Развитие координационных способностей у слабослышащих детей 10-12 лет средствами единоборств
|
Аннотация 2
Введение 5
Глава 1. Теоретические аспекты развития кондиционных способностей у слабослышащих детей 10-12 лет средствами единоборств 8
1.1 Анатомо-физиологическое строение и заболевания слухового анализатора 8
1.2. Особенности физического развития, физической подготовленности координационных способностей детей с нарушением слуха 11
1.3. Методика развития координационных способностей средствами единоборств 14
Глава 2. Методы и организация исследования 23
2.1. Методы исследования 23
2.2. Организация исследования 27
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 29
3.1. Организационно-методические приемы в преподавании единоборств у слабослышащих детей 10-12 лет 29
3.2. Методика преподавания единоборств для детей с нарушением слуха 10-12 лет 32
3.3. Результаты исследования 34
Заключение 40
Список используемой литературы 42
Приложение 44
Введение 5
Глава 1. Теоретические аспекты развития кондиционных способностей у слабослышащих детей 10-12 лет средствами единоборств 8
1.1 Анатомо-физиологическое строение и заболевания слухового анализатора 8
1.2. Особенности физического развития, физической подготовленности координационных способностей детей с нарушением слуха 11
1.3. Методика развития координационных способностей средствами единоборств 14
Глава 2. Методы и организация исследования 23
2.1. Методы исследования 23
2.2. Организация исследования 27
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 29
3.1. Организационно-методические приемы в преподавании единоборств у слабослышащих детей 10-12 лет 29
3.2. Методика преподавания единоборств для детей с нарушением слуха 10-12 лет 32
3.3. Результаты исследования 34
Заключение 40
Список используемой литературы 42
Приложение 44
Актуальность исследования. В мире количество детей страдающих различными заболеваниями, в том числе нарушением слухового анализатора, неуклонно растет. По данным статистики министерства здравоохранения Российской Федерации на 2018 год количество заболеваний, связанных с нарушением слуха, составляет 600 тысяч человек [3]. Большую значимость эта проблема имеет в детском возрасте, так как развитие речи напрямую зависит от состояния слуха. В современной сурдопедагогике одной из ведущих проблем является разработка эффективных программ по физической культуре, т.к. средства и методы, используемые в физическом воспитании здоровых детей, не могут быть применены в полной мере со слабослышащими детьми.
Повреждение слуховой системы анализаторов приводит к ряду отклонений. Детям с этими отклонениями в первую очередь свойственны нарушения в двигательной сфере: нарушение координации и неуверенность в движениях. Особенно это заметно при овладении навыками ходьбы у маленьких детей, так же проявляется в виде шаркающей походки в старшем возрасте. По внешним признакам это проявляется в замедленности движений, низком уровне развития двигательных навыков, нарушении равновесия, нарушении ориентировки в пространстве, а так же медленной скорости выполнения движений, по сравнению со слышащими детьми.
Поэтому в физкультурной работе с этими детьми необходимо учитывать их особенности развития. Акцент делается на коррекцию нарушения и дифференциацию сохраненных анализаторов. Из литературных источников нам известно , что физические упражнения нормализуют тонус в коре головного мозга, снижают проявление вегетативных расстройств, сглаживают различия в уровне развития двигательных навыков, повышают уровень проявления координационных способностей [1,2].
Мы хотим отметить что единоборства, в частности бокс, самбо и фехтование является эффективным средством физического и психологического развития детей. При занятиях единоборствами развиваются такие качества, как смелость, решительность, целеустремленность, что в свою очередь помогает в повседневной жизни. По нашему мнению, применительно к адаптивной физической культуре единоборства обладают большими возможностями в работе с детьми, имеющими различные отклонения, в частности с детьми, имеющими нарушения слуха. Учитывая большой арсенал средств и технических действий в единоборствах, появляется возможность использовать этот потенциал для коррекции основных двигательных способностей слабослышащих детей, в особенности координационные способности.
Сами боевые искусства зародились как средство для выживания и защиты людей, но постепенно адаптировались под современное общество и трансформировались под спортивные дисциплины. Являясь частью физической культуры, спортивные единоборства имеют и лечебно - оздоровительный эффект.
