Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические подходы по проблеме развития памяти в период взрослости 7
1.1 Зарубежные и отечественные концепции по изучению развития памяти как психического процесса 7
1.2 Развитие памяти в онтогенезе 13
1.3 Возрастная характеристика памяти и ее особенности в период взрослости 18
Глава 2 Эмпирическое исследование развития памяти в период взрослости 26
2.1 Организация и методы исследования памяти 26
2.2 Анализ полученных результатов по изучению особенностей развития памяти в период взрослости 27
2.3 Разработка рекомендаций по развитию памяти в период взрослости 51
Заключение 56
Список используемой литературы 59
Память очень важна в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти, у человека есть представления о ранее воспринимаемых вещах или явлениях, поэтому содержание его сознания не ограничивается представлением ощущений и восприятий, а включает в себя опыт и знания, приобретенные в прошлом. Без памяти человек и общество не могут нормально функционировать. Память включается во все виды и уровни деятельности, потому что в действии человек опирается на свой собственный и исторический опыт. Она соединяет прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивает единство его психики, придавая ей индивидуальность. Благодаря памяти о нем, благодаря его совершенству, человек отделил себя от животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Прогресс человечества немыслим без улучшения этой функции.
Нет сомнения в том, что в процессе развития и роста человеческая память проходит большой путь. Каждое переживание, впечатление или движение формирует определенный след, который может сохраняться в течение длительного времени и который в подходящих условиях вновь появляется и становится объектом сознания.
Память - одно из важнейших свойств человеческой жизни. В психологии это считается одним из основных когнитивных процессов. Кроме того, это своего рода основа для всякого познания.
Актуальность. В настоящее время широко распространены исследования памяти в рамках когнитивной психологии. Эта область психологии понимает под памятью совокупность процессов получения, преобразования, хранения и извлечения информации. В проблеме памяти возникает большое количество вопросов, но наиболее важными в прикладном смысле являются вопросы, связанные с развитием памяти, на разных стадиях онтогенеза. Таким образом, актуальность данной работы определяется необходимостью исследования особенностей памяти в период взрослости.
Цель данной выпускной квалификационной работы является изучение особенностей памяти в период взрослости.
Объект исследования: память как психический процесс.
Предмет исследования: особенности памяти в период взрослости.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в период взрослости в памяти, прослеживаются следующие особенности:
1) у мужчин и женщин в возрасте 35-40 лет память лучше развита, чем у мужчин и женщин в возрасте 45-50 лет;
2) у женщин в период взрослости память лучше развита, нежели у мужчин данного возраста.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1) рассмотреть зарубежные и отечественные концепции по изучению развития памяти как психического процесса;
2) изучить развитие памяти в онтогенезе;
3) рассмотреть возрастную характеристику памяти и ее особенности в период взрослости;
4) провести эмпирическое исследование развития памяти в период взрослости;
5) разработать рекомендации по развитию памяти в период взрослости.
Теоретико-методологическую основу исследования в изучение и развитие памяти составили такие учёные, как: А. Бен, Д.О. Белякова, П.П. Блонский, О.А. Булгакова, Л.М. Веккер, Б.Б. Величковский, Л.С. Выготский, Р.М. Грановская, К. Грус, Л.В. Заньков, А.Н. Леонтьев, Т.Б. Никитина, С.Л. Рубинштейн.
Методы и методики исследования: 1) теоретические методы (анализ и синтез научных трудов по теме исследования); 2) эмпирические методы (анкетирование, тестирование); 3) методы количественной и качественной обработки полученных данных.
Для диагностики уровня развития памяти в период взрослости были использованы следующие методики:
1) тест «Объем кратковременной памяти» («метод Джекобса»);
2) методика «Память на числа», разработанная Д. Миллером;
3) методика «Смысловая память», разработанная К. Бюлером;
4) тест «Память на образы», предложенный А.А. Карелиным;
5) методика «Заучивание десяти слов», предложенная А.Р. Лурием.
В экспериментальном исследовании приняли участие испытуемые в возрасте от 35 до 50 лет в количестве 40 человек. Все испытуемые имеют законченное высшее образование и работают в следующих сферах профессиональной деятельности: it-технологии, юриспруденция, медицина, образование.
Теоретическая значимость: в работе проведён анализ теоретического материала по теме исследования, дано определение понятию «память», рассмотрены особенности развития памяти в период взрослости. Аналитические данные могут служить диагностическим и прогностическим целям.
Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы состоит в том, что предложенные рекомендации могут быть использованы специалистами, а также самими людьми для развития у себя такого психического процесса, как память.
Структура выпускной квалификационной работы включает: введение, теоретическую и эмпирическую главу, заключение, список используемой литературы (45 наименований). Текст работы содержит 10 таблиц, 25 рисунков. Основной текст работы составляет - 62 страницы.
Память - это психический процесс, суть которого заключается в отражении переживаний человека через процессы запоминания, сохранения и воспроизведения переживаемых чувств, явлений.
Период взрослой жизни - это самый длинный период жизни человека, в котором обычно выделяются три этапа или подпериода. Это ранняя взрослая жизнь (от 20 до 40 лет), средняя взрослая жизнь (от 40 до 60 лет) и поздняя взрослая жизнь (от 60 лет и старше). Каждый из вышеуказанных возрастных периодов имеет свои особенности и особенности. Однако когда мы говорим о конкретном человеке, довольно сложно применить к нему эти возрастные рамки, так как важным фактором, влияющим на поведение и развитие человека, является субъективное восприятие его самого и его возраста.
