Аннотация 2
Введение 4
1 Теоретические аспекты повышения квалификации персонала организации 7
1.1 Понятие повышения квалификации персонала организации 7
1.2 Методы повышения квалификации персонала организации 11
2 Анализ повышения квалификации персонала ПАО Сбербанк 20
2.1 Организационно-экономическая характеристика ПАО Сбербанк 20
2.2 Анализ применяемых методов повышения квалификации персонала 27
3 Разработка мероприятий по повышению квалификации персонала ПАО Сбербанк 39
3.1 Мероприятия по повышению квалификации персонала организации 39
3.2 Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий 44
Заключение 49
Список используемой литературы 52
В современных условиях перед предприятием стоит ряд основных задач, одной из которых является наиболее эффективное использование человеческих ресурсов. Для того чтобы достигнуть этой цели, необходимо четко и верно разработать и грамотно реализовать кадровую политику организации.
Политика организации определяется как система правил, в соответствии с которой действуют люди, входящие в эту организацию. Важнейшей составной частью, стратегически ориентированной политики организации, является ее кадровая политика, она определяет философию и принципы, которые применяет руководство в отношении человеческих ресурсов.
На сегодняшний день преуспевает такая компания, которая четко организована; компания, в которой работает компетентный, целеустремленный, преданный и дисциплинированный персонал, который имеет способность быстро адаптироваться, перестраиваться и переучиваться. Назначение кадровой политики - это создание именно такой рабочей силы: сплоченной, ответственной, высокоразвитой и высокопроизводительной.
Возможность создания эффективного, конкурентоспособного предприятия напрямую связана с людьми, которые работают на данном предприятии.
Различные научные принципы организации производства, оптимальные системы и процедуры играют, разумеется, далеко не последнюю роль, но реализация всех возможностей, зависит уже от конкретных людей и от их знаний, компетентности, квалификации, дисциплины, мотивации, способности решать проблемы и восприимчивости к обучению.
Для предприятия, которое имеет цель в ближайшее время добиться успеха в конкурентной борьбе, необходимо, чтобы каждый сотрудник имел весьма обширные знания.
Используемые сегодня на практике методы повышения квалификации персонала включают, как традиционные лекционные и семинарские занятия, так и современные деловые игры, тренинги, интерактивные презентации, case-study, участие в проектных группах и моделировании организационных проблем. Современные формы, виды, методы повышения квалификации персонала используют весь накопленный методический опыт отечественных и зарубежных преподавателей и инструкторов и направлены на всестороннюю проработку и закрепление полученных теоретических и практических знаний на базе современных технологических и коммуникационных средств.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий по повышению квалификации персонала организации.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические аспекты повышения квалификации персонала организации.
2) Провести анализ повышения квалификации персонала отделения № 9055/01 ПАО Сбербанк.
3) Разработать мероприятия, направленные на повышение квалификации персонала отделения № 9055/01 ПАО Сбербанк.
Объектом исследования является отделение № 9055/01 ПАО Сбербанк.
Предметом исследования - повышение квалификации персонала отделения № 9055/01 ПАО Сбербанк.
Теоретической и методологической основой работы являются научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам повышения квалификации персонала организации. Теоретико-методологическую основу работы составляют труды таких ученых как Аверин А.Н., Базаров Т.Ю., Борисова Е.А., Кибанов А. Я., Михайлина Г.И., Маслова В.М. и др.
Достижение поставленных задач осуществляется с помощью таких методов исследования как: экономико-статистический, системный, расчетно-конструктивный, монографический и др.
В качестве информационной базы в работе использованы организационно-экономическая характеристика предприятия, а также статистические данные отделения № 9055/01 ПАО Сбербанк за 2016-2018 гг.
Научная новизна представленной выпускной квалификационной работы заключается в теоретико-концептуальном обосновании авторского подхода к формированию мероприятий по повышению квалификации персонала организации, организационно-методических решений и оценке экономической эффективности предлагаемых мероприятий.
Практическое значение имеет авторский инструментарий повышения квалификации персонала организации. Применимость результатов исследования на практике также определяется тем, что в работе выделены приоритетные сферы для мероприятий по повышению квалификации персонала организации.
Структура бакалаврской работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения. Во введение обосновывается актуальность выбранной темы исследования, определяются объект и предмет исследования, перечисляются методы исследования. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты повышения квалификации персонала организации. Во второй главе проводится анализ повышения квалификации персонала отделения № 9055/01 ПАО Сбербанк. Третья глава посвящена разработке мероприятий по повышению квалификации персонала отделения № 9055/01 ПАО Сбербанк. В заключении обобщаются результаты проведенного исследования, даются краткие выводы по работе.
В настоящее время любая уважающая себя компания, которая занимается любым видом деятельности, среди основных вопросов всегда рассматривает повышение квалификации персонала. Чтобы не терять своих позиций на рынке, компании нужен персонал высокой квалификации. Повышение квалификации персонала - это процесс получения сотрудниками новых знаний, усвоения новых навыков и приемов работы. Чтобы компания оставалась конкурентоспособной и не теряла своих позиций на рынке, она должна постоянно заботиться о высокой квалификации своих работников.
По результатам исследования, можно сказать о том, что повышение квалификации работников позволяет обеспечить рост производительности труда, снизить уровень брака и уменьшить количество ошибок, возникающих в ходе выполнения ими трудовых обязанностей.