Предполагается, что путем использования таких упражнений, как гимнастика, фехтование, бокс, борьба, акробатические упражнения, применяемых в подготовке спортсменов, мы сможем корректировать координационные способности слабослышащих детей.
Цель исследования: изучение влияния физических упражнений из единоборств на координационные способности слабослышащих детей.
Объектом исследования: процесс занятий единоборствами с детьми с нарушением слуха.
Предметом исследования: методика физических упражнений направленная на развитие координационных способностей слабослышащих детей.
Новизна исследования: заключается в том, что при разработке комплекса упражнений для улучшения кондиционных способностей детей с нарушением слуха будут использоваться упражнения с элементы из единоборства.
Гипотеза: предполагается, что использование упражнений с элементами единоборств улучшат показатели координационных способностей у детей с нарушением слуха.
Задачи исследования:
1) Изучить координационные показатели детей с нарушением слуха на начальном этапе исследования
2) Составить комплекс упражнений на основе спортивных единоборств для повышения координационных способностей детей с нарушением слуха.
3) Провести опытно -экспериментальное исследование по выявлению эффективности разработанного комплекса
Практическая значимость. Разработанный комплекс с элементами единоборств может быть в дальнейшем использован инструкторами и тренерами в качестве инструмента улучшения кондиционных способностей у детей с нарушением слуха.
Опытно-экспериментальная база: Занятия были организованы на базе Тольяттинской городской общественной организации "Спортивно- оздоровительный центр "РОДОМИР".
Повреждение слуховой системы анализаторов приводит к ряду отклонений. Детям с этими отклонениями в первую очередь свойственны нарушения в двигательной сфере: нарушение координации и неуверенность в движениях. Особенно это заметно при овладении навыками ходьбы у маленьких детей, так же проявляется в виде шаркающей походки в старшем возрасте. По внешним признакам это проявляется в замедленности движений, низком уровне развития двигательных навыков, нарушении равновесия, нарушении ориентировки в пространстве, а так же медленной скорости выполнения движений, по сравнению со слышащими детьми.
Поэтому в физкультурной работе с этими детьми необходимо учитывать их особенности развития. Акцент делается на коррекцию нарушения и дифференциацию сохраненных анализаторов. Из литературных источников нам известно , что физические упражнения нормализуют тонус в коре головного мозга, снижают проявление вегетативных расстройств, сглаживают различия в уровне развития двигательных навыков, повышают уровень проявления координационных способностей [1,2].
Мы хотим отметить что единоборства, в частности бокс, самбо и фехтование является эффективным средством физического и психологического развития детей. При занятиях единоборствами развиваются такие качества, как смелость, решительность, целеустремленность, что в свою очередь помогает в повседневной жизни. По нашему мнению, применительно к адаптивной физической культуре единоборства обладают большими возможностями в работе с детьми, имеющими различные отклонения, в частности с детьми, имеющими нарушения слуха. Учитывая большой арсенал средств и технических действий в единоборствах, появляется возможность использовать этот потенциал для коррекции основных двигательных способностей слабослышащих детей, в особенности координационные способности.
Сами боевые искусства зародились как средство для выживания и защиты людей, но постепенно адаптировались под современное общество и трансформировались под спортивные дисциплины. Являясь частью физической культуры, спортивные единоборства имеют и лечебно - оздоровительный эффект.
Предполагается, что путем использования таких упражнений, как гимнастика, фехтование, бокс, борьба, акробатические упражнения, применяемых в подготовке спортсменов, мы сможем корректировать координационные способности слабослышащих детей.
Цель исследования: изучение влияния физических упражнений из единоборств на координационные способности слабослышащих детей.
Объектом исследования: процесс занятий единоборствами с детьми с нарушением слуха.
Предметом исследования: методика физических упражнений направленная на развитие координационных способностей слабослышащих детей.
Новизна исследования: заключается в том, что при разработке комплекса упражнений для улучшения кондиционных способностей детей с нарушением слуха будут использоваться упражнения с элементы из единоборства.
Гипотеза: предполагается, что использование упражнений с элементами единоборств улучшат показатели координационных способностей у детей с нарушением слуха.
