Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие инициативы у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности

Работа №114326

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы92
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
63
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы развития инициативы детей
старшего дошкольного возраста в проектной деятельности
1.1Ретроспектива исследований по проблеме развития качеств
инициативы у дошкольников
1.2Особенности развития инициативы как личностного качества
детей дошкольного возраста
1.3Условия организации проектной деятельности в развитии
детской инициативы
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию инициативы детей
старшего дошкольного возраста в проектной деятельности
2.1Изучение уровня развития инициативы у детей старшего
дошкольного возраста
2.2Содержание опытно-экспериментальной работы по развитию
инициативы у детей старшего дошкольного возраста
2.3. Контрольный срез
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Беседа «Что значит быть инициативным?»
Приложение Б Незавершенная сказка
Приложение В Сводная таблица результатов констатирующего эксперимента
Приложение Г Результаты контрольного эксперимента

Современные условия модернизации образования обуславливают
необходимость поиска методов совершенствования подготовки
инициативной, интеллектуально развитой личности. Указ президента «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года» ставит задачу создания условий и
возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека.
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации
российского образования» (2014), в Законе Российской Федерации «Об
образовании в РФ» (редакция от 27.12.2019) перед системой образования
поставлена задача воспитания инициативного человека, творческой
личности, способной принимать решения в ситуации выбора.
Главной установкой ФГОС ДО является ориентация на свободу,
инициативность и самостоятельность всех участников образовательных
отношений, подчеркивается важность максимального использования всех
актуальных возможностей ребенка дошкольника для развития
любознательности, коммуникативных способностей, воображения.
Инициативность исследуют как способность личности к
самостоятельным, целеустремленным действиям. Д. Б. Богоявленская, М. С.
Говоров и И. Э. Плотник рассматривают инициативность как мотивационную
составляющую личности. А. И. Высоцкий, Л. С. Рубинштейн, А. И.
Щербаков изучают поведенческую направленность личности. Социально-
значимые качества личности, одним из которых является инициатива,
начинают формироваться именно в дошкольном возрасте. Особенно в
старшем дошкольном возрасте, который характеризуется важнейшими
личностными новообразованиями (Л.Л. Коломинский, Л.И. Божович, В.С.
Мухина и др.), развитием азов социализации и инициативности.В современных исследованиях, различают несколько подходов к
пониманию инициативности. А.Ф. Лазурский, А.И. Крупнова, И.А.
Джидарьян, Д.Н. Узнадзе, Д.Б. Богоявленская рассматривают
инициативность как общую активность личности; К.А. Абульханова-
Славская, М.С. Говоров, А.Н. Поддьяков, Н.С. Степашов, как
самостоятельное качество личности; С.Я. Рубинштейн и А.И. Щербаков –
волевое, а Д.Б. Богоявленская и Т.С. Борисова интеллектуальное качество
личности. А.С. Жарикова представляет инициативность как комплекс
характеристик динамических, мотивационных, эмоциональных и
когнитивных личностных образований. А.И. Крупнов как системное
свойство личности. Отражены различные направления изучения развития
инициативы дошкольников: формирование исследовательской активности
детей; положения деятельностного подхода, предусматривающие
наполнение образовательного процесса различными формами активности и
разнообразными видами деятельности; теории развития личности ребенка
дошкольного возраста, дающие представление о развитии дошкольника как
субъекта деятельности.
Изучение философской и психолого-педагогической литературы
(Ж.Ж. Руссо, Г. Кершенштейнер, И.Г. Песталоцци) показывает, что
инициативность не формируется самопроизвольно, для ее развития
необходима целенаправленная работа, начиная с дошкольного возраста.
Воспитательно-образовательная работа по развитию инициативы у старших
дошкольников должна опираться на когнитивный компонент,
мотивационную и эмоциональную сферу, подкрепляться субъектными
формами взаимодействия. Особенно эффективно подобные механизмы
используются в проектной деятельности. Потенциал проектной деятельности
позволяет повышать активность дошкольников, развивать самостоятельное
творческое мышление, способности целеполагания и планирования (Н.Е.
