Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ КРАЕ В ПРОЦЕССЕ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №120584

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы73
Год сдачи2017
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
32792
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о родном крае посредством туристско-краеведческой деятельности 8
1.1 Психолого-педагогические основы формирования у детей 6-7 лет
представлений о родном крае 8
1.2 Туристско-краеведческая деятельность как средство формирования
у детей 6-7 лет представлений о родном крае 15
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет представлений о родном крае в процессе туристско -краеведческой деятельности 28
2.1 Изучение уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений
о родном крае 28
2.2 Содержание и методика формирования у детей 6-7 лет
представлений о родном крае посредством туристско-краеведческой деятельности 39
2.3 Динамика формирования у детей 6-7 лет представлений о родном крае 45
Заключение 52
Список используемой литературы 54
Приложение

Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что эффективное развитие человеческого общества определяется пристальным вниманием, как к материальным, так и к духовным ценностям, имеющим первостепенное значение. Важнейшим из них является патриотизм, уходящий корнями в историю, культуру, экономику и политику каждого конкретного народа и государства. О значимости патриотического воспитания свидетельствуют законодательные документы, принятые на государственном уровне в России, например, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [33].
ФГОС дошкольного образования выдвигает те принципы, которые приобщают детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей, что свидетельствует о том, что формирование представлений о своей малой Родине в патриотическом воспитании молодежи, на современном этапе является актуальным направлением в дошкольной педагогике. [35].
В новой парадигме педагогики целью воспитания не является формирование неких специальных патриотических качеств личности. Качественными характеристиками могут выступать только устойчивые отношения, постоянно проявляющиеся себя. Таким образом, целью патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится организация становления ценностного отношения к малой родине, Родине, а высшим проявлением этого процесса будет патриотизм. Суть формирования представлений о малой родине в детском саду - это формирование у детей дошкольного возраста тех чувств, которые являются основополагающими в развитии и становлении ребенка как личности, это любовь и уважение к своей семье, к родному дому, к природе, к культуре и истории своей родины, все то, что создавалось многими поколениями трудом родных и близких людей.
Дети 6-7 летнего возраста, благодаря возросшим умственным и познавательным способностям, способны проявлять устойчивый интерес к Родине, к происходящим в ней событиям; под руководством воспитателей у них могут быть сформированы представления о родном крае через туристско - краеведческую деятельность, способствующую интенсивному развитию не только эмоционально-чувственной, но и интеллектуальной сферы.
В методической и психолого-педагогической литературе, ряде исследований проблема формирования представлений о родном крае представлена достаточно полно, что можно проследить в работах представителей русской и советской педагогики: В.Г. Белинского,
К.Д. Ушинского, Н.А. Добролюбова, Т.И. Богомоловой, А.С. Макаренко, Т.Н. Антоновой, Т.Т. Зубовой, Е.П. Арнаутовой, О.А. Князевой, А.П. Усовой, Е.И. Радиной, Л.А. Кондрыкинской и др., которые рассматривали эти вопросы в рамках межнационального, гражданского и нравственно-патриотического воспитания.
В настоящее время в педагогике появились новые подходы к проблеме формирования представлений о родном крае, в частности, работы С.А. Козловой в рамках ознакомления детей дошкольного возраста с социальной действительностью, Е.Б. Алтабаевой в рамках организации историко-краеведческой работы, Э.К. Сусловой в рамках воспитания культуры межнационального общения. Тему формирования представлений о родном крае разрабатывали также Н.В. Алешина, С.Г. Назарова, А.Л. Захарчук и др. В данных исследованиях раскрываются отдельные стороны ознакомления детей дошкольного возраста с малой Родиной, рассматриваются методы и приемы работы, которые отображают региональные особенности. Но, на сегодняшний день нет разработанной единой последовательной системы работы с детьми. В каждом городе, в каждом населенном пункте есть свои региональные особенности, особенности исторического развития, специфические черты культуры и традиций, которые формируют в человеке интерес и привязанность к родному краю.
Туристско-краеведческая деятельность дает ребенку возможность контакта с окружающим миром, убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы, формирует образ Родины.
Исходя из вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью формирования у детей 6-7 лет представлений о родном крае и недостаточным использованием туристско -краеведческой деятельностью в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: какова возможность формирования у детей 6-7 лет представлений о родном крае с помощью туристско-краеведческой деятельности?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 6-7 лет представлений о родном крае в процессе туристско-краеведческой деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования у детей 6-7 лет представлений о родном крае в процессе туристско-краеведческой деятельности.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о родном крае.
Предмет исследования: туристско-краеведческая деятельность как средство формирования у детей 6-7 лет представлений о родном крае.
Гипотеза исследования: формирование у детей 6-7 лет представлений о родном крае в процессе туристско-краеведческой деятельности будет эффективно, если:
- разработана и внедрена программа туристско -краеведческой деятельности;
- осуществлен отбор форм и методов туристско-краеведческой деятельности.
