Правовая характеристика юридических лиц как субъектов гражданского права
|
Введение 4
Глава 1 Юридическое лицо как гражданско-правовая категория 6
1.1 Понятие и признаки юридического лица 6
1.2 Основные подходы к классификации юридических лиц 12
Глава 2 Коммерческие юридические лица как субъекты гражданского права 18
2.1 Правовое регулирование деятельности акционерных обществ 18
2.2 Правовое регулирование деятельности хозяйственных обществ 25
2.3 Правовое регулирование деятельности муниципальных унитарных
предприятий и государственных унитарных предприятий 32
Глава 3 Некоммерческие организации как субъекты гражданского права .... 37
3.1 Правовое регулирование деятельности потребительских кооперативов .. 37
3.2 Правовое регулирование деятельности общественных организаций и
движений 42
3.3 Правовое регулирования деятельности религиозных организаций 44
3.4 Некоторые проблемы государственной регистрации некоммерческих организаций 47
Заключение 53
Список используемой литературы и используемых источников 56
Глава 1 Юридическое лицо как гражданско-правовая категория 6
1.1 Понятие и признаки юридического лица 6
1.2 Основные подходы к классификации юридических лиц 12
Глава 2 Коммерческие юридические лица как субъекты гражданского права 18
2.1 Правовое регулирование деятельности акционерных обществ 18
2.2 Правовое регулирование деятельности хозяйственных обществ 25
2.3 Правовое регулирование деятельности муниципальных унитарных
предприятий и государственных унитарных предприятий 32
Глава 3 Некоммерческие организации как субъекты гражданского права .... 37
3.1 Правовое регулирование деятельности потребительских кооперативов .. 37
3.2 Правовое регулирование деятельности общественных организаций и
движений 42
3.3 Правовое регулирования деятельности религиозных организаций 44
3.4 Некоторые проблемы государственной регистрации некоммерческих организаций 47
Заключение 53
Список используемой литературы и используемых источников 56
В российском гражданском праве юридическое лицо - это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК РФ [5]).
Таким образом, одной из задач государства является закрепление эффективного механизма регулирования деятельности юридических лип с целью стимулирования их деятельности и одновременно с этим - недопущения нарушений юридическими липами публичных интересов.
Анализ состояния российской законодательства позволяет прийти к выводу, что в настоящее время наше государство находится в поиске такого оптимального и эффективного механизма. Это подтверждается в частности принятием Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных наложений законодательных актов Российской Федерации» [21], который в значительной степени изменил правовое регулирование института юридического липа. При этом в научной литературе продолжаются споры относительно обоснованности и целесообразности таких изменений.
Итак, актуальность настоящего исследования обусловлена особым значением института юридического липа для экономики Российской Федерации, продолжающимся в настоящее время реформированием правового регулирования этого института, а также наличием ряда научных проблем.
Целью выпускной квалификационной работы является правовая характеристика юридического лица, его признаков и классификаций.
Задачи исследования:
- проанализировать понятие и признаки юридического лица;
- выявить и охарактеризовать правовое регулирование процесса образования и прекращения юридического лица;
- проанализировать коммерческие юридические лица как субъекты гражданского права;
- проанализировать некоммерческие организации как субъекты гражданского права.
Объектом выпускной квалификационной работы выступает юридическое лицо как субъект гражданского права.
Предметом выпускной квалификационной работы выступают действующие нормативно-правовые акты Российской Федерации, определяющие правовой статус юридического лица.
При проведении исследования применялись следующие методы: сравнительно-правовой, исторически-правовой, формально-логический, системно-структурный, диалектический.
Используя сравнительно-правовой метод, автор осуществляет анализ нормативных правовых актов по теме исследования; исторически-правовой метод используется при исследовании эволюции теорий о сущности юридического липа в юридической науке до начала XX века и представлений о сущности юридического липа в советский и постсоветский период.
Структура выпускной квалификационной работы определена ее целью и задачами и состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и используемых источников.
Таким образом, одной из задач государства является закрепление эффективного механизма регулирования деятельности юридических лип с целью стимулирования их деятельности и одновременно с этим - недопущения нарушений юридическими липами публичных интересов.
Анализ состояния российской законодательства позволяет прийти к выводу, что в настоящее время наше государство находится в поиске такого оптимального и эффективного механизма. Это подтверждается в частности принятием Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных наложений законодательных актов Российской Федерации» [21], который в значительной степени изменил правовое регулирование института юридического липа. При этом в научной литературе продолжаются споры относительно обоснованности и целесообразности таких изменений.
Итак, актуальность настоящего исследования обусловлена особым значением института юридического липа для экономики Российской Федерации, продолжающимся в настоящее время реформированием правового регулирования этого института, а также наличием ряда научных проблем.
