Рассмотрена деятельность Министерства экономического развития РФ.
Проведен анализ данных по 2022 год включительно.
Введение 3
Глава 1. Социальная сфера экономики и качество жизни. Сущность социально-экономической политики государства 7
1.1 Основные понятие и задачи социально-экономической политики 7
1.2 Понятие и сущность социально-экономических функций государства 16
1.3 Социальные фактор экономического роста 26
Глава 2. Анализ социально-экономической политики Российской Федерации 32
2.1 Основные показатели социально-экономической развития Российской Федерации 32
2.2 Система социальной защиты в Российской Федерации 42
2.3 Развитие отраслей социальной сферы 53
Глава 3. Оценка координирующей функции министерства экономического развития Российской Федерации 64
3.1 Особенности правового положения Министерства экономического развития 64
3.2 Анализ деятельности Министерства экономического развития 67
3.3 Параметры и условия инновационного сценария 72
Заключение 79
Библиографический список 83
Актуальность данного исследования связана со стратегической важность социально-экономического развития страны. Переход к новой рыночной системе повлек за собой кардинальные перемены во всех сферах жизни общества. Именно такая сложившаяся ситуация и потребовала от государства привлечение коммерческих организация и общественных объединений для того, чтобы принять меры в области развития системы социальной защиты населения и для обеспечения национальной безопасности государства. В настоящее время весь мир сталкивается с глобальными проблемами человечества, решение которых может быть получено только на уровне каждой отдельной страны. Голод, экономическое неравенство и нерациональность использования природных ресурсов являются теми проблемами, которые касаются каждой странны и не позволяют развиваться. Все это обусловило необходимость четкого определения основ идеологии развития социально-экономического развития в том числе и в Российской Федерации. В настоящее время экономическое развитие является одной из основных задач органов власти Российской Федерации является особенно важным и для всего государства, и для страны в целом.
Регулирование экономического развития страны осложняется противоречивой ролью государства. С одной стороны, в новой рыночной системе государство должно максимально снижать контроль, но в тоже время государство не может не вмешиваться в настоящее время в регулирование экономической системы, так как должно заботиться о менее защищенных слоях населения. В данной связи особенно актуальным является обоснование направлений социально-экономической политики в условиях развития нестандартных форм в том числе и при решении проблем с занятостью населения, защиты рынка труда и благосостояния граждан. При этом речь идет не о регулировании трудовых отношений, а именно в целом о направлениях социально-экономической политики, так как они могут оказывать влияние на ситуацию с нестандартной занятостью, открывать новые возможности и понижать риски в такой сфере.
Трудности при осуществлении социальной политики в основном выражаются в том, что такая политика не направлена на выполнение задач, которые рассчитаны на короткий срок. Такая политика должна быть направлена именно на определение стратегических направлений, которые могут подвергаться тактическим корректировкам. В настоящее время социальная политика носит консервативный и инновационный характер одновременно, что предполагает и сохранение уже достигнутого уровня, и адаптацию к новым изменениям, которые происходят в обществе.
В настоящее время для социально-экономического развития государства на длительную перспективу разрабатывается концепция и программа социально-экономического развития. Для этого в государстве создаются различные федеральные программы. Регулирование государством представляет собой целый комплекс мер. Такие меры осуществляются, основываясь на нормативно-правовых актах и которые направлены на стабилизацию той социально-экономической системы, которая уже существует.
Регулирование социально-экономического развития осуществляется и путем проведения мероприятий региональными органами власти. Региональная политика фактически объединяет в себе и региональную политику, и общенациональную, и политику определенных регионов, которые обладают своими отличительными особенностями и которые оказывают влияние на развитие других регионов страны.
Цель данного исследования является всестороннее исследование концепции социально-экономического развития политики государства в условиях рыночной системы.
Исходя из поставленной цели были поставлены следующие задачи:
− рассмотреть теоретических аспектов социально-экономической политики государства;
− исследовать главные особенности социально-экономической политики, которая осуществляется в условиях современной рыночной системы;
− исследовать показатели, которые характеризуют социально-экономическое развитие Российской Федерации;
− проанализировать правовое положение и деятельность Министерства экономического развития в Российской Федерации.
Предметом данного исследования являются социально-экономические отношения.
Объектом данного исследования является государственное регулирование социально-экономических отношений в Российской Федерации.
