Введение 3
1 Теоретические основы инновационной деятельности предприятия 6
1.1 Сущность инновационной деятельности 6
1.2 Организация инновационной деятельности на предприятии 20
1.3 Оценка эффективности организации инновационной деятельности на
предприятии 28
2 Анализ инновационной деятельности малого производственного
предприятия ООО «Ноев Ковчег» 36
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Ноев Ковчег»... 36
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия 43
2.3 Анализ инновационной деятельности предприятия 54
3 Разработка рекомендаций по совершенствованию инновационной
деятельности предприятия 61
3.1 Рекомендации по совершенствованию инновационной деятельности предприятия 61
3.2 Эффект от предлагаемых рекомендаций 67
Заключение 71
Список литературы 75
Приложения
В современном экономическом мире инновации выступают одним из ключевых факторов, определяющих перспективы социального и экономического развития организаций.
Сегодня конкурентоспособность на отечественном и мировом рынках все больше зависит от той продукции, в основе которой лежит новое знание. И если в прошлом успех и развитие организации во многом зависели от доступа к природным ресурсам, то сегодня они нуждаются в науке, нововведениях и образовании работающих.
В настоящее время вся ответственность по осуществлению инноваций легла на плечи руководителей отдельных хозяйствующих субъектов. Однако сегодня не только правильная оценка и выбор, но и успешная реализация инновационных проектов позволяют организациям занимать лидирующие позиции в отрасли и обеспечивают стабильную основу для дальнейшего роста.
Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности предприятия в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.
В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Актуальность данной темы объясняется, прежде всего, потребностью российской экономики в повышении интенсивности инновационной деятельности.
Цель исследования - разработка рекомендаций по совершенствованию инновационной деятельности малого производственного предприятия ООО «Ноев Ковчег» и оценка их эффективности.
Задачи исследования:
- изучить теоретические основы инновационной деятельности предприятия;
- проанализировать инновационную деятельность малого
производственного предприятия ООО «Ноев Ковчег»;
- разработать рекомендации по совершенствованию инновационной деятельности ООО «Ноев Ковчег» и оценить их эффективность.
Объект исследования - общество с ограниченной ответственностью «Ноев Ковчег».
Предмет исследования - инновационная деятельность малого производственного предприятия.
Теоретической и методологической основой написания ВКР послужили труды отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме. Исследование проводилось с использованием методов наблюдения экономического анализа, статистических и экономико - математических методов.
Информационной базой исследования являлись материалы официальной статистики и внутренняя документация ООО «Ноев Ковчег».
Научная новизна исследования:
- уточнено понятие инновационной деятельности для малого производственного предприятия как деятельности, направленной на реализацию накопленных научно - технических знаний, для получения предпринимательской выгоды;
- систематизированы показатели оценки эффективности инновационной деятельности малого производственного предприятия.
Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические положения и выводы доведены до руководства ООО «Ноев Ковчег». Его результаты могут быть непосредственно использованы как на предприятиях мебельной, так и других отраслей промышленности с учетом их конкретных особенностей, величин и форм собственности.
Отдельные материалы исследования могут быть использованы в процессе повышения квалификации руководителей и специалистов промышленных предприятий.
Структура выпускной квалификационной работы: данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
Первая глава имеет теоретическое значение, которая нацелена на освещение теоретических вопросов, касающихся инноваций и инновационной деятельности предприятия. В ней рассмотрена сущность инновационной деятельности, проанализирована организация инновационной деятельности предприятия, а также сформированы методологические подходы к оценке инновационной деятельности на предприятии.
Вторая глава имеет практическое значение. В данной главе проведено исследование финансово-хозяйственной деятельности ООО «Ноев Ковчег». Также в данной главе произведен анализ инновационной деятельности на исследуемом предприятии.
В третьей главе выпускной квалификационной работы разработаны рекомендации по совершенствованию инновационной деятельности исследуемого предприятия и оценена их эффективность.
По результатам выпускной квалификационной работы нами сделаны следующие выводы.
Инновация - это конечный результат инновационной деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта, нового или усовершенствованного технологического процесса, нового подхода к социальным услугам.
Инновационная деятельность - деятельность, направленная на реализацию накопленных достижений (научно-технических знаний, технологий, оборудования), с целью получения новых товаров или товаров с новыми качествами.
На исследуемом в данной выпускной квалификационной работе предприятии ООО «Ноев Ковчег» в 2018 г. наблюдается существенное снижение выручки, при этом себестоимость продаж увеличивается на 52 тыс. руб. В 2019 г. данные показатели значительно увеличились. Произошло увеличение выручки на 218,37% в отчетном году по сравнению с 2018 г., в тоже время себестоимость продаж повысилась гораздо меньше : на 137,55%. В результате этого произошло увеличение валовой прибыли на 492 тыс. руб., при том, что в 2018 г. у ООО «Ноев ковчег» был за фиксирован валовый убыток.
