Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профилактика психоэмоционального напряжения у подростков средствами психологического тренинга (Кемеровский государственный университет)

Работа №119814

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы48
Год сдачи2023
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
194
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование .
База исследования: МБОУ СОШ №71 г. Новокузнецка.
Выборка исследования: 8 «А» и 8 «В» класс (54 человека).
Есть приложение.

Введение……………………………………………………………3
1. Психоэмоциональное напряжение у подростков как объект психолого-педагогического анализа………………………………………….7
1.1. Специфика развития эмоциональной сферы в подростковом возрасте …….7
1.2. Причины формирования психоэмоционального напряжения и его профилактика….13
1.3. Направления и технологии профилактики психоэмоционального напряжения подростков, обучающихся в общеобразовательной организации………..17
Выводы по первой главе………………………………………………20
2. Экспериментальное исследование возможностей психологического тренинга, как способа профилактики психоэмоционального напряжения у подростков..23
2.1. Организация и методы исследования……23
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента……………..24
2.3 Анализ результатов формирующего эксперимента………………...31
Выводы по второй главе……………………36
Заключение…………………………………………………………..……39
Список литературы……………………………………………………….42
Приложение……………………………………………………….………47

Актуальность исследования. В настоящее время психологи и педагоги отмечают повышенное эмоциональное напряжение, наблюдаемое у детей разных возрастов. Особенно ярко проявляется психоэмоциональное напряжение в подростковом возрасте, что связано с рядом факторов:
- особенностями подросткового возраста;
- завышенными ожиданиями общества о возможностях подростка;
- стрессогенных факторов в образовательных организациях (например, ОГЭ и ГИА) и т. д.
Ряд авторов, исследуя проблему распространённости повышенного психоэмоционального напряжения подростков приводят следующие статистические данные: от 11% до 36%, что является показателем достаточной распространённости данной проблемы.
Сегодня для образовательных учреждений особенно актуальными становятся задачи формирования самостоятельной зрелой личности, способной к рефлексии собственных способностей, с развитыми духовно-нравственными ценностями, психологически готовой к вступлению во взрослую жизнь.
Формирования представленных личностных особенностей возможно лишь тогда, когда обучающиеся способны справляться с любой ситуацией, сохраняя при этом благоприятное духовное и эмоциональное состояние. Другими словами, школьник должен иметь высокую стрессоустойчивость.
Не всегда подростки способны самостоятельно справляться с психоэмоциональным напряжением и проявлять стрессоустойчивость. Из этого следует, что требуется исследования проблемы профилактики психоэмоционального напряжения у подростков.
Стоит отметить, что проблема психоэмоционального напряжения подростков касается не только педагогов и родителей, но и общества в целом. Таким образом, обозначается необходимость исследования профилактики психоэмоционального напряжения у подростков. Одним из наиболее успешных методов психологической работы по профилактике психоэмоционального напряжения считается психологический тренинг.
Психологический тренинг – это метод обучения и развития, направленный в первую очередь на формирование системы знаний и умений, а также социальных установок посредством группового занятия.
Преимуществами психологического тренинга являются:
- доступность (т. к. знания усваиваются путем проживания отдельных жизненных ситуаций);
- возможность включения группы лиц;
- нацеленность на решение практических задач.
Несмотря на достаточную разработанность проблемы профилактики психоэмоционального напряжения в подростковом возрасте, проблема профилактики психоэмоционального напряжения у подростков средствами психологического тренинга остается недостаточно разработанной, что объясняет необходимость и актуальность изучения выбранной проблемы.
Теоретическими основами данного исследования являются работы следующих авторов: Л.С Выготского, описавшего становление высших психических функций; В.С.Мухиной, рассмотревшей психологию подросткового возраста, А.А.Реан, описавшего психологию подросткового возраста. Представляют интерес работы таких авторов, как А.Г.Лидерс, описавший особенности психологического тренинга с подростками; О.А. Прокопович, исследующий психологический тренинг как одну из форм социально-психологической адаптации подростков; А.Ю.Холодов, представивший факторы, провоцирующие возникновение эмоционально-волевых нарушений у подростков.
Объект исследования: психоэмоциональное напряжение личность подросткового возраста.
Предмет: психологический тренинг как средство профилактики психоэмоционального напряжения у подростков, обучающихся в общеобразовательной организации.
Цель исследования: выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности профилактики психоэмоционального напряжения у подростков средствами психологического тренинга.