При выполнении данного исследования были использованы следующие методы:
− анализ специальной литературы и нормативно-правовых актов;
− статистическо-экономический анализ для работы с показателями экономического и социального развития;
− анализа и синтеза;
− исторический подход;
− индукции и дедукции.
Данная тема широко исследована. Но особенно важен вклад следующих исследователей: Д. Д. Тихонова, М. С. Бернштама, А. В. Белова. С. Ю. Гальзева, О. Г. Голиченко, Д. А. Еделева, М. Л. Захаров, Л. Л. Любимов, А. В. Артемов, С. С. Носова, Л. А. Платицына, В. Е. Черкасова, А. В. Побежимова, Н. В. Путилова, Б. А. Райзберг, М. Н. Чапурина и т. д.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что на основе полученных результатов, может проведено более тщательное исследование отдельных регионов, сравнительный анализ между регионами или с социально-экономической политикой другого государства.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что полученные результаты могут использоваться государственными и муниципальными органами власти для исследования проблем при регулировании социально-экономических отношений.
Структура данного исследования включает введение, три главы, разделенные на три пункта, заключение, список литературы.
Таким образом, можно сказать, что социально-экономическая политика государства является сферой государственного управления. При этом ее составляющей является социально-экономическая политика, проводимая в отдельных регионах страны. Можно сказать, что социально-экономическая политика в Российской Федерации связано с инновациями и инновационными технологиями, что сказывается на деятельность отдельных отраслей производства. Была выявлена концепция цифровизации современной экономики, что меняет всю социально-экономическую политику. Можно сказать, что современные особенности и перспективы определяются сотрудничеством государственных органов власти с региональными. На социально-экономическую политику Российской Федерации оказывает влияние процесс цифровизации.
Можно сказать, что современная рыночная экономика, при которой существует постоянных риск для менее незащищенных групп населения является основной причиной того, что государство должно гарантировать меры социальной поддержки для граждан. В процессе исследования выявлено, что для государства увеличение льгот влечет значительные траты, но и полный отказ по многим обстоятельствам невозможен, так как может повлечь нарастание социальной напряженности. Проведенное исследование позволяет выявить, что несмотря на то, что для рыночной экономической системы характерная низкая контролирующая роль государства. В период становления новой экономической системы роль государства имеет важное значение. Без его участия становления новой экономической системы может и не произойти. Кроме того, так государство снижает все возникающие отрицательные последствия для граждан. В процессе исследования было установлено, что государство выполняет законотворческую функцию, стимулирует развитие производства, снижает инфляцию, контролирует производство важных для общества товаров и услуг. В процессе государственного регулирования экономический системы изменения касаются всех сфер общества. При анализе осуществления рыночных эконмических систем было выявлено, что ее становление связано с проявлением множества проблем, которые без участия государства решить сложно. Например, бедность населения, сокращение объемов производства, воздействие санкций и т. д. Такие проблемы подрывают стабильное развитие общества и указывают на низкую эффективность рыночных реформ, которые проводятся государством. Главный просчет государства заключается в том, что в новой рыночной экономической системе цены формируются по законам спроса и предложения. Уровень цен нестабилен из-за воздействия всевозможных факторов. Можно сказать, что уровень инфляции является одним из опаснейших последствий для граждан при смене экономической системе. Для решения проблем, поддержания общества государство реализует специальные программы. Кроме того, в государстве увеличилось количество партий, граждане стали больше участвовать в управлении государством и получили возможность по созданию своих предприятий. Развитие частой формы собственности стало главным двигателем рыночной экономики.
Главным приоритетом при оказании социальной политики являются инвестиции в граждан страны. Если государство будет защищать менее защищенные слои населения, то оно сможет опираться на образованную часть общества. Все это даст возможность для РФ сохранять ее место в числе государств, которые могут оказывать влияние на процессы, происходящие в мире. Но даже при оказании материальной и другой помощи менее защищенные слои населения постоянно нуждаются в ней. И большая часть населения нуждается в адресной помощи.
Экономический рост является важнейшей частью экономического развития. При его помощи определяются перспективы развития общества и государства. В том случае, когда государства вкладывается достаточно средств на развитие социально-экономических отношений, то при этом само государство развивается по стабильной траектории. В нем гарантируется соблюдение прав и интересов граждан и гарантируется их защита. В настоящее время возможности экономического роста используются через стимулирование потребления и через совокупный спрос. Такой процесс является многозначным процессом. В процессе исследования было выявлено, что в своих работах современные исследователи указывают на то, что при увеличении платежного спроса влечет за собой рост инфляции и возрастанием структурных диспропорций. Кроме того, многие из них указывают такое последствие, как кризисные явления в экономике.
