Научно-технический прогресс поставил под сомнение господствовавшие доктрины относительно статуса человека, морали, нравственности и ценностей, соответствующих существованию в трансформирующемся при участии высоких технологий мире. Наиболее актуальными и заметными симптомами этого явления стали философские концепции трансгуманизма и постгуманизма. Дебаты на тему транс и постгуманизма не только привлекли в последнее время значительное внимание ученых и общественности, но и создали широко распространенную в философских и научных кругах концептуальную путаницу. Это не удивительно, учитывая их недавние даты появления, их концептуальное сходство и их взаимодействие с аналогичными вопросами, темами и мотивами в истории философии. Кроме того, транс и постгуманизм подвергают сомнению всю предшествующую историю гуманистической этики и ценностей гуманизма, и констатируют необходимость новой постановки проблемы «что значит - быть человеком».
Нет никаких сомнений в том, что мы являемся свидетелями технологической и промышленной революции, подпитываемой быстрыми научными инновациями. Наиболее быстро развиваются такие области науки, как исследования в области искусственного общего интеллекта (ИИ), редактирование генома, вычислительные науки, нанотехнологии, нейробиология и биотехнологии. Особенность нынешней технологической революции заключается, прежде всего, в ее экспоненциальном характере, который наиболее наглядно объясняется законом ускоряющегося возврата (экстраполяция закона Мура).
Рэй Курцвейл, наиболее известный проповедник технологической революции, утверждал, что подобный подход первоначально применялся только к производительности полупроводникового чипа [40, 32]. Курцвейл применил закон ускоряющегося возврата к парадигмальным сдвигам в науке, распространению интернета в глобальном сообществе, росту мирового ВВП на душу населения и многим другим аспектам жизни, где можно наблюдать эволюционный прогресс. Еще один уникальный характер нынешней научной революции заключается во взаимосвязанности и взаимообусловленности различных областей науки, междисциплинарном характере исследований. Границы научных и академических дисциплин размыты; различные области науки развиваются во взаимоформирующих коллаборациях, что еще больше ускоряет научный и социальный прогресс. Открытия в области нейробиологии находят применение в исследованиях искусственного интеллекта; создание и развитие автономных машин с ИИ возвещает о том, что наступает новая эпоха сверхбыстрых квантовых компьютеров, создаваемых на базе достижений в области исследования квантовой механики. Скорость перемен усиливает динамичное взаимодействие между наукой, техникой и обществом. Публичный дискурс обращается к темам, которые ранее относились к сфере научно-фантастической литературы. Любое обсуждение конкретного научного достижения всегда неразрывно связано с его воздействием на общество и вытекающими из него политическими последствиями. Именно по этой причине мы рассматриваем изменения в рефлексии по поводу социальных ценностей (например, труда) в связи с распространением роботизации; поэтому мы обсуждаем необходимость многосторонних соглашений об автономном оружии с учетом последних достижений в области искусственного интеллекта, или ожесточенно обсуждаем этические вопросы, поднятые новейшими технологиями редактирования генома.
Вслед за философами-трансгуманистами мы констатируем наступление новой золотой эры моральной философии и философии ценностей. В обществе, трансформирующемся под воздействием прогресса инфо-и биотехнологий, возникает необходимость новых теоретических подходов в философии и новых социальных и политических практик. Эти разрушительные перемены пугают многих, в то время как другие смотрят на будущее человечества с оптимизмом. Те, кто называет себя трансгуманистами, как правило, принадлежат к последней группе. Трансгуманизм стоит на пересечении технологической и научной революции, глубоких культурных изменений и постмодернистской политики.
Трансгуманизм - это философское и общественно-политическое движение, занимающееся комплексом вопросов биоэтики, в частности вопросов, связанных с использованием технологий для радикального преобразования человеческого организма. Суть трансгуманизма заключается в поощрении использования биотрансформирующих технологий для «улучшения» человеческого организма, конечной целью которого является радикальное изменение человеческого организма, чтобы «преодолеть фундаментальные человеческие ограничения» [8] и тем самым пересмотреть понятие «человек» как таковое. В первом приближении трансгуманизм можно рассматривать как позицию, утверждающую радикальную трансформацию биологических возможностей и социальных условий человека с помощью технологий. Эти преобразования определяются трансгуманистами как улучшение человеческой природы, которое может быть настолько фундаментальным, что способно будет порождать жизненные формы с существенно отличающимися от человеческих характеристиками, которые могут восприниматься как не-люди. Другими словами, используя трансгуманистическую терминологию, основная цель трансгуманистов - стать «постчеловеком» [8].
