проблемы нравственных ценностей в литературе. Статьи Г.Н. Тараносовой и М.Г. Лелявской, посвященные данной проблеме в современной отечественной литературе, опубликованы в сборниках научных трудов всероссийских и международных конференций в России и Чехии. Предлагаемая работа исследует данную проблему в современной детской литературе.
Объектом исследования являются нравственные ценности в произведениях детской литературе.
Предметом исследования являются произведения современных писателей, их роль в нравственном воспитании юных читателей.
Цель исследования заключается в анализе нравственных ценностей в современной детской литературе и ее воспитательного воздействия.
Задачи исследования:
• рассмотреть влияние литературы на воспитание детей;
• исследовать нравственные ценности в детской литературе;
• рассмотреть основные тенденции в развитии современной детской литературы.
Материалом исследования являются книги Жвалевского А.В, Пастернак Е. Б. Время всегда хорошее. - М.: Время, 2012. - 256с.; Жвалевского А. В, Пастернак Е. Б. Я хочу в школу! - М.: Время, 2012. - 320с.
Выпускная квалификационная работа опирается на труды: Бахтина, М. М. Эстетика словесного творчества.- М.: Детская литература, 1986. - 290 с. ; Баркова, О. А. Русская литература - источник духовности и нравственности. - М.: Молодой ученый, 2013. - №9. - С. 353-354.; Дьяконова, В. П.
Социологические исследования в детской библиотеке - ключ к взаимопониманию. Чтение детей и подростков в конце 20 века. - М.: Просвещение, 1999.- С. 28-39. Также были изучены монографии Маркова В. А. Нравственное воспитание в отечественной педагогике. - М.: Дошкольное образование, 2006. - С.106-110.; Маршака, С. Я. Воспитание словом. - М.: Сов. Писатель,1964. - 98с. Была рассмотрена статья «Мир подростка в детской книге 21 века» кандидата филологических наук, доцента кафедры русского языка и литературы ТГУ М.Г. Лелявской.
Методы дипломной работы. В первую очередь был использован метод изучения и анализа детской литературы, который позволил нам определить степень научного освещения проблемы, выявить разные точки зрения критиков и сделать необходимые обобщения. Использовался метод обобщения полученных сведений. В ходе работы необходимо было обратиться обзору нравственных ценностей в детской книге различных эпох, поэтому был привлечён метод сплошной выборки примеров. Большое значение для работы имел метод контекстного анализа. В работе был использован общий филологический метод интерпретации художественного текста, который позволил проанализировать нравственные качества героев в современной детской литературе. В выпускной квалификационной работе были задействованы методы личной беседы и интервью с авторами А.В. Жвалевским и Е.Б.Пастернак.
На защиту выносятся следующие положения:
1. На протяжении всей истории развития детского чтения в России особое место занимала нравственная составляющая произведений для юных читателей.
2. В современной литературе для детей продолжаются традиции нравственного воспитания подрастающего поколения. Анализ повестей современных писателей А.В. Жвалевского и Е.Б. Пастернак позволяет увидеть, что и в детской литературе наших дней нравственные ценности остаются неизменными.
Теоретическая значимость дипломной работы определяется вкладом в исследование воспитательного воздействия детской литературы, влияние литературы на воспитание детей, нравственных ценностей в детской литературе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут найти применение при анализе воспитательного воздействия детской литературы. Материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы на лекциях и практических занятиях по детской литературе в ВУЗе и на уроках внеклассного чтения в школе.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Подбирая литературу для детей необходимо учитывать её художественную ценность, от которой зависит её моральное и нравственное воздействие на ребёнка. Нравственное воспитание выражается особой формой многогранного процесса развития человека: сознательное и систематическое культивирование в нем общечеловеческих нравственных качеств: формирование способности жить согласно нормам и принципам морали с целью воплощения их в практической деятельности.
Нравственные ценности лежат в основе нравственного воспитания. В них заложены нравственные идеалы, высшие принципы человеческой жизни. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются понятия добра, счастья, честность, верность, справедливость, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм.
Суть нравственного воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа.
Детская современная литература является ценным дидактическим материалом в формировании у детей нравственных ценностей. А также формирует эстетический вкус, учит фантазировать и, безусловно, учит это делать с удовольствием и без принуждения взрослых. Детская отечественная литература обладает высокой нравственной составляющей, она учит юных читателей дружбе, вере в добро, что нужно оказывать помощь своему ближнему, быть трудолюбивым и не жадным.