В соответствии с проблемой, предметом, объектом и целью работы поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты формирования у детей 6-7 лет представлений о родном крае в процессе туристско-краеведческой деятельности;
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет представлений о родном крае;
3. Разработать и апробировать формы организации детей 6-7 лет в рамках использования туристско-краеведческой деятельности при формировании представлений о родном крае;
4. Выявить эффективность проведенной работы.
Методами исследования явились:
- теоретические - анализ педагогической и психологической литературы;
- эмпирические - психолого-педагогический эксперимент,
включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; методы количественной и качественной обработки полученных данных.
Теоретической основой исследования являются:
- концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков);
- концепция социального развития ребенка дошкольного возраста (С.А. Козлова);
- теория формирования представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста (Т.А. Березина, Д.Н. Дубинина, О.Л. Князева, Н.Ю. Майданкина, С.Г. Назарова, Е.К. Ривина, Т. Поштарева и др.).
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования туристско-краеведческой деятельности в процессе формирования у детей 6-7 лет представлений о родном крае.
Теоретическая значимость исследования:
- обоснована возможность формирования у детей 6-7 лет представлений о родном крае в процессе туристско-краеведческой деятельности;
- разработана методика формирования у детей 6-7 лет представлений о родном крае в процессе туристско-краеведческой деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что методика формирования у детей 6-7 лет представлений о родном крае в процессе туристско-краеведческой деятельности может быть использована в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
Экспериментальной базой исследования явилась Автономная некоммерческая организация дошкольного образования «Планета детства «Лада» д/с № 67 «Радость» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 20 детей 6-7 лет.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (46 источников), 11 таблиц и 15 приложений. Объем работы составляет 58 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, в данной работе была теоретически обоснована и экспериментально проверена эффективность формирования у детей 6 -7 лет представлений о родном крае в процессе туристско-краеведческой деятельности.
На основании вышеизложенного можно сделать ряд выводов.
Современное общество ставит перед педагогами, воспитателями и родителями задачу воспитания у детей дошкольного возраста ценностного отношения к малой родине, к родной стране. Ценностное отношение к малой родине - это значимый компонент дошкольного образования.
Представления о родном крае у детей 6-7 лет - это возникающие в памяти ребенка конкретные образы родного края, его особенности и достопримечательности, которые он когда-то раньше воспринимал.
Туристско-краеведческая деятельность является одним из важных направлений в обучении детей 6-7 лет. С помощью нее дети могут получить знания о развитии своего города, области, края. При наличии таких знаний формируется готовность жить, трудится в своем городе, селе, области, крае , не уезжая в крупные города.
Туристско-краеведческая деятельность ставит перед собой цель - сформировать у дошкольников первоначальные знания по истории и культуре родного края, познакомить их с историческими памятниками, культурой и ценностями своего народа, а также воспитать в них чувство любви к своему родному краю.
При проведении тематических прогулок, экскурсий по родному городу, походов по памятным местам ребенок знакомится с трудовыми, боевыми, духовно-нравственными традициями народа, а это и есть начало патриотического воспитания молодежи. Главное то, что ребенок не просто слушает, а наглядно видит и осязает окружающий мир, его красоту, т.е. процесс знакомства и познания происходит в активной форме. Это создает у него яркое эмоциональное настроение, он лучше запоминает образы, которые видит наяву, а не на страницах книг и учебников.
Во второй главе исследования была проведена опытно-экспериментальная работа по выявлению сформированности знаний о родном крае у детей 6-7 лет.
Результаты констатирующего этапа показали, что высокий уровень знаний о родном крае был выявлен только у 15% детей (3 чел.), 45% (9 чел.) показали средний уровень сформированности знаний и столько же - низкий уровень знаний.
На формирующем этапе эксперимента была разработана и экспериментально проверена методика формирования у детей 6-7 лет представлений о родном крае. Работа по разработке методики состояла из двух этапов. На первом этапе была разработана программа туристско-краеведческой деятельности, на втором этапе отобраны содержание, формы и методы работы с детьми, направленные на формирование у детей 6-7 лет представлений о родном крае с учетом специфики Самарской области.
По окончании формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика сформированности знаний о родном крае у детей 6-7 лет по тем же самым диагностическим заданиям, что и на констатирующем этапе эксперимента. Результаты контрольного этапа эксперимента: 30% (6 чел.) показали сформированность знаний о родном крае, частичную сформированность - 45% детей (9 чел.) и несформированность - 25% детей (5 чел.).
Следовательно, можно говорить о результативности разработанной программы, а значит, гипотезу, выдвинутую во введении данного исследования можно считать подтвержденной.



1. Александрова, Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ [Текст] : планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева, М.П. Постникова. - М. : Учитель, 2007. - 203 с.
2. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] : Учебное пособие / Н.В. Алешина. - М. : ЦГЛ, 2004. - 156 с.
3. Алтабаева, Е.Б. Организация историко-краеведческой работы в дошкольном учебном заведении [Текст] : Учебно-методическое пособие / Е.Б. Алтабаева. - Севастополь : Рибэст, 2011. - 108 с.
4. Антонов, Ю.Е. Как научить детей любить Родину [Текст] : Руководство для воспитателей и учителей / Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. - М. : АРКТИ, 2003. - 168 с.
5. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства [Текст] / под ред. Г.А. Логвинова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. - 270 с.
6. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс] // URL: http://bse.slovaronline.com.
7. Герасина, Е.В. Детская психология [Текст] / Е.В. Герасина. - М. : Владос-Пресс, 2012. - 288 с.
8. Дандарова, Ж.К. Психология детства [Текст] : учебник /
Ж.К. Дандарова [и др.]; под ред. А.А. Реана. - М. : Олма-Пресс, 2012. - 368 с.
9. Деркач, Л.Н. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников [Текст] / Л.Н. Деркач // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 2 (51). - С. 21-26.
10. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 280 с.
11. Забрамная, С.Д. От диагностики к развитию [Текст] : пособие для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ / С.Д. Забрамная, О.В. Боровик. - М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2009. - 178 с.
12. Захарчук, А.Л. Методические особенности формирования представлений о малой Родине у старших дошкольников [Текст] /
A. Л. Захарчук // Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. - №2. - С. 25-27.
13. Как научить детей любить Родину [Текст] : Руководство для воспитателей и учителей / Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. - М. : АРКТИ, 2009. - 168 с.
14. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст] : Учебно-методическое пособие / О.Л. Князева, М.Д. Маханева. - СПб. : Детство-Пресс, 2010. - 304 с.
15. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / Под ред. А.Я. Данилюк, А.М. Кондакова,
B. А. Тишкова. - М. : «Просвещение», 2011. - 24 с.
16. Кравцов, Г.Г. Психология и педагогика обучения дошкольников [Текст] : Учебное пособие / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. - М. : Мозаика- Синтез, 2013. - 264 с.
17. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М. : ТЦ «Сфера», 2012. - 464 с.
18. Мартынова, Е.А. Организация опытно-экспериментальной
деятельности детей 2-7 лет [Текст] : тематическое планирование,
рекомендации, конспекты занятий / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. - Волгоград : Учитель, 2011. - 96 с.
19. Маханева, М.Д. Нравственно -патриотическое воспитание
дошкольников [Текст] : методическое пособие / М.Д. Маханева. - М. : ТЦ Сфера, 2010. - 88 с.
20. Мельникова, Н. Дошкольный возраст: о первоначальном
формировании моральных представлений и норм [Текст] / Н. Мельникова // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 10. - С. 82-85.
21. Методика ознакомления дошкольников с социальным миром в системе предшкольного образования [Текст] / А.Ю. Кабушко, Г.Н. Соломатина // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 4. - С. 12-16.
22. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб. : Прайм Еврознак, 2006. - 672 с.
23. Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе [Текст]: методическое пособие / М.Ю. Новицкая,
С.Ю. Афанасьева, Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. - М. : Дрофа, 2010. - 156 с.
24. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 456 с.
25. Назарова, С.Г. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с государственными символами России [Текст] / С.Г. Назарова // Дошкольная педагогика. - 2011. - № 10 (75). - С. 11-15.
26. Новицкая, М.Ю. Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе [Текст] : методическое пособие / М.Ю. Новицкая, С.Ю. Афанасьева, Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. - М. : Дрофа, 2010. - 256 с.
27. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Н.К. Дедовских, В.Д. Калишенко и др.; под ред. С.А. Козловой. - М. : Издательский центр «Академия», 2012. - 310 с.
28. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов; Под ред. Л.И. Скворцова. - СПб. : «Ленинградское издательство», 2012. - 1360 с.
29. Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100». Сб. материалов в 3 -х ч. Ч. 1. Образовательные программы развития и воспитания детей младенческого, раннего и дошкольного возраста [Текст] / Под науч. ред. Р.Н. Бунеева. - М. : Баласс, 2016. - 528 с.
30. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
31. Пантелеева, Н. История Отечества как фактор воспитания любви к родному краю и его защитникам [Текст] / Н. Пантелеева // Дошкольное воспитание. - 2011. - №2. - С. 17-22.
32. Педагогический словарь [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.]; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 352 с.
33. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 г. № 1493 «О
государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
34. Поштарева, Т. Особенности гражданского воспитания дошкольников [Текст] / Т. Поштарева // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 10. - С. 14-18.
35. Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] - Режим доступа: минобрауки.рф.
36. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой [и др.]. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 177 с.
37. С чего начинается Родина? (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) [Текст] / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. - М. : ТЦ Сфера,2011-192 с.
38. Саморукова, П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду [Текст] / П.Г. Саморукова. - М. : Просвещение, 1985. - 232 с.
39. Счастливый ребенок. Примерная общеобразовательная программа воспитания и обучения дошкольников по образовательным областям в соответствии с ФГТ [Текст] / под ред. С.А. Козловой. - М. : Школьная пресса,2012. - 320 с.
40. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. - М. : Издательский центр «Академия», 2014. - 336 с.
41. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: минобрауки.рф.
42. Хвостов, А.А. Возрастная психология [Текст] : детство, отрочество, юность : хрестоматия / А.А. Хвостов, В.С. Мухина. - М. : Академия, 2011. - 624 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