Согласно философам-трансгуманистам, «трансчеловек» - это «человек переходного периода», который стремится стать постчеловеком и предпринимает соответствующие шаги (например, технологическое усовершенствование) для достижения этой цели, тогда как «постчеловек», идеал и цель трансгуманистов, является существом, настолько радикально отличающимся по физическим, когнитивным и эмоциональным способностям от «естественных» людей, что уже не является однозначно человеком. Однако трансгуманистическая риторика о постчеловеке, как правило, идет гораздо дальше: в своем «Письме из утопии», например, один из основателей трансгуманизма Ник Бостром принимает повествовательную роль будущего постчеловека, обращающегося к нынешним людям, и пишет: «Вы могли бы сказать, что я счастлив, что мне хорошо. Можно сказать, что я чувствую превосходную степень блаженства. Но это слова, придуманные для описания человеческого опыта. То, что я чувствую, настолько далеко от человеческих чувств, насколько мои мысли находятся за пределами человеческих мыслей. Хотел бы я показать вам, что я имею в виду» [8, 3¬4]. В другом месте он пишет, что разрыв в интеллекте между постлюдьми и людьми будет менее сопоставим с разрывом в интеллекте между человеческим гением и человеком со средним уровнем интеллекта, чем различие между человеком и жуком или червем ( 8, 112 ).
Еще одна ключевая черта трансгуманизма, отстаиваемая почти всеми трансгуманистами, - это заявленная ими преемственность с рационализмом Просвещения и гуманизмом. Трансгуманизм берет на вооружение гуманистические ценности, таких как ценность разума, свобода личности, и так далее, его сторонники утверждают, что основное различие между трансгуманизмом и традиционным гуманизмом - это то, что трансгуманизм не ограничивается традиционными средствами, используемыми гуманизмом для улучшения условий жизни человека: «Гуманизм, как правило, для улучшения человеческой природы полагается исключительно на образовательную и культурную утонченность, тогда как трансгуманисты хотят применять технологии для преодоления ограничений, налагаемых нашим биологическим и генетическим наследием» [4].
Следует отметить, что сегодня, даже в академическом языке, термин «гуманизм» обычно используется в свободной, исторически неоднозначной манере, которая стирает грань между гуманизмом и Просвещением. При таком использовании термин обычно предназначен для неспецифического обозначения современного светского гуманизма с акцентом на преемственность между этим движением и более ранними «гуманизмами», в частности ренессансным гуманизмом. Для нашего исследования важно то, как трансгуманисты интерпретируют эту преемственность в этико¬аксиологическом ключе. Например, Макс Мор пишет, что трансгуманизм «разделяет многие этические и аксиологические элементы гуманизма, включая уважение к разуму и науке, приверженность прогрессу и оценку человеческого (или трансчеловеческого) существования в этой жизни, а не в какой-то сверхъестественной «загробной жизни»» [ 43, 1], в то время как Бостром определяет «рациональное мышление, свободу, терпимость, демократию и заботу о наших собратьях» [ 43, 4] как гуманистические ценности, принятые на вооружение трансгуманизмом.
Трансгуманисты также опираются и утверждают преемственность с другими интеллектуальными и культурными традициями, такими как научная традиция (например, Роджер Бэкон), античная философия (например, Платон и Аристотель) и другие. Очевидная мотивация для таких заявлений о преемственности с различными авторитетными традициями состоит в том, чтобы успокоить более консервативно настроенных философов и ученых, особенно так называемых «биоконсерваторов», которые обеспокоены радикальной природой трансгуманистического проекта и последствиями потенциального разрыва между человеком и постчеловеком.
