Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Актуальные проблемы квалификации преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств

Работа №120061

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы101
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
60
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Понятие и общая характеристика преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств 8
1.1 Транспортная безопасность как объект уголовно-правовой охраны 8
1.2 Общая характеристика преступлений против безопасности движения
и эксплуатации транспортных средств в уголовном законодательстве Российской Федерации 15
1.3 Ответственность за посягательства на транспортную безопасность в
истории российского законодательства 22
Глава 2 Проблемы квалификации преступлений, посягающих на
безопасность движения и эксплуатации транспортных средств 31
2.1 Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации
железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена (ст. 263 УК РФ): вопросы квалификации 31
2.2 Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации
транспортных средств (ст. 264 УК РФ): вопросы квалификации 45
2.3 Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым
административному наказанию (ст. 264.1. УК РФ): вопросы
квалификации 54
Глава 3 Проблемы квалификации преступных посягательств на общие условия транспортной безопасности 62
3.1 Неисполнение требований по обеспечению транспортной
безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах (ст. 263.1 УК): вопросы квалификации 62
3.2 Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в
эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК РФ): вопросы квалификации 78
3.3 Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта
(ст. 268 УК): вопросы квалификации 86
Заключение 90
Список используемой литературы и используемых источников 94


Актуальность исследуемого вопроса. Транспортная сфера является одной из важнейших составных частей инфраструктуры российской экономики. Она оказывает весьма значительное влияние на экономическое и социальное развитие как всей России в целом, так и ее регионов, в частности.
Транспортная отрасль характеризуется повышенной опасностью. Да и вообще, как известно, любое транспортное средство уже само по себе является источником повышенной опасности, но характер и степень этой опасности неодинакова и зависит от вида транспорта и его характеристик.
Несмотря на то, что безопасное функционирование транспорта в первую очередь обеспечивают нормы позитивного регулирования, Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) был и по- прежнему остается одним из наиболее важных инструментов предупреждения преступных посягательств на сферу безопасности транспорта.
Проблема уголовно-правовой охраны безопасности движения и эксплуатации транспорта имеет важное значение, особенно в современных условиях. Поэтому, учитывая важность и общественную опасность посягательств на безопасное функционирование транспорта, законодатель при конструировании норм Особенной части УК РФ 1996 г. счел целесообразным выделить их в отдельную главу уголовного закона (27 главу).
Уголовное законодательство об ответственности за транспортные преступления динамично развивается. На протяжении последнего десятилетия законодатель последовательно вносил различные изменения и корректировки в уголовный закон в целях совершенствования уголовно-правовой борьбы с транспортными преступлениями.
Поскольку транспорт и объекты транспортной инфраструктуры очень уязвимы для внешних угроз и актов незаконного вмешательства, то в XXI веке одной из актуальных проблем является борьба с различного рода внешним вмешательством в функционирование транспорта. И это вполне закономерно, поскольку вследствие таких посягательств наступают серьезные общественно опасные последствия. Наибольшую опасность представляют конечно же, террористические угрозы (например, в 2017 году террорист-смертник осуществил взрыв на станции метро в Санкт- Петербурге; в 2013 году в Волгограде произошел двойной теракт, сначала террористы привели в действие взрывное устройство, заложенное в салоне в переполненного троллейбуса, а затем террорист-смертник привел в действие бомбу на железнодорожном вокзале Волгограда; в 2011 году террорист- смертник взорвал взрывное устройство, которое было начинено поражающими элементами в международном терминале аэропорта Домодедово [36].
Учитывая эти обстоятельства, в 2014 году законодатель решил усилить уголовно-правовую охрану объектов транспортной инфраструктуры, чья охрана ранее не регулировалась нормами главы 27 УК РФ. В результате законодатель дополнил уголовный закон новой статьей - 263.1 УК РФ («Нарушение требований в области транспортной безопасности»).
В прошедшее десятилетие транспортные преступления
демонстрировали неблагоприятную динамику и тенденции. Особую тревогу вызывало увеличение количества лиц, управляющих транспортными средствами в состоянии алкогольного и наркотического опьянения или лиц, выполняющих работу, связанную с обеспечением безопасности в сфере транспорта в этом же состоянии. Например, в соответствии с данными статистики, в 2019 году 103 тыс. человек были привлечены к уголовной ответственности за различные транспортные преступления,
предусмотренные 27 главой УК РФ. Из них 82 тыс. человек управляли транспортными средствами (речь идет не только об автомобилях, но и о других видах транспорта) или выполняли работу, связанную с обеспечением транспортной безопасности в состоянии алкогольного опьянения и 1,5 тыс. человек в состоянии наркотического опьянения. Эти красноречивые данные говорят о том, что 67% этих лиц не смогли должным образом обеспечить безаварийную и безопасную работу транспорта [19].
В результате, в 2014 году законодатель криминализировал уголовную ответственность за повторное управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения и в УК РФ появилась ст. 264.1. («Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию»).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящей работе были проанализированы актуальные проблемы, связанные с квалификацией транспортных преступлений. По результатам проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.
