Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия формирования межличностных отношений младших школьников

Работа №119735

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы62
Год сдачи2022
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
159
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты формирования межличностных отношений младших школьников 7
1.1 Сущность понятия «межличностных отношений» в психолого-
педагогической литературе 7
1.2 Формирование межличностных отношений младших
школьников 11
1.3 Факторы, которые оказывают влияние на формирование
межличностных отношений в младшем школьном возрасте 14
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование формирования межличностных отношений младших школьников 21
2.1 Выявление уровня сформированное™ межличностных отношений
младших школьников 21
2.2 Разработка педагогических условий формирования межличностных
отношений младших школьников 38
2.3 Анализ и обобщение результатов уровня сформированности
межличностных отношений младших школьников 41
Заключение 50
Список используемой литературы 54
Приложение А Фиксация реакций 59
Приложение Б Методика «Мозаика» 60
Приложение В Диагностика Н.Ф. Комаровой «Исследование межличностных отношений в игре» 62


Актуальность темы исследования обусловлена тем, что человек в большей части своей жизни находится в малых группах: учебные и трудовые коллективы, сверстники, семья и т.д., Благодаря данным группам происходит формирование и становление личности в целом.
Отношения с другими людьми имеют огромное значение для формирования личности ребенка, особенно в период дошкольного и младшего школьного возраста. Насколько удачным будет процесс приобретения первых навыков межличностного общения, настолько благоприятным будут складываться взаимоотношения и процесс межличностного общений у взрослой личности, когда ребенок станет взрослым.
Банная проблема всегда будет актуальной в педагогических и психологических исследованиях. Процесс исследования межличностного общения в период младенческого, дошкольного и младшего школьного возраста всегда будет иметь огромное значение в абстрактном и фактическом плане. Это можно объяснить тем, что навыки межличностного общения и взаимодействия личности в социуме оказывают непосредственное воздействие на физическое, психическое здоровье, на становление и социализацию взрослой личности.
Главную роль для развития личности данного возраста несет ученический коллектив и взаимоотношения, которые строятся в нем. Ребенок в школьном коллективе получает большую возможность проявить свое «Я» и свою позицию.
Отношения между младшими школьниками играют важнейшую роль в развитии личности. Система взаимоотношений между детьми данного возраста является самой насыщенной для ребенка, так как на этом этапе происходит оценка его личности. Поэтому, не совсем хорошее положение в группе сверстников ребенок, как правило переживает очень остро[11, с. 65].
Проблема межличностных отношений анализируется в работах в Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной, В.Н. Мясищева, Н.Н. Обозова, А.В. Петровского. Среди современных исследователей проблем межличностных отношений можно назвать таких авторов как С.В. Духновский, Е.П. Ильин, Е.Ю. Клепцова, В.Н. Куницына.
В современном педагогическом процессе особенное значение имеют педагогические условия, которые представляют собой некоторый комплекс или структуру возможностей, которые имеют направленность на достижение поставленной цели. В процессе правильного формирования межличностных отношений младших школьников педагогические условия, созданные в стенах образовательного учреждения, оказывают влияние на динамику и глубину навыков межличностного общения, при этом повышают эффективность данного процесса.
Проблема исследования заключается в том, что не достаточно изучены потенциальные возможности использования педагогических условий для формирования межличностных отношений в младшем школьном возрасте и их недостаточным применением в образовательном процессе.
Цель исследования: проверить эффективность педагогических условий формирования межличностных отношений младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования межличностных отношений младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования межличностных отношений младших школьников.
Гипотеза исследования: процесс формирования межличностных отношений у младших школьников будет эффективным, если создавать:
- игровые ситуации для проявления эмоционально положительного отношения младших школьников друг к другу;
- игровые ситуации для проявления младшими школьниками своего отношения к сверстникам через инструментальные и эмоциональные реакции в ходе межличностного общения;
- ситуация для оказания помощи и проявления эмпатии к сверстникам;
- игровые объединения детей, которые формируются в зависимости от межличностного статуса ребенка в группе.
Исходя из цели работы, будут решаться следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать проблему межличностных отношений младших школьников.
2. Определить уровень сформированности межличностных отношений у младших школьников.
