Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Работа №121045

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

философия

Объем работы104
Год сдачи2020
Стоимость4960 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
121
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ТРАКТОВКЕ
ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ 10
1.1. Понятие «виртуальная реальность» 10
1.2. Объективисткий подход к определению виртуальной реальности 13
1.3. Субъективисткий подход к определению виртуальной реальности 30
2. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ И ПРИНЦИПЫ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ 42
2.1. Философско-антропологические принципы виртуальной реальности .. 42
2.2. Онто-гносеологические основания построения виртуальной реальности 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 90

Интенсификация развития информационно-коммуникационных технологий на рубеже XX и XXI вв. повлекла изменения, происходящие как в социокультурной действительности, так и в области научного познания. С одной стороны, произошло становление информационно-технологического уклада на мировом уровне. С другой стороны, появился феномен, обозначенный термином «виртуальная реальность».
Реальность, описываемая этим понятием, стала особой средой, которая оказавшей влияние на многие сферы человеческой жизнедеятельности.
Технологии виртуальной реальности способствуют погружению пользователя в искусственный мир, который позволяет реализовать многочисленные потребности и интересы, в связи с чем, они находят применение в различных сферах жизнедеятельности: индустрии развлечений, маркетинг, образование, здравоохранение, строительстве и др.
Расширение области внедрения новейших технологий привело к популяризации и повсеместному употреблению категории «виртуальная реальность». Это подтверждает распространение производных понятий, таких как «виртуальная конференция», «виртуальная экономика», «виртуальное общение», «виртуальный музей», «виртуальный шоурум» и т.д., к которым прибегают разного рода специалисты.
Эти и другие явления, вызванные процессами компьютеризации и информатизации различных сфер жизнедеятельности человека, побуждают к активному изучению природы виртуальной реальности. И с конца XX в. наблюдается непрекращающийся рост научного интереса к феномену виртуальной реальности, вопреки которому данная категория не имеет однозначного толкования, а среди многообразия существующих определений обнаруживаются концептуальные противоречия, которые затрудняют ее изучение. Ярким примером является методологическая дихотомия в трактовке виртуальной реальности, проявляющаяся в сведение виртуальной реальности к либо сфере объективной, либо к - субъективной.
Кроме того, несмотря на то, что научная и философская литература изобилует исследованиями в области психологических, социальных и культурологических характеристик виртуальной реальности, до сих пор остаются мало исследованными ее философско-антропологические принципы и онто-гносеологичесикие основания.
Поэтому приходится констатировать, что в настоящее время отсутствует комплексный философский анализ виртуальной реальности. Состояние исследований, когда сосуществуют разнообразные и весьма противоречивые точки зрения на ее природу и сущность, нельзя считать удовлетворительным. Проблема выявления оснований виртуальной реальности является актуальной, поскольку именно в принципах формирования и развития раскрывается бытийственная специфика виртуальной реальности.
Степень разработанности проблемы
Впервые интерес к феномену виртуальной реальности обнаруживается вне философского дискурса, в работах М. Крюгера, И. Сазерленда, М. Хейлига, Ф. Хэмита, чья деятельность была напрямую связана с созданием искусственной среды, имитирующей эмпирическую реальность. Популяризация термина «virtual reality» (виртуальная реальность) неразрывно связана с деятельностью Дж. Ланьера по разработке и продвижению технологий будущего.
Изменения, происходящие в человеке и обществе под влиянием технологий виртуальной реальности, находятся в поле зрения ряда зарубежных исследователей, таких как Г. Рейнгольд, М. Хейм, Ж. Бодрийяр, М. Кастельс, С.Жижек и др.
В отечественных философских исследованиях виртуальная реальность можно выделить несколько основных направлений. В первую очередь, виртуальная реальность рассматривается как результат развития информационных технологий (В.С. Бабенко, А.И. Воронов, Е.В. Ковалевская,
B. М. Розин, В.О. Саяпин, П.Е. Солопов, Д.И. Шапиро, А.В. Юхвид и др.).
Следующее направление, опираясь на концептуальный аппарат постнеклассической философии, изучает социально-философские аспекты виртуализации общества и исследует последствия воздействия виртуальной реальности на человека (В.А. Емелин, Д.В. Иванов, Б.С. Сивиринов, Т.А. Бондаренко, А.А. Кириллова, Е.Е. Таратута, А.Ю. Фимин).
Интерес представляют работы Н.А. Носова, который явился основоположником полионтичного подхода, ставшего популярным методологическим приемом в исследовании виртуальной реальности, нашедшим прикладное применение. Идеи Н.А. Носова развивались исследовательской группой «Виртуалистика» Института философии РАН (М.А. Пронин, О.А. Скоркин, Я.В. Чеснов, Г.П. Юрьев).
В работах И.Е. Гутмана, О.Л. Степанцевой рассматриваются игровые аспекты виртуальной реальности.
Понятие «виртуальная реальность» встречается также в эстетике, так как оно позволяет по-новому осмыслить процессы, которые протекают в искусстве (В.В. Бычков, Н.Б. Маньковская, И.И. Силантьева).
С.И. Орехов, занимаясь исследованием основ виртуальной реальности, опирается на антропный принцип и определяет ее как искусственную реальность, возникающую в результате отношений техники и сознания. М.Ю. Опенков дает онто-диалогическое трактовку виртуальной реальности.
C. С. Хоружий, прибегая к энергийному дискурсу, определяет виртуальную реальность как «недород бытия».
Методологические и теоретические основы исследования.
