Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Анализ научно-методической литературы по выбранной теме 7
1.1 Особенности психофизического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 7
1.2 Основы обучения и воспитания детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья 11
1.3 Понятие о физических качествах, физических (двигательных) способностях и методах их развития 20
Глава 2 Задачи, методы и организация исследования 28
2.1 Задачи исследования 28
2.2 Методы исследования 28
2.3 Организация исследования 31
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 34
3.1 Результаты исследования 34
3.2 Обсуждение результатов исследования 41
Заключение 45
Список используемой литературы 47
Актуальность темы. Статистика показывает, что на 1000 рожденных в России приходится 6-8 детей с патологиями двигательной сферы. Авторы Горохова Н. П. и Рубцова Н. О. в своей научной работе отмечают: «В настоящее время вопрос создания оптимальных условий для жизнеобеспечения, физической реабилитации и социальной адаптации подростков с детским церебральным параличом (ДЦП) остается актуальным в обществе. Эффективным средством успешного решения данной проблемы является привлечение подростков к занятиям адаптивными видами спорта. Методика занятий должна быть построена с учетом особенностей патологии, сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений у подростков, содержать оптимальные доступные средства и методы с преимущественной направленностью малогруппового и индивидуального подхода» [5].
Двигательные нарушения - основной клинический синдром детских церебральных параличей. Авторами Семеновой К.А., Шипициной Л.М. отмечается следующее: «В исследованиях отечественных и зарубежных авторов обозначается отставание в физическом развитии от возрастной нормы и замедленное формирование психомоторных функций у подростков с церебральным параличом» [8], [18]. В работах Журба Л.Т., Бадалян Л.О., Мастюковой Е.М., Евсеева С.П. и многих других авторов определяется ценность занятий адаптивной физической культурой с целью физической реабилитации детей подросткового возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА) [1], [2], [9], [10].
В связи с вышеизложенным, актуальность данного исследования определяется потребностями практики в разработке программы, направленной на развитие двигательных способностей у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата на колясках активного типа.
Теоретическую базу исследования составили концепции теоретических основ организации адаптивной физической культуры, физического воспитания предлагаемые Евсеевым С. П., Григоренко В. Г. Сермеевым Б.В., положения теоретического аспекта исследования развития физических качеств и способностей предложенные авторами Ю.Ф. Курамшиным, В.И. Григорьевым, Н. Е. Латышевой, Ляхом В.И., Завьяловой Т.П., а также основы психолого-медико-биологических областей науки, предложенные Бадалян Л. О., Журбой Л. Т., Тимониной О.В., Ильиным Е. П., Шипицыной Л. М., Мамайчук И. И., Лебединской К. С., Лебединским В. В., Глуховым В. П., Липуновой О.В., Юнусовым Ф.А.
Практическая значимость работы заключается в том, что занятия по программе развития физических (двигательных) способностей у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата произошел не только прирост в уровне развития физических качеств, но и улучшилось общее самочувствие, повысилась мотивация к занятиям физическими упражнениями. Данную программу можно использовать при работе с детьми, имеющими нарушение органов опоры и движения.
Объект исследования. Объектом исследования является процесс адаптивной физической культуры детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Предмет исследования. Программа физических упражнений на коляске активного типа, направленная на развитие двигательных способностей у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Цель работы - Развитие двигательных способностей у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Задачи исследования:
1) Изучить уровень развития двигательных способностей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
2) Разработать и внедрить программу физических упражнений на развитие двигательных способностей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата на коляске активного типа.
3) Определить эффективность влияния программы физических упражнений на колясках активного типа на развитие двигательных способностей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что использование программы физических упражнений на колясках активного типа будет способствовать повышению уровня двигательных способностей у детей 13 -14 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Структура бакалаврской работы. Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) изложена на 49 страницах, состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы из 23 наименований, 5 рисунков, 3 таблиц.
В заключении можно сделать следующие выводы:
1) Дети с детским церебральным параличом и его последствиями, имеют отличные от других особенности психофизического развития. Они отличаются в проявлении различных двигательных нарушениях, в речевых нарушениях, а также в уровне развития и состоянии психических процессов (восприятия, памяти, мышления). Причинами являются формы заболевания и этиология.
