Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Ансамбль декоративных панно «Сказы П. Бажова»

Работа №103757

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы104
Год сдачи2018
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
97
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1.1 Основные виды росписи по дереву. Дерево, как популярная основа для
живописи 7
1.2 Техника и технологии изготовления хохломы и лаковой миниатюры .. 29
1.3 Выполнение росписи по мотивам русских произведений П. Бажова:
«Малахитовая шкатулка», «Медной горы хозяйка», «Каменный цветок» .. 41
ГЛАВА II ХОД ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ: ВЫПОЛНЕНИЕ СЕРИИ ПАННО ПО СКАЗАМ П. БАЖОВА 50
2.1 Разработка композиции и выбор цветового решения 50
2.2 Этапы и последовательность выполнения расписных панно по
творчеству П. Бажова, работа в материале 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 72


Издавна Россия славилась разнообразием культурных традиций и обычай, сохранению которых во многом послужило народное творчество. Ни один век мастера - ремесленники отражали их в своём искусстве, таким образом передавая из поколения в поколение, создавая уникальные изделия своими руками.
Одним из главных старинных народных промыслов в России является роспись по дереву. Это не удивительно, ведь на протяжении долгого времени она была неотъемлемой частью повседневной жизни человека. Расписывали мастера практически всё, от деревянной посуды, коробов, шкатулок и прялок, до фасадов и интерьеров домов. Рисунки не просто украшали изделия, но и имели символический смысл.
Особое место среди множества видов росписей в нашей стране занимает Хохломская роспись. Она наиболее узнаваема и популярна не только на территории нашей страны, но и за рубежом. Также от других её отличает богатый золотистого цвета орнамент, привнесенный иконописцами. Другой не менее значимый вид росписи в России, вобравший в себя каноны иконописи - это Лаковая миниатюрная живопись - живопись на небольших предметах с нанесением на его поверхность лака.
В изделиях декоративно - прикладного искусства заключена историческая память народа, русская старина, сохранение и передача которого является главной задачей каждого поколения.
Темой моей работы стало творчество Павла Петровича Бажова. Одной из причин обращения к его произведениям послужила знаменательная дата - 140 лет со дня рождения фольклориста, которая будет отмечаться в 2019 году.
Он систематизировал и записал большое количество сказов о жизни обычных людей - жителей Урала середины XVIII столетия. Благодаря его произведениям сегодня мы можем познакомиться с обычаями и традициями уральского народа, их мастерством и секретами ремесла.
Однако, работы этого автора не были бы столь запоминающимися, без сопровождения книг иллюстрациями, в которых умело переданы образы персонажей, их характер. Особенностью выполнения такого рисунка является соседство изображения со шрифтом, что изначально ограничивает размер иллюстрации. Поэтому, было решено создать отдельную композицию - серию деревянных панно, взяв за основу наиболее полюбившиеся произведения читателей. К ним относятся сказы: «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», вошедшие в первый том сборника переработанных уральских сказов под названием «Малахитовая шкатулка». Сказы Павла Петровича наполнены таинственностью и магией, поэтому техника исполнения работы должна быть необычна, ведь от неё зависит успех любого произведения.
Таким образом, было принято решение выполнить декоративную живопись на дереве, включая в неё приемы и техники двух видов росписи декоративно прикладного искусства. Это лаковая миниатюра и хохлома. В чем и заключается новизна данной бакалаврской работы.
Актуальность выбранной темы заключается в сохранении, передаче и приумножении традиционной русской культуры и декоративно - прикладного искусства, что способствует воспитанию патриотизма, а также формирует духовные и нравственные принципы будущего поколения. Ведь, представления о высших ценностях и идеалах является основой любой развитой цивилизации.
Цель данной работы - создание ансамбля декоративных панно «Сказы П. Бажова» с использованием техник росписи по дереву.
