Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конституционно¬правовой статус Уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации

Работа №22625

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы106
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
992
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Становление и развитие конституционно-правового института уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации 7
1.1. Генезис института уполномоченных по защите прав предпринимателей в
Российской Федерации и зарубежных странах 7
1.2. Уполномоченные по защите прав предпринимателей в конституционной
системе защиты прав в Российской Федерации 26
1.3. Место Уполномоченных по защите прав предпринимателей в системе
органов государственной власти Российской Федерации 42
Глава 2. Компетенция и перспективы развития института уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской
Федерации и ее субъектах 50
2.1. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Российской
Федерации и ее субъектах: функции, характеристика полномочий 50
2.2. Взаимодействие уполномоченных по защите прав предпринимателей с
государственными органами и общественными объединениями предпринимателей в Российской Федерации и ее субъектах 70
2.3. Основные направления совершенствования практической деятельности уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации и ее субъектах 82
Заключение 95
Список литературы 99

Актуальность темы исследования обусловлена объективной необходимостью государственной защиты права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, в условиях современного экономического, политического и правового развития Российской Федерации.
Реализация гражданами права на свободное осуществление предпринимательской деятельности, закрепленное в ст. 34 Конституции Российской Федерации, создает базу для стабилизации экономики, обеспечивает устойчивое развитие государства. В связи с этим в современной России и государство и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, заинтересованы в совершенствовании конституционной системы защиты прав и свобод человека и гражданина до уровня, который бы позволил достичь и поддерживать устойчивое развитие российской экономики. Надлежащая защита права на свободное осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации взаимосвязана с гармонизацией интересов предпринимателей, общества и государства.
Современный уровень конституционного развития России обозначил необходимость оптимизации функционирования органов государственной власти России в сфере защиты права граждан на свободное осуществление предпринимательской деятельности для повышения эффективности реализации их правозащитной обязанности, детерминированной ст. 2 Конституции Российской Федерации. С этой целью учрежден новый государственный орган, деятельность которого направлена на обеспечение гарантии государственной защиты прав и законных интересов граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность - Уполномоченный Российской Федерации и ее субъектах по защите прав предпринимателей.
Необходимость введения должности Уполномоченного по защите прав предпринимателей с последующим учреждением соответствующего органа предопределена политико-правовым курсом руководства страны, свидетельствующем о реальном стремлении реализовывать в России действенную защиту прав граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Появление в правовой системе Российской Федерации нового государственного органа актуализирует необходимость научного анализа и концептуального осмысления его правового статуса. Характеризуя актуальность избранной темы, следует отметить и отсутствие фундаментальных исследований, посвященных ей, что обуславливает новизну и востребованность юридической наукой исследования конституционно-правового статуса Уполномоченного Российской Федерации и ее субъектах по защите прав предпринимателей.
Степень разработанности темы. Уполномоченный Российской Федерации по защите прав предпринимателей - это новый государственный орган, что обусловило недостаточную научную разработку вопросов, связанных с его конституционно-правовым статусом.
Определяющее значение для выпускной квалификационной работы имеют отдельные конституционные исследования, посвященные изучению права на свободное осуществление предпринимательской деятельности, его реализации и защите в России. Среди них следует выделить труды следующих российских ученых: С.В. Белых, Г.А. Гаджиева, А.Л. Гусевой, С.А. Егорова, К.А. Зайцева, В.И. Крусса, Е.Г. Лыкина, И.Н. Плотниковой, Н.В. Поправко, Д.Г. Ускова.
Таким образом, целостного и системного научного исследования, посвященного непосредственно анализу конституционно-правового статуса Уполномоченного по защите прав предпринимателей и его места в системе государственных органов, фактически не имеется.
Объектом исследования являются конституционно - правовые отношения, раскрывающие содержание и особенности конституционно-правового статуса Уполномоченного по защите прав предпринимателей.
Предмет исследования составили нормативные правовые акты, закрепляющие конституционно-правовой статус и порядок деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей.
Целью исследования является комплексный конституционно¬правовой анализ статуса Уполномоченного по защите прав предпринимателей в РФ и ее субъектах.
Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:
1) Рассмотреть генезис института уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации и зарубежных странах;
2) Охарактеризовать Уполномоченных по защите прав предпринимателей в конституционной системе защиты прав в Российской Федерации;
3) Определить место Уполномоченных по защите прав предпринимателей в системе органов государственной власти Российской Федерации;
4) Рассмотреть Уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации и ее субъектах: функции, характеристика полномочий;
5) Определить взаимодействие уполномоченных по защите прав предпринимателей с государственными органами и общественными объединениями предпринимателей в Российской Федерации и ее субъектах;
6) Охарактеризовать основные направления совершенствования практической деятельности уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации и ее субъектах.