В настоящее время трансгуманизм, ранее существовавший в философии и футурологии как довольно небольшое или даже незначительное движение, набирает обороты в качестве философского, культурного и интеллектуального движения, и становится глобальной политической силой. Так, например, Золтан Иштван, который создал первую национальную трансгуманистическую партию (Трансгуманистическая партия Соединенных Штатов) в 2014 году и баллотировался на пост президента США в 2016 году, в конце 2014 года стал одним из основателей Трансгуманистической партии "Глобал" (ТПГ); кроме этого, на всех континентах, в множестве стран, в том числе и в России, уже существует сеть организаций трансгуманистического гражданского общества, предназначение которых заключается в поддержке и координации трансгуманистических политических партий на национальном уровне [5, 4].
Крайне важно в настоящее время уделять должное внимание исследованиям этико-аксиологических аспектов трансгуманизма не только из-за его роста в качестве культурной и политической силы (и сопутствующих этому потенциальных последствий для биоэтического дискурса и государственной политики), но и из-за неизбежности крупных прорывов в тех видах биотрансформирующих технологий, на которых концентрируется трансгуманизм, от генной инженерии до интерфейсов «мозг-машина» и искусственного интеллекта.
Степень научной разработанности темы.
В последние несколько лет философские исследования трансгуманизма интенсифицируются вследствие усиления его социальной и политической значимости. Вместе с тем до настоящего времени вопросам исследования этики и аксиологии трансгуманизма в отечественной и зарубежной философии не уделялось должного внимания. Ситуация осложняется тем, что трансгуманизм является слишком неоднородным явлением в философской и общественной сфере, он включает в себя множество разнообразных, зачастую концептуально различных течений, в силу чего эксплицировать единые этические и ценностные основания его становится крайне затруднительно. Об этом свидетельствуют и сами трансгуманисты, например, Ник Бостром [43,21].
Для концептуального анализа трансгуманизма как философского и общественного течения были исследованы программные документы основателей и виднейших представителей трансгуманизма: Р Бенедиктера, Д. Белла, Н. Бострома, Р Брайдотти, Дж. Джордано, Р Курцвейла, М. Мора, Х. Моравека, М. Хаускеллера, Н. Хейлза, Дж. Хьюза, Ф. Эсфендиари и др.
Опыты этической рефлексии трансгуманизма представлены в трудах К. Айдена, Н. Бострома, Т Дугласа, Л. Касса, Р Раниша, Дж. Савулеску, И. Перссона, Дж. Харриса и др.
Исследованиям ценностей трансгуманизма посвящены труды Н. Бострома, А. Нордманна, Д. Пирса, П. Сингера, С. Соргнера и др.
Пласт критических исследований трансгуманизма представлен трудами П. Слотердайка, Ю. Хабермаса, Ф. Фукуямы и др.
В современной российской философии исследованиям трансгуманизма посвящены работы М.С. Диюна, Е.В. Решетниковой, Л.А. Серединской, Э.Т. Эрдэнэева.
Вместе с тем этика трансгуманизма не только недостаточно концептуализирована, существует дефицит даже обзорных исследований моральной проблематики в границах трансгуманистической философии. В философской литературе в настоящее время отсутствуют четкие и однозначные представления о моральных проблемах трансгуманизма и специфике декларируемых им ценностей. Актуальность этих проблем и их недостаточная разработанность определили объект, предмет, цели и задачи данного диссертационного исследования.
Объект исследования - трансгуманизм как культурный феномен и философское направление и его философская рефлексия.
Предмет исследования - аксиологические и этические аспекты трансгуманизма.
Цель исследования - экспликация этической и аксиологической проблематики философии трансгуманизма.
Задачи исследования:
1. провести сравнительный анализ этических позиций трансгуманистов и биолибералов;
2. изучить и продемонстрировать аргументацию трансгуманистической критики морали биоконсерватизма;
3. осуществить попытку концептуализации моральной доктрины трансгуманизма;
4. рассмотреть различные варианты трансгуманистической этики от нейтральных до перфекционистских;
5. проанализировать критические взгляды философов-постгуманистов на трансгуманистический проект этики;
6. раскрыть содержание трансгуманистической декларации ценностей;
7. провести анализ трансформации телесности в аксиологическом аспекте трансгуманистических концепций;
8. раскрыть сущность теории ценностного аргумента разумного чувствующего интеллекта (ЗЗХУЛ);
9. показать специфику ценности познания в трансгуманистических концепциях;
10. рассмотреть исследование постчеловеческого мира как основную трансгуманистическую ценность.
