Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности эмоциональных реакций медицинских сестер с различным уровнем эмоционального выгорания

Работа №119954

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы60
Год сдачи2017
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
56
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В ИМЕЮЩЕЙСЯ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Теоретический анализ научной литературы в исследованиях отечественных и зарубежных авторов по проблеме профессионального выгорания 9
1.2 Профессиональное выгорание медицинских работников: условия и факторы выгорания 13
1.3. Характеристика признаков, условий и факторов выгорания 16
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ У МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ВЫГОРАНИЯ
2.1 Организация метода исследования, описание выборки (данные, возраст, стаж, семейное положение, пол) 32
2.2 Результаты эмпирического исследования 35
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56

Человеческие ресурсы (организменные, психологические, социальные) не беспредельны. Их ослабление, вызванное напряженной профессиональной деятельностью, может вести не только к соматическим, но и психо­соматическим нарушениям организменных (физиологических), психологических (нарушениям в познавательной, эмоционально-волевой сферах и поведении, деятельности), а также социальных функций, проявляющихся в общении и взаимодействии между профессиональными работниками.
Одним из человеческих ресурсов поддерживающих состояние физического и психологического здоровья являются положительные эмоции, способные оказывать стабилизирующее, стеническое действие на профессиональную деятельность и достижения в ней полезного результата.
Однако при определенных обстоятельствах стенические эмоции сменяются (трансформируются) в астенические, препятствующие и дезорганизующие деятельность. Понимание какие именно эмоциональные переживания сопровождают этот переход весьма актуально на сегодняшний день.
Многие зарубежные и отечественные психологи связывают «модный» психологический недуг с истощением организма и психики, названным эмоциональным или профессиональным выгоранием.
Одними из первых в отечественной психологии здоровья на это обратили внимание Г.С. Никифоров, Н.Е. Водопьянова, В.В. Бойко, Старчнкова Н.А.
Согласно Г.С. Никифорову, при выгорании происходят изменения, как в организме, так и психике. До настоящего времени дискутируются вопросы об этиологии, генезисе, развитии и протекании этого недуга. Ряд авторов связывают этот синдром с продолжительной работой и снижением возрастного потенциала здоровья и нарушениями в результате этого трудоспособности. Другое ошибочное мнение - этот недуг присущ любой профессии.
Многие исследователи в качестве причин эмоционального выгорания называют совершенно другие факторы. Разногласия исследователей в этиологии недуга указывают на то, что для успешной его профилактики и реабилитации важно обладать личностным опытом (знаниями, умениями, навыками и да же привычками), стратегиями поведения в случае развития такого синдрома, соответствующими компетенциями. А в медицинской практике иметь представления и опыт об этиологии, патогенезе, механизмах; знать условия и факторы сопутствующие и препятствующие появлению и развитию эмоционального выгорания.
Следует, видимо, согласиться с учеными, которые подчеркивают и развивают мысль о том, что профессиональное выгорание свойственно тем профессиям, в которых происходит интенсивное, продолжительное социальное взаимодействие между коллегами, выступающими, как субъекты деятельности. И это касается, в первую очередь, тех профессий, в которых происходит взаимодействие на уровне «человек - человек».
Среди таких профессий называют в первую очередь деятельность медицинских работников. Известно, что первооткрыватель этого синдрома был врач - психиатр Фрейденбергер, описавший его в 1974 году. Большая часть исследований в отечественной и зарубежной психологии, медицине, социологии и педагогике направлена на изучение проблем выгорания именно в этих профессиях.
Наиболее опасно психическое выгорание в начале своего развития, так как чаще всего оно протекает бессимптомно и в первую очередь его замечают коллеги по работе. Со времен известного российского врача А. Семашко любую патологию легче предупредить, чем лечить, поэтому уже на ранних этапах развития этого заболевания важно выявить и идентифицировать те условия и факторы, которые приводят к этому психологическому недугу.
На сегодняшний день недостаточно полно и четко в научных исследованиях разделяются два понятия - «эмоциональное выгорание» и «профессиональное выгорание». Не до конца понятно, в чем различия данных понятий, а также неполно раскрывается внутренняя и внешняя сторона этих синдромов.