Веракса, А.И. СавенкоАнализ практического опыта позволил выявить целый ряд
противоречий, мешающих развитию детской инициативы в дошкольной
организации:
- между потребностью общества в инициативной личности и отсутствием
системы развития детской инициативы в дошкольном образовании;
- между потребностью в эффективных формах, методах и средствах развития
инициативности старших дошкольников через проектную деятельность, и
неразработанностью содержательной стороны.
В настоящее время существует достаточно широкая научная
разработанность в области проектной деятельности детей школьного
возраста, что не позволяет применять имеющиеся исследования в
дошкольной организации.
Существующие противоречия позволили сформулировать проблему
исследования: каковы условия формирования инициативы у старших
дошкольников в проектной деятельности
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально
проверить условия развития детской инициативы в проектной деятельности
Объект исследования: процесс развития инициативы детей старшего
дошкольного возраста средствами проектной деятельности.
Предмет исследования: условия развития инициативы детей старшего
дошкольного возраста средствами проектной деятельности.
В основу исследования положена гипотеза о том, что процесс развития
инициативы детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности
будет эффективным при:
- обеспечении условий для организации поэтапной практической
деятельности взрослых и детей, основанной на индивидуальных
возможностях ребенка, для преодоления инертности, проявления
инициативы, самостоятельности, положительной мотивации в приобретениизнаний и их практическом применении, способности к правильной
ориентации в выборе жизненных стратегий и преобразовании реальности;
- создании образовательной среды, направленной на развитие
инициативы как интеллектуального качества личности и целеполагания и
волевого усилия детей,
- повышение педагогической культуры родителей и воспитателей по
формированию инициативы детей.
Исследование основывается на возрастных особенностях развития
ребенка в которых Н.А. Короткова и П.Г. Нежнов выделяют познавательную
инициативу и сферу инициативы как целеполагания и волевого усилия;
творческую и коммуникативную инициативу; а также постулаты Л. С.
Выготского: «основное в образовании дошкольников — это организация их
собственного опыта».
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены
следующие задачи:
- изучить особенности развития инициативы детей старшего
дошкольного возраста;
- проанализировать состояние исследуемой проблемы в работах
философов, психологов и педагогов;
- определить возможности использования проектной деятельности для
развития инициативы детей старшего дошкольного возраста;
- разработать критерии и уровни сформированности инициативы
познавательной и инициативы как целеполагание и волевое усилие;
- разработать систему занятий, стимулирующих развитие инициативы
детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности.
- Экспериментально проверить эффективность разработанной
системы занятий для развития инициативы детей старшего дошкольного
возрастаДля проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач
использовались различные методы исследования:
- общетеоретические: анализ философской, психолого-педагогической,
справочно-энциклопедической литературы по теме исследования;
- эмпирические: наблюдение, анализ, беседа; диагностические: методы
обработки результатов опытно-экспериментальной работы.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды
по проблеме формирования исследовательской активности детей А.И.
Савенкова, С.М. Бондаренко, В.С. Ротенберг и др.; положения
деятельностного подхода, предусматривающие наполнение образовательного
процесса различными формами активности и разнообразыми видами
деятельности А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и др.;
теории развития личности ребенка дошкольного возраста, дающие
представление о развитии дошкольника как субъекта деятельности Л.И.
Божович, М.Б. Зацепиной, Д.Б. Эльконина и др.; положения многомерно-
функционального подхода А.И. Крупнова, рассматривающие
инициативность как системное свойство личности.
Опытно-экспериментальной базой исследования явилось МАОУ
детский сад № 210 «Ладушки» г.о. Тольятти
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап (сентябрь - декабрь 2018 года) теоретический анализ
педагогической литературы по теме исследования, определены проблемы,
цели и задачи исследования.