В 2020 г. социально-экономическое развитие Российской Федерации столкнулся со сложным периодом, что выражалось усиленном падении нефтяных цен и снижению спроса на широкий круг товаров российского экспорта, что повлекло снижение важных экономических показателей российской экономики. Но данный кризис показал, что Российская Федерация оказалась довольно подготовленной. Восстановление экономики тем не менее столкнулось с сдерживающими факторами, но и многочисленными внешними факторами, которые оказывают отрицательной влияние на российские экономики.
В процессе исследования было установлено, что эффективность развития общества может определяться тем, насколько эффективно развита каждая отрасль общества. Эффективность именно социальной сферы определяется обеспеченностью ресурсами и тем, как эффективно развита система управления такой сферой. Именно по этой причине государство создает целевые программы. Они являются организационно-экономической формой координации дальнейшего развития всех отраслей социальной сферы. Не мало целевых программ направлено на повышение качества жизни граждан Российской Федерации.
При исследовании было установлено, что при создании и в процессе реализации целевых программ фактически создается новая организационно-правовая форма координации отраслей социальной сферы. Такой подход можно назвать соединением отраслевого и программно-целевого метода управления. Можно сказать, что именно данный подход и обеспечивает интегральный эффект воздействия и межведомственной координации, что осуществляется в процессе хозяйственной деятельности. В процессе анализа системы управления на федеральном уровне было выявлено, что центр осуществляется функции координатора национальных проектов. Именно центр занимается осуществление большей части финансирования. Также в процессе исследования было выявлено, что институциональные основы реализации более важных национальных проектов создаются и реализуются в соответствии с Указами органов власти в регионах.
При рассмотрении правого положения и статуса Минэкономразвития в качестве федерального органа исполнительной власти были выявлено, что Минэкономразвития осуществляет собственную деятельность на основании действующего законодательства и находится в подчинении Правительства Российской Федерации. Правительство Российской Федерации принимает участие в формировании кадрового состава и издает правовые акты, которые нацелены на регулирование порядка осуществления полномочий Минэкономразвития. В процессе исследования было установлено, что Минэкономразвития осуществляет собственную деятельность и во взаимодействии с другими органами власти по вопросам управления в области экономического развития, что помогает более эффективному развитию в указанной области.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 30.06.2023).
2. Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» Режим просмотра: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34419/ (Дата обращения: 30.06.2023).
3. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // «Собрание законодательства РФ». 2002. № 43. ст. 4190.
4. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ». 2005. № 30 (ч. II). ст. 3127.
5. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О защите конкуренции» // «Собрание законодательства РФ», 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3434.
6. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ». 2007. № 31. ст. 4006.
7. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ». 2014. № 26 (часть I). ст. 3378.
8. Указ Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»//СЗ РФ. 24.12.2012. N 52. ст. 7477.
9. Постановление Правительства РФ от 30.09.2000 N 740 (ред. от 24.09.2001) «Об утверждении Положения о Министерстве по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации» // СЗ РФ. 09.10.2000. N 41. ст. 4081.
10. Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 № 437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ». 2008. № 24. ст. 2867.
Научная и учебная литература
11. Абрегова М. К. Экономический рост и проблема регионального социально-экономического развития / М. К. Абрегова // Успехи современной науки и образования. – 2016. – Т. 1, № 10. – С. 13-15.
12. Акуева П. М. Экономические функции государства / П. М. Акуева // Аллея науки. – 2019. – Т. 1, № 9(36). – С. 328-333.
13. Антонова А. И. Цели устойчивого развития ООН: реализация в рамках социально-экономической политики Российской Федерации / А. И. Антонова // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. – 2018. – Т. 2, № 4(36). – С. 86-89.
14. Антонов А. П. Содержание социальных функций современного государства / А. П. Антонов // Вопросы российского и международного права. – 2019. – Т. 9, № 8-1. – С. 30-37.
15. Артемов А.В. Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в Российской Федерации/материалы координационного совещания, 12-14 октября, - М., - 2010.
16. Ахинов Г. А. Управление реализацией национальных проектов в отраслях социальной сферы / Г. А. Ахинов // Уровень жизни населения регионов России. – 2008. – № 10(128). – С. 83-92.
