Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 История происхождения и развития керамики 8
1.1 История художественной керамики 8
1.2 Виды керамики и способы ее изготовления 12
1.3 Художественная роспись керамических изделий и ее виды 15
1.4 Современные технологии росписи декоративной посуды из керамики 19
Глава 2 Методические разработки обучения росписи керамической тарелки с использованием краеведческого материала 24
2.1 Использование краеведческого материала на уроках изобразительного искусства 24
2.2 Методика обучения росписи на керамической поверхности акриловыми красками 26
Глава 3 Разработка художественно-творческой части бакалаврской работы 38
3.1 Разработка композиции для серии декоративных тарелок 38
3.2 Выполнение композиции на материале 41
Заключение 43
Список используемой литературы и используемых источников 45
Приложение А Примеры изделий из керамики 49
Приложение Б Основные памятники г. Тольятти 52
Приложение В Виды орнамента 54
Приложения Г Примеры росписи тарелок с изображением городской архитектуры 55
Приложение Д Поисковые эскизы 56
Приложение Е Готовое изделие 63
Дисциплина изобразительного искусства призвана с целью привлечения внимания у учащихся эстетического освоения и созидания жизненных целей. Художественное образование имеет возможность посодействовать в создании эстетического отношения к действительности, выработать умение замечать превосходное в окружающем мире, явлениях, предметах, а также творить красоту.
Более красочно эстетическое отношение выражается в искусстве, где основополагающим понятием является - художественный образ. Поэтому художественно-образная деятельность служит методом развития духовного типа людей и окружающей жизни.
Обучающиеся, осваивая общественный образ, схватывают лишь существенное, эмоционально главное. Связь между ровесниками и взрослыми людьми, позволяет сформировать понимание и изображение об окружающем мире, а также применять способы использования в изобразительной деятельности.
При нынешней концепции образования и ее постоянного усовершенствования, от преподавателей требуется особое внимание в исследовании изучения организации педагогической работы, и применения в ней увлекательного и простого материала. На данный момент в педагогической сфере на уроках изобразительного искусства достаточно часто применяют краеведческий материал. Данный способ способен увеличить интерес обучающихся к истории малой родины, ее культуре и традициям.
Каждый край обладает своей историей, культурными традициями, имеет свои достопримечательности и конечно же имеет свою красоту окружающей природы. Я считаю, что использование темы краеведения на уроках изобразительного искусства поспособствует формированию гражданственности и патриотизма подрастающего поколения .
В настоящее время, взрослые и дети живут среди огромного потока информации, которая содержит преимущественно западные идеалы, например, отдают свое предпочтение просмотру западных сериалов и фильмов, играют в иностранные игры, также перенимают стиль одежды, обуви, а также приобретают зарубежные предметы быта и другие вещи. Тем самым это все указывает на то, что нарушена связь между поколениями, дети не знают своих предков, традиций, культуры, теряют собственные истоки.
Исходя из этого проблема приобщения обучающихся к культуре собственного народа, родного края считается актуальной в педагогической практике. Духовность, высшая культура чувств и взаимоотношения между людьми, является главной целью в изучении искусства малой родины. Познание родной культуры дает возможность вырабатывать у учащихся как духовно-нравственные качества, так и творческий потенциал. Очень трудно обозначить, насколько является значимой для познавательного развития и воспитания человека знание о родном крае: его природы, истории, а также культуры в целом.
Одной из главных задач в изучения краеведения на занятиях изобразительного искусства, следует считать приобщение обучающихся к культурному наследию малой родины. В основе концепции работы по развитию познавательного интереса и творческой активности обучающихся лежит способ изобразительного искусства, где возобновляют связь материала, изучаемого в школе, совмещая его с теми познаниями и умениями, которые дети приобретают в итоге исследования художественной культуры родного края.
Исследование краеведческого материала по изобразительному искусству в предоставленной работе нацелено на изучение истории города Тольятти, его достопримечательностям, культуре и традициями, а также на воспитание у учащихся эстетического отношения к родному городу.
Учащиеся на уроках изучают технику декоративно-прикладного искусства. Особенную значимость в данном процессе обретают знания об исторических и культурных традициях своего народа. Сформировавшаяся практическая деятельность изучения техники конкретного типа декоративно-прикладного искусства дает большой потенциал для развития творческих способностей личности, а также ее общечеловеческих и высоконравственных качеств, потому что она опирается на многолетние исследования прошлых поколений.
Декоративно-прикладное искусство обладает большим потенциалом, которое позволяет обеспечивать обширное использование, не только в дополнительном, но и в общем образовании, для творческого развития обучающихся. Вследствие этого можно считать, что изучение технологий, разнообразных приемов и особых ремесленных умений в определенном виде декоративно-прикладного искусства, находится в тесной связи с формированием образного, ассоциативного мышления, а также творческой фантазии и воображения.
В настоящее время есть большое количество теоретического материала, посвященного разным видам этнических промыслов. Но как мне кажется, объединение краеведческого материала и изобразительного искусства дает возможность учащимся познать историю родного края, его особенностей, развивая в учащихся патриотизм, любовь к малой родине. На личном опыте своей творческой деятельности, ученик имеет возможность наблюдать оригинальные работы, где описывается история, культура, традиции родного края.