Теоретико-методологическая база диссертационного исследования опирается на философские и общенаучные принципы следующие:
-системный подход, позволивший анализировать виртуальную реальность как единство взаимодействия человека с ВР-системой;
-сравнительно-исторический метод при исследовании становления и развития понятия «виртуальный» в истории философии;
- методологию сравнительного анализа в изучении подходов к определению виртуальной реальности, а также форм присутствия человека в пространстве виртуального;
- антропный принцип при рассмотрении антропологических оснований виртуальной реальности;
Кроме того, в диссертационном исследовании были использованы принципы и идеи отдельных авторов:
- А. Бергсона, В. Дильтея, Х. Плеснера, М. Хайдеггера, М. Мерло- Понти, Ж. Бодрийяра, Ж. Делеза, С. Жижека, для выявления онто- гносеологических и антропологических оснований виртуальной реальности;
- идея процессуальной формы существования виртуальной реальности С. И. Орехова, А.И. Трофимовой помогающая сформулировать авторское определение понятия «виртуальная реальность»;
- сущностные свойства виртуальной реальности: порожденность,
автономность, актуальность и интерактивность, выделенные Н.А.Носовым;
Теоретической основой изучения особенностей пространства и времени виртуальной реальности стали работы Ж. Делеза, М. Хайдеггера, С.С. Хоружего, И.А. Николаева, А.А. Трофимовой, О.И. Елховой,
Основанием для исследования изоморфизма мифологического и виртуально пространства-времени выступили работы Э. Кассирера, К. Леви- Стросса, Дж. Фрейзера, М. Элиаде, А.Ф. Лосева, Б. Малиновского, Е.М. Мелетинского, Ван Геппена, К. Хюбнера, Э. Лича, Я.Э. Головосовкер, Ф. Х. Кесседи, М. Маклюэна.
В диссертационном исследовании также были использованы методы взаимодополнительности и синтеза противоположностей, системно-структурный, сравнительно-исторический подходы, а также общенаучные методы познания: абстрагирование, типологизация, анализ и синтез и др.
Объектом диссертационного исследования является виртуальная реальность.
Предметом диссертационного исследования - философско- антропологические принципы и основания виртуальной реальности.
Целью диссертационного исследования выступает выявление философско-антропологических оснований и принципов виртуальной реальности.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
- проследить развитие понятия «виртуальной реальности» в историко - философский мысли;
- выделить и проанализировать существующие теоретико-методологические подходы к трактовке виртуальной реальности;
- определить философско-антропологические принципы виртуальной реальности;
- рассмотреть в качестве основных онтологических характеристик виртуальной реальности пространство, время и память;
- выявить изоморфизм мифологического и виртуального пространства- времени.
Научная новизна работы заключается в построении концепции, отражающей философские основания виртуальной реальности, и конкретизируется в следующих результатах исследования:
- выявлены и проанализированы основные подходы исследования виртуальной реальности: объективистский и субъективистский. Основой для анализа данных подходов стало сопоставление следующих трактовок виртуальной реальности: как искусственной среды, созданной с помощью технологий и имитирующих чувственно-воспринимаемый мир, как природного феномена, проявляющегося на микро-уровне, как «недорода бытия», как феномена, связанного с символической деятельность человека, как чувственно-образной реальности;
- показано, что для функционирования виртуальной реальности необходимо наличие ВР-системы, а также погружение субъекта в продуцируемый этой системой искусственный мир, с которым он имеет возможность взаимодействия. Выделены формы присутствия человека в пространстве виртуальной реальности;
- установлено, что пространство и время виртуальной реальности отвечают конституивным принципам мифологического пространства и времени.
Положения, выносимые на защиту:
- Среди многообразия существующих трактовок виртуальной реальности можно выделить два основных методологических подхода: объективистский и субъективистский. В рамках первого подхода виртуальная реальность определяется либо как искусственная среда, созданная при помощи технических средств, либо как свойство физического мира, независящая от свойств субъекта. Выявляются такие характеристики как автономность и особая темпоральность. В рамках второго подхода существование виртуальной реальности напрямую зависит от сознания и деятельности субъекта и отождествляется либо с культурой, либо с социальной реальностью, либо редуцируется к психологическим феноменам и состояниям сознания.
- К конституирующим принципам виртуальной реальности относятся следующие философско-антропологические принципы: антропный принцип и эксцентрическая позициональность. Антропный принцип проявляется в утверждении необходимости центрального места человека в ней. Его роль проявляется в двух аспектах: в качестве пользователя, задающего содержание, сценарии виртуальных событий, условия их существования, а также возможные области применения, и в качестве пользователя, актуализирующего и интерпретирующего виртуальные события. Эксцентрическая позициональность как фундаментальная особенность человека проявляется в том, что человек не связывает свой сущностный центр со своим телом и стремится выйти за его границы. В виртуальной реальности эксцентрическая позициональность проявляется, во- первых, как попытка заменить инвариантное тело дигитальным телом, а во- вторых, в неприятии своей конечности и стремлении к ее преодолению путем осуществления цифрового бессмертия.
- Виртуальная реальность облает скрытой «демиургической»
функцией, проявляющейся в наличии у человека новой степени свобод, состоящей в возможности управлять и взаимодействовать с виртуальным пространством. Основанием для этого является мифологическое мышление, которое, позволяет реализовать свободу желания через «логику чудесного» и управлять категориями пространства и времени.
Теоретическая значимость работы заключается в раскрытии философско-антропологических принципов и онто-гносеологических оснований существования виртуальной реальности, что позволяет элиминировать элементы неопределенности в ее описании.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования основных положений и результатов данной работы для дальнейшего изучения виртуальной реальности.
Содержащийся в диссертационном исследовании материал может применяться при разработке учебных курсов по дисциплинам: «Философия», «Философия техники», а также использоваться для подготовки отдельных курсов: «Философия виртуальной реальности», «Философские проблемы виртуальной реальности» и др.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данном диссертационном исследовании был проведен историко-философский анализ понятия «виртуального», в ходе которого было выявлено, что понятие «виртуальный» прошло через всю историю западной культуры, начиная с античности, но чаще всего оно трактовалось как форма бытия вещи, способные проявиться, не есть самостоятельный феномен, а как порожденное и зависимое. Концептуальное оформление виртуальной реальности пришлось только на 20-й век, ввиду развития информационно- компьтерных технологий.
В рамках философского дискурса можно выделить два основных методологических подхода, послуживших основанием для изучения виртуальной реальности - объективистский и субъективистский.