Целью выпускной квалификационной работы является правовая характеристика юридического лица, его признаков и классификаций.
Задачи исследования:
- проанализировать понятие и признаки юридического лица;
- выявить и охарактеризовать правовое регулирование процесса образования и прекращения юридического лица;
- проанализировать коммерческие юридические лица как субъекты гражданского права;
- проанализировать некоммерческие организации как субъекты гражданского права.
Объектом выпускной квалификационной работы выступает юридическое лицо как субъект гражданского права.
Предметом выпускной квалификационной работы выступают действующие нормативно-правовые акты Российской Федерации, определяющие правовой статус юридического лица.
При проведении исследования применялись следующие методы: сравнительно-правовой, исторически-правовой, формально-логический, системно-структурный, диалектический.
Используя сравнительно-правовой метод, автор осуществляет анализ нормативных правовых актов по теме исследования; исторически-правовой метод используется при исследовании эволюции теорий о сущности юридического липа в юридической науке до начала XX века и представлений о сущности юридического липа в советский и постсоветский период.
Структура выпускной квалификационной работы определена ее целью и задачами и состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и используемых источников.
Согласно п. 1 ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Согласно ч. 1 ст. 50 ГК РФ в зависимости от наличия цели, связанной с извлечением прибыли юридические липа в Российской Федерации делятся на:
- коммерческие организации - юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности;
- некоммерческие организации - юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в основной цели деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.
Хозяйственные общества при этом, согласно параграфу 2 главы 4 части 1 ГК РФ, также имеют внутреннюю специфику, что позволило законодателю выделить публичные хозяйственные общества (публичные акционерные общества, или ПАО) и непубличные хозяйственные общества (прочие акционерные общества, или НПАО, и общества с ограниченной ответственностью).
Законное определение Общества с ограниченной ответственностью закреплено в п.1 ст.87 Гражданского кодекса РФ. Законодатель определил общество с ограниченной ответственностью как хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли, участники которого не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей. Такое же определение Общества с ограниченной ответственностью закреплено в п.1 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Оно дословно повторяет определение, данное в ГК РФ, только дополняя его количеством лиц, которыми может быть оно создано - одним или несколькими лицами.
Согласно Ф3 РФ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ унитарные предприятия по согласованию с собственником его имущества может создавать филиалы и открывать представительства как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденным унитарным предприятием положением.
С согласия собственника имущества унитарного предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций; а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с Федеральным законом допускается участие юридических лиц.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия функционируют в различных отраслях экономики. Особенно они распространены в хозяйственных и стратегических направлениях, требующих усиленного государственного регулирования и контроля в целях национальной безопасности и обеспечения устойчивой работы инфраструктурных производств.
Некоммерческие организации, как и коммерческие юридические лица, имеют различные организационно-правовые формы, и создаются в некоммерческих целях, исключительно для осуществления общественно-полезной деятельности.
Главной характерной чертой правового статуса некоммерческих организаций является то, что некоммерческие организации ведут деятельность согласно Уставу организации, и так же, как другие юридические лица, обладают правами и обязанностями.
Создание, реорганизация и ликвидация некоммерческих организаций обладают рядом особенностей: создать некоммерческую организацию возможно только в том случае, если основной целью деятельности не является извлечение прибыли; реорганизовать некоммерческую организацию возможно в иную организационно-правовую форму некоммерческих организаций или в коммерческую организацию; при ликвидации некоммерческих организаций после погашения задолженностей, свое имущество некоммерческая организация имеет право направить на те цели, ради которых была создана.
Некоммерческие организации обладают правом осуществлять любую деятельность, не противоречащую законодательству и учредительным документам организации, ведение предпринимательской деятельности для НКО не запрещено законом, если доход от такой деятельности направляется на достижение основной цели деятельности некоммерческой организации, и прибыль не распределяется между участниками. Основная цель деятельности некоммерческих организаций должна быть направлена на достижение общественных благ, а не извлечение прибыли. Законодательство регулирует определенные аспекты деятельности НКО и их взаимоотношения с государством, при этом в большинстве законах определяется не полноправное взаимодействие государства с некоммерческих организаций на равных условиях, а возможные формы поддержки государством некоммерческих организаций. Государственная поддержка и
финансирование деятельности некоммерческих организаций не является достаточным для их функционирования и плодотворного развития, что чаще всего вызывает необходимость некоммерческих организаций заниматься предпринимательской деятельностью.
Однако, несмотря на всевозможные учтенные законодательством варианты ведения деятельности некоммерческих организаций, не установлены четкие ограничительные рамки для ведения предпринимательской деятельности, что позволяет недобросовестным учредителям создавать некоммерческие организации изначально для извлечения прибыли.