17. Белов А.В. Современная экономика. Материалы к семинарским занятиям. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2012.
18. Бернштам М.С., Гуриев С.М. Механизм стимулирования экономического роста посредством восстановления сбережений населения // Экономика и математические методы. - 2012 - №5.
19. Благова И. Ю. Оценка социально-экономических параметров экономической безопасности регионов Российской Федерации / И. Ю. Благова // Петербургский экономический журнал. – 2022. – № 1-2. – С. 50-60.
20. Бобков В. Н. О направлениях социально-экономической политики в связи с развитием нестандартных форм занятости в Российской Федерации / В. Н. Бобков, Н. В. Локтюхина // Уровень жизни населения регионов Российской Федерации. – 2020. – Т. 16, № 1. – С. 21-32.
21. Бондарь Н.С. Права человека и Конституция Российской Федерации: трудный путь к свободе. Ростов-на-Дону, 2010.
22. Бородянский Э., Кузьмин В. «Реальный путь противодействия безработице» // Человек и труд. 2011.
23. Бортникова С.А. Сбережения средних слоев населения Российской Федерации // Экономика и организация промышленного производства. - 2012. - №6.
24. Бредихин А. Л. Идеологическая функция в системе функций государства / А. Л. Бредихин // Теория государства и права. – 2019. – № 4(16). – С. 12-16.
25. Бурыкин Е. Государственное регулирование инновационных процессов в РФ: моногр. / Евгений Бурыкин. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2016. - 172 c.
26. Вавилова Д. Д. Прогнозирование показателей социально-экономического развития региона и сценарий экономического роста / Д. Д. Вавилова, К. В. Кетова // Научные труды Вольного экономического общества Российской Федерации. – 2015. – Т. 194, № 5. – С. 429-440.
27. Ваславская И. о роли и функциях государства в национальной экономической системе / И. Ваславская // Региональный экономический журнал. – 2019. – № 1-2(25-26). – С. 45-53.
28. Ворожкина А. В. Показатели уровня и качества жизни населения в Российской Федерации / А. В. Ворожкина //. – 2021. – Т. 1, № 3(54). – С. 123.
29. Гайфутдинова О. С. Современные подходы к оценке уровня и качества жизни населения / О. С. Гайфутдинова // Вестник ПИТТУ имени академика М.С. Осими. – 2019. – № 2(11). – С. 7.
30. Глазьев С.Ю. О стратегии развития российской экономики. / Научный доклад. - М.: ЦЕМИ РАН, 2013.
31. Глазьев С.Ю. Развитие российской экономики в условиях глобальных технологических сдвигов / Научный доклад. М.: НИР, 2013
32. Голиченко О.Г. Национальная инновационная система Российской Федерации: состояние и пути развития. М.: Наука, 2013.
33. Древицкая И. Ю. Уровень и качество жизни населения: соотношение понятий / И. Ю. Древицкая //. – 2018. – № 8. – С. 91.
34. Еделев Д. А. Противоречивые тенденции развития российского регионального экономического пространства // Экономические науки. 2015. № 5. С.178-181.
35. Жидяева Е. С. Актуальные проблемы экономической политики государства в Российской Федерации / Е. С. Жидяева, Г. А. Багян // Естественно-гуманитарные исследования. – 2021. – № 36(4). – С. 122-124.
36. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Социальная защита. М.: БЕК, 2011.
37. Зинченко О. И. Социально-экономическая безопасность государства: анализ конкурентоспособности Российской Федерации / О. И. Зинченко // Новое в экономической кибернетике. – 2021. – № 4. – С. 183-194.
38. Злобин Е.Ф., Полухина М.Г.Эффективность местного самоуправления как элемент социальноэкономического развития сельских территорий // АПК: Экономика, управление. - 2017. - № 5. - С. 79-86.
39. Какоткин Н. С. Социальное государство и экономическая политика Российской Федерации в современных условиях / Н. С. Какоткин, И. В. Крючкова // Вестник Института дружбы народов Кавказа (Теория экономики и управления народным хозяйством). Экономические науки. – 2020. – № 1(53). – С. 1.
40. Камалдинова О. С. Развитие отраслей социальной сферы / О. С. Камалдинова, И. Э. Бугранова // Научный вестник Технологического института - филиала ФГБОУ ВПО Ульяновская ГСХА им. П.А. Столыпина. – 2014. – № 13. – С. 354-361
41. Капканщиков С. Г. Государственное регулирование экономики / С.Г. Капканщиков. - М.: КноРус, 2017. - 528 c.