В рамках объективистского подхода можно выделить два направления: технократическое и онтологическое. В рамках субъективистского подхода - социокультурное и психологическое направления. Предложенные трактовки виртуальной реальности оказываются недостаточными для полного представления о ее конституирующих основаниях.
Определение виртуальной реальности, предлагаемое технократическим направление, оказывается, с одной стороны, слишком узким, а с другой, противоречивым. Во-первых, в нем акцентируется внимание только технологической составляющей. Во-вторых, будучи противопоставленной эмпирической, виртуальная реальность, провозглашается как автономная структура, дающая пользователям возможность актуализовать свой когнитивный потенциал и в то же время уподобляется (стремится к уподоблению) чувственно-воспринимаемому миру; 2) провозглашение автономного статуса виртуальной реальности является необоснованным, поскольку автономия предполагает организационную закрытость и независимость от внешних факторов; 3) виртуальная реальность всегда существует в границах социальной реальности и обусловлена интенциональностью человеческого сознания, что не раскрывает данный подход.
Онтологическое направление определяет виртуальная реальность либо феномен физического мира, проявляющийся на микро-уровне, либо как «недобытие». Здесь обнаруживается идея об особой темпоральнойструктуре виртуальной реальности, однако она либо не получается дальнейшего развития при рассмотрении онтологических оснований, либо, как это видно у С.С. Хоружего, характеристика времени виртуального события противоречит другим положениям.
В социокультурном направлении виртуальная реальность связана с реальностью культуры, как второй природы, в которую включен человек. Согласно представителям этого направления, культура представляет знаковую систему взаимодействия человека с миром. Это направление видит смысл виртуальной реальности в создании для человека искусственного пространства и принципа существования культуры как знаковой системы.
В концепции Корсунцева И.Г. проявляется отождествление культуры и виртуальной реальность, где последняя расценивается как неотъемлемая структура, ставшая необходимой с момента формирования социальных связей. С позиции философии постмодернизма виртуальная реальность предстает не просто как некий феномен, существующий в границах социальной сферы, но как новая система социальных взаимодействий, представляющая собой симуляции социальных процессов, раскрывающих содержание общественной жизни. Фактически, виртуальность и социальность сливаются в единое целое. Согласно сетевому подходу к изучению виртуальной реальности, можно говорить о ее переплетении с социальной реальностью. Виртуальная реальность выступает как неотъемлемый элемент социальной реальности. В данном подходе виртуальная реальность и ее заложенный в ней потенциал получают положительную оценку, поскольку она не способствует увеличению социальной изоляции и снижению социального взаимодействия, а наоборот обусловливают уплотнение социальных отношений. Однако при таком подходе из вида упускаются основания, на которых конструируется виртуальной реальности, а потому данный подход также является ограниченным.
В психологической концепции виртуальной реальности, наиболее ярко выраженной в трудах Н.А. Носова, подчеркивается ее антропологический характер. Человек признается в качестве конструктора виртуального бытия. Но абсолютизация роли человека в процессе формирования виртуальной реальности приводит к ее редукции с такими феноменами как психологическая, эзотерическая, художественная реальность и т.д. Н.А. Носов предпринимает попытку выявить характеристики виртуальной реальности. Фактически он одним из первых обращает внимание на тот факт, что виртуальная реальность существует по своим собственным законам, к числу которых относятся время и пространство. Но развитие этой идее не получило своего продолжения.
Поскольку рассмотрение виртуальной реальности только лишь через призму объективистского или же только с позиции субъективиского подходов приводит к абсолютизации одной из сторон, то была предпринята попытка синтеза указанных подходов. Было предложено определение виртуальной реальности как искусственной среды, конструируемой, посредством взаимодействия субъекта и технологических средств, и имитирующей чувственно-воспринимаемый мир.
Рассматривая специфику виртуальной реальности мы пришли к выводу, что она базируется на философско-антропологических и онто- гносеологические основания виртуальной реальности.
В качестве первых были выделены антропный принцип и экцентрическая позициональность. В качестве вторых - мифологическое мышление, пространство и время.
Конституирующая роль антропного принципа в виртуальной реальности раскрывается в постулировании человека в качестве ее основания. Его роль в виртуальной реальности представлена в двух формах: разработчика и пользователя. В первом случае он конструирует содержание и сценарии виртуальных событий, задает условия их существования, определяет возможные области применения достижений виртуального. Во втором случае, в качестве пользователя, он, присутствуя внутри виртуального пространства, осуществляет выбор - какие события будут актуализированы, тем самым запуская процесс развертывания их смыслов. Такой подход к виртуальной реальности способствует выявлению скрытой «демиургической функции», проявляющейся в наличии у человека управляющих функций и осуществление власти в виртуальном пространстве. Как было отмечено ранее, виртуальная реальность отличается от иных феноменов, претендующих на сходство с чувственно-воспринимаемым миром, новой степенью свободы, состоящей в возможности взаимодействовать с моделируемым пространством.
Еще одним принципом лежащим в основании виртуальной реальности является эксцентрическая позициональность как фундаментальная особенность человеческого существования. В виду своей экцентричности, человек, заключенный в телесную оболочку, не воспринимает ее как свой сущностный центр, а стремиться выйти за ее пределы. По мнению Плеснера, неукорененность в себе, вызванная эксцентричной позициональностью, приводит к осознанию своей случайности и необходимость делать себя, т.е. выходить за свои пределы, что в свою очередь толкает человека в поток культуротворчества. Рассматривая виртуальную реальность с ракурса, который задает Х. Плеснер, становится ясно, что как искусственная среда, она является естественной для человека в том смысле, что выступает по отношению к человеку как средство достижения равновесия, как попытка обретения своего «места» и «времени», как стремление стать чем-то. Стремление стать «чем-то» (кем-то) в пространстве виртуального обнаруживается в попытке изменения инвариантного естественного тела дигитальным телом, которое позволяет осуществлять манипуляции со своей идентичностью. Помимо этого, виртуальная реальность обнаруживает неприятие конечности как фундаментального свойства человеческого бытия и стремление к ее преодолению посредством осуществления цифрового бессмертия, что кажется возможным благодаря замене естественного тела дигитальным телом. Тем самым стремление вырваться из оков телесности в виртуальной реальности достигают своего предела.