Задачи
- рассмотреть виды росписи по дереву в России;
- углубить знания о технологических особенностях и приемах Хохломской росписи и Лаковой миниатюрной живописи;
- расширить свои знания о биографии и творчестве П. Бажова
- ознакомиться с художниками - иллюстраторами сказов П. Бажова;
- создать авторское панно, сочетая основные приемы и техники двух видов росписи по дереву;
- разработать композицию и выполнить эскизы на выбранную тему;
- разработать цветовое решение сюжетных композиций;
- выполнить эскизы в цвете в натуральную величину.
Объектом исследования процесс декоративной росписи по дереву в России.
Предмет исследования - применение видов декоративной росписи по дереву в трактовке литературных произведений.
Практическая значимость работы заключается в том, что данные материалы могут быть использованы как в теоретических и методических, так и практических целях в процессе изучения студентами Хохломской росписи и Лаковой миниатюрной живописи на уроках декоративно-прикладного творчества, композиции, истории искусств. Данная работа может служить оформлением интерьера, принимать участие в выставках и конкурсах, служить наглядным пособием.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Одно из главных отличий нашей страны - бесконечный контакт с природой, созерцание окружающего мира на протяжении многих веков и отражение его в своем творчестве. Это хорошо заметно в таком декоративно - прикладном искусстве, как роспись по дереву, которое тесно связано с живописью и знанием живописных правил.
Мастера, находившиеся даже в тяжелых жизненных условиях, не переставали создавать изделия своими руками с большой любовью, теплом и уважением. Их интересовала не только практичность, но и красота.
Главными украшениями были животные, цветы и травы, небо и солнце, различная архитектура, всё то, что мы можем видеть каждый день. Так, при создании работы, комбинируя своё видение с технологическими секретами и выработанными приемами письма, родились прекрасные произведения декоративно-прикладного искусства и станковой живописи.
Художники, проживающие несколькими столетиями ранее, не перестают удивлять, так как они тщательно синтезировали живописные приемы и техники других стран, вобрав и сохранив только лучшее, передавая свои знания из поколения в поколение. Можно сказать, они проделали колоссальную работы.
Сегодня мы можем получить много информации из интернета, найти там огромное количество фотографий, но сохранятся ли они через несколько тысячелетий, ответить сложно. Тем более, ничто никогда не заменит и не сможет передать дух старины, как реально созданный и увиденный предмет, выполненный задолго до нас.
Поэтому важной задачей нашего поколения является сохранение, передача и приумножение народных традиций в предметах быта и интерьера.
Одним из благородных натуральных материалов, на котором работал будь то живописец, иконописец или мастер по росписи, выражая свои мысли, чувства, мечтания или создавая образ святого, было дерево. Возможно, поэтому, расписные предметы столь притягательны и несут в себе положительную энергетику. Данная работа не исключение. Ведь, в качестве основы для живописи было использовано дерево ясеня.
Серия декоративных панно выполнена к 140-летию со дня рождения писателя - Павла Бажова.
Этот талантливый человек внес огромный вклад для сохранения национальной культуры. Пытался в литературных произведениях передать любовь к родному краю.
Поэтому, знакомясь с ними, пробуждается невероятная любовь к Родине и возникает чувство патриотизма. В первую тройку прекрасных популярных произведений входят: «Хозяйка медной горы», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок».
Сказы Бажова являются своего рода сокровищницей, неиссякаемым источников вдохновения, благодаря которому многие талантливые люди смогли создать новые произведения. Не перестают этого делать и современные мастера. Не исключением стал и автор данной выпускной работы. Создавать что-то новое, соединяя разные техники и показывая своё видение, всегда интересно, ведь процесс изучения, поиска и эксперимента, который не может обойти мастер, всегда идёт через сердце и оставляет неизгладимый отпечаток.
Особенность серии работ в том, что это своего рода объемные живописные иллюстрации, выполненная на деревянной основе, в которых сочетаются некоторые приемы и техники двух известных на весь мир видов росписи - хохломской и лаковой миниатюрной живописи.