2) Результаты тестирования показали, что дети 13 -14 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата имеют низкий уровень развития двигательных способностей, что обусловлено основным дефектом, а так же и вторичной патологией, которой являются: спастичность мышц, контрактура, нарушение осанки.
3) Разработана программа физических упражнений на колясках активного типа, включающая 3 уровня, которые предполагают постепенное увеличение объема и интенсивности физической нагрузки и использование различных форм организации занятий и методов адаптивной физической культуры.
4) Программа физических упражнений на колясках активного типа значительно повышает уровень развития физических качеств, а, следовательно, способствует развитию физических (двигательных) способностей у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, что подтверждено результатами педагогического эксперимента:
• Выносливость - «Тест Купера 12-ти минутная езда на коляске активного типа», увеличение показателей в ЭГ - 35%, КГ - 11,7%.
• Скоростно-силовые качества «Бросок мяча», м. - ЭГ улучшила результат на 50%, КГ - 8%.
• Координационные способности определялись тестом «Слаломная езда на коляске» в ЭГ показатель увеличился на - 27%, в КГ на - 6,5%.
• Гибкость, измеряли тестом «Выкрут прямых рук назад и вперед со скакалкой» см, в ЭГ улучшилась на 13 %, в КГ на 2%.
• Скоростные способности определялись тестом «Преодоление дистанции 10 м», в ЭГ прирост показателей составил - 28%, в КГ - 2,8%. Все полученные в результате проведенного педагогического эксперимента результаты достоверны (р<0,05).
1. Бадалян Л. О., Журба Л. Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. - Киев, Здоровье, 2008. - 327 с.
2. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. М., 2013. 325 с 3
3. Гальперин П.Я. Четыре лекций по психологии: учебное пособие/ Гальперин П.Я. М.: Книжный дом "Университет", 2000. - 112с.
4. Глухов, В. П. Дефектология. Специальная педагогика и специальная психология : курс лекций / В. П. Глухов. - Москва : Московский педагогический государственный университет, 2017. - 312 с.
5. Горохова, Н. П., Рубцова Н. О. Динамика физической подготовленности подростков с нарушением функций опорно-двигательного аппарата в процессе занятий фехтованием на колясках // Ученые записки университета Лесгафта. 2019. №3 (169).
6. Григоренко В. Г. Теория и методика физического социально-педагогического воспитания инвалидов: Монография/ В.Г. Григоренко, Б.В.Сермеев. - Одесса: Изд-во Южноукраинского государственного педагогического института имени К.Д.Ушинского, 1992. - Ч.Т - 101с.; Ч.П - 110с.
7. Григоренко В.Г. Дифференциально - интегральный подход к организации физической и социальной реабилитации инвалидов с нарушениями функций спинного мозга / В.Г.Григоренко. - М.: Изд-во ФиС СССР, 1991. - 114с.
8. Детский церебральный паралич. Хрестоматия. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Издательство: Институт общегуманитарных исследований, 2003. - 520 с.
9. Евсеев, С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры : учебник / С. П. Евсеев. - 2-е изд., стер. - Москва : Спорт-Человек, 2020. - ISBN 978-5-907225-56-5. - Текст : электронный // Лань: электронно-библиотечная система. - URL: https:ZZe.lanbook.com/book/165141 (дата обращения: 08.10.2021). - Режим доступа: для авториз. пользователей. - С. 156.).
10. Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры : учебник / С.П. Евсеев. - М. : Спорт, 2016. - 617 с.
11. Завьялова Т.П. Как определить физическую подготовленность детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие /Т.П.Завьялова, Е. А. Короткова, И. В. Стародубцева. - Тюмень:ТОГИРРО, 2002. -31с.
12. Ильин, Е.П. Психофизиология физического воспитания. Факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности : учеб. пособие для пед. ин-тов / Е. П. Ильин. - М. : Просвещение, 1983. - 223 с. : рис., табл. - Библиогр.: с. 219-220. - 0.65 р., 10.52
13. Клочкова, Е.В. Введение в физическую терапию. Реабилитация детей с церебральным параличем и другими двигательными нарушениями неврологической природы. Руководство / Клочкова Е. В. - М.: Теревинф, 2016. - 525 с.
14. Лебединская К.С., Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте; учеб. пособие для вузов. - 8-е изд., испр. и доп.-М:Академический Проект; Трикста, 2013 - 303 с.- (Gaudeamus).
15. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.
...