Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №119431

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

математика

Объем работы60
Год сдачи2018
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
40
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Сущность и структура «логических универсальных учебных действий» 7
1.2 Формирование логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики 16
Выводы по первой главе 30
Глава 2 ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ 31
2.1 Диагностика уровня сформированности логических универсальных учебных действий 31
2.2 Разработка и внедрение комплекса упражнений, направленных на формирование логических универсальных учебных действий 38
2.3 Анализ и обобщение результатов 46
Выводы по второй главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 56

Мы живём в таком мире и в такое время, когда предметные, метапредметные, а также личностные результаты лежат в основе всех видов общеобразовательных программ, одну из которых разработал коллектив А.Г. Асмолова. В состав этого коллектива входили такие люди, как Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Результаты их трудов положены в основу ФГОС нового поколения.
А.Г. Асмолов и его команда в своей работе использовали понятие «Универсальные учебные действия», которое объяснялось как широкая ориентация учащихся в разнообразных предметных областях познания и стремление к обучению.
Если рассматривать данное понятие в рамках программы Асмолова А.Г., то становится очевидным, что вопрос о развитии личностных универсальных учебных действий в данное время стоит очень остро из-за недостаточного уровня развития абстрактного мышления у младших школьников. С обобщением материала учащиеся зачастую испытывают трудности. Были сделаны выводы, и решено, что, в первую очередь, цель уроков математики - это обучение таким типам деятельности, как обобщение материала, классифицирование, проведение обоснованных аналогий и анализ полученных данных. Эти виды деятельности имеют своей основой, на наш взгляд, на приёмах анализа и синтеза.
Решение текстовых задач - это самое важное, из чего состоит курс начальной школы урока математики. Математические задачи постоянно способствуют ученику в разработке верных понятий математики, а также способствуют более основательно понимать разносторонние взаимосвязи в жизни, которая окружает каждого ученика, и дают возможность применять изучаемые теоретические положения. Возможность связать теорию с практикой и обучение с жизнью дают задачи. С помощью задачи у детей получается связать жизнь с обучением, и познакомиться с фактами, которые чрезвычайно важны в познавательном и воспитательном отношении - всё это происходит за счёт решения задач. Особую сложность для младших школьников представляет логически мыслить на уроках математики - этим и актуальна данная тема. Обучение младших школьников решению заданий невозможно без формирования мыслительных операций анализа и синтеза и др. С другой стороны, задачи являются эффективным средством развития мышления. Ученик должен уметь составлять решение к текстовым задачам, это является одним из основных показателей того, насколько развит математический уровень учащихся.
Важность развития УУД отмечается во многих работах методистов. Очень важно развивать логические действия у учащихся, и предпринимаются попытки описания приёмов их формирования. Этим занимались такие педагоги как А.К. Артемов, Н.Б. Истомина, И.П. Калошина и др. [9, 273].
Кстати говоря, на данный момент определены лишь некоторые из логических универсальных действий. Так, в форме обособленных операций были отмечены: повторное формулирование вопроса поставленной задачи и её условий в форме подобных; разбиение вопроса задачи на несколько частных вопросов; идентификация новых видов функционирования объектов и т.п.
Процесс формирования каждого приёма, например, анализа и синтеза, в плоскости системного подхода не рассматривался, неопределённой остаётся лишь методика формирования. Правда, специально разработанной системы упражнений, направленной на формирование, на сегодняшний момент не существует.
Главная цель этого исследования как раз направлена на устранение этого пробела.
Широко освещён в педагогике личностно-ориентированный подход в обучении, его освещали Венгер Л.А., Давыдов В.В., Лисицына М.И., Запорожец А.В. и другие. Формирование приёмов анализа и синтеза у обучаемых требует подготовки дидактических условий, которые для этого необходимы. Например, требуется разработка специальной системы упражнений с целью наиболее действенно стимулировать формирование у учащихся учебной деятельности.
Изучение особенностей формирования и использования логических приёмов в контексте управления учебной деятельностью учащихся, которая направлена на решение текстовых задач, и является проблемой настоящего исследования.
Проблема: каковы особенности формирования и использования мыслительных операций в процессе обучения младших школьников решению задач с пропорциональными величинами.
Объект: обучение младших школьников решению текстовых задач.
Предмет: формирование универсальных логических действий на уроках математики.
Цель: выявление и апробация методов и приемов логических универсальных учебных действий, которые могут способствовать в формировании и применении различных приемов мыслительных операций анализа и синтеза на уроках математики у младших школьников.
Гипотеза: формирование универсальных логических действий будет проходить более эффективно если разработать и внедрить уроки математики с использованием методов и приёмов.
Чтобы достичь поставленной цели и доказать выдвинутую гипотезу мы обозначили следующие задачи:
• исследовать, в каком состоянии находится проблема, учитывая список используемой литературы и практику в школе;
• разработать и внедрить комплекс уроков по математики направленные на формирование универсальных логических действий;
• проанализировать школьные учебники математики и выявить в них виды заданий на формирование логических УУД;
• определить методы и приемы обучения младших школьников формированию логических УУД;
• проверить эффективность и целенаправленность представленных приёмов обучения.
Использовались следующие методы исследования для выполнения стоящих задач:
• анализ психолого-педагогической литературы;
• рассмотрение и обобщение того профессионального опыта, который накоплен учителями начальной школы;
• эксперимент констатирующего, формирующего и контрольного этапа.
Новизна исследования заключается в разработке и апробации комплекса уроков математики, направленного на формирование универсальных логических учебных действий младшего школьника.
Практическая значимость: результаты исследования могут воспользоваться учителя начальных классов.
База исследования: ГБОУ СОШ №6 города Сызрани.
Структура: Бакалаврская работа состоит из оглавления, введения, двух глав, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


