Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Местное самоуправление как основа конституционного строя Российской Федерации. Понятия и принципы местного самоуправления 7
1.1 Правовые основы местного самоуправления в современной России 7
1.2 Организация принципов местного самоуправления и формы осуществления 12
Глава 2 Основные направления пути развития конституционно-правовых основ местного самоуправления 21
2.1 Конституционно-правовые основы местного самоуправления в современной России 21
2.2 Территориальная основа местного самоуправления 29
2.3 Организационные основы местного самоуправления 36
Глава 3 Перспективы развития конституционно-правовых основ на современном этапе развития местного самоуправления 45
3.1 Конституционно-правовые проблемы местного самоуправления на практике и пути их решения в Российской Федерации 45
3.2 Решение вопросов дальнейшего совершенствования и организация деятельности местного самоуправления в 2021 году 57
Заключение 70
Список используемой литературы и используемых источников 73
Формообразование местного самоуправления и поэтапный процесс развития начался осенью 1993 года в рамках общей конституционной реформы, когда гражданам было предложено самостоятельно образовывать органы местного самоуправления, наполнять и взаимодействовать с ними. Именно в этот период были заложены основополагающие положения избирательного процесса органов местного самоуправления.
«Местное самоуправление - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.»
Актуальность выбранной темы: местное самоуправление действительно твёрдо вошло в систему государственной организации. И государство признаёт альтернативную систему публичной власти, более того, предпринимает попытки на её развитие и стабилизацию. Именно местное самоуправление отражает необходимые потребности реформ взаимоотношений между человеком, обществом и государством, которые показывают все недостатки в их взаимодействии.
Организация местного самоуправления были сформулированы в Европейской хартии местного самоуправления, именно касающихся общих принципов, в том числе децентрализацию местного самоуправления.
В рамках Конституции Российской Федерации есть такая статья как 132. Данная статья играет большую роль установления принципов самостоятельности.
Принято ряд поправок в Конституцию Российской Федерации касающихся вопроса, что органы местного самоуправления обязаны участвовать в реализации государственной политики, но ответственность исходя из выборных методов, форм, административных ресурсов в реализации государственных программ будет лежать на органы местного самоуправления.
Ещё один из актуальных вопросов, а именно вопрос самостоятельности и вопрос местного бюджета. Самый важный и актуальный вопрос необходимый для решения в рамках муниципального образования и те средства, которые поступают в местный бюджет из регионального бюджета для реализации каких-либо целевых проектов, то они фактически составляют большую часть, реализуемых через представителей для местного бюджета.
Обсуждается вопрос о целевых проектах в органах местного самоуправления, возможные экономические и стратегические планы вовлечения различных муниципальных предприятий в проект поддержания социальной сферы, поэтому местное самоуправление может формировать не только свой бюджет, но и рассчитывать исходя из эффективности своего управления на выполнение этих бюджетов из региональных или федеральных бюджетов.
На сегодняшний день муниципалитету очень сложно удерживать высокую экономическую планку, но государство по-разному решает вопросы поддержки муниципальных образований.
Поэтому данный вопрос именно институциализации конституционных основ местного самоуправления имеет уникальное фундаментальное значение для современной России.
Местное управление является устойчивым базисом для развития гражданского общества.
Предметом настоящего исследования являются нормы действующего законодательства по правовому регулированию муниципальной службы.
Основным объектом исследования выпускной квалификационной работы является процесс подробного изучения данной темы, а также рассмотрение поставленной цели и вопросов, и изучение значимых элементов.
В данной работе поставлены следующие цели:
• раскрыть понятие «местное самоуправление» в Российской Федерации;
• изучить основы местного самоуправления;
• рассмотреть проблемы и найти пути решения в местном самоуправлении;
• проанализировать компетенцию органов местного самоуправления;
После подробного изучения всех поставленных вопросов, нужно сделать выводы. А для того, чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
• изучить развитие этапов основ местного самоуправления;
• определить статус местного самоуправления в системе органов государственного управления.
В данной работе используются следующие методы научного исследования:
• эмпирические методы исследований;
• теоретические методы;
• общелогические методы и приёмы исследования;
Теоретической основной научно-исследовательской работы послужили научные труды отечественных исследователей, связанных с анализом муниципальной службы в России. Среди учёных, труды которых были изучены для написания настоящей работы, можно отметить Г.Ю. Мицык, Е.Б. Султанова, А.В. Иванченко и других.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.
Подводя итоги данной выпускной квалификационной работы, необходимо сделать следующие выводы.
В первом параграфе первой главы выпускной квалификационной работы было определено, что на основе Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на всех уровнях власти есть свои особенности, плюсы и недостатки. На протяжении длительного периода, система подвергалась большим количеством изменений. И до сих пор есть существенные недостатки. Какую бы сферу деятельности не взять: «организационно-территориальную», «финансовую», «экономическую», «социальную» или же «правовую». Именно законодательство определяет новые задачи и цели, которые должны достигать граждане, на всех уровнях власти. А для этого должно быть чёткое разграничение прав и обязанностей в любой сфере, включая и местное самоуправление.
Во втором параграфе первой главы выпускной квалификационной работы было выяснено, что особое научно-теоретическое значение для модели местного самоуправления, которая закреплена в Конституции Российской Федерации, определяет всю самостоятельность и автономность публичной власти, тем самым предполагает в первую очередь чёткую правовую регламентацию всех видов правоотношений на муниципальном уровне, обозначив цели и принципы деятельности органов местного самоуправления.