формально-юридический, структурно-функциональный, статистический, социологический, иные.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Одним из мощных препятствий, затрудняющих демократическое развитие нашего государства, является сложность выстраивания политических и правовых отношений между государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и предпринимательским сообществом России. В совершенствовании таких взаимоотношений заключается одна из задач современной политико-экономической реформы нашего государства.
Конституционно-правовое и политическое развитие современной России послужило основанием для создания государственного органа Уполномоченного по защите прав предпринимателей. В настоящем исследовании была предпринята попытка объективно оценить конституционно-правовой статус нового государственного органа посредством анализа его положения в конституционной системе защиты прав и свобод человека и гражданина, его места в системе органов государственной власти Российской Федерации, правового регулирования его деятельности, эффективности функционирования.
Рассмотрение становления института уполномоченного по защите прав предпринимателей в России и за рубежом позволило обратить внимание на значение правового и политико-экономического развития России в вопросе учреждения должности Уполномоченного по защите прав предпринимателей и последующего создания соответствующего государственного органа. В свою очередь анализ зарубежного опыта функционирования бизнес- омбудсменов показал, что правовые модели работы специализированных уполномоченных по правам предпринимателей в зарубежных государствах существенно отличаются друг от друга и от российской модели. Диалектика правого статуса как отечественного, так и зарубежных уполномоченных по защите прав предпринимателей обусловлена соответствующей государственной правовой системой, а также особенностями политико-экономического развития того или иного государства.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей образует единую централизованную систему с уполномоченными по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации. На сегодняшний день в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации бизнес- омбудсмены осуществляют свою деятельность на основе специальных региональных законов.
Анализ генезиса института уполномоченного по защите прав предпринимателей в Российской Федерации выявил неоправданный с позиции конституционно-правового рассмотрения подход законодателя в Федеральном законе Федеральном законе от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации», согласно которому норма об учреждении уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации имеет диспозитивный характер, тогда как сам статус уполномоченных в регионах зафиксирован в данном законе императивно.
Конституционно-правовой статус Уполномоченного и по защите прав предпринимателей следует характеризовать как детерминированное Конституцией Российской Федерации и иными источниками конституционного права положение Уполномоченного в конституционной системе защиты прав и свобод человека и гражданина, характеризующее его природу и полномочия.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в конституционной системе защиты прав и свобод человека и гражданина - это специализированный национальный государственный орган, дополняющий систему государственных органов, осуществляющих защиту прав предпринимателей в Российской Федерации.
Конституционно-правовой анализ положения Уполномоченного по защите прав предпринимателей в системе государственных органов
Стратегический конституционно-правовой взгляд на необходимость функционирования Уполномоченного по защите прав предпринимателей в структуре Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации не мешает делать выводы о текущем совершенствовании его правового статуса путем внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации».
С учреждением Уполномоченного по защите прав предпринимателей граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, обрели дополнительный государственный орган, защищающий их права, являющийся посредником между деловой средой и государственной властью. Предприниматели получили новые возможности профессиональной государственно - общественной защиты своих прав и законных интересов в случаях неправомерных действий или бездействия органов власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей за время своей работы успел себя зарекомендовать как эффективный орган в деле защиты прав предпринимателей. Так, по данным его доклада, представленного Президенту Российской Федерации в 2016 г., работа с обращениями предпринимателей, являющемуся основным направлением в деятельности бизнес-омбудсменов, ведется очень активно.
В данном докладе представлены многочисленные примеры историй успеха данного государственного органа.
Президенте по правам предпринимателя Борис Титов рассказал, что 80% обращений предпринимателей институт уполномоченного отработал с 2012 года.
Вместе с тем в ходе исследования стало очевидным, что конституционно-правовой статус Уполномоченного по защите прав предпринимателей необходимо укреплять и совершенствовать. Существует целый ряд вопросов, требующих решения путем внесения изменений в законодательство как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.
Но уже сегодня, очевидно, что Уполномоченный при по защите прав предпринимателей - это важный и имеющий особое значение государственный орган для современного конституционно-правового развития России.



1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. от 2.07. 2014 г.) // СЗ РФ. 2014. №31. Ст. 4398.
2. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447; 2015. № 24. Ст. 3362.
3. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 дек. 1997 г. № 2-ФКЗ // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; 2015. N 21. Ст. 2979.
4. Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской
Федерации: Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ (в ред. от 28.11.2015 г.) // СЗ РФ. 2013. № 19. Ст. 2305; 2013. № 44, Ст. 5633.
5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131- ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822; 2015. № 27. Ст. 3995.
6. Об общественной палате Российской Федерации: Федеральный закон
от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 15. Ст. 1277; 2014. № 16. Ст. 1839.
7. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации:
Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060; 2014. № 48. Ст. 6638.
8. О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ (в ред. от 08.03. 2015 г.) // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2291.
9. О третейских судах в Российской Федерации: Федеральный закон от
24 июля 2002 г. № 102-ФЗ (в ред. от 29.12. 2015 г.) // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3019; 2011. № 48. Ст. 6728.
10.О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 янв. 1992 г. № 2202-1 // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472; 2017. № 29 (часть I). Ст. 4395.
11. О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации: Закон РФ от 07 июля 1993 г. № 5340-1 // Российская газета. № 154.1993; № 270. 2014; № 409-ФЗ.2017.
12. О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности: Указ Президента РФ от 15.05. 2008 г. № 797 // СЗ РФ. 2008. № 20. Ст. 2293.
13. О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе: Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 (ред. от 10.05.2015 г.) // СЗ РФ. 2000. Ст. 2112; 2015. № 19. Ст. 2808.
14. Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей: Указ Президента РФ от 22.06.2012 г. № 879 // СЗ РФ. 2012. № 26. Ст. 3509.
15.Об инвестиционных уполномоченных в федеральных округах: Распоряжение Президента РФ от 3 августа 2011 г. № 535-рп (в ред. от 27.04.2015 г.) // СЗ РФ. 2011. № 32. Ст. 4818; 2015. № 18. Ст. 2698.
16.Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Саратовской области: закон Саратовской области от 3 декабря 2014 г. № 163-ЗСО // Собрание законодательства Саратовской области. 2014. № 53.
17.Об уполномоченном по правам предпринимателей в Ульяновской области: Закон Ульяновской области от 6 октября 2011 г. № 166-ЗО (в ред. от 26 марта 2014 г.) // Ульяновская правда. 2011. № 115 (23.092).
18.Об Уполномоченном по правам предпринимателей в Республике Калмыкия: Закон Республики Калмыкия от 20 сентября 2012 г. № 369- 1У- З // Хальмг унн. 2012. № 172.
19.Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Тульской области: Закона Тульской области от 1 апреля 2013 г. № 1890- ЗТО (в ред. от 13 июля 2015 г.).
20.Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Иркутской области: Закон Иркутской области от 16 декабря 2013 № 138 - ОЗ (в ред. от 09.10.2014) // Областная. 2013. № 142.
21.Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Ростовской области: Областной закон Ростовской области от 30.07.2013 г. № 1146 // Наше время. 2013. № 394-395.
Литература
22. Авакьян С. А. Конституционное право России: учеб. курс. 4-е изд. М. 2011. Т. 1. 719 с.
23. Авакьян С. А., Барабашев Г. В. Советы и совершенствование деятельности местных контрольных органов // Вестник МГУ. Право. 1984. № 1. С. 10-19.
24. Аксенова Г. П. Уполномоченный по правам человека в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2011. № 1 (14). С.105-109.
25. Алдошин О.Н. Ответственность государства по обязательствам во внутреннем гражданском обороте // Журнал российского права. 2001. № 1. С. 31-42.
26. Алимов С. А. Основные изменения в законодательстве, регулирующем торговую деятельность в РФ, в связи с принятием Федерального закона № 381 -ФЗ // Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании. 2010. № 2. С. 11-18.
27. Атласов Д. И. Формирование законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении мероприятий по контролю (надзору) // Вестник 102
Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2011. № 1. С. 253-261.
28. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. М., 2000. 776 с.
29. Баренбойм П.Д., Гаджиев Г.А., Лафитский В.И., Мау В.А. Конституционная экономика. М.: Юстицинформ, 2006. 528 с.
30. Барциц И. Н. Приоритетные направления совершенствования административных процедур // Государство и право. 2008. № 3. С. 5-11.
31. Безуглов А. А., Солдатов С. А. Конституционное право России: учебник для юридических вузов: в 3 т. М., 2001. Т.1. 797 с.
32. Белых С.В. Свобода предпринимательской деятельности как конституционно-правовая категория в Российской Федерации: автореф. дис. канд. юрид. наук: Екатеринбург. 2014. С.9.
33. Велиева Д.С. Защита прав человека: стандарты правового
государства // Правовое государство: теория и практика. 2013. № 3 (33). с. 10-14.
34. Гельман В.А. Становление и развитие предпринимательства в современной России // Современные проблемы науки и образования. 2013 № 6. С. 295.
35. Гольдман М. Политический трансплантант: Российский Путь // Текущая история. 2005. Вып. 104. № 684. С. 314-315.
36. Гусева А.Л. Конституционно-правовой механизм защиты права на свободу предпринимательской деятельности в Российской Федерации: автореф. дис. канд. юрид. наук: М. 2013. 175 с.
