СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ (на материалах ООО «ПМК №1 Сибэнергострой»)
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
ПРОДУКЦИИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 7
1.1. Качество продукции как экономическая категория и объект управления 7
1.2. Сущность и условия формирования системы управления качеством на
предприятии 14
1.3. Механизм управления качеством продукции 18
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА
ПРИМЕРЕ ООО «ПМК №1 «СИБЭНЕРГОСТРОЙ» 24
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 24
2.2. Анализ основных показателей, характеризующих результаты
деятельности организации 28
2.3. Анализ комплексной системы управления качеством продукции на
предприятии 34
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 46
3.1. Пути улучшения качества продукции ООО «ПМК № 1 «Сибэнергострой» 46
3.2. Практические рекомендации по улучшению системы управления
качеством продукции 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
ПРОДУКЦИИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 7
1.1. Качество продукции как экономическая категория и объект управления 7
1.2. Сущность и условия формирования системы управления качеством на
предприятии 14
1.3. Механизм управления качеством продукции 18
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА
ПРИМЕРЕ ООО «ПМК №1 «СИБЭНЕРГОСТРОЙ» 24
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 24
2.2. Анализ основных показателей, характеризующих результаты
деятельности организации 28
2.3. Анализ комплексной системы управления качеством продукции на
предприятии 34
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 46
3.1. Пути улучшения качества продукции ООО «ПМК № 1 «Сибэнергострой» 46
3.2. Практические рекомендации по улучшению системы управления
качеством продукции 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
В современном мире проблема качества продукции, товаров и предоставляемых услуг очень актуальна. В условиях серьёзной конкуренции качество товара занимает одну из решающих позиций на рынке. Впервые изучением факторов взаимозависимости качества товара и успеха его реализации на научном уровне начали заниматься американские маркетологи.
Профессор Х.Д. Харрингтон подчеркивает различия качества продукта и высокого качества продукта: «Качество □ это удовлетворение ожиданий потребителя за цену, которую он может себе позволить, когда у него возникнет потребность, а высокое качество □ это превышение ожиданий потребителя за более низкую цену, чем он предполагает» [33]. Высокое качество продукции обеспечивает предприятию не только стабильность её реализации, но и повышает его конкурентоспособность.
В России серьезное изучение вопроса конкуренции и конкурентоспособности предприятий началось в XX в. В начале XX в. перед предприятиями стояла задача количественного удовлетворения потребностей общества в различных видах товаров. С развитием массового производства и насыщением рынка товарами возникла конкуренция. Именно она послужила мотивом повышения качества товаров с сохранением конечной стоимости продукта.
В настоящее время не только насыщенность товаром ставит остро проблему его качества, но и ограниченность мировых сырьевых ресурсов. Качественный товар служит эффективнее и дольше, что позволяет ограничивать объём расходования сырья. Именно поэтому качество товара, услуги на внутреннем и международном рынках является ключевым показателем конкурентоспособности предприятия. Смещение акцента покупателя на качество продукта является движущей силой развития экономики. В настоящее время стремительно развивающаяся экономика привела к тому, что низкая конечная стоимость товара не является приоритетом для покупателя, а именно качество выступает гарантом финансовой стабильности, развитости и конкурентоспособности. Данные обстоятельства определяют актуальность исследуемой темы: «Система управления качеством продукции, работ, услуг как фактор повышения конкурентоспособности организации» (на примере ООО «ПМК № 1 «Сибэнергострой»).
Целью исследования является изучение процесса управления качеством продукции и разработка предложений по повышению качества продукции предприятия ООО «ПМК № 1 «Сибэнергострой».
Для достижения поставленной цели требует решения ряд задач:
- рассмотреть и описать качество продукции как экономическую категорию;
-представить сущность и условия формирования системы (структуры) управления качеством на предприятии;
- представить механизм управления качеством продукции;
- дать организационно-экономическую организацию предприятию ООО «ПМК № 1 «Сибэнергострой», характеризующих эффективность его деятельности;
- рассмотреть систему качества продукции, выпускаемой предприятием;
- выявить и характеризовать пути повышения качества продукции, выпускаемой предприятие и услуг, оказываемых предприятием ;
- разработать предложения по совершенствованию системы управления качеством продукции на данном предприятии.
Объектом исследования является процесс управления качеством продукции в ООО «ПМК № 1 «Сибэнергострой».