В качестве базисных оснований виртуальной реальности лежат правила, задаваемые мифологическим мышлением, которое позволяет реализовать свободу желания через «логику чудесного», жонглирующей категориями пространства и времени. Пространственные и темпоральные характеристики виртуального времени сопоставимы с темпоральными и пространственными представлениями архаического человека, лежащими в основе мифологической картины мира.
Виртуальное пространство изоморфно пространству мифологическому: оно представлять собой процесс преобразование хаоса, выстраивается на основе бинарных оппозиций, обладает центром и границами. Применяемая ранее трактовка виртуального пространства как ризоморфного, уже не соответствует современной архитектуре Сети ввиду существующих алгоритмов персонифицированного поиска, препятствующих разрастанию и расползанию Сети.
Для мифологического времени и времени виртуального не характерен последовательный переход событий от прошлого через настоящее к будущему. Мгновения «сейчас» настоящего, прошлого и будущего в виртуальной реальности не следуют с необходимостью друг за другом. Сакральное время, как и виртуальное, не движутся в сторону будущего. Это антиисторичное время. Субъект не поставлен в ситуацию «решимости», где он должен сделать свободный выбор исходя из своего будущего. Виртуальное время, как и мифологическое, антропоморфно. Виртуальная реальность разворачивается благодаря человеку. Пользователь определяет момент входа в виртуальное пространство и момент выхода из нее, он актуализирует виртуальные события, он их и останавливает. В ней все можно проигрывать ту или иную ситуацию «начерно», не торопясь «прожить» её «набело». Из нее всегда можно выйти и начать заново. Виртуальное время, как и мифологическое, лишено длительности и последовательности событий.
Таким образом, проведенный анализ виртуальной реальности позволяет сделать вывод, что виртуальная реальность - это искусственный мир, возникающий как результат взаимодействия человека и компьютерных технологий, претендующий, на первый взгляд, на правдоподобие эмпирической реальности. Однако философско-антропологические принципы и онто-гносеолоогические основания виртуальной реальности, которые были выявлены нами в ходе диссертационного исследования, позволяют сделать вывод о том, что виртуальная реальность является структурой, пытающейся преодолеть границы и рамки чувственно- воспринимаемого мира и дающая человеку ощущение свободы от них.



1. Афанасьев, А.Н. Древо жизни: Избранные статьи [Электронный ресурс] / А.Н. Афанасьев. — М.: Современник, 1982. — 464 с - Режим доступаhttps://www.gumer.info/bibliotek Buks/Literat/afan/index.php. - Загл. с экрана
2. Барг, М.А. Эпохи и идеи. Становление историзм. - М.: Мысль, 1987. - 354 с.
3. Барлоу, Дж. Декларация независимости киберпространства
[Электронный ресурс] / Компьютерра, 1997. - №29. - Режим доступа:
http://old.computerra.ru/offline/1997/206/678/.- Загл. с экрана
4. Бергсон, А. Творческая эволюция [Электронный ресуср] / А. Бергсон Режим доступа //http://psylib.org.ua/books/bergs01/index.htm. - Загл. с экрана
5. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть [Электронный ресурс] /
Ж. Бодрийяр. - М., 2000. - Режим доступа
https://royallib.com/book/bodriyyar gan/simvolicheskiy obmen i smert.html. -
Загл. с экрана
6. Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляции [Электронный ресурс] / Ж.
Бодрийяр. - Тула, 2013. - Режим доступа:
http://www.gumer.info/bogoslov Buks/Philos/bodr sim/.- Загл. с экрана
7. Борхес, Х.Л. Сад расходящихся тропок [Электронный ресурс] / Х.Л. Борхес - Режим доступаhttp://lib.ru/BORHES/sad.txt.- Загл. с экрана
8. Браславский, П.И. Технология виртуальной реальности как феномен культуры конца XX - начала XXI веков: дис. ... канд. культурологи: 24.00.01 / П.И. Браславский; Уральский гос. Ун-т,. - Екатеринбург, 2003.- 163 с.
9. Бурлаков, И. «Homo Gamer: Психология компьютерных игр» [Электронный ресурс] / И. Бурлаков - Режим доступа https://www.gumer.info/bibliotek Buks/Psihol/Article/burl homgam.php.- Загл. с экрана
10. Геппен, А., ван Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. — 198 с.
11. Вейценбаум, Дж. Возможности вычислительных машин и
человеческий разум. От суждений к вычислениям [Электронный ресурс] / Дж. Вайценбаум. - М: Радио и связь, 1982. - Режим доступа
http : //www. kouzdra. ru/page/texts/weizenbaum/. - Загл. с экрана
12. Войцехович, В.Э. «Эволюция науки: от знания к пониманию, от классического знания к постнеклассическому пониманию реальности» [Электронный ресурс] / В.Э. Войцехович - Режим доступа http://spkurdvumov.ru/philosophv/evolvuciva-nauki-ot-znaniva-k-ponimaniyu/.- Загл. с экрана
13. Войцехович, В.Э. Человек как аттрактор биоэволюции (антропо-
синергетический взгляд на развитие жизни) [Электронный ресурс] / В.Э. Войцехович // Философия науки. Вып. 8: Синергетика человекомерной реальности. М.: ИФ РАН, 2002. - Режим доступа
http://iph.ras.ru/page52731865.htm.- Загл. с экрана
14. Вульф, К. Антропология, история, культура, философия. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, 2008.