Память интенсивно развивается до 25 лет, по мере развития человеческого мозга. Во время этого процесса возникает большое количество нейронных связей между областями мозга. Это возраст, в котором достигается максимальная эффективность и работоспособность. С 30 лет возможности мозга начинают постепенно ослабевать. Этот период особенно характеризуется ослаблением когнитивных функций, так как ускоряется гибель клеток коры головного мозга. В возрасте 40 лет функция человека к запоминанию информации уменьшается. Это приводит к кратковременным проблемам с памятью. В возрасте 41-46 лет функция памяти достигает максимального уровня развития. Несмотря на то, что при этом наблюдается один из самых низких уровней функций памяти, люди, достигшие этого возраста, имеют наилучшие возможности для активного обучения и самообразования, и сохраняют потенциал познавательной активности. С 70 лет память, а также способность подвергать информацию анализу и обработке, исчезает. Продолжительность перехода к слабоумию может варьироваться. Это полностью зависит от степени активности и работоспособности мозга в предыдущем возрасте.
Во второй главе данной работы, с целью изучения особенностей памяти в период взрослости, было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование проходило среди знакомых и коллег. В исследовании приняли участие испытуемые в возрасте от 35 до 50 лет в количестве 40 человек. Предварительно испытуемые были разделены на 2 группы: в первую группу вошли мужчины и женщины 35-40 лет в количестве 20 человек. Во вторую группу вошли мужчины и женщины 45-50 лет в количестве 20 человек.
Для диагностики уровня развития памяти в период взрослости были использованы следующие методики:
1) тест «Объем кратковременной памяти» («метод Джекобса»);
2) методика «Память на числа», разработанная Д. Миллером;
3) методика «Смысловая память», разработанная К. Бюлером;
4) тест «Память на образы», предложенный А.А. Карелиным;
5) методика «Заучивание десяти слов», предложенная А.Р. Лурием.
Подводя итог проведённому исследованию, можно сделать вывод о том, что наша гипотеза нашла своё подтверждение. Так, мы можем говорить о том, что:
1) у мужчин и женщин 35-40 лет память лучше развита, чем у мужчин и женщин в 45-50 лет;
2) у женщин в период взрослости память лучше развита, нежели у мужчин данного возраста.
Также нами были предложены рекомендации для развития памяти.
Развитие зрительной памяти осуществляется путем обработки впечатлений дня перед сном. Другое упражнение для развития памяти - закрыть глаза и перечислить увиденные объекты. Попробуйте также вспомнить лица новых знакомых, сравнивая их черты лица.
Слуховая память развивается путем повторения предложений после дикторов, в том числе интонации. Полезно изучать стихи и фрагменты песен в исполнении артистов. Музыка, воспроизводимая для развития мозга и слуховой памяти, также поможет.
Укрепление моторики, чтобы запомнить является танцевальный класс, а гимнастика пальцев для развития памяти является отличным упражнением. Необходимо воспроизвести ломаные линии и кривые, видимые на бумаге, и сравнить результат с исходной линией. Или копировать иностранные письма. Эта гимнастика пальцев особенно эффективна для развития памяти в связи с иероглифами.
Стихи для развития памяти основаны на специфической мнемонике. Для обучения можно сначала быстро прочитать надписи под картинками, запомнив их. После этого следует закрыть глаза и повторить слог, используя визуальное изображение, а не текст. Запоминание - это хорошо, если в первый раз все правильно запомнить.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2014. 811 с.
2. Аткинсон У. Память и ее развитие. М. : АРДИС, 2019. 120 с.
3. Баддли А., Айзенк М., Андерсон М. Память: под ред. Т.Н. Резниковой. Санкт-Петербург : Питер, 2014. 560 с.
4. Беляков Д. О. Память и ее значение для человека // Вестник Института мировых цивилизаций. 2016. № 13. С. 52-55.
5. Блонский П. П. Память и мышление. СПб. : Питер, 2001. 288 с.
6. Булгаков О. А. Память человека и возможность ее улучшения // Вестн. Тамбов. ун-та. Сер.: Естеств. и техн. науки. 2014. Т. 19, № 1. С. 90-93.
7. Величковский Б. Б. Рабочая память человека: фундаментальные исследования и практические приложения / Б. Б. Величковский, С. А. Козловский // Интеграл. 2012. № 6. С. 14-17.
8. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. М. : 2005. 366 с.
9. Выготский Л. С. Мышление и речь. Собрание сочинений т.2. М. : 2008. 220 с.
10. Гамезо М. В., Герасимова В. С., Горелова Г. Г., Орлова Л. М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М., 2001. 180 с.
11. Зефирова Т. Л. Физиологические основы памяти. Развитие памяти у детей и подростков : учеб.-метод. пособие / Т. Л. Зефирова, Н. И. Зиятдинова, А. М. Купцова. Казань, 2015. 40 с.
12. Зинченко Т. П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. СПб. : Питер, 2002. 234 с.
13. Исраилова Х. З. Память как познавательный психический процесс / Х. З. Исраилова, Д. А. Шатаева, Р. М. Эхаева // Учитель создает нацию : сб. материалов III Междунар. науч.-практ. конф. Грозный, 2018. С. 472-477.
14. Кавашима Р. Тренируй свою память: японская система сохранения здоровья мозга / Рюта Кавашима ; пер. А. Борисова. СПб. : Питер, 2006. 112 с.
15. Калинина А. Как заставить память работать. - Донецк : Сталкер, 2007.124 с.
...