42. Качкова О. Е. Образование как отрасль социальной сферы / О. Е. Качкова, О. А. Егупова // Социальная политика и социология. – 2009. – № 7(49). – С. 348-355.
43. Кондрашова О. Н. Социально-экономическая сущность и формы реализации цифровой экономики в Российской Федерации / О. Н. Кондрашова, О. В. Гостев // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. – 2023. – № 45(50). – С. 88-92.
44. Комлева Н. С. Прогнозирование основных показателей социально-экономического развития территории / Н. С. Комлева // Управленческий учет. – 2022. – № 4-1. – С. 55-65.
45. Костровец Л. Б. Влияние факторов и типов экономического роста системы на её экономическое развитие / Л. Б. Костровец, А. С. Довгань // Менеджер. – 2021. – № 2(96). – С. 69-75.
46. Кунченко А. В. Факторы устойчивого роста социально-экономического развития предприятий в условиях внешних ограничений / А. В. Кунченко // Экономический вестник Донбасского государственного технического института. – 2021. – № 10. – С. 5-11.
47. Куликова Е.А. Проблемы реализации и факторы, влияющие на функционирование системы социальной защиты // Международный студенческий научный вестник. - 2023. - №1.
48. Гайфутдинова О. С. Современные подходы к оценке уровня и качества жизни населения / О. С. Гайфутдинова // Вестник ПИТТУ имени академика М.С. Осими. – 2019. – № 2(11). – С. 7.
49. Лебедева В. Д. Влияние факторов на экономический рост и развитие государства / В. Д. Лебедева. // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург: Реноме, 2013. — С. 22-24.
50. Любимов Л.Л. Основы экономических знаний. М.: Издательство «Вита-Пресс», 2010
51. Максимова В.Ф. Рыночная экономика. – М.: Статут. - 2012
52. Малева Т.М. Государственная социальная политика – М.: Инфра, 2013.
53. Манжинский, С. А. Социальные и экологические инновации как факторы устойчивого экономического роста / С. А. Манжинский, Е. И. Сологуб // Труды БГТУ. Серия 5: Экономика и управление. – 2017. – № 1(196). – С. 46-50.
54. Мбразумцов А.А. Экономическая теория ECONOMICS в вопросах и ответах. - М.: ИНФРА, 2010.
55. Мелякина К. Б. Экономическая функция государства в современной Российской Федерации / К. Б. Мелякина, М. Г. Мокшанов // Международный пенитенциарный журнал. – 2018. – Т. 4, № 1. – С. 71-73.
56. Миронов С. Социальная политика: уточнение задач, отладка механизмов//Общество и экономика. -2012. -№5.
57. Молдокулова Б. Ж. Понятие и сущность социальной защиты населения / Б. Ж. Молдокулова, Ж. Ж. Жамбыл // Вестник Кыргызского национального аграрного университета им. К.И. Скрябина. – 2022. – № 1(60). – С. 10.
58. Морозова С. А. Анализ уровня и качества жизни населения в России / С. А. Морозова, С. С. Баргатина // Вектор экономики. – 2019. – № 12(42). – С. 114.
59. Николаев И., Марушкина Е. Бедность в Российской Федерации: экономический анализ//Общество и экономика. -2012. -№7
60. Носова С.С. Экономическая теория. Учебник. М.: «Владос», 2012
61. Нурмахмадов М., Д.Кадыров. О формировании доходов населения при переходе к рыночным отношениям// Общество и экономика. -2013. -№2.
62. Петрова З. С. Понятие и сущность социальной защиты населения / З. С. Петрова, А. А. Кольцов // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. – 2021. – № 1(24). – С. 60.
63. Петросянц Д. В. Социальное неравенство и бедность как факторы сдерживания долгосрочного экономического роста / Д. В. Петросянц // Власть. – 2020. – Т. 28, № 1. – С. 64-69.
64. Платицына Л.А., Черкасов В.Е.- Доходы и расходы населения // Деньги и кредит, №1, 2013.
65. Побежимов А. В. Особенности государственного управления в различных отраслях социальной сферы / А. В. Побежимов // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2022. – № 12(76). – С. 208-212
66. Путило Н.В. Комментарий к основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан». Юридический дом «Юстицинформ», 2010.