Вторая глава данной работы была посвящена основам местного самоуправления. В частности подробно рассматривались такие как: конституционно-правовые, территориальные и организационные, поскольку они имеет основополагающее значение во всей системе в целом. Каждая из основ имеет свои существенные особенности, которые позволяют определить их сущность и свойство.
В третьей главе выпускной квалификационной работы определены проблемы местного самоуправления, пути их решения, а также варианты дальнейшего совершенствования данной системы.
Следует отметить, что в Российской Федерации существует огромное множество важных проблем, которые препятствуют реализации местного самоуправления. Среди которых можно выделить такие проблемы, как:
• отсутствие возможности отработки на практике всех концепций и нормативно-правовых актов местного самоуправления;
• достаточно малый опыт в работе по организационным вопросом функционирования деятельности местного самоуправления;
• наличие множества взглядов и противоречий по вопросу совершенствования местного самоуправления;
• проблема взаимодействия двух независимых структур власти, а именно само государство и местная власть;
• отсутствие такой объективной возможности, как защита своих прав и интересов использовать институт конституционного судопроизводства на Федеральном уровне;
• максимальный низкий порог принятия участия самого населения в решении вопросов местного значения;
• частое сокращение по количеству муниципальных образований;
• недостаточный уровень финансирования местного самоуправления в Российской Федерации;
• кадровая проблема.
При анализе существующих проблем на сегодняшний день тенденция показывает, что местное самоуправление претерпевает существенные изменения и трудности. Данные изменения происходят в худшую сторону превращая данный уровень власти в «низовой уровень государственной власти». Поскольку связь с гражданским обществом всестороннее ослабевает, что не скажешь о связи с государственной властью.
Местное самоуправление в Российской Федерации не имеет той полной независимости и самостоятельной о которой говорят на законодательном уровне.
А практика местного самоуправления показала крайне низкий показатель демократии на данном уровне власти, так как население практически не имеет возможности в полной мере себя реализовывать, поскольку всё решается «сверху».
Но существует и обратная сторона картины, большая часть граждан не может участвовать в осуществлении муниципального управления. Население не понимает, что такое местное самоуправление, каким способом его реализовывать, данная тенденция распространена в связи с юридической неграмотностью населения, отсутствия желания понимать разграничение полномочий в управлении. Для населения власть едина, как и государство, нет разграничения между уровнями власти, людям просто на просто это не нужно. Им необходимо решение проблем и достойный уровень жизни.
Местное самоуправление в Российской Федерации на законодательном уровне безусловно является конституционной ценностью. Но и в то же время существует другая ценность и это человек. Если осуществить сопоставление двух данных критериев, таких как уровень власти-законодательство и человек, то выбор приоритета естественно должен быть в пользу человечества.
Исходя из этого необходимо полное изменение системы построения взаимоотношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления. На этом этапе необходимо изменить целевой ориентир поскольку им должен являться человек. Именно житель определённой территории является данным критерием для развития общественной жизни.
Таким образом, местному самоуправлению в России предстоит еще длительный период развития, совершенствования и сложного поиска баланса между самостоятельностью, независимостью и эффективным функционированием для обеспечения развития территории.
1. Авакьян С.А. Состояние, проблемы и перспективы местного самоуправления в России // Изд-во МГУ М. 2003. С.210.
2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. - М.: Омега-Л, 2006. - 564 с.
3. Бабун Р. В. 2014 год в истории местного самоуправления России: вперед или назад // Местное право. 2015. № 1. С. 13-20.
4. Барабашев, Г.В. Совет и мэр в «упряжке» самоуправления // М.: Народный депутат, 1991. № 11. - 36-40 с.
5. Бондарь Н.С., Авсеенко В.И., Бочаров С.Н. и др. Муниципальное право Российской Федерации. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002. - 364 с.
6. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ // Российская газета, №153-154, от 12.08.1998 г.
7. Глазунова Н. И. Система государственного и муниципального управления: учеб. - М.: ТК «Велби»; Изд-во «Проспект», 2013. - С. 518.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
9. Гусельникова О.Ю. Проблемы развития местного самоуправления // Муниципалитет: экономика и управление. - 2018.
10. Европейская хартия местного самоуправления (ETS № 122) принята в г. Страсбурге 15 октября 1985 г. // Дипломатический вестник. - 1998. - № 10.
11. Закон Алтайского края от 1.03.2008 г. № 28-ЗС «Об административно-территориальном устройстве Алтайского края» // Алтайская правда, №67, от 08.03.2008 г.
12. Закон СССР от 09.04.1990 № 1417-1 (ред. от 23.10.1990) «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» // «Свод законов СССР», т. 1, с. 267, 1990 г.
13. Закон Тюменской области от 4.11.1996 г. № 53 «Об административно-территориальном устройстве Тюменской области» // Тюменские известия, № 220, 12.11.1996 г.
14. Заседание Совета по развитию местного самоуправления от 30.01.2020 г. // [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62701 (дата обращения: 18.03.2021).
15. Заседание Совета по развитию местного самоуправления от 5.03.2021 г. // [Электронный ресурс] URL: http://pfo.gov.ru/press/events/105257/ (дата обращения: 10.03.2021).
...