Гипотеза: Профилактика психоэмоционального напряжения обучающихся в общеобразовательной организации будет эффективной при условии, если учитываются возрастно-психологические особенности подростков и реализуется психологический тренинг.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к изучению психоэмоционального напряжения в психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть причины возникновения психоэмоционального напряжения у подростков;
3. Проанализировать направления и технологии психологического тренинга как средство профилактики психоэмоционального напряжения подростков, обучающихся в общеобразовательной организации;
4. Разработать и апробировать программу психологического тренинга, как средства профилактики психоэмоционального напряжения у подростков средствами психологического тренинга.
Методы исследования: для решения поставленных задач в исследовании был использован комплекс общенаучных и психологических методов: теоретический анализ литературы по данной проблеме; педагогический эксперимент, методы статистической обработки данных.
Методики исследования:
1) «Опросник нервно-психического напряжения» Т. А. Немчина;
2) «Диагностика состояния ситуативной тревоги и личностной тревожности» Ч.Д Спилбергера и Ю. Л. Ханина;
3) «Шкала депрессии» А. Бека.
Экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ №71 г. Новокузнецка.
Выборка исследования: 8 «А» и 8 «В» класс (54 человека)
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе данного исследования для достижения поставленной цели были решены задачи исследования и получены следующие результаты:
1. Подростковый возраст несет в себе много изменений в физиологическом, психологическом и социальном аспектах. Наряду с происходящими физиологическими изменениями (значительное увеличение роста и веса, изменение пропорций тела, половая идентификация и «гормональная буря», часто вызывающая сексуальное возбуждение и т. д.), в жизни подростка происходит много изменений в социальном плане (ожидание большей ответственности, сложности выбора, влияющего на дальнейшую жизнь).
Особенности подросткового возраста могут влиять на развитие эмоционально сферы и вызывать психоэмоциональное напряжение.
Характерными особенностями ЭВС подростков в психологии считают следующие: устойчивость эмоциональных переживаний; повышенная эмоциональная возбудимость; повышенный уровень тревожности, который порождает эмоцию страха; страх отвержения группой из-за принадлежности к ней; противоречивость чувств.
2. Психоэмоциональное напряжение – это совокупность эмоциональных переживаний, снижающих эмоциональный фон и мотивационную сферу личности.
Среди причин психоэмоционального напряжения выделяют личные и профессиональные (учебные).
Среди методов профилактики психоэмоционального напряжения выделяют следующие: ведение здорового образа жизни: полезное питание; полноценный сон; занятия спортом, систематические прогулки на природе и т. д.; использование дыхательных упражнений, позволяющих с помощью дыхания успокоить нервную систему; аутогенная тренировка; психотерапевтическая сказка; метод ароматерапии; методы релаксации; психологический тренинг.
3. Некоторые из направлений и технологий профилактики психоэмоционального напряжения подростков в общеобразовательной организации могут включать: развитие навыков регуляции эмоций и стрессоустойчивости, социально-педагогическая поддержка и консультирование, развитие навыков коммуникации и конструктивного разрешения конфликтов, обучение навыкам планирования и управления временем, .развитие когнитивных навыков, обучение навыкам саморегуляции и самоконтроля, создание условий для самовыражения и самореализации, системный подход к профилактике психоэмоционального напряжения.
Мы считаем, что психологический тренинг является одним из наиболее эффективных методов работы с лицами, подверженными психоэмоциональному напряжению.
В ходе исследования нами была разработана и апробирована программа для подростков по профилактике психоэмоционального напряжения. Программа разработана в соответствии с принципами построения профилактической программы
Результаты констатирующего эксперимента показали, что достаточно многочисленной (32,1%) является группа подростков, имеющих умеренное нервно-психическое напряжение. Ситуативная тревога и личностная тревожность высокого уровня выявлено у большинства. Тест на депрессию Бека показал, что умеренный и легкий уровень депрессии превышает у восьмиклассников.
По результатам проведенного исследования была проведена программа мероприятий по профилактике психоэмоциональных напряжений у подростков средствами психологического тренинг.
После проведения формирующего этапа эксперимента, в рамках контрольного этапа эксперимента нами дважды была проведена повторная диагностика по методикам, использованным во время проведения констатирующего этапа эксперимента. Второй замер проводился непосредственно после окончания тренинга. Третий – через 2,5 месяца после окончания тренинга. Третий замер был направлен на то, чтобы увидеть отсроченные результаты нашей работы.