15. Гибсон, У. Сожжение хром [Электронный ресурс] / У. Гибсон.- Режим доступаhttp://lib.ru/GIBSON/brnchrom.txt. - Загл.с экрана
16. Гибсон, У. Нейромантик [Электронный ресурс] / У. Гибсон.- Режим доступаhttp : //lib .ru/GIBSON/gibso01.txt.- Загл. с экрана
17. Гибсон, У. Возникновение «киберпространства» [Электронный ресурс]
/ У.О. Гибсон. - Режим доступа
http://cvberpunkworld.net/news/uiljam gibson o vozniknovenii kiberprostranstva/2011-06-25-126. - Загл. с экрана
18. Гибсон, Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / Дж.Гибсон. - М.: Прогресс, 1988. - 464 с.
19. Голосовкер, Я. Э. Избранное. Логика мифа / Я.Э. Головосовкер. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2010. - 499 с.
20. Гутман, И.Е. Компьютерные виртуальные игры: культурно¬
антропологические аспекты анализа: дис. ...филос. наук: 09.00.13 / И.Е. Гутман; Санкт-Петербурсгский гос-ый ун-т. - СПб., 2009. - 192с.
21. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры / А.Я. Гуревич. - М.: «Искусство», 1984 - 350с.
22. Делез, Ж. Логика смысла / Ж. Делез; пер. Я. И.Свирский. - М.: Раритет, Екатеринбург: Деловая книга, 1998. - 480 с.
23. Делез, Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения / Ж.Делез, Ф. Гваттари; пер. Свирский Я. И. - Екатеринбург: У-Фактория; М.: Астрель, 2010. - 895с.
24. Добровидова, Н.А. Особенности эмоциональных состояний подростков, увлекающихся компьютерными играми [Электронный ресурс] /
H. А. Добровидова // Журнал вестник Томского государственного
университета Выпуск № 323. - Режим доступа
http://cxberleninka.rU/article/n/osobennosti-emotsionalnyh-sostoxanix-podrostkov2иу1екаушск^уа-кошру^егпуш1Лдгашт- Загл. с экрана
25. Дойч, Д. Структура реальность [Электронный ресурс] / Д. Дойч. -
Москва-Ижевск, 2001.- Режим доступа:
http://digita1physics.ru/pdf/The Fabric of Rea1ity--David Deutsch.pdf.- Загл. с экрана
26. Дьяконов, И.М. Архаические мифы Востока и Запада [Электронный ресурс] / И.М.Дьяконов. — М.: Наука, 1990. - Режим доступа https://roya11ib.coш/book/dyakonov igor/arhaicheskie шifi vostoka i zapada.htm
I. - Загл. с эрана
27. Дэвис, Э. Техногнозис: миф, магия и мистицизм в
информационную эпоху [Электронный ресурс] / Э. Дэвис. - Режим доступа http://bookitut.ru/Tekhnognozis-mif-magiva-i-misticzizm-v-informaczionnuvu-epokhu.33.html#a33.Kiberprostranstvo-virtualjnoe-remeslo.- Загл. с экрана
28. Иванов, Д.В. Виртуализация общества [Электронный ресурс] / Д.В.
Иванов. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2000. - 96 с. - Режим
доступаhttp://lib.ru/POLITOLOG/ivanov d v.txt. - Загл. с экрана
29. Иванова, А.В. Технологии виртуальной и дополненной реальности:возможности и препятствия применения [Электронный ресурс] / А.В. Иванова // Стратегические решения и риск-менеджмент, № 3 (108), 2018. - Режим доступаhttps://cvberleninka.ru/article/n/tehnologii-virtualnov-i-dopolnennov-realnosti-vozmozhnosti-i-prepvatstviva-primeneniva.- Загл. с экрана
30. Елхова, О.И. Онтологическое содержание виртуальной реальности: диссертация ... доктора философских наук: 09.00.01 / О.И. Елхова; «Башкирский гос-й ун-т. - Уфа, 2011. - 330 с.
31. Емелин, В.А. Виртуальная реальность и симулякры [Электронный ресурс] / В.А Емелин - Режим доступа:http://emeline.narod.ru/virtual.htm.- Загл. с экрана
32. Емелин, В. Глобальная сеть и киберкультура. Ризома и Интернет [Электронный ресурс] / В.А Емелин - Режим доступа http://www.emeline.narod.ru/rhizome.htm.- Загл. с экрана
33. Закаблуковский, Е.В. Виртуальные сетевые сообщества:
философско-антропологический анализ: дисс. к.филос. наук: 09.00.13 / Е.В. Закаблуковский - Нижний Новгород, 2015, - 160с.
34. Захряпин, А.В. Виртуальное мировоззрение как феномен развитие науки и общества: дисс. к. филос. наук: 09.00.11 / А.В.Захряпин - Саранск, 2008, - 150 с.
35. Казютинский, В.В., Балашов Ю.В. Антропный принцип. История и
современность [Электронный ресурс] / В.В.Казютинский, Ю.В.Балашов // Природа, №1, 1989. - Режим доступа
http://vivovoco.astronet.ru/VV/JOURNAL/NATURE/OLD/ANTROP.HTM. -
Загл. с экрана
36. Капп, Э., Л.Нуаре, Эспинас А. Роль орудия в развитии человека. Часть II. Философия машины [Электронный ресурс] / Э.Капп, Нуаре Л., А. Эспинас - Режим доступаhttps://gtmarket.ru/laboratory/basis/3479/3481. - Загл. с экрана
37. Кассирер, Э. Философия символических форм. Том 1. Язык. / Э. Кассирер; пер. CA. Ромашко. - М.; СПб.: Ун. книга, 2002. - 272 с.
38. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и
культура. [Электронный ресурс] / М.Кастельс. - Режим доступа:
http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Polit/kastel/02.php.. - Загл.сэкрана
39. Кастельс, М. Становление общества сетевых структур [Электронный
ресурс] / М. Кастельс // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. - М., 1999. - Режим доступа:
http://www.archipelag.ru/geoeconomics/soobshestva/power-identity/formation/. -
Загл. с экрана
40. Кессиди, Ф. Х. От мифа к логосу: Становление греческой философии [Электронный ресурс] /Ф.Х. Кесседи. - Режим доступа http://platoakademeia.ru/index.php/ru/e-library/researches/itemlist/category/111-kessidi.- Загл. с экрана
41. Кирик, Т.А. Виртуальная реальность: сущность, критерии, типологии: дисс. к. филос. наук: 09.00.01 / Т.А. Кирик. - Омск, 2004., - 165с.