Нет никаких сомнений в том, что транспортная безопасность является одной из наиболее важных составных частей экономики и социальной сферы. В связи с этим, имеет важное значение ее исследование с позиции права.
В ходе анализа транспортной безопасности в качестве объекта уголовно-правовой охраны, было установлено, что применительно к самой транспортной системе, понятие «транспортная безопасность» обладает весьма широким значением. Его характерной особенностью является то, что оно содержит множество самых разных параметров, при этом далеко не все их них четко охватываются указанным понятием.
Как известно, уголовное право регулирует только поведение людей. Поэтому, если рассматривать транспортную безопасность в качестве объекта уголовно-правовой охраны, то необходимо убрать за скобки все угрозы, не связанные с человеческим фактором и поведением людей (в первую очередь, техногенные и природно-климатические угрозы).
Таким образом, эффективный механизм уголовно-правового обеспечения безопасности в сфере транспорта удастся создать только в том случае, если провести разделительную черту между угрозами, которые несут опасность для всего общества в целом и угрозами, которые относятся исключительно к безопасному функционированию транспорта.
С точки зрения уголовного права, ошибочно слишком расширительно толковать понятие «транспортная безопасность». Если так делать, то это неизбежно приведет к тому, что в теории уголовного права представление об отношениях в области транспортной деятельности смешается с иными отношениями, и в результате, значимость транспортных отношений будет сильно принижена.
При взаимодействии транспорта с человеком возникает множество различных угроз транспортной безопасности. Угрозу транспортной безопасности могут нести как лица, которые непосредственно отвечают за безаварийную работу транспорта (если они нарушают установленные правила и предписания, связанные с его безопасной работой), так и лица, чья деятельность непосредственно не связана с транспортной (пассажиры, иные лица, которые разрушают или приводят в негодность транспортные средства и элементы транспортной системы).
В процессе исследования было установлено, что нет никакой необходимости в том, чтобы объединять все существующие угрозы транспортной безопасности в более мелкие подвиды, для того, чтобы упростить их восприятие, а также максимально детализировать все возможные нарушения в области обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Данный подход принесет за собой ряд определенных преимуществ. Прежде всего, сама собой отпадет проблема терминологической путаницы. Кроме того, в УК РФ не нужно будет использовать сложные критерии и термины, которые будет трудно понять правоприменителю, который не является специалистом в транспортной сфере. Наконец, этот подход позволит избежать излишней криминализационной избыточности и появления огромного числа конкурирующих друг с другом уголовно-правовых запретов.
Было установлены, что уголовное законодательство об ответственности за транспортные преступления прошло три этапа развития: дореволюционный, советский и современный.
Уголовно-правовой механизм обеспечения движения и эксплуатации транспорта непрерывно разевался и совершенствовался на всех этапах своего развития. Это выражалось в следующем.
Во-первых, последовательно увеличивалось число уголовно-правовых норм, которые устанавливали уголовную ответственность за нарушение безаварийной работы различных видов транспорта. Во-вторых, на протяжении всего периода развития законодательства об ответственности за транспортные преступления, законодатель постоянно уточнял и конкретизировал перечень деяний, которые относятся к преступлениям в сфере транспорта. Данная тенденция проявлялась в том, что какие-то деяния были декриминализованы, некоторые деяния стали признаваться преступными, и наконец, остальные деяния меняли свою правовую природу и стали относиться не к транспортным, а к другим деяниям.
В результате развития указанных процессов, постепенно сформировались определенные условия и необходимые предпосылки для того, чтобы в дальнейшем транспортные преступления оформились в самостоятельную группу. Это привело к тому, что безопасная работа транспорта стала самостоятельным объектом уголовно-правовой охраны.
При рассмотрении в суде уголовных дел, связанных с транспортными преступлениями, возникают различного рода трудности. Во-первых, существуют определенные проблемы, связанные с установлением и правильной фиксацией обстоятельств транспортного преступления. Во- вторых, нередко возникают проблемы, связанные с определением механизма причинения вреда. К сожалению, при этом второстепенное внимание уделяется вопросам, которые связаны с квалификацией содеянного, что является большой ошибкой, поскольку юридическая оценка содеянного неразрывно связана с процессом установления обстоятельств ДТП.
Юридическая оценка содеянного имеет очень важное значение. По сути, квалификация является многофункциональной задачей, которая тесно переплетается с исследованием большого объема нормативного материала. Если при юридической оценке содеянного будут допущены ошибки, то это означает, что все те усилия, которые были приложены для того, чтобы установить фактические обстоятельства ДТП, были потрачены впустую. Следующая серьезная проблема, связанная с квалификацией транспортных преступлений, заключается в том, что сначала в рамках уголовного дела квалификацию производит следователь и лишь затем, после завершения предварительного следствия, уголовное дело попадает на рассмотрение в суд. В свою очередь судья должен будет произвести самостоятельную юридическую оценку действий водителя, поскольку он юридически никак не связан с той квалификацией действий виновного, которую дали органы предварительного следствия. Таким образом, в ходе рассмотрения дела в стадии судебного разбирательства, судья должен будет дать самостоятельную юридическую оценку содеянного. При этом должны приниматься во внимания исключительно те фактические обстоятельства, которые были установлены и подтверждены в ходе судебного заседания.