В процессе исследования были получены результаты, свидетельствующие об улучшении показателей в экспериментальной группе. Сравнение результатов первоначальной диагностики и окончательной позволяет сделать вывод о снижении напряжения, депрессии и личностной тревоги у участников данной группы. В свою очередь, контрольная группа также показала положительную динамику, однако стоит отметить, что повторная диагностика была проведена в условиях, когда учащиеся подвергались высокому нервно-психическому напряжению перед написанием контрольных работ. Такой фактор может повлиять на полученные результаты. Тем не менее общие выводы из данного исследования говорят о положительном эффекте тренинга на участников, что может быть рекомендовано для применения в дальнейшей практике.
Опираясь на нашу гипотезу, мы дополнительно рассмотрели данные разделив на возрастно-психологические особенности подростков. (Рис.9)
Можно сделать вывод, что высокие значение показателей нервно-психическое напряжение, личностной тревожности и депрессии большинство имеют девочки, так как они более эмоциональны и зачастую у них появляются перепады настроения.
Таким образом, посредством решения поставленных задач, была достигнута цель исследования, а именно: выявлена, теоретически обоснована, и экспериментально проверена возможность профилактики психоэмоционального напряжения у подростков средствами психологического тренинга.



1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб: 2008 – 272 с.
2. Артюхова А.Е., Бобченко Т.Г. Эмоциональное состояние в подростковом возрасте /А.Е Артюхова, Т.Г. Бобченко // Инновационная наука. – 2017.
3. Бабиянц, К. А. Особенности проявления депрессивных состояний в подростковом возрасте / К. А. Бабиянц, М. И. Шульжицкая // Северокавказский психологический вестник. – 2018. – Т. 15. – № 2. – С. 29–38. – EDN UZSUPZ.
4. Берстенева, С. В. Социальная зрелость старшеклассников как фактор формирования социально активной личности / С. В. Берстенева // Общество, семья, личность: теория и практика решения актуальных проблем: сборник научных статей / Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т психологии; сост. Ю. В. Братчикова. — Екатеринбург, 2013. — С. 7–11.
5. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. – М.: Совершенство, 2011. – 298 с.
6. Бунина И.А. Словарь психологических терминов. Елец: государственный университет им. И.А. Бунина, 2016 – 100 с.
7. Вачков И.В Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И.В. Вачков. — М.: Эксмо, 2007. — 416 с. — (Образовательный стандарт XXI).
8. Вергунова, В. М. Здоровьесбережение старшеклассников в период подготовки к Государственной итоговой аттестации: учебнометодическое пособие / В. М. Вергунова, А. В. Лейфа. – Благовещенск: Амурский обл. ин-т развития образования, 2011. – 104 с.
9. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса / Н. Е. Водопьянова. – СПб. : Питер, 2009. – 336 с.
10. Воронова, И. О. Особенности эмоциональной сферы подростков / И. О. Воронова // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 110-111.
11. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций: сборник сочинений в 6 т. – Т. 3. / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 2012. – 244 с.
12. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Гамезо, М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик. – М.: Просвещение 2014. – 256 с.
13. Гумель, Е. Б. Особенности взаимосвязи стрессоустойчивости и уровня притязаний личности старшеклассника / Е. Б. Гумель // Гуманитарные научные исследования. – 2012. – № 6. – С. 17–19.
14. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. – СПб. : Питер, 2006. – 160с.
15. Дементьев, Д. В. Понимание социально-психологического тренинга в различных психологических направлениях: сравнительный анализ / Д. В. Дементьев // Обзор педагогических исследований. – 2021. – Т. 3. – № 5. – С. 205–207. – EDN LSZBRH.
16. Демидова, А. С. Особенности проявление стресса у молодежи//Демидова А.С/Наука и образование сегодня. – 2016.
17. Драгунова, Т.В. Подросток / Т.В.Драгунова // Возрастные особенности развития личности: Хрестоматия. – М.: АСТ, 2012.
18. Жижина, А. А. Социально-психологический тренинг как технология преодоления социально-психологических барьеров личности / А. А. Жижина // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием, Новосибирск, 19–21 декабря 2018 года. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2018. – С. 60–62. – EDN YZCZQD.
19. Зайцева, Т. В. Теория психологического тренинга / Т. В. Зайцева. – СПб.: Речь, 2022. – 80 с.
20. Зиналиева Н.К., Нартова А.Е Влияние релаксационных методик на психологическое состояние человека // Вестник Брянского государственного университет, 2013.
21. Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления. / В. Г. Казанская. — Санкт-Петербург: Питер, 2018. — 177 с.
22. Китаев-Смык, Л. А. Психология стресса / Л. А. Китаев-Смык. – М.: Наука, 2003. – 364 с.
23. Коврова, М. Ю. Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде / М. Ю. Коврова // Психология и писхопрофилактика. – 2011. – № 4. – С. 25–28.