Можно сказать, что основная группа товаров, производимых в ООО «Ноев Ковчег» - это мягкая мебель. Причем удельный вес этой продукции постоянно повышается.
Был проведен коэффициентный анализ финансовой устойчивости и сделан вывод, что не все рассчитанные показатели близки к нормативным значениям, ООО «Ноев Ковчег» является финансово неустойчивым, велика его зависимость от кредиторов, от за е много ка питала. Также был сделан вывод, что баланс не льзя назвать абсолютно ликвидным, не все коэффициенты ликвидности удовлетворяют норматива м, хотя наблюдается в 2019 г. улучшение показателе й ликвидности. Рассчитанные показатели деловой активности говорят о росте эффективности использования ресурсов организации в 2019 г.
На предприятии производятся следующие виды инновационной продукции:
1. Стеклянные декоративные пане ли для дверей шкафов с пескоструйным рисунком.
2. Стеклянные декоративные панели для дверей шкафов с фотопечатью.
3. Фасады кухонных шкафов и залавков (тумб) из цветного стекла.
4. Фа сады кухонных шкафов и залавков (тумб) из стекла с фотопечатью.
Далее рассмотрим, какие инновационные решения предлагает своим покупателям мягкой мебели ООО «Ноев Ковчег»
1) «Стрессоустойчивые » ткани. Ткани «Антивандал» устойчивы к любым загрязнениям. Аткани с опцией «Антикоготь» отличаются повышенной прочностью.
2) «Умная» модульность. Эта опция позволяет менять размер любого вида дивана. Покупатели не привязаны к стандартным параметрам моделей.
3) Подбор ортопедического матраса
Мы рекомендуем ООО «Ноев Ковчег» внедрять новые технологии по нескольким основным направлениям:
- Создание новых конструкций материалов для производства мебели;
- Совершенствование методов обработки материалов, которые применяются в производстве мебели;
- Ориентация на меняющиеся запросы потребителей;
- Разработка технологических приемов, обеспечивающих использование новых мебельных конструкций
- Оперативное внедрение новых технологий.
Возможные направления инновационного развития компании ООО «Ноев Ковчег» с целью достижения инновационной цели:
Первая инновация: Внедрение технологии «БЬЛКБХЗ-Ухзюп», она позволяет покупателю увидеть максимально реалистично товар-новинку на экране компьютера. Использование шоу-рум «БЬАКВХЗ-Ухзюп» в мебельном салоне даст возможность показать покупателю модели не водном цветовом решении, а вне скольких, изучая при этом покупательские предпочтения и спрос.
Вторая инновация: Представляет собой серию модульной системы шкафов, которые легко собираются и разбираются благодаря фурнитуре "быстрого монтажа".
Третья инновация: Производство ме бели из пластика. Этот материал легче использовать для воплощения новых идей. А для комфортности и удобства будут использованы мягкие чехлы, которые полностью завершают образ новой органичной мебели.
Предприятию ООО «Ноев Ковчег» предлагается внедрить информационную систему, которая будет состоять из системы автоматизации учета и управления мебельного производства, которая автоматизирует рутинные операции, сократит ошибки и позволит проводить анализ информации для принятия оперативных и стратегических решений.
Использование информационной системы в мебельной компании позволит:
- повысить эффективность управления мебельной компанией за счет обеспечения руководства максимально полной, оперативной и достоверной информацией, необходимой для принятия управленческих решений, на основе единого информационного пространства;
- автоматизировать процессы обработки информации;
- регламентировать и упростить доступ сотрудников к нужной информации;
- изменить характер труда сотрудников, избавляя их от выполнения рутинной работы и давая возможность сосредоточиться на профессионально важных обязанностях;
- обеспечить надежный учет и контроль поступлений и расходования материалов;
- анализировать деятельность всех отделов и оперативно готовить сводные и аналитические отчеты, с помощью которых можно выявить наиболее прибыльные и убыточные участки деятельности;
- гарантировать полную безопасность и целостность данных на всех этапах обработки информации, повысить эффективность обмена данными между отделами.
Основными показателями экономической эффективности предлагаемого программного продукта являются: экономия от внедрения программного продукта в натуральном и стоимостном выражении; экономический эффект от внедрения программного продукта.
В качестве основных факторов, действие которых обеспечивает эффективность ИС можно назвать:
- увеличение скорости выполнения операций по сбору, обработке, передаче и выводу информации;
- возможность обеспечения непрерывного контроля хода производства;
- повышение качества реализации функций управления;
- возможность улучшения функциональных характеристик и повышения качества выпускаемой продукции;
- повышение качества расчета стоимости заказа, количества необходимых ресурсов;
- увеличение объемов и сокращение сроков переработки информации.