Так, обосновывая все вышеупомянутое, возникло предположение о том, что тема дипломной работы - «Серия декоративных тарелок. «Мой Тольятти» (керамика)» с ребятами среднего школьного возраста является актуальной в современной художественной педагогике. Керамические изделия с давних времен считается широко используемым материалом. В изделиях из керамики человек может воплотить свои идеи, представления о окружающем мире, красоте и гармонии. Керамическое искусство, как отдельная часть декоративно-прикладного искусства, связывает между собой поколения, так как является неотъемлемой частью жизни, сохраняя культурные, национальные индивидуальные знания, различные техники и приемы, которые передаются по наследству.
Объект исследования - процесс росписи декоративных керамических тарелок.
Предмет исследования - изучение техник и приемов выполнения художественной росписи керамических изделий в процессе создания серии сувенирных керамических тарелок.
Цель данной работы - создание серии сувенирных керамических тарелок «Мой Тольятти».
Задачи:
• изучить историю керамики, ее виды, способы изготовления;
• рассмотреть виды художественной росписи керамической посуды;
• разработать и выполнить эскизы на выбранную тему;
• выполнить тоновые эскизы;
• выполнить цветовое решение сюжетных композиций;
• перенести эскиз на картон;
• разработать методику обучения росписи на керамической поверхности акриловыми красками;
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и используемых источников, приложения.
По итогу проделанной работы была изучена история возникновения керамики, история развития росписи керамических изделий, были рассмотрены виды и способы отечественных способов росписи изделий, а также изучены современные материалы и способы росписи. Сейчас существует большое разнообразие материалов, красок и контуров для росписи керамических изделий.
Не смотря на использование механической росписи изделий, ручная роспись не теряет свою актуальность, так как эта работа уникальна и индивидуальна. Ручная роспись приобретает всё большую ценность в мире новых технологий. Так же этот вид искусства несет в себе богатую историю и сохраняет традиционные виды и способы росписи изделий, передавая эти знания из поколений в поколение.
Затронутая тема краеведения очень часто затрагивается в существующей литературе. Воспитание в детях патриотизма, нравственности, любви к малой родине и окружающей природе, несет в себе важную роль в будущем нашей страны.
В ходе нашего исследования, проделанного в работе можно сделать вывод, что декоративно-прикладное искусство благоприятно влияет на развитие творческое развитие ребенка, помогая ему приобрести нужные качества в наиболее доступной форме. Совмещение изобразительного искусства с материалом краеведения позволяет активировать активное изучение материала более интересным и понятным способом, а также прививает ему такие навыки как мышление, воображение, внимательность.
Так при изучении данной темы ученики приобретают навыки владения кистевой росписи, а также эмоциональной активности на уроках изобразительного искусства. Каждый урок с использованием декоративного искусства придает больший интерес на изучение народного искусства, его культуры и истории. А также создает: положительную мотивацию, духовного воспитания, его анализ, анализ собственного восприятия и оценку, активизирует желание в самовыражении в творчестве, помогает видеть красоту окружающего мира, способствует развитию желания создавать, творить.
Основываясь на вышесказанное, мы можем сделать вывод, что применение декоративно-прикладного искусства, как и краеведческих материалов, благоприятно сказываются на нравственно-эстетическом воспитании учащихся, делая этот процесс более увлекательным и интересным. Таким образом, работу можно читать успешной, поставленные цели - достигнутыми.
На сегодняшний день ручная керамика занимает свое особое место в истории развития декоративно-прикладного искусства. Происходит процесс совершенствования механизмов и технологических процессов по производству керамических изделий, что приобретает свое особое функциональное значение в жизни человека обладающее эстетическими свойствами и художественным восприятием действительности.
1. Аксенова Е.Г. Элементы краеведения на начальной ступени образования / Е.Г. Аксенова // Начальная школа До и После. - 2008. - №10. - С.41-43.
2. Акунова Л.Ф, Крапивин В.А. «Технология производства и декорирования художественных керамических изделий». Олейник Л.К. Учебник прикладного искусства. Москва. Высшая школа. 1984 год.
3. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов. М.,1986.
4. Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. Представление. Воображение у детей. - М., 1997. - 304-319 с.
5. Буббико Дж. Керамика: техники, материалы, изделия [Текст]: Научно-популярное издание/ Дж. Буббико, Х. Крус; пер. с итал. Т. Н. Григорьева. - М.: издательство «Ниола-Пресс», 2006. - 128 с.: ил. ISBN 5366-00006-8 (рус.), ISBN 88-440-2951-0 (ит.).
6. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество [Текст]: Учеб. - метод. пособие / [Под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской]. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 272 с.: ил.
7. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л.С. Выготский - М.: 1991.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1998.
9. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное и искусство в жизни человека. 5класс. М.: 2014.
10. Дармина Е.Н. Использование краеведческого материала на уроках рисования в начальной школе / Е.Н. Дармина // Начальная школа До и После. - 2008. - №10. - С.37-41.
11. Долорс Р. Глазурование и декорирование керамики [Текст]/ Р. Долорс // Художественная школа. - 2011. - №6. -С. 21 - 29.
12. Дорожин Ю. Г. Простые узоры и орнаменты: Рабочая тетрадь по основам народного искусства. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. -16 с.
13. Зайцев А.В. Наука о цвете и живопись. М., 1986.
14. Зубарева, Н.М. Дети и изобразительное искусство / Н.М. Зубарева. - М., Просвещение, 1969. -188 с.
15. Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе. Система преподавания уроков ИЗО в 1 - 4 классах по программе Б.М.Неменского/Сост. А.Г. Александрова, Н.В. Капустина. Волгоград: Учитель, 2005, - 62 с.
...