Трансгуманистическая этика и аксиология приобретает все большее значение в обстановке глобальных проблем, с которыми мировое человеческое сообщество столкнулось в 2020 году. Сосредоточение внимания только на текущих проблемах оставит нас не готовыми к новым вызовам, с которыми мы столкнемся. Многие из технологий и тенденций, которые обсуждают трансгуманисты, уже стали реальностью. Биотехнология и информационные технологии преобразовали большие сектора нашей экономики. Актуальность трансгуманистической этики и аксиологии проявляется в таких современных проблемах, как исследования стволовых клеток, генетически модифицированные культуры, генетическая терапия человека, скрининг эмбрионов, решения об окончании жизни, улучшение медицины, информационные рынки и приоритеты финансирования исследований. Важность трансгуманистических идей, вероятно, возрастет по мере того, как будут расширяться возможности для улучшения человеческого потенциала.
Трансгуманистический отказ от антропоцентризма является двусмысленным. В то время как постгуманизм радикально подвергает сомнению устоявшиеся нарративы и отвергает человеческую исключительность, трансгуманизм все еще опирается на фундамент гуманизма с его верой в рациональность и прогресс. Даже если трансгуманисты готовы отказаться от исключительно человеческой морали и предоставить моральный статус нечеловеческим и постчеловеческим формам жизни, «человеческое» так и остается мерой всех вещей. Нечеловеческие формы жизни признаются моральными агентами, если они обладают характеристиками, сходными с человеческими. Доказывается, что животные имеют моральный статус постольку, поскольку они являются низшими по отношению к человеку существами, а постлюди представляются как усовершенствованные существа, наделенные специфическими характеристиками, которые всегда в истории были существенными для человека и вызывали либо его гордость либо вожделение. Трансгуманистическая преданность гуманизму является причиной, по которой возможность постличностного существования может оставить неразрешенными значимые моральные проблемы. Моральный статус гуманистических ценностей подтверждает иерархию между человеческим и постчеловеческим, что создает трудности для доказательства морального равенства всех существ. Радикальный антиантропоцентризм постгуманистов, который превозносит межвидовое различие, а не выравнивающую нормативность морали, можно рассматривать как привлекательную альтернативу гуманистической иерархии моральных статусов. Хотя трансгуманисты не всегда готовы к варианту конвенции в этических вопросах, пока они поддерживают доверие к своим собственным гуманистическим основам, будущий диалог между движениями трансгуманистов и биоконсерваторов, как и между движениями трансгуманистов и постгуманистов, может быть многообещающим.
В завершение приведем типично трансгуманистский аргумент, гласящий, что самый эффективный способ внести свой вклад в улучшение мира - это участие каждого человека в проекте улучшения человечества. Это так, потому что ставки огромны - будущее человечества может зависеть от того, как мы справимся с предстоящими технологическими переходами, - и потому, что в настоящее время относительно мало ресурсов направляется на усилия по позитивному преобразованию человека и общества. Ценность научных исследований усовершенствования человека, провозглашаемая трансгуманистами в качестве основной ценности, является самым иллюстративым примером этого. Вклад любого исследователя может иметь существенное значение для решения этой задачи.
1. Айден, К. Постчеловек как пустой идол: ницшеанская критика человеческого совершенствования. / К. Айден. // Журнал медицины и философии. - 2017. - № 42. - С. 304-27.
2. Алексеев, И. Ю. «Технолюди» против «постлюдей»: НБИКМ - революция и будущее человека / И. Ю. Алексеев, В. И. Аршинов, В. В. Чеклецов // Вопросы философии. - 2013. - С. 12-22.
3. Аршинов, В. И. Конвергентные технологии (НБИКС) и
трансгуманистические преобразования в контексте парадигмы сложности / В. И. Аршинов // Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция / под ред. проф. Д. И. Дубровского. - Москва: Издательство МБА, 2013. - С. 94-107.