Предметом исследования - пути и способы управления качеством продукции в ООО «ПМК №1 «Сибэнергострой».
Временной период исследования - 2017-2019 годы.
Гипотеза исследования: изучение процесса управления качеством продукции в ООО «ПМК №1 «Сибэнергострой», разработка предложений по повышению качества и их реализация приведёт к увеличению конкурентоспособности предприятия.
В работы использованы следующие методы и приёмы исследования:
1) описание;
2) прогнозирование;
3) системно-функциональный анализ;
4) финансово-экономический анализ;
5) синтез;
5) экстраполяция.
Теоретико-методологической основой исследования являются работы по управлению качеством товаров и услуг, по повышению конкурентоспособности предприятия, Устав ООО ПМК №1 «Сибэнергострой», данные бухгалтерской отчетности за 2017 -2019 годы, законодательные акты Российской Федерации, ГОСТы, историческая справка предприятия.
Теоретическая значимость работы заключается в комплексном описании процесса управления качеством товаров и услуг, а также рассмотрение приёмов повышения качества как фактора конкурентоспособности.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных предложений по управлению качеством товара для ООО ПМК №1 «Сибэнергострой». А также результаты исследования могут быть использованы для анализа управления качеством продукции на предприятиях сходного типа.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключении и библиографического списка.
Профессор Х.Д. Харрингтон подчеркивает различия качества продукта и высокого качества продукта: «Качество □ это удовлетворение ожиданий потребителя за цену, которую он может себе позволить, когда у него возникнет потребность, а высокое качество □ это превышение ожиданий потребителя за более низкую цену, чем он предполагает» [33]. Высокое качество продукции обеспечивает предприятию не только стабильность её реализации, но и повышает его конкурентоспособность.
В России серьезное изучение вопроса конкуренции и конкурентоспособности предприятий началось в XX в. В начале XX в. перед предприятиями стояла задача количественного удовлетворения потребностей общества в различных видах товаров. С развитием массового производства и насыщением рынка товарами возникла конкуренция. Именно она послужила мотивом повышения качества товаров с сохранением конечной стоимости продукта.
В настоящее время не только насыщенность товаром ставит остро проблему его качества, но и ограниченность мировых сырьевых ресурсов. Качественный товар служит эффективнее и дольше, что позволяет ограничивать объём расходования сырья. Именно поэтому качество товара, услуги на внутреннем и международном рынках является ключевым показателем конкурентоспособности предприятия. Смещение акцента покупателя на качество продукта является движущей силой развития экономики. В настоящее время стремительно развивающаяся экономика привела к тому, что низкая конечная стоимость товара не является приоритетом для покупателя, а именно качество выступает гарантом финансовой стабильности, развитости и конкурентоспособности. Данные обстоятельства определяют актуальность исследуемой темы: «Система управления качеством продукции, работ, услуг как фактор повышения конкурентоспособности организации» (на примере ООО «ПМК № 1 «Сибэнергострой»).
Целью исследования является изучение процесса управления качеством продукции и разработка предложений по повышению качества продукции предприятия ООО «ПМК № 1 «Сибэнергострой».
Для достижения поставленной цели требует решения ряд задач:
- рассмотреть и описать качество продукции как экономическую категорию;
-представить сущность и условия формирования системы (структуры) управления качеством на предприятии;
- представить механизм управления качеством продукции;
- дать организационно-экономическую организацию предприятию ООО «ПМК № 1 «Сибэнергострой», характеризующих эффективность его деятельности;
- рассмотреть систему качества продукции, выпускаемой предприятием;
- выявить и характеризовать пути повышения качества продукции, выпускаемой предприятие и услуг, оказываемых предприятием ;
- разработать предложения по совершенствованию системы управления качеством продукции на данном предприятии.
Объектом исследования является процесс управления качеством продукции в ООО «ПМК № 1 «Сибэнергострой».
Предметом исследования - пути и способы управления качеством продукции в ООО «ПМК №1 «Сибэнергострой».
Временной период исследования - 2017-2019 годы.
Гипотеза исследования: изучение процесса управления качеством продукции в ООО «ПМК №1 «Сибэнергострой», разработка предложений по повышению качества и их реализация приведёт к увеличению конкурентоспособности предприятия.