Данную проблему в отечественной науке изучали такие исследователи как Г.С. Никифоров, Н.Е. Водопьянова, В.В. Бойко, М.В. Борисова, Н.А. Аминов, В.Е. Орел, а также зарубежные исследователи - Т.И. Рангинская, К. Маслач, Д. Фрейденбергер и многие другие.
Фамилии, названия и выходные данные публикаций по этой теме в настоящей работе будут цитироваться по основным научным источникам - Т.И. Рангинской, Г.С. Никифорову, а вряде случаев будут использованы и другие источники.
Как и в любой научной работе для правильного, строго научного формулирования научного аппарата: предмета, целей, задач и гипотезы исследования необходимо раскрыть противоречия, имеющиеся на сегодняшний день по проблеме исследования. Они обусловлены:
1. Недостаточной разработанностью этой проблемы и востребованностью понимания содержания понятия «профессиональное выгорание» и познанием признаков, этиологии и механизмов его с целью их профилактики и адекватной коррекции в случае развития профессионального выгорания.
2. Существование в научной литературе противоречий в описании критериев этого синдрома и недостаточным обоснованием таковых для их связи с личностными качествами медицинских сестер.
3. Недостаточной изученность патогенеза этого синдрома и необходимостью оказывать эффективную психологическую поддержку и помощь при обращении клиентов в психологические консультации.
Данной проблеме посвящено достаточно много исследований, и авторы этих работ указывают на то, что появление симптомов выгорания связано с многими причинами, такими, как: удовлетворенность работой, заработная плата, межличностные отношения в коллективе с коллегами, отношения с клиентами и другие.
В развитии профессионального выгорания достаточно важная роль принадлежит качествам, связанным с отношением к работе (ответственность, дисциплинированность, организованность) и удовлетворенностью работой. Эти факторы сказываются на эмоциональных переживаниях медицинских работников.
Исходя из актуальности, недостаточной разработанности темы исследования, учитывая противоречия в исследованиях, нами сформулирован научный аппарат нашего исследования.
Объект исследования: профессиональное выгорание медицинских сестер.
Предмет исследования: связь между эмоциональными переживаниями и компонентами профессионального выгорания у медицинских сестер.
Цель исследования: изучить особенности профессионального выгорания у медицинских сестер и установить связь между его уровнями и различными переживаниями.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы профессионального выгорания; изыскать и освоить методы исследования, которые направлены на изучение эмоционального выгорания и профессионального выгорания, и оценить адекватность их изучаемому объекту и предмету.
2. Оценить формы переживаний медицинских сестер при различных уровнях профессионального выгорания.
3. Определить особенности эмоциональных переживаний у медицинских сестер в зависимости от уровня профессионального выгорания.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что особенности эмоциональных переживаний медицинских сестер будут существенно различаться в зависимости от уровня профессионального выгорания.
Работа была проведена в три этапа.
В данном исследовании принимали участие медицинские сестры больницы № 2 г.о. Сызрани, имевшие среднее медицинское образование. Выборка составила 44 человека. Стаж работы в медицинских учреждениях от 5 до 17 лет, возрастной диапазон от 24 до 46 лет.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблему эмоционального выгорания в отечественной науке изучали такие исследователи, как Г.С. Никифоров, Н.Е. Водопьянова, В.В. Бойко, М.В. Борисова, Н.А. Аминов, В.Е. Орел, а также зарубежные исследователи - Т.И. Рангинская, К. Маслач, Д. Фрейденбергер и многие другие.
Как и в любой научной работе для правильного, строго научного формулирования научного аппарата: предмета, целей, задач и гипотезы исследования необходимо раскрыть противоречия, имеющиеся на сегодняшний день по проблеме исследования. Они обусловлены:
1. Недостаточной разработанностью этой проблемы и востребованностью понимания содержания понятия «профессиональное выгорание» и познанием признаков, этиологии и механизмов его с целью их профилактики и адекватной коррекции в случае развития профессионального выгорания.