1. Авдовский А.А., Бадаев А.С., Белов К.А. Организация железнодорожных пассажирских перевозок. М.: Академия, 2008. - 256 с.
2. Акопджанова М. О. Правовая охрана безопасности дорожного движения // Административное и муниципальное право. - 2016. - № 3. - С. 204-207.
3. Александров Д. В ГИБДД посчитали количество ДТП в 2019 году
// Autonews [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.autonews.ru/news/5df0ba639a7947b38f8adccb
4. Алексеев Н.С. Транспортные преступления. Ответственность за преступления, посягающие на правильную работу советского транспорта. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1957. - 147 c.
5. Андреева Л. А. К вопросу о применении ст. 125 УК РФ // Криминалисты - 2018. - № 2. - С. 8-11.
6. Белокобыльский Н.Н. Безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта // Уголовно-правовые и криминологические проблемы. - Саратов, 2008. - 116 с.
7. Белокобыльский Н.Н. Уголовная ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. - 195 с.
8. Бюллетень Верховного Суда РСФСР. - 1989. - № 5. - С. 4-6.
9. Бюллетень Верховного Суда РСФСР. - 1991. № 6. - С. 7-8.
10. Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2006. - № 6. - С. 14-15.
11. Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2007. - № 8. - С. 6-7.
12. Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2015. - № 6. - С. 10-11.
13. Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2017. - № 8. - С. 9.
14. В аэропорту Домодедово не нашлось виновных в теракте. Газета
«Коммерсантъ» №220 от 30.11.2015 // Издательский дом Коммерсантъ
[Электронный ресурс]. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/2865638
15. В метро пьяный машинист опять проехал станцию [Электронный ресурс]. - URL: https: //www.samara.kp .ru/daily/23984/75104/
16. Варцаба В. «Вагоны зарылись в землю». Хроника трагедии на
станции Каменской в 1987-ом // [Электронный ресурс]. - URL:
https://rostov.aif.ru/incidents/details/vagony zarylis v zemlyu hronika tragedii n a stancii kamenskoy v 1987-om
17. Виноградова Е. В. и др. Российское уголовное право. В 2 т. Т. 2. Особенная часть / Под ред. Э. Ф. Побегайло. - М.: Илекса, 2008. - 752 с.
18. Воробьев Э.В. Техническая эксплуатация железных дорог и безопасность движения. М.: Маршрут, 2015. - 384 с.
19. Главный информационно-аналитический центр (ГИАЦ) МВД //
[Электронный ресурс]. - URL:
https://мвд.рф/mvd/structure1/Centri/Glavnij informacionno analiticheskij cen
...
Всего источников - 80


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