В работы использованы следующие методы и приёмы исследования:
1) описание;
2) прогнозирование;
3) системно-функциональный анализ;
4) финансово-экономический анализ;
5) синтез;
5) экстраполяция.
Теоретико-методологической основой исследования являются работы по управлению качеством товаров и услуг, по повышению конкурентоспособности предприятия, Устав ООО ПМК №1 «Сибэнергострой», данные бухгалтерской отчетности за 2017 -2019 годы, законодательные акты Российской Федерации, ГОСТы, историческая справка предприятия.
Теоретическая значимость работы заключается в комплексном описании процесса управления качеством товаров и услуг, а также рассмотрение приёмов повышения качества как фактора конкурентоспособности.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных предложений по управлению качеством товара для ООО ПМК №1 «Сибэнергострой». А также результаты исследования могут быть использованы для анализа управления качеством продукции на предприятиях сходного типа.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключении и библиографического списка.
Повышение качества продукции и, как следствие, повышение конкурентоспособности предприятий является важнейшим направлением интенсивного роста экономики. Качество продукции - это важный показатель для производителя и покупателя, экономики и экономического развития, а в целом - для общества.
Условия конкуренции на рынке обусловили необходимость разработки приёмов повышения качества производимой продукции. Изучив и проанализировав исследования маркетологов, мы пришли к выводу, что повышение качества продукции всегда будет экономически обосновано и выгодно. Основными методами повышения качества продукции считают экономические, организационно-распорядительные, инженерно-технологические, а также социально-психологические.
Целью нашего исследования было изучение процесса управления качеством продукции и разработка предложений по повышению качества продукции предприятия ООО «ПМК № 1 «Сибэнергострой». Для достижения этой цели были проведены следующие исследования. Качество продукции рассмотрено с точки зрения экономической категории и статистических факторов конкурентоспособности. Конкурентоспособность товара основывается на 4-х ключевых составляющих: качество и цена продукции, затраты в сфере употребления продукции и качество сервиса для её потребителей. Понятие «качество товара» актуально на всех жизненных этапах этого товара. Система управления качеством товара для этого и нужна, чтобы осуществлять контроль качества на каждом из этапов его производства и реализации.
В соответствии с требованиями ИСО 9000 товар должен проходить 20 этапов контроля качества, который осуществляется специально организованной контрольной группой или отделом контроля качества. Такие стандарты универсальны и могут быть применены к товарам разных групп и различных сфер и областей деятельности. разниться будут лишь структурные компоненты контроля.
Контроль же повышения качества продукции является непрерывным, представляет собой регулярную деятельность входного, промежуточного, сырьевого, выходного типов контролей. Отдельную позицию в такой системе контроля занимает соответствие основным требованиям к процессу производства продукции в технической и технологической документациях.
Управление системой контроля качества в данном исследовании рассмотрено на примере ООО «ПМК №1 «Сибэнергострой».
Названная организация занимается производством строительных материалов и предоставлением услуг в сере строительства от индивидуальной жилой застройки до возведения комплексных сооружений. Структура управления на данном предприятии является линейно- функциональной. В исследовании мы указали положительные и отрицательные стороны такой формы управления.
Анализ данных упрощенной бухгалтерской отчетности показал, что предприятие ежегодно увеличивает чистую прибыль, растёт процент его рентабельности (сравнивали 2 отчетных периода: 2017-2018 гг., 2018-2019 гг.). Анализ финансового состояния предприятия позволяет судить об устойчивом положении на рынке и устойчивой конкурентоспособности. Но коэффициент текущей ликвидности в начале исследуемого периода был ниже нормативного значения на 2 единицы, что является показателем недостаточного количества собственных средств, которые являются гарантом своевременного погашения срочных обязательств. На конец исследуемого периода отклонение от нормы составило 0,7.
На основе указанных обстоятельств был разработан ряд предложений для повышения качества производимой продукции в исследуемом предприятии:
- усовершенствовать систему управления качеством товаров и услуг;
-увеличить объём продаж при минимальных затратах;
- установить плановый уровень затрат на качество товаров;
- проводить систематическую работу на уменьшение обоснованных претензий от потребителей;
- работать над уменьшением трудоёмости при производстве товара;
- внедрять и осваивать инновационные технологии, которые можно использовать при производстве товара или оказании услуги;
- проводить анализ работы конкурентов, анализ конкурентного товара;
- оценивать собственный товар методами SWOT-анализа.