2. Существованием в научной литературе противоречий в описании критериев этого синдрома и недостаточным обоснованием таковых для их связи с личностными качествами медицинских сестер.
3. Недостаточной изученностью патогенеза этого синдрома и необходимостью оказывать эффективную психологическую поддержку и помощь при обращении клиентов в психологические консультации.
Данной проблеме посвящено достаточно много исследований, и авторы этих работ указывают на то, что появление симптомов выгорания связано с многими причинами, такими, как: удовлетворенность работой, заработная плата, межличностные отношения в коллективе с коллегами, отношения с клиентами и другие.
В развитии профессионального выгорания достаточно важная роль принадлежит качествам, связанным с отношением к работе (ответственность, дисциплинированность, организованность) и удовлетворенностью работой. Эти факторы сказываются на эмоциональных переживаниях медицинских работников
Одной из задач, стоящих перед современным здравоохранением является сохранение не только физического (организменного) и психологического здоровья, но и поиск эффективных профилактических средств сохранения здоровья и работоспособности специалиста, выявление , редукция и сглаживание негативных последствий при функционировании и взаимодействии человека в профессии.
С самого начала исследований этой проблемы большинство работ, посвященных психическому выгоранию, было направлено на изучение этого синдрома у медицинских работников, социальных работников, психологов и педагогов. Специфика работы людей этих профессий состоит в том, что при выполнении этих работ существует большое количество ситуаций, связанных с высокой эмоциональной напряженностью, сложностью межличностного взаимодействия. В настоящем обществе при взаимодействии врачей, медсестер с больными людьми, их родственниками нередко встречаются даже физические столкновения (источник: радио, телевидение).
Ряд ученых высказали мысль и обеспокоенность тем фактом, что сама по себе профессия врача способствует развитию выгорания. И связано это с развитием эмоционального дистресса у врачей на более поздней стадии профессиональной деятельности. В обществе медицинских работников все чаще высказывается мысль о патогенности самой медицинской профессии в силу того, что многие из медицинских работников переносят на себя страдания больных. Поэтому появилась проблема помощи медицинским работникам, так как их физическое и психологическое благополучие вызывает озабоченность.
Многие исследователи, работающие в этом направлении, полагают, что причины выгорания медицинских работников кроются в социальной сфере и бизнес - культуре, в которой медицинские работники рассматриваются как единицы извлечения доходов, и у которых большая забота об этом, а не об оказании профессиональной помощи. Это же касается и педагогических профессий, подтверждением чего является изучение в педагогических вузах предмета оказания эффективных платных услуг в школе.
Выгорание медицинских работников обусловлено наличием профессиональных рисков в медицинской практике. Среди неблагоприятных факторов выделяют: ионизирующие излучения, канцерогены, вредные химические вещества, а также высокое нервно-психическое напряжение, высокую профессиональную ответственность и др.
Среди факторов производственной среды в последние годы в развитии выгорания следует назвать факторы социального риска медицинской профессии: преступность, наркоманию. В социальной среде только за четыре месяца этого года, в частности на телевидении, обсуждались криминальные темы, преступления по отношению к врачам, медицинским сестрам, работающих в отделениях скорой помощи. Нельзя отрицать и роли большого количества контактов с больными людьми, негативных эмоциональных откликов и переживаний, несущих отрицательный энергетический заряд.
За последние годы значительно возросло число публикаций, касающихся «выгорания» специалистов различных профессий. Профессия медицинских работников стала одной из резонансных на радио и телевидении, и не столько это связано с обсуждением содержания современной медицины, сколько с социальными отношениями между государством и руководителями медицинских учреждений местного уровня.
Учитывая выше сказанное, для практиков важными являются вопросы теории и практики преодоления стресса и выгорания, вопросы моделей и стратегий профессионального выгорания, разработки и внедрения новейших психолого-педагогических средств, способных внести вклад в профилактику, диагностику, течение и преодоление этого недуга.