Второй этап (январь – июнь 2019) разработана система развития
детской инициативы в дошкольной организации (формы, методы
обеспечения и методики воспитания в теории и практики воспитательной
деятельности); составлен план и подобран методический комплекс для
констатирующего эксперимента, анализ результатов констатирующего
эксперимента.Третий этап (сентябрь 2019 – май 2020) проведен формирующий
эксперимент, уточнены и оформлены результаты исследования,
сформулированы рекомендации.
Практическая значимость исследования:
Разработана и внедрена система занятий с детьми старшего
дошкольного возраста по развитию инициативы с использованием проектной
деятельности
Апробация и внедрение результатов:
1. Выступление на педагогическом совете МАОУ детский сад №210
«Ладушки» с докладом «Развитие детской инициативы в дошкольной
организации»
2. Выступление на Всероссийской научно-практической конференции
«Жизнь в ее гуманитарно-культурном понимании» с докладом «Развитие
инициативы дошкольников в конструктивных видах деятельности».
3. Написание тезисов в сборник материалов по проблеме исследования.
Статья в сборнике «Наука XXI века: взгляд в будущее»
4. Участие в областном практико-ориентированном семинаре
«Воспитательная система школы: опыт, проблемы, пути развития»
5. Участие в мастер-классе по теме «Мастерская конструирования
Фанкластик», с освоением программы компьютерного моделирования
Fanklastik 3D Designer
6. Участие в Открытом семинаре сетевых инновационных площадок по
теме “Апробация и внедрение парциальной модульной образовательной
программы дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим
будущих инженеров» Инженерные каникулы «ТЕХНО БУМ – 2019»
7. Участие в областном практико - ориентированном семинаре
«Социально-значимые проекты в формировании активной жизненной
позиции старших дошкольников». Презентация проекта «Добрый мир».8. Презентация проекта «Прошлое в настоящем» на Всероссийском
конкурсе «Защитникам Отечества посвящается..!» .
9. Участие в городском семинаре «Инновационное мышление
современного педагога – залог успеха будущих поколений».
10. Участие в семинаре-практикуме ГБУ «ППЦ» «Особенности воспитания
детей раннего и младшего дошкольного возраста»
11. Написание научной статьи на тему: «Условия развития познавательной
инициативы старших дошкольников». Публикация статьи в международном
научно-практическом электронном журнале «Моя профессиональная
карьера».
12. Участие в образовательном вебинаре «Уникальность парциальной
программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» в
формировании у дошкольников готовности к изучению технических наук»
13. Участие во Всероссийском онлайн-вебинаре по теме:
«Нейропсихология сегодня. Особое мнение»

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Дошкольное образование в современных условиях ориентировано на
воспитание инициативной, творческой личности. Проведенный анализ
психолого-педагогической литературы, позволяет уточнить сущность
понятия «инициатива», а также определить возрастные особенности развития
инициативы детей старшего дошкольного возраста.
В научных исследованиях, различают несколько вариантов трактовки
понятия инициативности: как проявление общей активности личности; как
качество личности: самостоятельное, волевое; комплекс характеристик
различных личностных образований (динамических, мотивационных,
эмоциональных, когнитивных); как системное свойство личности. Отражены
различные направления изучения развития инициативы дошкольников:
формирование исследовательской активности детей; положения
деятельностного подхода, предусматривающие наполнение образовательного
процесса различными формами активности и разнообразыми видами
деятельности; теории развития личности ребенка дошкольного возраста,
дающие представление о развитии дошкольника как субъекта деятельности.
В отечественной системе дошкольного образования отсутствует
система развития детской инициативы; не определены формы, методы и
средства, а также содержательная сторона развития инициативности старших
дошкольников; недостаточно используются возможности проектной
деятельности.
Наиболее существенное влияние проектная деятельность оказывает на
формирование когнитивных, деятельностных и коммуникативных
навыков. Метод дает ребенку возможность экспериментировать,
использовать полученные знания, развивать творческие способности,
позволяет обеспечить непрерывность образования и успешно адаптироваться
к любым условиям. Проектирование выступает «субъектной» формой
участия в жизни, ребенок изменяет обстоятельства, изменяет самого себя.Организация процесса проектирования с помощью совместной деятельности
взрослых и детей позволяет развивать социально-личностный профиль
ребенка. Помогает раскрепостить дошкольника, стать ему более уверенным в
себе, целеустремленным и общительным, развить навыки сотрудничества и
взаимопонимания.