37. Гончаров В. В. Исполнительная власть и бизнес: современные проблемы взаимодействия и развития // Пробелы в российском законодательстве. 2012. № 2. С. 13.
38. Кондрат Е. Н. Судебная реформа в Российской Федерации. Достижения и проблемы // Право и управление. XXI век. 2012. № 1. С. 101-102
39. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М.. 2013. С. 133.
40. Кокотов А. Н. Конституционное право России: курс лекций. 2-е изд. М. 2013. 296 с.
41. Казакова Т. В. Формы взаимодействия института Уполномоченного по правам человека и гражданского общества // Материалы 2 Международной научно-практической конференции. Москва / Под ред. Н. В. Витрука и Л. А. Нудненко. М.: РАП, 2010. С. 598.
42. Комкова Г. Н. Предисловие // Политико-правовые проблемы взаимодействия власти и бизнеса в условиях кризиса. Саратов. 2009. С.5.
43. Липчанская М. А. Институционализация конституционной системы власти в федеративном российском государстве // Власть. 2013. № 7. С. 136.
44. Мархгейм М.В. Конституционная система защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: автореф. дис. . д-ра юрид. Наук. М. 2015. 385 с.
45. Несмеянова С. Э. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в развитии концепции «конституционной экономики // Бизнес, менеджмент и право. 2011. № 2 (24). С. 17.
46. Национальные правозащитные учреждения: профессиональная
подготовка к заседанию в Женеве: центр по правам человека отделения Организации Объединенных Наций в Женеве. 1995. С. 6-7.
47. Орешкова М.Е., Квашнина Н.А. К вопросу о партнерских отношениях государства и бизнеса в России // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2012. №02. С. 152-156.
48.Окуньков Л. А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М., 1996. С. 40.
49. Палагина А.Н. Особенности института уполномоченного по защите прав предпринимателей в России и за рубежом // Креативная экономика. 2013. № 7 (79). С. 102-108.
50. Петров Д. А. Саморегулирование в системе государственного регулирующего воздействия на общественно-экономические отношения // Юрист. 2013. № 11. С. 12.
51. Российский ежегодник международного права. 1993 - 94. Санкт - Петербург: Социально коммерческая фирма «Россия - Нева». 1995. С. 340 - 376.
52. Снежко О. А. Президент Российской Федерации - гарант прав и свобод граждан // Право и политика. 2005. № 2. С. 69.
53. Сушкова И. А. Развитие и совершенствование законодательства в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) // Теория и практика общественного развития. 2012. № 3. С. 359.
54. Савченко В.Н., Смагин В.П. Начала современного естествознания: тезаурус. Ростов н/Д, 2006. С. 17; Энгельс Ф. Диалектика природы. М. 1955. С. 129. 18
55. Тамбовцев В. В. Комментарий к Федеральному конституционному закону № 1- ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации. СПС Консультант Плюс, 2007. С. 19.
56.Эмих В. В. Омбудсмены, содействующие защите прав предпринимателей: мировой опыт и перспективы развития // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2014. Том 13. Вып. 3. С.113.
57. Сайт Президента Российской Федерации. Послание Президента России В.В.Путина Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2012 г. ИКЬ: ://президент.рф/1гап8Спр18/17118 (дата обращения 4.05.2017).
58. Сайт Президента Российской Федерации. Послание Президента России В.В.Путина Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2012 г. ИКЬ: ://президент.рф/1гап8Спр18/17118 (дата обращения 4.05.2017).
59. Сайт Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства Опора России. Результаты исследования «Предпринимательский климат в России: индекс опоры 2012». (дата обращения 5.03.2017)
60. Сайт Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства Опора России. Результаты исследования «Предпринимательский климат в России: индекс опоры 2012 (дата обращения 5.05.2017)
61. Сайт Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. Совещание по вопросу функционирования института Уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации. (дата обращения 20.04.2007).
62. Административные Директивы для парламентских Омбудсменов. Шведские Парламентские Омбудсмены. (дата обращения 7.05.2017).
63. Официальный сайт Правительства Российской Федерации. (дата обращения 03.05.2017).
64.Официальный сайт Общероссийской общественной организации «Деловая Россия». Гуманизация уголовного законодательства.
Судебная практика
65. Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. по делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах» // СЗ РФ. 2003. № 30. Ст. 3102; Постановление Конституционного Суда РФ от 12 ноября 2003 г. № 17-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статьи 19 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» в связи с запросом Арбитражного суда Псковской области и жалобой гражданина А.Н. Гасанова» // СЗ РФ. 2003. № 47. Ст. 4586
66. Постановление Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2010 г. по жалобе администрации города Благовещенска // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 264
67. Из практики защиты прав предпринимателей. Уполномоченные по защите прав предпринимателей в субъектах РФ. http://www.ombudsmanbiz.nso.ru/page/66


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