В организационном стрессе к причинам, влияющим на протекание и возникновение стресса относят ролевые (конфликты, профессиональная неопределенность), личностные (низкое самоуважение, степень неудовлетворенности профессиональным ростом, излишняя активность на работе и др.) и организационные (работа, требующая исключительной подготовки, продолжительность рабочего дня и др.).
С целью профилактики выгорания руководителям организаций и их сотрудникам необходимо иметь научные представления о факторах риска профессионального выгорания. К факторам риска относят: ситуативные и профессиональные требования, личностные факторы.
Личностные факторы, прежде всего, характеризуют проявления эмоциональной сферы работника. Такие, как переживание социальной незащищенности (особенно это проявляется в последние годы - некому пожаловаться), переживания, связанные с социальной и межличностной изоляцией и др.
На основании анализа научной литературы по теме исследования можно обобщить, что выгорание - сложная системная реакция на стресс, обусловленная многими социальными, профессиональными и личностными факторами. Согласно системному подходу, где систему образующим фактором выступает полезный результат деятельности (П.К. Анохин, К.В. Судаков, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов и др.), все элементы системы должны так взаимодействовать, чтобы добиться полезного результата. Отсюда следует, что и при профилактике и реабилитации выгорания все выше перечисленные факторы должны быть учтены и задачей такой работы является создание условий для реализации этих факторов и обеспечение их взаимодействия.
Проведение экспериментального исследования по выявлению эмоционального и профессионального выгорания потребовало отобрать комплекс психодиагностических методик, адекватных поставленным в работе задачам.
Исследование проводилось на базе городской больницы № 2 г.о. Сызрани. Медицинские сестры, участвовавшие в исследовании, составили группу из 44 человек. Средний возраст у медицинских сестер был от 24 до 46 лет, стаж работы в медицинских учреждениях от 5 до 17 лет.
Исследование было добровольным и индивидуальным. Так же как и в медицинской практике, со всеми испытуемыми были проведены индивидуальные беседы.
В ряде немногочисленных исследований, преимущественно зарубежных работах, в частности, в работе Т.И. Ронгинской, применяется для диагностики эмоционального выгорания и профессионального выгорания Опросник, разработанный немецкими исследователями У. Шааршмидтом и А. Фишером.
Его ценность состоит в том, что он направлен на диагностику профессионального выгорания, т.е. его можно трансформировать под любую профессию.
Цитируемый и использованный в нашей работе Опросник подвергнут частичной трансформации с целью приблизить его к профессиям медицинских работников. В результате таких изменений (повторяю, несущественных и незначительных) модернизированный текст вопросов - утверждений был приближен к профессиональной деятельности медицинских сестер и письменные ответы на вопросы - утверждения явились основой для последующей психологической профилактики и реабилитации медицинских сестер.
После анализа письменных ответов (фактически анкет) нами были проведены беседы с медицинскими сестрами с целью получения дополнительной информации о состоянии психического напряжения, отношения к своей профессиональной деятельности, выяснения обстоятельств плохого самочувствия на работе и быту, описания симптоматики, сопровождающей стрессовое состояние.
Такой дополнительный подход при диагностической работе с медицинскими сестрами позволил сделать более объективными результаты письменного опроса.
Причины неблагополучия психологического здоровья кроются как во внешних обстоятельствах (рейтинг профессии, межличностные отношения в коллективе, заработная плата и др.), так и внутренних - психологических (отношении к профессии, стремлении к личностному росту и достижения в деятельности и др.).
Причины неблагополучия в физическом и психологическом здоровье кроются, прежде всего, в личностных особенностях специалистов, нацеленных на получение материальных и духовные благ в профессиональной деятельности. Сюда следует отнести социально обусловленное личностное качество - направленность (мотивы, ценности, идеалы и др.), индивидуально - типологические особенности личности (осознание ответственности, а для медицинского работника это очень важная особенность и др.), особенности «Я» - концепции, характеризующие уровень самооценки собственных возможностей, достижений в профессиональной деятельности медицинских работников.
Примененный в исследовании Опросник, заимствованный нами из статьи Т.И. Ронгинской, имеет преимущества перед другими методическими средствами. В частности, с помощью его можно выяснить о тех психологических качествах, которые определяют отношение к профессиональной деятельности и переживаниях, отражающих это отношение. Это важно для нашей работы.