При написании данной работы нами была поставлена цель: выявление и апробация методов и приемов, способствующих формированию и использованию приемов анализа и синтеза в процессе обучения младших школьников решению задач с пропорциональными величинами.
Для достижения цели, которая была поставлена, соответственно стоящим задачам на базе изучения психолого-педагогической и методической литературы, был определён понятийный аппарат по проблеме данного исследования, теоретические материалы по аналитико-синтетической деятельности при работе над задачами с пропорциональными величинами были систематизированы, а также описаны способы, которыми можно работать над задачами, с учётом профессионального опыта учителей в начальной школе. В данной дипломной работе была исследована методика решения составных задач, способствующая формированию аналитико-синтетической деятельности. В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Каждый из авторов даёт разное определение задачи, но все они солидарны в том, что решатель должен иметь конкретную цель, обладать стремлением к получению ответа на поставленный вопрос, и что задача должна иметь условия и требования, которые нужны для того, чтобы эту задачу решить. Условие задачи состоит из объектов задачи и тех отношений, которыми они связаны между собой. В ходе анализа условия задачи решатель подталкивается к тому, чтобы понять известное и вести поиски неизвестного, позволяет перейти от текста к модели. Этот поиск идет в процессе решения задачи. Составление плана решения требует применения синтеза.
За время преддипломной практики было изучено состояние проблемы формирования приемов аналитико-синтетической деятельности при обучении решению задач четвероклассников. Также была проведена систематизация имеющихся данных касательно потенциального применения анализа и синтеза, было осуществлено подведение теоретической базы под частные приемы обучения, которые способствуют тому, чтобы формировать данные способы мышления. В ходе практики были частично апробированы различные варианты обучения решению текстовых задач, способствующие формированию АСД. Анализ деятельности учащихся позволяет сделать вывод об эффективности и целесообразности предложенных методических приемов обучения.
В заключение необходимо отметить, что эффективность данной методики обучения решению составных задач будет всецело зависеть от того, идёт ли в ходе её применения рост уровня способности решать задачи, а это возможно только при достаточном уровне сформированности приемов анализа и синтеза. Поэтому развитию умения решать составные задачи с пропорциональными величинами способствуют упражнения творческого свойства, формирующие приемы АСД.
В таком случае, цель дипломной работы была достигнута, все задачи, которые были поставлены и решены, гипотеза нашла своё подтверждение.


1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя. М. : Просвещение, 2011. 151с.
2. Алмазова И.Р. Сборник задач и примеров по математике для начальных классов. М. : Просвещение, 2003. 170 с.
3. Белошистая А. В. Методика обучения математике в начальной школе. Курс лекций. : учеб. пособие для студентов вузов. : Владос, 2005. 455 с.
4. Белошистая А.В. Прием графического моделирования при обучении решению задач // Начальная школа. 2006. №8. С. 36-39.
5. Волкова С.И. Карточки с математическими заданиям. 4 класс. М.: Просвещение, 1993. 207 с.
6. Гусев В.А. Как помочь ученику полюбить математику? М. : Авангард, 2009. 168 с.
7. Демидова А.Е. Обучение решению некоторых видов составных задач // Начальная школа: плюс до и после. 2003. № 4. С.34-37.
8. Дубровина И. В. Психология / И. В. Дубровина Е. Е. Данилова А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. М. : Издательский центр «Академия», 2004. 176 с.
9. Ушинский К. Д. Избранные педагогические труды. В 2 т. Т. 2. М. : 1954. 361 с.
10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. I. М.: Педагогика, 1989. 377 с.
11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. I. М.: Педагогика, 1989. 378 с.
12. Общая психология / Под ред. В. В. Богословского и др. М.: Просвещение, 1973. 228 с.
13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. I. М.: Педагогика, 1989. 382 с.
14. Жиколкина, Т.К. Математика. Книга для учителя. 2 класс. / Т.К. Жиколкина. М.: Дрофа, 2000. 213с.
15. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах : учеб. пособие для студентов СПО и вузов. М. : Академия, 2002. 288 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