4. Диюн, М. С. Искусственный интеллект и суперинтеллект:
экзистенциальные риски / М. С. Диюн, Л. А. Серединская // Философские дескрипты. - 2018. - № 19. - С. 7-10.
5. Диюн, М. С. Дефиниции постчеловека в философии трансгуманизма / М. С. Диюн, Л. А. Серединская // Философские дескрипты - 2017. - № 17. - С. 5.
6. Диюн, М. С. Трансгуманистические концепции виртуального общества: парадоксы цифровых утопий / М. С. Диюн, Л. А. Серединская // Философские дескрипты. - 2017. - № 17. - С. 6.
7. Серединская Л.А. Технологические риски NeuroNet (философский анализ). Философские дескрипты. - 2020. - № 21. [Электронный ресурс]. URL: http://philosophdescript.ru/?q=node/179 (дата обращения 10.06.2020)
8. Transhumanist FAQ, 2016. [Электронный ресурс]. URL:
https://fil.wikireading.ru/62449 (дата доступа 10.06.2020)
9. Benedikter, R., Siepmann K. ‘Transhumanism’: A new global political trend? Challenge. - 2016, рр. 47-59.
10. Bostrom N. Transhumanist values. In Ethical Issues for the 21st Century , ed. Adams F., Charlottesville, VA: Philosophical Documentation Center Press. - 2003, рр. 3-14.
11. More M. 1990. Transhumanism: Toward a futurist
philosophy. Extropy.рр.:6-7.
12. Ranisch, R. Morality. In: Ranisch, Robert & Sorgner, Stefan Lorenz (eds.): Post- and Transhumanism: An Introduction. Frankfurt am Main et al.: Peter Lang. - 2014, pp. 149-172.
13. Bostrom, N. Transhumanist Values. In: Journal of Philosophical Research 30. Issue Supplement - Ethical Issues for the Twenty-First Century), - 2005, рр. 3-14.
14. Bostrom, N. What is a Singleton? In: Linguistic and Philosophical Investigations 5(2), - 2006, рр. 48-54.
15. Bostrom, N. Why I Want to be a Posthuman When I Grow Up. In:
Gordijn B./Chadwick, R.F. (eds.): Medical Enhancement and
Posthumanity. Dordrecht : Springer, - 2008, рр. 107-136.
16. Bostrom, N. The Reversal Test: Eliminating Status Quo Bias in Applied Ethics. In: Ethics 116(4), - 2006, рр. 656-679.
17. Bostrom, N. The Wisdom of Nature: An Evolutionary Heuristicfor Human Enhancement. In: Savulescu J./ Bostrom N. (eds.): Human Enhancement. Oxford: Oxford University Press. - 2009, рр. 375-416.
18. Braidotti, R. The Posthuman. Cambridge: Polity Press.DeGrazia, D. (2012): Genetic Enhancement, Post-Persons and Moral Status: A Replyto Buchanan. In: Journal of Medical Ethics 38(3). - 2013, рр. 135-139.
19. Douglas, T. Moral Enhancement. In: Journal of Applied Philosophy 25(3), рр. 228-245.
20. Dworkin, R. Life’s Dominion: An Argument About Abortion, Euthanasia, and Individual Freedom. New York: Alfred A. Knopf. - 2016, 540 р.
21. Dworkin, R. Liberalism. In: Smith, G.W. (ed.): Liberalism: Critical Concepts in Political Theory. London: Routledge. - 2002, рр. 57-80.
22. Faust, H.S. Should We Select for Genetic Moral Enhancement? A Thought Experiment Using the Moral Kinder (MK+) Haplotype. In: Theoretical Medicine and Bioethics 29(6). - 2008, pp. 397-416.
23. Fukuyama, F. Our Posthuman Future: Consequences of the Biotechnology Revolution. New York: Farrar Straus & Giroux. - 2002, 342 p.
24. Fukuyama, F. Transhumanism. In: Foreign Policy. - 2004, pp 144.
25. Fuller, S. Preparing for Life in Humanity 2.0. Basingstoke: Palgrave Macmillan. - 2013, 240 p.
26. Habermas, J. The Future of Human Nature. Cambridge: Polity Press. - 2003, 520 p.
27. Harris, J. Enhancing Evolution: The Ethical Case for Making Better People. Princeton et al.: Princeton University Press. - 2007, 360 p.