Исходя из не больших масштабов исследуемой организации ООО «Ноев Ковчег», предположим, что после внедрения информационной системы ожидается сокращение числа отказов от заказа, также за счет рационализации использования ресурсов на производство будут сокращены издержки и прибыль возрастет на 10% от текущего показателя.
1. Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Фе де рации : Федеральный закон от 29.07.2017 N 216-ФЗ [Электронный ресурс] / URL: http://www.consulta nt.ru/docume nt/cons_doc_LA W_221172/, свободный
2. О Стратегии научно-технологического развития Российской
Федерации : Указ Президента РФ от 1 декабря 2016 г. N 642 ФЗ [Электронный ресурс]/ URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime /doc/71451998/, свободный
3. Об утверждении государственной программы Российской
Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика " : Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 316 [Электронный ресурс] /URL:https://base .garant.ru/70644224/,свободный
4. О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. : Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р [Электронный ресурс] /URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime /doc/70006124/#re vie w,свободный
5. Авилова В. В., Хворова Е. В. Управление инновационным предпринимательством в современных условиях // Социальное управление и регулирование в трансформирующемся обществе . 2018. № 2. С. 261-263.
6. Анисимов Ю.П., Полукеева А.В. Системный подход к управлению инновационной деятельностью предприятия // Развитие предприятий машиностроения в России: проблемы, опыт, перспективы: Мате риалы Международной научно-практической конференции. 2018. С.41-48
7. Василе нок В.Л., Сафронова Ж.С., Бразевич Д.С. Малое предпринимательство как фактор развития инновационной экономики // Научный журнал НИУ ИТМО. 2020. №1. С. 98-104.
8. Вертканова Ю.В., Симоненко Е .С. Управление инновациями:
теория и практика: учеб. пособие . - М. : Эксмо, 2018. - 432 с.
9. Веселовский М.Я., Барковская В.Е. Организационно-экономические аспекты развития малого инновационного предпринимательства // ВестникНГИЭИ. 2018. №6. С. 109-119.
10. Горностаева А.Н. Те ория и практика инновационного управления российскими промышленными предприятиями: монография. - Брянск: Изд-во БГТУ, 2019. - 189 с.
11. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 767 с.
12. Горшкова Н.В., Иванов В.Ю. Исследование дефиниций «инновация» и «инновационная деятельность»: теоретический подход // Фундаментальные исследования. 2018. № 10. С. 380-385.
13. Гохберг Л.М., Кузнецова И.А . Инновационная деятельность // Основы инновационного менеджмента: Учеб. пособие / Под ре д. проф. В.В. Коссова. - М.: Магистр. 2009. С. 37-74.
14. Данилкова Е. Б. Экономическая сущность и природа инновации // Вестник ВГУИТ. 2017. Т. 79. № 1. С. 326-331.
15. Долинская А.Ю. Управление инновационным развитием
предприятия на основе стратегий развития инновационного потенциала // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2019. №2. С. 87¬95.
16. Долинская А.Ю., Бабанова Ю.В. Оценка и управление
инновационным потенциалом предприятия // Инновационные технологии управления персоналом. 2019. С. 12-15.
17. Ерыгина Л.В., Орлова К.В. Роль инновационных малых предприятий в современной экономике // Вестник СибГАУ. 2018. №5. С. 271¬275.
18. Еферина Т. В., Кочкина Н.Н., Лизунова В.О., Просянюк Д.В. Системные барьеры развития инновационного бизнеса в России // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2019. - № 2. - С. 49-71.
19. Зюрина О. А. Роль малого инновационного бизнеса в формировании среднего класса [Электронный ресурс]. URL:http://www.econ.msu.ru/cmt2/lib/a/ 1430/ffle /Zurina_u_A .doc, свободный.
20. Инновации в России - неисчерпаемый источник роста [Электронный ресурс] // Центр по развитию инноваций. 2018 г. [Электронный ресурс] / URL: https://www.mckinsey.com/~/me dia/McKinse y/Locations/E urope %20 and%20Middle %20E ast7Russia 7Our%20Insights/Innovations%20in%20Russia 7Inn ovations-in-Russia_we b_lq-1.ashx, свободный.
21. Инновационная экономика: перспективы развития и
совершенствования. 2018. №5. С. 11-17.
22. Козлов К. К., Соколов Д .Г., Юдаева К. В. Инновационная активность российских фирм // Экономический журнал ВШЭ. 2019. Т. 8, № 3. С. 399-420.
23. Комаров В. М. Основные положения теории инноваций. - М. : Дело,2018.- 190 с.
24. Кораблина А . А . Инновационная деятельность предприятия: проблемы совершенствования // Научно-методический журнал «Концепт». -
2019.- Т. 11. - С. 2011-2015.