42. Кирюшин, А. Н. [Электронный ресурс] / А.Н. Кирюшин // Credo new. -
СПб., 2010. - № 4(64). - Режим доступа:
http://credonew.ru/content/view/956/62/. - Загл. с экрана
43. Концепция виртуальных миров и научное познание: сб. ст. / отв. ред.: Акчурин И.А., Коняев С.Н. - СПб.: Изд-во Рус. христиан. гуманитар. ин-та,
2000. - 317с.
44. Корсунцев, И.Г. Онтология развития / И.Г. Корсунцев. - М.:
ИПКгосслужбы 2001. - 139с.
45. Корсунцев, И.Г. Легенда о большом взрыве Вселенной / И.Г. Корсунцев. - М.: ИПКгосслужбы: Рос. филос. о-во, 2002. - 80 с.
46. Корсунцев, И.Г. В мире современных научных мифов / И.Г. Корсунцев. - М.: Молодая гвардия, 2004. - 188 с.
47. Круткин, В.Л, Онтология человеческой телесности / В.Л. Круткин. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1993. - 169 с.
48. Кузанский, Н. О видении бога [Электронный ресурс] / Н. Кузанский. -
Режим доступа
http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000628/st000.shtml.- Загл. с экрана
49. Кузуб, О.С. Антропологические основания виртуальной реальности //
Общество.Экономика.Культура:актуальные проблемы, практика решения: сборник научных статей. В 2-х ч. Ч. 1 / V Международная научно¬
практическая конференция (24 марта 2015 г.). Барнаул: Изд-во СПбУУиЭ, 2015.- С.176-179
50. Кузуб, О.С. Виртуальная реальность: технократический и
онтологический подходы // Известия Алтайского государственного университета.- 2015. - №3/1(87). - С.172-174
51. Кузуб, О.С. Мифологические черты виртуального пространства //
Общество.Экономика.Культура:актуальные проблемы, практика решения: сборник научных статей. В 2-х ч. Ч. 1 / VII Международная научно¬
практическая конференция (27 марта 2017 г.). Барнаул: Издательство Санкт- Петербургского университета технологий управления и экономики, 2017. - С.255-260
52. Кузуб, О.С. Мифологические черты виртуальной реальности //
Философские дескрипты (Электронный журнал.) - 2018 г. - № 19.
53. Кузуб, О.С. Проблема цифрового бессмертия // Философские
дескрипты (Электронный журнал.) - 2020 г. - № 21.
54. Кузуб, О.С. Ризома как структура виртуального пространства // Философские дескрипты (Электронный журнал.) - 2015 г. - № 13.
55. Кузуб, О.С. Социокультурный подход к определению виртуальной реальности // Мир, науки, культуры, образования. - 2015. - № 1(50). - С.361-364
56. Кузуб, О.С. Трактовка виртуальной реальности с позиции единства объективистского и субъективистского подходов // Ученые записки Санкт- Петербургского университета управления и экономики. - 2015.-№ 2(50). - С.109-115
57. Кунафин, М.С. Концепции современного естествознания: Учеб. Пособие: в 2ч./ М. С. Кунафин Кунафин. -Уфа: Башк. ун-т, 2001. - 266с.
58. Лавренчук, Е.А. Аутопойезис [Электронный ресурс] / Е.А. Лавренчук // Электронный философский журнал Vox/Голос. - 2011. - №11. - Режим доступа: http://www.vox-journal.org.- Загл. с экрана
59. Лавренчук, Е.А. Аутопойезис социальных сетей интернет-
коммуникаций [Электронный ресурс] / Е.А. Лавренчук // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». - 2009. - Режим
доступа https://cvberleninka.ru/article/n/autopovezis-sotsialnvh-setey-internet-
kommunikatsiy-1. - Загл. с экрана
60. Лакофф, Дж. Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем [Электронный ресурс] / Дж. Лакофф, М. Джонсон; пер. Н. В. Перцова // Теория метафоры: сб. ст./ - М., 1990. - С. 387-415.
61. Ланиер, Дж. Вы не гаджет. Манифест / Дж. Ланир; пер. с англ. М. Кононенко. - М.: Астрель, 2011. - 317 с.
62. Леви-Стросс, К. Мифологики [В 4 т.] Т.1./ Клод Леви-Строс; пер.: З. А. Сокулер, К. З. Акопян. - М. ; СПб.: ЦГНИИ ИНИОН РАН, 2000. - 398с.
63. Лешкевич, Т.Г. Философия науки: традиции и новации. Учебное пособие для вузов / Т.Г.Лешкевич. - М.: «Издательство ПРИОР», 2001. — 428 с.
64. Липкин, А.И. Основания современного естествознания. Модельный взгляд на физику, синергетику, химию / А.И.Липкин.- М.: Вузовская книга,
2001. - 300 с.
65. Лич, Э. Культура и коммуникация: Логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальной антропологии / Э. Лич; пер. И. Ж. Кожановской. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. — 142 с.
66. Лосев, А.Ф. Диалектика мифа [Электронный ресурс] / А.Ф. Лосев. - Режим доступаhttp://psvlib.org.ua/books/losew03/txt04.htm.- Загл. с экрана
67. Лотман, Ю., Успенский Б. Миф—имя—культура [Электронный ресурс]
/ Ю. Лотман, Б. Успенский. - Режим доступа
http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Literat/Lotm/mif im.php.- Загл. с экрана
68. Маклюэн, М. Галактика Гуттенберга: Становление человека
печатающего / М.Маклюэн; пер. И. О. Тюриной. - М.,: Акад. Проект: Фонд "Мир", 2005. - 495 с.