3. Разработать и внедрить комплекс педагогических условий, направленных на формирование межличностных отношений младших школьников.
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Методы исследования: теоретические (анализ научной и специальной литературы по теме исследования, обобщение, систематизация); эмпирические (эксперимент, анализ и интерпретация результатов исследования, количественная и качественная обработка данных, сравнение).
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав (разделенных на параграфы), заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На феномен межличностных отношений в психологии существуют различные взгляды. Межличностные взаимоотношения - индивидуальные взаимосвязи, какие появляются из-за их прямого взаимодействия, также сопровождаются чувственными также иными переживаниями личностей, вступающих во взаимоотношения. Данный тип взаимоотношений среди людей реализуется в процессе общения и установления контактов в трудовой и профессиональной деятельности. Межличностные взаимоотношения предполагают собою связь среди сторон общения, которая проявляется в базе единых тем также полнее, идентификации индивидов с собственной командой, личностно важного нахождения коллективной работы.
Отношения в коллективах младших школьников имеют свои особенности. В этом периоде обучения в начальных классах понятие отношений усложняется в связи с поступлением детей в среднюю школу. В это время сфера общения значительно расширяется, а проблемы, связанные с учебой и другими видами деятельности, становятся гораздо более вовлеченными. В коллективе учащихся младшего школьного возраста отношения также выстраиваются со временем. Уже в младших классах можно наблюдать разделение класса на неформальные категории, которые часто становятся более важными, чем внешняя организация школы.
Основной компонент целостности личности, а именно самовосприятие, считается важным обстоятельством для гармоничных отношений человека с самим собой, а также с другими людьми, с которыми он взаимодействует, и более того, для взаимоотношений. Точно так же на формирование, развитие межличностных отношений оказывают весьма существенное влияние, как правильные условия, так и требования: эго - это изучение человеком самого себя, своих способностей, данных и диапазона среди других людей; тревожность - желание испытывать страх, волнение. Сжатый эмоциональный взгляд, который находится в опасных факторах нерешительности, помимо ожидания развития плохого действия.
По результатам проведённого констатирующего этапа исследования в данной работе пришли к выводу, что младшие школьники экспериментальной группы владеют более низкими навыками межличностного общения со сверстниками и взрослыми. По причине выявленных таких низких показателей на завершающем этапе в работе предложены педагогические условия формирования межличностных отношений младших школьников, к числу которых можно отнести:
- создание режима свободного общения во время проведения уроков, поощрение речевой активности детей;
- использование на уроках с младшими школьниками коммуникативных упражнений.
В зависимости от поставленной цели уроков могут применяться следующие типы коммуникативных упражнений:
- индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений;
- парные упражнения способствуют «открытости» по отношению к партнёру, т.е. способности чувствовать, понимать и принимать его;
- групповые упражнения дают младшему школьнику навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности;
- психологи, дефектологи и учителя могут включать в уроки различные упражнения для совершенствования невербальных способов установления межличностных отношений.
А также в рамках педагогических условий нами предложен комплекс игр игровых упражнений для младших школьников с целью повышения уровня межличностного общения. В работе также представлены рекомендации для педагогов и родителей, направленные на обучение младших школьников навыком межличностного общения и взаимодействия.
После реализации разработанных педагогических условий в данной работе, нами проведена повторная диагностика уровня сформированности межличностных отношений у младших школьников. В таблице 9 представим сравнительный анализ результатов опытно-экспериментального исследования на констатирующем и контрольном этапе исследования с использованием методики стандартизированного наблюдения Р. Бейлза. На контрольном этапе исследования у младших школьников, с которыми проводилась работа согласно предложенных педагогических условий, замена положительная динамика в уровне развития навыков и умений взаимодействия. Младшие школьники стали более открытыми к процессу общения, более общительными. Они испытывает незначительное количество отрицательных эмоциональных реакций, при этом положительных эмоциональных реакций у младших школьников контрольной группы стало значительно больше и достигло 70%.
У младших школьников после реализации предложенных педагогических условий изменился социометрический статус. Теперь среди испытуемых младших школьников экспериментальной группы стало больше школьников социометрическим статусом популярный и предпочитаемый.