25. Круглов В.Н., Пауков С.А. Эволюция теории инноваций в зарубежной и отечественной науке // Региональная экономика: те ория и практика. 2018. № 5. С. 4-22.
26. Кузнецов А. Л. Аспекты формирования модели стратегического инновационного менеджмента промышленного предприятия // Вестник Евразийской науки. 2018. №4. С. 36-43.
27. Лапин Н.И. Теория и практика инноватики: учеб. пособие . - М. : Логос, 2018. - 328 с.
28. Леонтьев Н.Я., Иванов А .А., Иванова Н.Д. Оценка инновационного развития как составляющая оценки конкурентоспособности предприятия // Экономический анализ: теория и практика. 2018. №8. С. 141-147.
29. Леонтьев Н.Я., Новикова В.Н. Анализ инновационной деятельности в Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. 2019. № 11. С. 171-174.
30. Лобанова Н.А. Актуальные вопросы анализа инновационного потенциала российских предприятий // Дискуссия. 2018. №4. С. 45-49.
31. Максимов Н.Н. Основные принципы и задачи инновационной деятельности организаций в современных условиях // Молодой ученый. 2020. № 2. С. 344-347.
32. Минаева Е .В. Инновационное формирование корпоративной бизнес-стратегии организации // Вестник университета. 2018. № 14. С. 208¬213.
33. Наринбоева Г.К., Расулова М.Б. Управление инновационной деятельностью // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. №5. С. 11-17.
34. Наринбоева Г.К., Расулова М.Б. Особенности управления инновационной деятельностью // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. №2. С. 157-163.
35. Новикова О.А. К вопросу о выборе приоритетных направлений совершенствования системы управления инновационной активностью промышленного предприятия предприятия // Вестник Евразийской науки. 2018. №10. С. 75-83.
36. Новикова О.А, Полева Н.А. Анализ инновационной активности как инструмент формирования стратегии предприятия // Вестник Евразийской науки. 2018. №7. С. 69-77.
37. Новосельцева Г.Б., Рассказова Н.В. Малое предпринимательство как фактор управления развитие м инновационной экономики // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. 2019. №6. С.3-12.
38. Полукеева А .В. Особенности управления инновационной деятельностью промышленного предприятия // Организатор производства. 2020. №1. С. 33-40.
39. Попова Е .Ю. Инновации и инновационная деятельность промышленных предприятий в современных условиях // Гуманитарные ,социально-экономические и общественные науки. 2018. № 6. С. 24-29.
40. Попова Ю. С. Экономическая сущность и значение развития инновационного предпринимательства // Инновационные аспекты социально- экономического развития региона: сборник материалов IV Ежегодной научной конференции аспирантов ФТА . 2019. № 9. С. 96-100.
41. Развитие инновационной культуры предприятия. [Электронный
ресурс] / URL : http://constructorus.ru/uspe x/ra zvitie -in-nova cionnoj -kultury-
pre dpriyatiya.html,свободный
42. Руденко Л.Г. Механизм инновационной инфраструктуры поддержки развития малого предпринимательства // Вестник университета . 2019. №1. С. 64-70
43. Сайбель Н.Ю., Косарев А.С. Эволюция теории инноваций // Финансы и кредит. 2018. №14. С. 38-50.
44. Сироткина Н.В., Чупрова И.Ю. Инновационная стратегия развития высокотехнологичных регионов. Новый взгляд с позиции формирования экономики знаний // Регион: системы, экономика, управление . 2016. № 3 (34). С. 36-42.
45. Тимофеев Н.В. Развитие понятийного аппарата теории инноваций // Научное обозрение . 2019. № 20. С. 341-347.
46. Трещевский Д.Ю. Управление инновационным развитие м регионов: принципы, стратегии, инструментарий. - Вороне ж: ВГУ, 2013. 176 с.
47. Трифилова А .А . Управление инновационным развитием предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2018. - 176 с.
48. Фролова Т.А. Экономика предприятия: конспект лекций
[Электронный ресурс]. 1Ж1.:11Пр:/Аууу.аир. ги/Ьоок&'/т170/1 _1.htm, свободный
49. Хомутский Д.Ю. Как измерить инновации // Управление компанией. 2020. № 2. С. 75-80.
50. Чулок А.А. Анализ показателе й эффективности инноваций на микро- и макроуровне // Инновации. 2018. № 5. С. 27-32.
51. Юдакова Ю.С. Теоретические аспекты взаимосвязи инновационной и инвестиционной деятельности // Вестник Самарского университета . Сер.: Экономика и управление . 2019. № 9-1. С. 195-199.
52. Юрьев В.М., Чекулина Т.А . Формирование концепции
инновационного развития экономики с позиций практико-ориентированного подхода // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. № 12-2. С. 421-127.