Задачи исследования:
1) Изучить координационные показатели детей с нарушением слуха на начальном этапе исследования
2) Составить комплекс упражнений на основе спортивных единоборств для повышения координационных способностей детей с нарушением слуха.
3) Провести опытно -экспериментальное исследование по выявлению эффективности разработанного комплекса
Практическая значимость. Разработанный комплекс с элементами единоборств может быть в дальнейшем использован инструкторами и тренерами в качестве инструмента улучшения кондиционных способностей у детей с нарушением слуха.
Опытно-экспериментальная база: Занятия были организованы на базе Тольяттинской городской общественной организации "Спортивно- оздоровительный центр "РОДОМИР".
1. Проанализировав научно -методическую литературу мы сделали вывод о том, что уровень развития физических способностей слабослышащих детей отличается от здоровых сверстников, отставание отмечается в развитии двигательных способностей, и в большей степени координационных. В литературе указано, что при работе с этими детьми используется большое количество методов из различных видов спорта: верховая езда, баскетбол, бадминтон, аэробика, баскетбол, плавание и др.
Использование спортивных единоборств является перспективным направлением в системе адаптивной физической культуры. Использование различных видов боевых искусств с детьми, имеющими нарушение слуха, является хорошим и эффективным средством коррекции двигательных качеств и методом социальной адаптации и интеграции детей.
2. Составлен комплекс упражнений с элементами бокса, борьбы и фехтования с детьми, имеющими нарушения по слуху. В основе лежат доступные технические действия из системы самбо, бокса и фехтования. Каждое занятие проходило по схеме:
• 10-15 мин. разминка;
• 60-70 мин. основная часть;
• 5-10 мин. заминка.
При подборе упражнений большое внимание было уделено развитию координационных способностей, так как они имеют тенденцию к отставанию у детей с нарушением слуха. Технические действия изучались и практиковались на базе акробатических упражнений, особое внимание уделялось страховке и самостраховки, вошли упражнения: кувырки, перекаты, стойки, гимнастический и борцовский мост. В стойке изучались: выведения из равновесия, изучение ударной техники в статике и динамике, работа в парах, работа на снарядах, прыжки на скакалке, с теннисным мячом, игровые упражнения и т.д.
3. Критерием оценки эффективности является повышение уровня координационных способностей и общей физической подготовки. Проведенные тестирования и полученные результаты позволяют нам констатировать факт эффективности нашего комплекса упражнений из единоборств для слабослышащих детей.
Использование спортивных единоборств является перспективным направлением в системе адаптивной физической культуры. Использование различных видов боевых искусств с детьми, имеющими нарушение слуха, является хорошим и эффективным средством коррекции двигательных качеств и методом социальной адаптации и интеграции детей.
2. Составлен комплекс упражнений с элементами бокса, борьбы и фехтования с детьми, имеющими нарушения по слуху. В основе лежат доступные технические действия из системы самбо, бокса и фехтования. Каждое занятие проходило по схеме:
• 10-15 мин. разминка;
• 60-70 мин. основная часть;
• 5-10 мин. заминка.
При подборе упражнений большое внимание было уделено развитию координационных способностей, так как они имеют тенденцию к отставанию у детей с нарушением слуха. Технические действия изучались и практиковались на базе акробатических упражнений, особое внимание уделялось страховке и самостраховки, вошли упражнения: кувырки, перекаты, стойки, гимнастический и борцовский мост. В стойке изучались: выведения из равновесия, изучение ударной техники в статике и динамике, работа в парах, работа на снарядах, прыжки на скакалке, с теннисным мячом, игровые упражнения и т.д.
3. Критерием оценки эффективности является повышение уровня координационных способностей и общей физической подготовки. Проведенные тестирования и полученные результаты позволяют нам констатировать факт эффективности нашего комплекса упражнений из единоборств для слабослышащих детей.
Подобные работы
- Развитие координационных способностей обучающихся 11-12 лет на уроках физической культуры в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2020 - Содержание и направленность средств баскетбола для развития физических качеств у слабослышащих школьников 12–14 лет в условиях дополнительного образования (Адаптивное физическое воспитание, Московский педагогический государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024