Выделены показатели и уровни развития инициативы (высокий, средний,
низкий) старших дошкольников. Определены компоненты, составляющие
инициативы как интегрированного качества личности.
Когнитивный компонент включает в себя представления детей об
инициативности, понимание значимости инициативы, оценку развития
познавательных интересов и инициативы. Поведенческий и мотивационно-
потребностный компоненты проявляется в сознательном отношении к делу;
наличием предварительной подготовки к выполнению деятельности;
самостоятельность и креативность; готовность преодолевать трудности.
Эмоционально-оценочный - оценка личностного самооценивания;
способность последовательно оценить свои действия.
Деятельностный - умение планировать содержание деятельности; выбирать
средства деятельности; инициировать общение; поддерживать и развивать
диалог для планирования и реализации задач конструктивной деятельности.
Результаты диагностики на констатирующем этапе эксперимента
позволили сделать вывод о необходимости создания программы развития
детской инициативы средствами проектной деятельности.
В рамках формирующего этапа проводилась реализация системы
занятий проектной деятельностью, способствующая развитию инициативы у
старших дошкольников: разработано и реализовано содержание работы с
детьми старшего дошкольного возраста, проведено оснащение предметно -
развивающей среды группы, организована работа по включению родителей.
Анализ динамики развития инициативы детей старшего дошкольного
возраста в экспериментальной и контрольной группах позволяет сделатьвывод о значительном повышении результатов в экспериментальной группе.
Результаты контрольного эксперимента подтверждают эффективность
применения проектной деятельности в развитии инициативы детей.
Можно констатировать, что цель исследования достигнута,
поставленные задачи решены, получены теоретические и экспериментальные
данные, подтверждающие выдвинутую гипотезу.


1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М. : Мысль, 1991. 299 с.
2. Антропова В. В. Проектная деятельность детей старшего дошкольного
возраста в учреждениях дополнительного образования как средство развития
творчества : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 /
Антропова Валерия Владимировна. М. : Москва, 2013. 193 с.
3. Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности: Личность как
объект и субъект социальных отношений. М. : Изд-во МГУ, 1984. 388 с.
4. Бауэр Э.С. Теоретическая биология. М. : СПб. : Росток , 2002. 350 с.
5. Бедерханова В. П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка
// Классный руководитель. 2000. № 3. С. 39-50.
6. Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5—7 лет. Методическое
пособие. М. : ТЦ Сфера, 2007. 128 с.
7. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема
творчества. М. : Ростов-на-Дону : Изд-во Ростовского ун-та, 1983. 172 с.
8. Богоявленская Д.Б., Петухова И.А. Структура интеллектуальной
активности // Нов. исслед. в психoл. 1980. №1.
9. Борисова Т. С. Активность и инициативность как основа формирования
социальной ответственности // Вестник ТГПУ. 2011. № 1. С.103.10. Бояцис Р. На одной волне. Как управлять эмоциональным климатом в
коллективе. М. : Альпина Паблишер, 2017. 679 c.
11. Веракса Н.Е. Детская психология. Учебник для академического
бакалавриата. М. : Юрайт, 2017
12. Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В. Парциальная
образовательная программа дошкольного образования «От Фребеля до
робота: растим будущих инженеров» : учебное пособие. М. : Самара : ООО
«Издательство АСГАРД», 2017. 79 с.
13. Выготский, Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном
возрасте : Психология развития ребенка. М. : Смысл, Эксмо, 2004. 512 с.
14. Година Г.Н., Буре Р.С. Учите детей трудиться. М. : Просвещение, 1983.
144 с.
15. Горлова Н.А. Современные дети и их возможности // Современное
дошкольное образование. Теория и практика. 2009. №2. С.30-34.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