Согласно ч. 1 ст. 50 ГК РФ в зависимости от наличия цели, связанной с извлечением прибыли юридические липа в Российской Федерации делятся на:
- коммерческие организации - юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности;
- некоммерческие организации - юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в основной цели деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.
Хозяйственные общества при этом, согласно параграфу 2 главы 4 части 1 ГК РФ, также имеют внутреннюю специфику, что позволило законодателю выделить публичные хозяйственные общества (публичные акционерные общества, или ПАО) и непубличные хозяйственные общества (прочие акционерные общества, или НПАО, и общества с ограниченной ответственностью).
Законное определение Общества с ограниченной ответственностью закреплено в п.1 ст.87 Гражданского кодекса РФ. Законодатель определил общество с ограниченной ответственностью как хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли, участники которого не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей. Такое же определение Общества с ограниченной ответственностью закреплено в п.1 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Оно дословно повторяет определение, данное в ГК РФ, только дополняя его количеством лиц, которыми может быть оно создано - одним или несколькими лицами.
Согласно Ф3 РФ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ унитарные предприятия по согласованию с собственником его имущества может создавать филиалы и открывать представительства как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденным унитарным предприятием положением.
С согласия собственника имущества унитарного предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций; а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с Федеральным законом допускается участие юридических лиц.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия функционируют в различных отраслях экономики. Особенно они распространены в хозяйственных и стратегических направлениях, требующих усиленного государственного регулирования и контроля в целях национальной безопасности и обеспечения устойчивой работы инфраструктурных производств.
Некоммерческие организации, как и коммерческие юридические лица, имеют различные организационно-правовые формы, и создаются в некоммерческих целях, исключительно для осуществления общественно-полезной деятельности.
Главной характерной чертой правового статуса некоммерческих организаций является то, что некоммерческие организации ведут деятельность согласно Уставу организации, и так же, как другие юридические лица, обладают правами и обязанностями.
Создание, реорганизация и ликвидация некоммерческих организаций обладают рядом особенностей: создать некоммерческую организацию возможно только в том случае, если основной целью деятельности не является извлечение прибыли; реорганизовать некоммерческую организацию возможно в иную организационно-правовую форму некоммерческих организаций или в коммерческую организацию; при ликвидации некоммерческих организаций после погашения задолженностей, свое имущество некоммерческая организация имеет право направить на те цели, ради которых была создана.
Некоммерческие организации обладают правом осуществлять любую деятельность, не противоречащую законодательству и учредительным документам организации, ведение предпринимательской деятельности для НКО не запрещено законом, если доход от такой деятельности направляется на достижение основной цели деятельности некоммерческой организации, и прибыль не распределяется между участниками. Основная цель деятельности некоммерческих организаций должна быть направлена на достижение общественных благ, а не извлечение прибыли. Законодательство регулирует определенные аспекты деятельности НКО и их взаимоотношения с государством, при этом в большинстве законах определяется не полноправное взаимодействие государства с некоммерческих организаций на равных условиях, а возможные формы поддержки государством некоммерческих организаций. Государственная поддержка и
финансирование деятельности некоммерческих организаций не является достаточным для их функционирования и плодотворного развития, что чаще всего вызывает необходимость некоммерческих организаций заниматься предпринимательской деятельностью.
Однако, несмотря на всевозможные учтенные законодательством варианты ведения деятельности некоммерческих организаций, не установлены четкие ограничительные рамки для ведения предпринимательской деятельности, что позволяет недобросовестным учредителям создавать некоммерческие организации изначально для извлечения прибыли.
Подобные работы
- ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА
ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА В ЦИВИЛИСТИЧЕСКОЙ
НАУКЕ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2016 - Юридические лица как субъекты гражданского права (Алтайский Институт Экономики (филиал СПбУТУиЭ))
Курсовые работы, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2019 - Правовая характеристика граждан (физических лиц) как субъектов гражданского права
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - Актуальные проблемы дееспособности и правоспособности юридических лиц как субъектов современных предпринимательских отношений
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - ГРАЖДАНИН КАК СУБЪЕКТ ГРАЖДАНСКИХ
ПРАВООТНОШЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2017 - Товарищество как субъект гражданского права (Уральский Промышленно-Экономический Техникум)
Курсовые работы, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2024 - Общественные организации как субъекты гражданского права
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Правовая характеристика граждан (физических лиц) как субъектов гражданского права
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Понятие, признаки и правоспособность юридических лиц (Российский экономический университет)
Курсовые работы, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2022