В развитии профессионального выгорания достаточно важная роль отводится субъективным факторам, среди них особое место принадлежит качествам, связанным с отношением к работе (ответственность, дисциплинированность, организованность) и удовлетворенностью работой. Эти факторы сказываются на эмоциональных переживаниях медицинских работников.
Специфика работы людей этих профессий состоит в том, что при выполнении этих работ существует большое количество ситуаций, связанных с высокой эмоциональной напряженностью, сложностью межличностного взаимодействия. В настоящем обществе при взаимодействии врачей, медсестер с больными людьми, их родственниками нередко встречаются даже физические столкновения (источник: радио, телевидение).
Среди личностных ресурсов психологи выделяют активную и устойчивую мотивацию преодоления, активное отношение к жизни, продуктивное самосознание, выражающееся в самоуважении, адекватной самооценке и оценке собственной значимости, позитивности и рациональности мышления и, несомненно, в состоянии физического здоровья и отношении к нему как ценности.
Выгорание медицинских работников обусловлено наличием профессиональных рисков в медицинской практике. Среди неблагоприятных факторов выделяют: ионизирующие излучения, канцерогены, вредные химические вещества, а также высокое нервно-психическое напряжение, высокую профессиональную ответственность и др.
Среди факторов производственной среды в последние годы в развитии выгорания следует назвать факторы социального риска медицинской профессии: преступность, наркоманию. В социальной среде только за четыре месяца этого года, в частности на телевидении, обсуждались криминальные темы, преступления по отношению к врачам, медицинским сестрам, работающих в отделениях скорой помощи. Нельзя отрицать и роли большого количества контактов с больными людьми, негативных эмоциональных откликов и переживаний, несущих отрицательный энергетический заряд.
Среди социально- психологических причин профессионального выгорания называют рассогласование в ценностной сфере медицинских работников: жизненные ценности и цели не совпадают с возможностью их реализации в профессиональной деятельности. В конечном итоге это сказывается не только на эмоциональной сфере медиков, но и снижает его профессиональную мотивацию.


1. Ананьев, Б. А. Введение в психологию здоровья [Текст] / Б.А. Ананьев. - СПб.: Питер, 1999. - 123 с.
2. Абрамова, Г. С. К проблеме диагностики педагогической позиции [Текст] / Г.С. Абрамова. - М., 1989.
3. Акопов, Г. В. Психологические аспекты формирования профессионально-педагогического сознания [Текст] / Г.В. Акопов // Психология учителя. - М., 1989.
4. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других [Текст] / В.В. Бойко. - М.: Филин, 1996.
5. Аминов, Н. А. Исследование педагогических способностей [Текст] / Н.А. Аминов // Вопросы психологии. - 1995. - №5. - С.5-17.
6. Ананьев, Б. Г. Психология педагогической оценки [Текст] / Б.Г. Ананьев. - Л., 1935.
7. Анимов, Н. А. Психофизиологические и психологический предпосылки педагогических способностей [Текст] / Н.А. Анимов // Вопросы психологии. - 1986. - № 5.
8. Басов, М. Я. Личность и профессия [Текст] / М.Я. Басов. - Л,1999.
9. Белухин, Д. А. Основы личностно-ориентированной педагогики [Текст] / Д.А. Белухин. - М.: Сфера, 1996.
10. Березин, Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека [Текст] / Ф.Б. Березин. - М., 1988.
11. Борневассер, М. Стресс в условиях труда [Текст] / М. Борневассер // Психологические состояния / Сост., общ. ред. Л.В.Куликова. - СПб.: Питер, 2000.
12. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. - М., 1986.
13. Берулава, М. Н. Состояние и перспективы гуманизации образования [Текст] / М.Н. Берулава // Педагогика. - №1. - 1996.
14. Бодалев, А. А. Психология общения [Текст] / А.А. Бодалев. - М., Воронеж, 1996.
15. Бойко, В. В. «Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении» [Текст] / В.В. Бойко. - СПб., 1999.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