24. Кон, И. С. Психология ранней юности: книга для учителя / И. С. Кон. – М.: Просвещение, 2009. – 255 с.
25. Краковский, А. П. О подростках / А.П. Краковский. - М.: Педагогика, 2019. - 272 c.
26. Леонтьев, Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации / Д. А. Леонтьев: под ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова – Вып. 1. – М.: Смысл, 2012. – С. 56–65.
27. Ли, Д. Практика группового тренинга: пер.с англ. А. Маслова / Л. Ли, А. Маслов. – СПб.: Питер, 2002. – 222 с.
28. Лидерс, А. Г. Психологический тренинг с подростками / А. Г. Лидерс. – М.: Академия, 2011. – 184 с.
29. Лидерс, А. Г. Психологический тренинг со старшеклассниками и студентами / А.Г. Лидерс. - М.: Этерна, 2018. - 416 c.
30. Монина, Г. Б. Тренинг Ресурсы стрессоустойчивости / Г. Б. Монина, Н. В. Раннала. – СПб.: Речь, 2009. – 250 с.
31. Мисунов С.Н. Научная статья «Понятие тревожности» – Вестник науки, 2021.
32. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2010. – 374 с.
33. Остапова, А. В. Психологические особенности подросткового возраста /Остапова А.В/Евразийский научный журнал – 2015.
34. Прокопович, О. А. Социально-психологический тренинг как одна из форм социально-психологической адаптации подростков в учреждениях дополнительного образования / О. А. Прокопович // Академия педагогических идей Новация. – 2019. – № 1. – С. 73–76. – EDN YUZCQH.
35. Подольский, А. И. Психоэмоциональное благополучие педагогов как фактор формирования ценностной сферы личности обучающихся / А. И. Подольский, О. А. Идобаева // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. – 2017. – № 1. – С. 127–136. – DOI 10.51314/2073–2635-2016-1-127-136. – EDN VYUJPF.
36. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. - М. – Воронеж, 2000. - 358 с.
37. Прокофьева, А. В. Программа психологической работы с детьми группы риска "Твой выбор" / А. В. Прокофьева // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2017. – № T1. – С. 373-374. – EDN PYOVAF.
38. Пузиков, Василий Григорьевич, технология ведения тренинга / В. Г. Пузиков. - СПб. : "Речь", 2007. - 224 с. : ил. - Библиогр.: с. 212 . - ISBN
39. Пэррет Л. Подросток и его проблемы. СПб, Питер, 2002.
40. Реан А. А. Психология подростка / А. А. Реан. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 480 с.
41. Сетко Н.П. Психическое здоровье детей и подростков: монография // Н.П. Сетко,А.Г. Сетко, Е.В. Булычева. – Оренбург. – Изд.-во ОрГМУ, 2019 – 335 с.
42. Торн К., Маккей Д. Тренинг. Настольная книга тренера. -СПБ, 2012.
43. Тратинко, Т. В. Тренинги (социально-психологические и коррекционные). Социально-психологический тренинг: Практикум: электронный учебно-методический комплекс для специальности 1–86 01 01 «Социальная работа (по направлениям)» / Т. В. Тратинко. – Минск: Белорусский государственный университет, 2018. – 118 с. – EDN HJTBGF.
44. Хватова, М. В. Формирование и развитие психофизиологических состояний подростков в условиях влияния факторов внешней среды / М. В. Хватова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2008. – № 2(58). – С. 379–385. – EDN IJNAHR.
45. Холодов, А. Ю. Факторы, провоцирующие возникновение эмоционально-волевых нарушений у подростков / А. Ю. Холодов, С. А. Букурова // Personal development: psychological foundations and social conditions: Materials of the V international scientific conference, Prague, 29–30 марта 2018 года. – Prague: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2018. – С. 31–34. – EDN YUXENI.
46. Чаткина, С. Н, Варданян, Ю. В., Бородастова, Ю.В., Особенности Психологического тренинга в работе с тревожными подростками// Чаткина, С. Н., Варданян, Ю. В., Бородастова, Ю.В/ Казанский педагогический журнал,2021.
47. Черепанова Е.М. Психологический стресс. Помоги себе и ребенку. //– М.: Академия, 2007.
48. Шадриков, В. Д. Введение в психологию: эмоции и чувства: моногр. / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 2017. - 156 c.
49. Шадрина, Ю. Е. Возрастная психология / Ю. Е. Шадрина. – Москва: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2021. – 159 с.
50. Шпаргалка тренера, Сборник упражнений для разогрева, знакомства, запоминания имен, Титкина О.В., 2018.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