После реализации педагогических условий, предложенных в данной работе, младшие школьники в основном обладают средним и высоким. Младшие школьники экспериментальной группы после реализации мероприятий в ходе проведения контрольного этапа исследования были увлечены опытом и работой сверстника. Младшие школьники с высоким уровнем эмоциональной вовлеченности в деятельность сверстника в ходе исследования сопереживали чувствам сверстника, были больше заняты его работой, иногда забывая о своем задании. Для младших школьников экспериментальной группы свойственны положительные проявления эмоциональной вовлеченности - поддержка другого, соучастие, оказание помощи, подсказки другу.
Высокий уровень сформированности межличностных отношений выявлен у большого количества младших школьников экспериментальной группы, а именно у 80% ребят на контрольном этапе исследования. Для младших школьников характерно стремление к общению и установлению новых контактов, они охотно общаются не только со сверстниками, но и со взрослыми. В процессе учебной и внеучебной деятельности они проявляют инициативу, организаторские способности, помогают сверстникам. По результатам проведённого контрольного этапа исследования в данной работе пришли к выводу, что младшие школьники экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента владеют более высокими навыками межличностного общения со сверстниками и взрослыми, чем на констатирующем этапе. Таким образом, предложенные педагогические условия по формированию межличностных отношений младших школьников можно считать эффективными.



1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: учебное пособие для студентов университетов, педагогических институтов и психолого-педагогических колледжей / В. В. Абраменкова. Москва : ПЕР СЭ, 2008. 431 с.
2. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни : (Соотношение филос., методол. и конкретно-науч. подходов к проблеме индивида) / К. А. Абульханова-Славская. Москва : Мысль, 2007. 224 с.
3. Антонова О. П. Методическая разработка игрового тренинга «Эффективные приемы общения как средства коммуникации среди подростков» [Электронный ресурс] / Антонова О. П. // Молодой ученый. 2014. №16. с. 1-11. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21477871(дата обращения: 19.03.2022)
4. Ассев В. Г. Возрастная психология / В. Г. Асеев. М.: Просвещение.
2009. 244 с.
5. Бакли Р. Теория и практика тренинга / Р. Бакли, Д Кейпл. СПб.: Питер, 2012. 352 с.
6. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики : кн. для учителей, родителей и студентов высш. и сред. учреждений образования / А. С. Белкин ; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург : [б. и.], 2015. 161 с.
7. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения : в 2 т./ Блонский П. П. М.: Педагогика, 2009. т.1. 304 с.
8. Богданова Т. Г. Сурдопсихология / Т.Г. Богданова. Москва: Академия, 2012. 220 с.
9. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. Москва [и др.] : Питер, 2018. 398 с.
10. Вачков И. Психология тренинговой работы / И. Вачков. М.: Эксмо, 2007.
11. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учеб. пособие / И. В. Вачков. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Ось- 89, 2005. 256 с.
12. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. М.: Юрайт, 2017. 200 с.
13. Гребенец Е. С. Воспитание коммуникативной толерантности как направление внеучебной деятельности в общеобразовательном учреждении / Е. С. Гребенец // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2013. № 3. С. 17-21.
14. Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / В. В. Давыдов. - М. : Педагогика, 2009. 276 с.
15. Дубровина И. В. Психология : учебник для студентов средних педагогических учебных заведений/ Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М.; под ред. Дубровиной И. В. М.: Академия, 2004. 464 с.
16. Емельянов Ю. Н. Активные методы социально-психологической подготовки руководителей и специалистов: учебное пособие / Ю.Н. Емельянов. Л.: ИПКСП, 2014. 97 с.
17. Емельянова И. Г. Особенности межличностных отношений современных младших школьников / И. Г. Емельянова // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 7-10. С. 35-38 с.
18. Запорожец А. В. Игра и ее роль в развитии ребенка младшего школьного возраста / А. В. Запорожец, Т. А. Маркова. М. : Просвещение, 2008. 317 с.
19. Захаров В. П. Социально-психологический тренинг: учебное пособие / В. П. Захаров, Н. Ю. Хрящева. Л.: ЛГУ, 2008. 56 с.
20. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. СПб. : Питер, 2012. 576 с.
21. Карушева А. В. Проблемы межличностных взаимоотношений в различных коллективах / А. В. Карушева // Молодой ученый. 2016. № 4 (104). С. 691-693.