69. Маклюэн, М.Понимание Медиа: Внешние расширения человека [Электронный ресурс] / М.Маклюэн, пер. В.Г. Николаева.- М.; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. Режим доступа - http://vanko.lib.ru/books/media/mcluhan-understanding media.pdf- Загл. с экрана
70. Мальцева, Ю.М. Преодоление вербальной тотальности в театре авангарда как аспект трансформации метаязыка искусства. / Ю.М. Мальцева // Дискуссия.- 2014 - №8 (49). - С. 34-39
71. Матурана, У., Варела, Ф. Древо познания [Электронный ресурс] / У.Матуран, Ф.Варела. - М.: Прогресс-Традиция , 2001. - Режим доступа https://rovallib.com/book/maturana_umberto/drevo_poznaniva.html
72. Мелетинский, Е.М. Избранные статьи. Воспоминания / Е.М. Мелетинский. М.: Прогресс, 1998.- 571 с.
73. От мифа к литературе : учебное пособие по курсу «Теория мифа и историческая поэтика повествовательных жанров» / Е. М. Мелетинский. - М.: РГГУ, 2000. - 167
74. Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа / Е.М. Мелетинский. - М.: Восточная литература, 2000. - 406с.
75. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия / М. Мерло-Понти; пер. И. С. Вдовиной, С. Л. Фокина. - СПб.: Ювента-Наука, 1999. - 606 с.
76. Миронов, В. В., Иванов А.В. Онтология и теория познания / В.В. Миронов, А.В. Иванов. —М.: Гардарики, 2005. - 447 с.
77. Молчанов, В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии [Электронный ресурс] / В.И. Молчанов. - Режим доступа http : //sbiblio .com/biblio/archive/molchanov vremj a/. - Загл. с экрана
78. Николаев, И.А. Виртуальность как естественнонаучный, технический и культурный феномен: дисс. ... к. филос. наук: 09.00.08./ И.А.Николаев. - Саратов, 2004. - 149 с.
79. Ницше, Ф. Об истине и лжи во вненравственном смысле [Электронный
ресурс] / Ф.Ницше. - Режим доступа
http://www.nietzsche.ru/works/other/about-istina/.- Загл. с экрана
80. Ницше, Ф. Несвоевременные размышления - О пользе и вреде истории для жизни [Электронный ресурс] / Ф.Ницше. - Режим доступа http : //lib .ru/NICSHE/razmyshleniya1.txt.- Загл. с экрана
81. Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в
России [Электронный ресурс] / С.С. Новикова. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. -
Режим доступаhttp : //society.polbu.ru/novikova sociology/ch3 7 all.html. - Загл. с экрана
82. Носов, Н.А. Манифест виртуалистики [Электронный ресурс] / Н.А. Носов. - М. - 2001. - Режим доступа:http ://www.virtualistika.ru/vip 15.html. - Загл. с экрана
83. Опенков, М.Ю. Развитие визуального мышления и компьютерная революция / М.Ю. Опенков // Когнитивная эволюция и творчество: сб. ст/ М.:ИФРАН, 1995. - С.335-367
84. Орехов, С.И. Виртуальная реальность: исследование Онтологических и коммуникационных основ: дисс. д - ра филос. нау: 09.00.01/ С.И.Орехов. - Омск, 2002., - 332 с.
85. Орехов, С.И. Виртуальная реальность: Учебное пособие / С.И. Орехов. - Омск: Издательство ОмГПУ, 2007.- 128 с.
86. Петрусь, Г. Агрессия в компьютерных играх [Электронный ресурс] / Г.Петрусь. - режим доступа URL:http://banderus2.narod.ru/82035.html.- Загл. с экрана
87. Пивоев, В. М. Мифологическое сознание как способ освоения мира
[Электронный ресурс] / В.М. Пивоев.-Петрозаводск: Карелия, 1991.- 111 с. - Режим доступа
http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000933/st000.shtml.- Загл. с экрана
88. Пилипенко, Е.А. Виртуальное время: онтологический аспект /Е.А. Пилипенко // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2015. № 12 (62): в 4-х ч. Ч. I. - C. 158-161.
89. Платон. Пир [Электронный ресурс] / Платон. - Режим доступа http://lib.ru/POEEAST/PLATO/pir.txt.- Загл. с экрана
90. Платон. Политик [Электронный ресурс] / Платон. - Режим доступа http://psylib.org.ua/books/plato01/29polit.htm.- Загл. с экрана
91. Платон. Тимей [Электронный ресурс] / Режим доступа -
http://psylib.org.ua/books/plato01/27timei.htm.-Загл. с экрана
92. Плеснер, Х. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию / Х. Плеснер, пер. А. Г. Гаджикурбанов. - М.: РОССПЭН, 2004.- 368 с
93. Рашкофф, Д. Медиавирус! Как поп-культура тайно воздействует на
ваше сознание [Электронный ресурс] / Д.Рашкофф; пер. Д. Борисова. — М.: Ультра.Культура, 2003. — 368 с.- Режим доступа
http : //mediavirus .narod.ru/content.html. - Загл. с экрана
94. Ребер, Б., Роша Ф., Ди Грегорио С. Виртуальный апокалипсис или повторное посещение Платоновой пещеры? / Б. Ребер, Ф. Роша, Ди Грегорио // Концепция виртуальных миров и научное познание: сб.ст. - СПб., 2000. - С. 213-225
95. Рикёр, П. Память, история, забвение / П. Рикёр; пер. И. И. Блауберг, И. С. Вдовина, О. И. Мачульская, Г.М. Тавризян. - М.: Изд-во гуманитарной литературы, 2004. - 728с.