Повышение квалификации работников направлено на совершенствование имеющихся у них профессиональных знаний и навыков для достижения наилучших результатов в трудовой деятельности.
При этом законодатель не устанавливает для работодателя обязанности по проведению подобных мероприятий (за некоторыми исключениями, указанными в федеральных нормативных актах), поэтому выделение средств на оплату услуг образовательных учреждений, как правило, является инициативой владельца предприятия или организации.
На основе проведенного анализа эффективности использования персонала можно сделать вывод, что показатели отделения №9055/01 являются стабильными, не замечен активный рост текучести кадров, благодаря эффективной методике премирования и мотивации персонала.
В отделении № 9055/01 ПАО Сбербанк уделяют особое внимание подготовке и переподготовке квалифицированных кадров. Каждый консультант, кассир-операционист и менеджер по работе с клиентами проходит дополнительное специализированное повышения квалификации, направленное на повышение уровня знаний в необходимой области, посещает тренинги и семинары, направленные на мотивацию сотрудников, участвует в партнерских программах по обмену знаниями и опытом с другими банками и финансовыми организациями как в России, так и в мире.
Руководство отделения № 9055/01 ПАО Сбербанк ценит своих сотрудников, стремящихся повысить профессиональный уровень и для этого, предоставляет им необходимые для этого все возможности.
Для того чтобы повысить уровень профессиональных знаний и навыков сотрудников отделения № 9055/01 ПАО Сбербанк, им необходимо пройти повышение квалификации. Данные меры необходимы для того, чтобы персонал отделения № 9055/01 ПАО Сбербанк достиг наилучших результатов трудовой деятельности.
Как правило, начинающие сотрудники без опыта закрепляются за определенным отделением и проходят в нем двухнедельную неоплачиваемую практику, на основании которой в дальнейшем отделом кадров принимается решение о приеме сотрудника на работу и о его выходе на новое рабочее место.
Практику начинающих сотрудников контролирует менеджер по персоналу, ведет отчетность по успехам и достижениям во внутренних документах банка.
После успешной сдачи экзамена сотрудник определяется на постоянное место работы в отделение, где с ним проводят профессиональный инструктаж по работе с клиентами, это касается любой должности и является одним из правил приема на работу в отделении № 9055/01 ПАО Сбербанк.
Консультант имеет возможность карьерного роста до должности менеджера по работе с клиентами, так как основная часть его функционала схожа с функционалом менеджера, но требует более глубоких знаний в финансовой области, а также требует наличие понимания слова «продажа».
Имеется система оценки, т.е. повышения категории в каждой должности отделения. Самая низкая, т.е. самая первая и начальная это 5-я категория. Перевод на каждую более высокую категорию означает повышение заработной платы и дальнейшей возможной премии по результатам работы.
При каждом переводе происходит оценка персонала, т.е. оцениваются его знания и работа, опыт и достижения, которых добился сотрудник на каждой оцениваемой ступени.
Повышение квалификации у персонала отделения № 9055/01 ПАО Сбербанк положительно сказывается на гарантии сохранения их рабочего места, рост по карьерной лестнице, ну и повышение самооценки и уверенности в своей компетентности и мастерстве.
Социальный эффект от проведенных мероприятий, безусловно окажет положительное влияние, поддержит на высоком уровне корпоративную культуру и приподнимет общий корпоративный дух сотрудников отделения № 9055/01 ПАО Сбербанк.
Внедрения мероприятий по повышению квалификации сотрудников отделения № 9055/01 ПАО Сбербанк являются эффективными, так как на любом должностном уровне можно будет сначала выявить предпосылки к управлению, а потом уже развивать управленческий потенциал.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019).
3. Аверин, А.Н. Управление персоналом, кадровая и социальная политика в организации: Учебник для вузов / А.Н. Аверин. - М.: Флинта, 2017. - 420 с.
4. Алиев В.Г. Теория организации: учебник / В.Г. Алиев. - М.: Экономика, 2015. - 429 с.
5. Андреева Н. Е. Персонал-стратегия. Эффективное кадровое планирование в библиотеке / Н. Е. Андреева // Справочник руководителя учреждения культуры :ежемес. журнал о культуре Вологодской области. - 2016. - № 9. - С. 70-77.
6. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. - Спб., 2016. - 321 с.
7. Балашов А.П. Теория организации: Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 208 с.
8. Богачева Т.В. Система мотивации как совокупность материальных и нематериальных форм воздействия на персонал организации // Нормирование и оплата труда в промышленности. - 2017. - № 6. - С. 55-61.
9. Бойчук, Н. И. Организация и нормирование труда : учебно- методический комплекс / Н. И. Бойчук - ООО «Проспект», электронная версия книги, 2016. -87с.
10. Верхоробин В.И. Современные методы управления персоналом // Деньги и кредит. 2016. - №8. - С.39-42.
11. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. - М., 2016. - 384 с.
12. Горбунов С.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. - Н. Новгород: НГаС, 2016. - 286 с.
13. Грант Роберт М. Современный стратегический анализ: учеб.для слушателей, обуч. по прогр. «Мастер делового администрирования» / Роберт Грант; [пер. с англ. И.И.Малковой, под ред. В.Н.Фунтова]. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2016. - 537 с.
14. Егоршин А.П. Управление персоналом: учебник / А. П. Егоршин. - Н. Новгород: НИМБ, 2016. - 374 с.
15. Завьялов В.Г. Проблема экономического отчуждения в анализе производственных отношений. - Томск, 2015. - 144 с.
...