22. Киричук А. В. Опыт социально-педагогического изучения положения ребенка в системе коллективных отношений / А. В. Киричук // Ребенок в системе коллективных отношений. М., 2002. С. 38.
23. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я. Л. Коломинский. Мн.: Тетра Системс, 2010. 190 с.
24. Коломинский Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах / Я. Л. Коломинский. М.: Изд-во: АСТ, 2010. 448 с.
25. Коффка К. Основы психологического развития / К. Коффка. М. - Л., 1984. 276 с.
26. Куницына В. Н. Межличностное общение / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, Н.В. Погольша. СПб.: Питер, 2002. 367 с.
27. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. М. : Педагогика, 1986. 144 с.
28. Лукьяненко Е. С. Проблема межличностных отношений младших школьников со сверстниками / Е. С. Лукьяненко, О. А. Линецкая // Евразийский союз ученых. 2015. 5-6 (14). С. 135-137.
29. Минькова И. Н. Межличностные отношения младших школьников на этапе перехода из начальной школы в среднюю / И. Н. Минькова // Вестник Белорусского гос. университета культуры и искусств. 2006. № 6. С. 66-82.
30. Мокина Я. А. Особенности межличностных отношений младших школьников / Я. А. Мокина // Вестник Науки и Творчества. 2016. № 6. С. 118-122.
31. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. М.: Академия, 2008. 456 с.
32. Мясищев В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. М. : МОДЭК, МПСИ, 2011. 400 с.
33. Нагорнова А. Ю. Особенности межличностных отношений в коллективе младших школьников / А. Ю. Нагорнова // Воспитание школьников. 2015. № 8. С. 38-42.
34. Недоспасова В. А. Растем, играя : пособие для воспитателей и родителей / В. А. Недоспасова. М. : Просвещение, 2013. 94 с.
35. Немов Р. С. Психология : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. / Р. С. Немов. М. : ВЛАДОС, 2006. Кн. 1 : Общие основы психологии. 375 с.
36. Немов Р. C. Психологическое консультирование : Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология» / Р. С. Немов. М. : ВЛАДОС : ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003 (ГУП Смол. полигр. комб.). 526 с.
37. Обозов Н. Н. Межличностные отношения / Н. Н. Обозов. Л. : Изд- во ЛГУ, 2009. 151 с.
38. Осипова А. А. Общая психокоррекция / А. А. Осипова. М.: ТЦ «Сфера», 2011.
39. Петрушин С. В. Психологический тренинг в многочисленной группе / С. В. Петрушин. М. : Екатеринбург: Деловая книга, 2010. 256 с.
40. Пузиков И. В. Технология ведения тренинга / И. В. Пузиков. М. : Бизнескнига, 2007. 224 с.
41. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти / А. А. Реан. СПб. : Прайм-Еврознак, 2012. 656 с.
42. Ребер А. Большой толковый психологический словарь / А. Ребер; [Пер. с англ. Е.Ю. Чеботарева]. М. : Вече : АСТ, 2010.
43. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 1. Система работы психолога с детьми разного возраста : практич. пособие / Е. И. Рогов. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2014. 412 с.
44. Роджерс К. Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию : [перевод] / Карл Р. Роджерс. Москва : ИОИ, 2017. 237 с.
45. Сидоренко Е. В. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2010. 352 с.
46. Трошина Е. А. Психологические особенности детей младшего школьного возраста / Е. А. Трошина // Вестник ЛГУ. 2012. № 2. С. 89-94.
47. Урунтаева Г. А. Практикум по детской психологии : пособие для студентов пед. училищ и колледжей, воспитателей дет. сада / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина ; под ред. Г. А. Урунтаевой. М. : Просвещение : ВЛАДОС, 2015. 290 с.
48. Шамухаметова Е. С. Особенности межличностного эмпатического взаимодействия младших школьников / Е. С. Шамухаметова // Вестник КГУ. 2015. № 2. С. 132-137.
49. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б.
Эльконин. М. : Педагогика, 2009. 560 с.
50. Яковлева Е. В. Детский школьный коллектив как угроза
социального развития младших школьников / Е. В. Яковлева // Вестник Череповецкого государственного университета. 2013. № 2. С. 137-141.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