96. Розин, М.В. Интернет - новая информационная технология, семиозис, виртуальная среда [Электронный ресурс] / М.В. Розин // Влияние Интернета на сознание и структуру знания. - М.: ИФ РАН, 2004.- Режим доступа http : //iph.ras .ru/elib/Vliyan Internet 1 .html. - Загл. с экрана
97. Розин, В.М. Традиционная и современная технология: (филос.-методол. анализ). [Электронный ресурс] / М.В. Розин - М., 1999. - Режим доступа http : //www.philosophy 1 .narod.ru/www/html/iphras/library/technol .html. - Загл. с экрана
98. Романовская, Т.Б. Иная реальность и проблемы интерпретации в физике / Т.Б. Романовская // Концепция виртуальных Миров и научное познание: сб.ст., СПб., 2000. С. 120 - 121.
99. Самойлова, Е.О., Шаев, Ю.М. Компьютерные игры как виртуальный нарратив / Е.О. Самойлова, Ю.М. Шаев // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2016 - № 2 (64). - С. 171-173
100. Сивиринов, Б. С. Социальная квазиреальность или виртуальная реальность [Электронный ресурс] / Б. С. Сивиринов // Социолог. исследования. - 2003. - № 2. - С. 39-44. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/881/062/1217/006-SIVIRINOV Bx2cS.pdf.- Загл. с экрана
101. Силаева, В.Л. Подмена реальности как социокультурный механизм виртуализации общества: автореф. ...канд. филос. наук : 09.00.11 / В.Л. Силаева; Моск. гос. техн. ун-т им. Н.Э. Баумана - М., 2004.- 116с.
102. Таратута, Е.Е. Философия виртуальной реальности / Е.Е. Таратута. - СПб., 2007 г. - 147 с.
103. Тищенко, В.И. Виртуальные сообщества (методология и реальность). К
постановке проблемы [Электронный ресурс] / В.И. Тищенко// Социальное мышление и деятельность: влияние новых интеллектуальных технологий. - М.,2004. - Режим доступа
http://www.isa.ru/index.php?option=com content&view=article&id=332%3A-1-4&catid=45%3A2009-06-11-08-50-12&Itemid=79&lang=ru. - Загл. с экрана
104. Топоров, В.Н. Пространство и текст [Электронный ресурс] / В.Н. Топоров // Текст: семантика и структура: сб. ст. - М., 1983, с. 227-284. - Режим доступа http://ec-dejavu.rU/p/Publ_Toporov_Space.html. - Загл. с экрана
105. Трофимова, А.А. Человек в развертывании виртуальной реальности:
дисс. к. филос. наук: 09.00.01 / А.А. Трофимова; Омский гос-ый
педагогический ун-т. - Омск, 2011., - 164 с.
106. Филиппова, Е.И. История и память в эпоху господства идентичностей (беседа с действительным членом Французской Академии историком Пьером Нора) / Е.И.Филиппова // Этнографическое обозрение. 2011. №4. С. 75-84.
107. Фимин, А.Ю. Социально-философский анализ виртуальной
реальности : диссертация ... к. филос.наук: 09.00.11 / А.Ю. Фимин;
Волгоградский государственный технический ун-т.. - Волгоград, 2007. - 122 с.
108. Фома Аквинский. Сумма теологии / Фома Аквинский // Антология мировой философии. - М., 1969. - Т. 1. - С. 850-851.
109. Хайдеггер, М. Бытие и время [Электронный ресурс] / М. Хайдеггер. - Режим доступаhttp://lib.ru/HEIDEGGER/bvtie.txt.- Загл. с экрана
110. Хайм, М. Метафизика виртуальной реальности: от наивного реализма к ирреализму [Электронный ресурс] / Хайм М. // Возможные миры и виртуальная реальность. Серия «Аналитическая философия в культуре ХХ века». Исследования по философии современного понимания мира. Выпуск I - М., 1995. - Режим доступа:http : //seventh.boom.ru/phil/virtual.txt.- Загл. с экрана
111. Хоружий, С.С. Род или нерод? Заметки к онтологии виртуальности
[Электронный ресурс] / С.С. Хоружий. - Режим доступа:
http://coollib.eom/b/151260. - Загл. с экрана
112. Шпенглер, О. «Человек и техника» [Электронный ресурс] / О. Шпенглер // Культурология XX век. М., 1995. С. 454-492. - Режим доступа https://psihdocs.ru/o-shpengler-chelovek-i-tehnika-kuleturologiva-xx-vek-m-1995- s.html. - Загл. с экрана
113. Хэмит, Ф. Виртуальная реальность [Электронный ресурс] / Ф. Хэмит //
Возможные миры и виртуальная реальность. Серия "Аналитическая философия в культуре ХХ века". Исследования по философии современного понимания мира. Выпуск I. - М., 1995. - Режим доступа:
http : //seventh.boom.ru/phil/virtual .txt.Загл. с экрана
114. Хюбнер, К. Истина мифа [Электронный ресурс] / К. Хюбнер. - М.:
Республика, 1996. - Режим доступа
http : //krotov.info/libr min/22 h/ub/ner 03 .htm.- Загл. с экрана
115. Шестов, Л. «Достоевский и Ницше. Философия трагедии» [Электронный ресурс] / Л. Шестов. - Режим доступа http://www.magister.msk.ru/librarv/philos/shestov/shest07.htm.- Загл. с экрана
116. Элиаде, М. Космос и история [Электронный ресурс] / М. Элиаде; пер. А. А. Васильева, В. Р. Рокптянский, Е. Г. Борисова. - М.: Прогресс, 1987. -
313с. - Режим доступа https://www.koob.ru/mircea_eliade/cosmos_history. -
Загл. с экрана
117. Bell, G., Gemmell, J. Total Recall: How the E-Memory Revolution Will Change Everything. — Boston, Mass.: Dutton Adult, 2009. — 304 p.
118. Mayer-Schonberger, V. Delete: The Virtue of Forgetting in the Digital Age. — Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 2009. — 256 p.
119. Savin-Baden, M., Burden D. Digital Immortality and Virtual Humans //
Postdigital Science and Education (2019) 1:87-103
https://doi.org/10.1007/s42438-018-0007-6
120. Schroeder, R. Possible Worlds. The Social Dynamic of Virtual Reality Technology. - Oxford: Westview Press, 1996. - 203 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