67. Путило Н.В. Организация социального обслуживания населения. Пособие. М.: Городец, 2009
68. Райзберг Б.А. Курс Экономики. – М.: Инфра-М, 2012
69. Ратников В. Социальная защита и рыночные отношения. // Вестник социальной работы, №. l, М. 2011
70. Рынки ресурсов. Материалы к лекции /Сажина М. // Российский экономический журнал. - № 4. - 2010.
71. Сакс Д.Д. Микроэкономика, глобальный подход. - М.: «Дело», 2011.
72. Сотникова Т. К. Безработица как социально-экономическая проблема развития общества российской федерации / Т. К. Сотникова // Интеграция науки и производства. – 2019. – № 6. – С. 130-133.
73. Социально-экономическая оценка цифровой устойчивости регионов Российской Федерации / Д. Б. Яхяев, А. В. Григорищин, Л. С. Силуанова, Т. А. Наумушкина // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2021. – № 4(160). – С. 107-112.
74. Стаурский С. С. Особенности развития социальной сферы России / С. С. Стаурский // Тенденции развития науки и образования. – 2021. – № 80-2. – С. 35-39.
75. Такмакова Е. В. Роль социальной стандартизации в реализации социальной политики и развитии отраслей социальной сферы / Е. В. Такмакова // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2011. – № 6(44). – С. 41-46.
76. Тихонова Н.Е., Шкартан О.И. Российская социальная политика: выбор без альтернативы? // СОЦИС. -2012. -№3.
77. Ткаченко Ю. Г. Уровень продолжительности жизни как индикатор повышения качества жизни населения / Ю. Г. Ткаченко // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 10-2. – С. 181.
78. Федотов А. А. Определение и измерение категории качества жизни // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 4-3 (62). С. 122.
79. Филиппов И.В. // Роль Правительства в обеспечении разделения и взаимодействия властей в Российской Федерации: дис. канд. юрид. наук. М., 2012. 190 с.
80. Харевич Г. Л. Инновации в управлении отраслями социальной сферы / Г. Л. Харевич // Проблемы управления (Минск). – 2004. – № 2(11). – С. 81-89.
81. Цветков В. А., Дудин М. Н. Пандемия COVID-19 как угроза продовольственной и экономической безопасности страны // Экономика и управление. – 2020. – Том 26. – № 4 (174). – С. 334-344.
82. Чалдаева Л. А. К вопросу о формировании социальных функций государства в виртуальном пространстве Российской Федерации / Л. А. Чалдаева, А. А. Килячков, А. А. Якорев // Власть. – 2021. – Т. 29, № 2. – С. 29-39.
83. Чапурина М.Н. Курс экономической теории. - М.: Инфра.,2013.
84. Чемидова Л. С. Системы показателей уровня и качества жизни населения / Л. С. Чемидова // Вестник Института комплексных исследований аридных территорий. – 2019. – № 1(38). – С. 113.
85. Шаронина Л. В. Анализ структуры доходов и расходов населения Российской Федерации (региональный аспект) / Л. В. Шаронина // Экономика устойчивого развития. – 2019. – № 4(40). – С. 250.
86. Шарыпова Т. Н. Уровень качества жизни населения / Т. Н. Шарыпова, В. Г. Гилева // Аллея науки. – 2019. – Т. 5, № 1(28). – С. 307.
87. Шешуков Д. Е. Анализ состава, структуры и динамики доходов и расходов регионального бюджета / Д. Е. Шешуков // Научные записки молодых исследователей. – 2020. – Т. 8, № 3. – С. 57.
88. Эгембердиева Н. А. Функции государства как - основные направления деятельности государства / Н. А. Эгембердиева // Вестник Ошского государственного университета. – 2020. – № 1-3. – С. 268-271.
89. Экономика. Учебник / Под ред. А.С. Булатова. М.: Юристъ, 2004.
Электронные ресурсы
90. Итоги работы министерства экономического развития Ростовской области за 2022 г. [Электронный ресурс] URL: https://www.donland.ru/result-report/1679/ (дата обращения 30.05.2023).
91. Минэкономразвития. [Электронные ресурсы] URL: https://www.economy.gov.ru (дата обращения: 30.05.2023).
92. Росстат представляет первую оценку ВВП за 2022 г. [Электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/198546 (дата обращения 31.05.2023).
93. Центральная база статистических данных Федеральной службы государственной статистики РФ. Национальные счета. [Электронные ресурсы] URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/ (дата обращения: 30.05.2023).