28. Harris, J. Moral Enhancement and Freedom. In: Bioethics 25(2). - 2011, pp. 21-24.
29. Hauskeller, M. Prometheus Unbound: Transhumanist Arguments from (Human) Nature. In: Ethical Perspectives 16(1). 2014, pp. 38-43.
30. Herbrechter, S. Posthumanism: A Critical Analysis. London et al.: Bloomsbury. - 2013, 450 p.
31. Hughes, J. Citizen Cyborg: Why Democratic Societies Must Respond to the Redesigned Human of the Future. Boulder: Westview Press. - 2004, 444 p.
32. Hughes, J. Contradictions from the Enlightenment Roots of Transhumanism. In: Journal of Medicine and Philosophy 35(6). - 2013. pp. 222¬640.
33. Hughes, J. Parental Autonomy versus the Rights of Children to Enablement. URL: IEET. http://ieet.org/index.php/IEET/more/hughes20130726 (accessed January 2, 2020).
34. Hayles, N.K. How We Became Posthuman: Virtual Bodies in Cybernetics, Literature, and Informatics. Chicago et al.: The University of Chicago Press. - 2018, 280 p.
35. Hayles, N.K. Wrestling with Transhumanism. In: Hansell, G.R./ Grassie, W (eds.): H±: Transhumanism and Its Critics. Philadelphia: Metanexus
Institute. - 2011, pp. 215-226.
36. Humanity+ Transhumanist FAQ: 3.0. URL.
http://humanityplus.org/philosophy/transhumanist-faq/ (accessed May 3, 2020).
37. Humanity+ Transhumanist Declaration. In: More, M./ Vita-More, N.:The Transhumanist Reader: Classical and Contemporary Essays on the Science,Technology, and Philosophy of the Human Future. Chichester: Wiley- Blackwell/ - 2012, pp. 54-55.
38. Kass, L.R. Life, Liberty, and the Defense of Dignity: The Challenge for Bioethics. San Francisco: Encounter Books.Kurzweil, R. (2005): The Singularity is Near. New York: Viking Books. - 2013, 420 p.
39. Kurzweil R. Preparing for our posthuman future of artificial
intelligence. URL: https://www.kurzweilai.net/preparing-for-our-posthuman-
future-of-artificial-intelligence (accessed May 3, 2020).
40. Latour, B. A Cautious Prometheus? A Few Steps Towards a Philosophy of Design (With Special Attention to Peter Sloterdijk). In: Glynne, J./ Hackne, F./Minto, V. (eds): Networks of Design: Proceedings of the 2008 Annual International Conference of the Design History Society (UK). Boca Raton(FL):Universal Publishers/ - 2008, p. 2-11.
41. More, M. Transhumanism: Towards a Futurist Philosophy/ URL: http://www.maxmore.com/transhum.htm (accessed May 4, 2020).
42. More, M. Principles of Extropy: Version 3.11. URL: Extropy Institute.http://www.extropy.org/principles.htm (accessed May 15, 2020).
43. More, M. The Philosophy of Transhumanism. In: More, M./ Vita- More, N.(eds.): The Transhumanist Reader: Classical and Contemporary Essays on the Science, Technology, and Philosophy of the Human Future. Chichester: Wiley- Blackwell. - 2013, pp. 3-17.
44. Nordmann, A. If and Then: A Critique of Speculative NanoEthics. In:Nanoethics 1(1). - 2007, pp. 31-46.
45. PCBE: Beyond Therapy: Biotechnology and the Pursuit of Happiness. A Report of The President’s Council on Bioethics. URL: http://bioethics.georgetown.edu/pcbe/reports/beyondtherapy/index.html (accessed May 4, 2020).
46. Pearce, D. The Hedonistic Imperative. URL: http://www.hedweb.com/ (accessed May 4, 2020).
47. Persson, I. / Persson, I., Savulescu, J. The Perils of Cognitive Enhancement and the Urgent Imperative to Enhance the Moral Character of Humanity. In: Journal of Applied Philosophy 25 (3). - 2015, pp. 162-177.