В ходе практических мероприятий рабочая гипотеза исследования была доказана: изучение процесса управления качеством продукции в ООО «ПМК №1 «Сибэнергострой», разработка предложений по повышению качества и их реализация приведёт к увеличению конкурентоспособности предприятия.
Цель исследования достигнута, задачи решены
Перспективу данного исследования видим в расширении способов и приёмов повышения качества продукции анализируемого предприятия, изучение зарубежного опыта в схожих отраслях.
Условия конкуренции на рынке обусловили необходимость разработки приёмов повышения качества производимой продукции. Изучив и проанализировав исследования маркетологов, мы пришли к выводу, что повышение качества продукции всегда будет экономически обосновано и выгодно. Основными методами повышения качества продукции считают экономические, организационно-распорядительные, инженерно-технологические, а также социально-психологические.
Целью нашего исследования было изучение процесса управления качеством продукции и разработка предложений по повышению качества продукции предприятия ООО «ПМК № 1 «Сибэнергострой». Для достижения этой цели были проведены следующие исследования. Качество продукции рассмотрено с точки зрения экономической категории и статистических факторов конкурентоспособности. Конкурентоспособность товара основывается на 4-х ключевых составляющих: качество и цена продукции, затраты в сфере употребления продукции и качество сервиса для её потребителей. Понятие «качество товара» актуально на всех жизненных этапах этого товара. Система управления качеством товара для этого и нужна, чтобы осуществлять контроль качества на каждом из этапов его производства и реализации.
В соответствии с требованиями ИСО 9000 товар должен проходить 20 этапов контроля качества, который осуществляется специально организованной контрольной группой или отделом контроля качества. Такие стандарты универсальны и могут быть применены к товарам разных групп и различных сфер и областей деятельности. разниться будут лишь структурные компоненты контроля.
Контроль же повышения качества продукции является непрерывным, представляет собой регулярную деятельность входного, промежуточного, сырьевого, выходного типов контролей. Отдельную позицию в такой системе контроля занимает соответствие основным требованиям к процессу производства продукции в технической и технологической документациях.
Управление системой контроля качества в данном исследовании рассмотрено на примере ООО «ПМК №1 «Сибэнергострой».
Названная организация занимается производством строительных материалов и предоставлением услуг в сере строительства от индивидуальной жилой застройки до возведения комплексных сооружений. Структура управления на данном предприятии является линейно- функциональной. В исследовании мы указали положительные и отрицательные стороны такой формы управления.
Анализ данных упрощенной бухгалтерской отчетности показал, что предприятие ежегодно увеличивает чистую прибыль, растёт процент его рентабельности (сравнивали 2 отчетных периода: 2017-2018 гг., 2018-2019 гг.). Анализ финансового состояния предприятия позволяет судить об устойчивом положении на рынке и устойчивой конкурентоспособности. Но коэффициент текущей ликвидности в начале исследуемого периода был ниже нормативного значения на 2 единицы, что является показателем недостаточного количества собственных средств, которые являются гарантом своевременного погашения срочных обязательств. На конец исследуемого периода отклонение от нормы составило 0,7.
На основе указанных обстоятельств был разработан ряд предложений для повышения качества производимой продукции в исследуемом предприятии:
- усовершенствовать систему управления качеством товаров и услуг;
-увеличить объём продаж при минимальных затратах;
- установить плановый уровень затрат на качество товаров;
- проводить систематическую работу на уменьшение обоснованных претензий от потребителей;
- работать над уменьшением трудоёмости при производстве товара;
- внедрять и осваивать инновационные технологии, которые можно использовать при производстве товара или оказании услуги;
- проводить анализ работы конкурентов, анализ конкурентного товара;
- оценивать собственный товар методами SWOT-анализа.
В ходе практических мероприятий рабочая гипотеза исследования была доказана: изучение процесса управления качеством продукции в ООО «ПМК №1 «Сибэнергострой», разработка предложений по повышению качества и их реализация приведёт к увеличению конкурентоспособности предприятия.
Цель исследования достигнута, задачи решены
Перспективу данного исследования видим в расширении способов и приёмов повышения качества продукции анализируемого предприятия, изучение зарубежного опыта в схожих отраслях.