В ходе данного исследования мы проанализировали, как раскрываются нравственные ценности в современной детской литературе на основе двух произведений А.Жвалевского и Е. Пастернак «Время всегда хорошее» и «Я хочу в школу». Рассмотрели основные тенденции в развитии современной литературе. Из чего можно сделать вывод, что несмотря на то, что ситуация в России изменилась, ушла идеология, но все же лучшие черты детской литературы остались. Книги стали более красочными, живыми в прочтении, заинтриговывают своим содержанием, при этом не теряя нравственных ценностей. Проходят года и с ними меняются дети и подростки. В 21 веке подростку приходится осваивать ряд социальных проблем, которые нуждаются в разборе, при том что современное общество предпочитает умалчивать их или избегать подобного рода разговоры. Поэтому зачастую подросткам приходится самостоятельно осваивать азы социальной психологии. Современные авторы стараются облегчить своему читателю этот процесс.
Писатели Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак мастерски с этим справляются. В яркой, динамичной форме, с большим количеством подробностей и деталей они показывают нам глубокое понимание внутреннего мира ребенка. В их книгах мы сталкиваемся с жизненными ситуациями и проблемами, с борьбой добра и зла, отстаивание правды, попыткой найти свое место в мире, а также место в новом коллективе. Произведения писателей покоряют искренностью и честностью. Наверное, в этом и есть их секрет популярности среди читателей.
А. Жвалевский и Е. Пастернак с легкостью разговаривают в своих книгах со своими читателями на их языке, именно это позволяет увидеть ближе извечные проблемы молодежи: нравственные и социальные.
Детская литература ХХ1 века - это социокультурное явление, которое сопровождает развитие детской субкультуры, не потерявшее свою воспитательную, образовательную функцию и имеющее специфические особенности, которые обусловлены возрастом читателей.
Обзор современных детских книг позволяет сделать нам вывод о том, что писатели - современники следуют традициям отечественной детской литературы.
1. Арзамасцева, И.Н. Литература для детей и школа [Текст] / И.Н. Арзамасцева. - М. : Детская литература, 2003. - С. 69-73.
2. Афанасьев, А.Н. Поэтические воззрения славян на природу [Текст] / А.Н. Афанасьев. - М.: Просвещение, 1999. - 269 с.
3. Бегак, Б.А. За горами, за морями [Текст] / Б.А. Бегак. - М.: Время, 1982. - 364 с.
4. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М.М. Бахтин. - М.: Детская литература, 1986. - 290 с.
5. Баркова, О.А. Русская литература - источник духовности и нравственности [Текст]/ О.А. Баркова. - М.: Молодой ученый, 2013. - №9. - С. 353-354.
6. Бобунова, М.А. Русская лексикография XXI века : учебное пособие [Текст] / М.А. Бобунова. - М. : Флинта : Наука. 2009. - 196 с.
7. Буре, Р.С. Формирование нравственно-ценного поведения у дошкольников [Текст] / Р.С. Буре. - М.: научно-практический журнал «Управление ДОУ», 2006. - 63с.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика - Пресс, 1999. - 295с.
9. Голубева, Е.И. Детское чтение в России: реальность, опасение, прогнозы [Текст] / Е.И. Голубева. - М.: Книжное дело, 2002. - №1. - С.60-63.
10. Голышева, И.А. Детская художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников [Текст]/ И.А. Голышева. - М.: Молодой ученый.- 2016.- С.563-656.
11. Гурович, Л.М., Береговая, Л.Б., Логинова, В.И. Ребенок и книга [Текст] / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова. - М.: Просвещение, 1992. - 50с.
12. Горький, А.М. О детской литературе. Статьи, высказывания, письма. [Текст] / А.М. Горький. - М.: Просвещение, 1968. - 258 с.
13. Демурова, Н.М. Спасательные книги: Что читать детям о трудных ситуациях в жизни. - М., 1995
14. Дмитриева, Е.Д. Выразительное чтение [Текст] / Е.Д. Дмитриева. - М.: Просвещение, 1975. - 123с.
15. Дьяконова, В.П. Социологические исследования в детской библиотеке - ключ к взаимопониманию. Чтение детей и подростков в конце 20 века [Текст] / В.П. Дьяконова. - М.: Просвещение, 1999.- С. 28-39.
...