48. Persson, I. / Persson, I., Savulescu, J. Unfit for the Future: The Need for Moral Enhancement. Oxford: Oxford University Press. - 2017, pp. 39-47.
49. Roduit, J.A.R. / Roduit, J.A.R., Baumann, H., Heilinger, J.-C. Human Enhancement and Perfection. In: Journal of Medical Ethics. 39(10). - 2013, pp. 647-650.
50. Ranisch, R. Morality. In: Ranisch, Robert & Sorgner, Stefan Lorenz (eds.): Post- and Transhumanism: An Introduction. Frankfurt am Main et al.: Peter Lang. - 2014, pp. 149-172.
51. Sandberg, A. Morphological Freedom: Why We Not Just Want It, but Need It. In: More, M./ Vita-More, N. (eds.): The Transhumanist Reader: Classical and Contemporary Essays on the Science, Technology, and Philosophy of the Human Future. Chichester: Wiley-Blackwell. - 2013, pp. 56-64.
52. Sandel, M. The Case Against Perfection: Ethics in the Age of Genetic Engineering. Cambridge(MA) et al.: Belknap Press of Harvard University Press. - 2007, 778 p.
53. Savulescu, J. Procreative Beneficence: Why We Should Select the Best Children. In: Bioethics. 15 (5-6). - 2001, pp. 413-426.
54. Savulescu, J. Genetic Interventions and the Ethics of Enhancement of HumanBeings. In: Steinbock, B. (ed.): The Oxford Handbook of Bioethics. Oxford et al.- Oxford University Press,. - 2007, pp. 516-535.
55. Savulescu, J. The Human Prejudice and the Moral Status of Enhanced Beings:What Do We Owe the Gods? In: Savulescu J./ Bostrom N. (eds.): Human Enhancement. Oxford: Oxford University Press. - 2009, pp. 211-247.
56. Savulescu, J. / Savulescu, J., Kahane, G. The Moral Obligation to Create Children with theBest Chance of the Best Life. In: Bioethics. 23(5). - 2010, pp. 274-290.
57. Singer, P Animal Liberation. New York: HarperCollins Publishers. - 2002, 305 p.
58. Sloterdijk, P Nicht gerettet: Versuche nach Heidegger. Frankfurt a. M.: Suhrkamp. - 2010, 250 p.
59. Sloterdijk, P Rules for the Human Zoo: A Response to the Letter on Humanism. In: Environment and Planning D: Society and Space. 27. - 2009, pp. 12-28.
60. Sorgner, S.L. Beyond Humanism: Reflections on Trans- and Posthumanism.In: Journal of Evolution and Technology, 21(2). - 2010, pp. 1-19.
61. Sorgner, S.L. Evolution, Education, and Genetic Enhancement. In: Sorgner, S.L./ Jovanovic, B.-R. (eds.): Evolution and the Future: Anthropology, Ethics, Religion. Frankfurt am Main et al.: Peter Lang. 2012, pp. 85-100.
62. Sorgner, S.L. Human Dignity 2.0: Beyond a Rigid Version of Anthropocentrism. In: Trans-Humanities 6(1). - 2013, pp. 135-159.
63. Sparrow, R. A Not-So-New Eugenics: Harris and Savulescu on Human Enhancement. In: Hastings Center Report 41(1). - 2011, pp. 32-42.
64. Verdoux, P Transhumanism, Progress and the Future. In: Journal of Evolution & Technology 20(2). - 2014, pp. 49-69.
65. Walker, M. Ship of Fools: Why Transhumanism Is the Best Bet to Prevent the Extinction of Civilization. In: Hansell, G.R./ Grassie, W (eds.): H+:Transhumanism and Its Critics. Philadelphia: Metanexus Institute. - 2011, pp. 94-111.
66. Wolfe, C. Animal Rites: American Culture, the Discourse of Species, and Posthumanist Theory. Chicago & London: Chicago University Press. - 2003, 237 p.
67. Wolfe, C. What is Posthumanism? Minneapolis et al.: University of Minnesota Press. - 2010, 129 p.