В заключении хочу сказать, что цель данной бакалаврской работы была достигнута, а все поставленные задачи выполнены. Несомненно, важную роль в нашей стране занимает народное искусство. Россия прекрасна и самобытна. Она вобрала в себя невероятное количество верований, религий, традиций разных народов.
Всё это тесно переплетается между собой и составляет основу нашей культуры, наилучшим образом отражаясь в произведениях декоративно - прикладного искусства. Не могу не согласиться со словами Косогоровой о том, что: «Народное искусство - это сфера культуры, необходимая для воспитания всех членов общества в духе подлинно гуманистических ценностей, выработанных многими поколениями людей.
Оно способствует формированию народного образа мира и выступает связующим звеном в диалоге с прошлым, настоящим и будущим» [14].



1. Алферов, Л. Г. Технологии росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани. Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 352 с.
2. Арбат Ю. А Русская народная роспись по дереву. - М., «Изобразительное искусство», 1970.
3. Бадаев Русская кистевая роспись: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 32 с
4. Блажес В.В, Литовская М.А. Бажовская энциклопедия. - Екатеринбург: Издательский дом "Сократ", 2007г. - 640стр. [С.465;466]
5. Величко Н.К. Мезенская роспись. М.: АСТ - Пресс Книга, 2014. - 128с.
6. Величко Н. К. Русская роспись: энциклопедия. - М.: АСТ - Пресс Книга, 2016. - 224 с.
7. Визер В. Живописная грамота. Основы портрета. - СПб.: Питер, 2007. - 192 с.
8. Голубева О.Л. Основы композиции 2е - издание. Москва, издательский дом «Искусство», 2004г. [9с]
9. Горева В.В., Кузнецова Н.В.Павел Петрович Бажов: библиографический указатель (1913-2010). Екатеринбург: Изд-во Урал. ун¬та, 201. - 606 с.
10. Емельянова Т.И. Декоративная роспись по дереву. Золотая Хохлома - Москва: Интербук - бизнес, 2001 г - с.11 [1] (Шедевры народного искусства России).
11. Зорин Л. Н. Рисунок: Учебник. — СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2013. — 104с.: ил. — (Учебники для вузов. Специальная литература).
12. Киплик, Д.И. Техника живописи. Учебное пособие, Издательство:Планета музыки, 2018 г. 592с.
13. Кортунова Н.Д. Как читать и понимать живопись. Издательство: АСТ, 2017 г.192стр. с 178, 187,189 [11]
14. Косогорова Л.В. Основы декоративно -прикладного искусства : учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования. — М. : Издательский центр «Академия», 2012. — 224 с.: ил., [16] с. цв. вкл. — (Сер. Бакалавриат). (18 стр. заключение)
15. Максяшин А.С. Декоративно-прикладное и народное искусство: их сущность и содержание: учебное пособие. - Екатеринбург:
Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2012. - 44с.[14,13 стр.]
16. Молотова В. Декоративно - прикладное искусство. - М., Форум, 2007
17. Орлова Л. Народное искусство детям. Хохломская роспись. Альбом для творчества. Москва, Мозаика-синтез, 2016г.16стр.
18. Паранюшкин Р.В. Композиция: теория и практика изобразительного искусства. Учебное пособие — Изд. 2-е. — Ростов н/Д : Феникс, 2005. — 79 [13 стр]
19. Полежаев, Ю. О. Художник росписи по дереву: учеб. пособие для учащихся нач. проф. Учеб. Заведений. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2012. - 192 с. 22. Постникова Н.В. Мезенская роспись. Учебно-методическое пособие. Ижевск, 2011г. - 34 с. (4,5 стр)
20. Прокофьев, Н. И. Живопись. Техника живописи и технология живописных материалов. Учебное пособие для ВУЗОВ - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 158 с. [95, 98,99стр.]
21. Русские художественные промыслы [Текст] / отв.ред. М. Шинкарук. - М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2011. - 183 с.: ил. - (Самые красивые и знаменитые)
22. Соколов М.В, Соколова М.С. Декоративно-прикладное искусство. Учебное пособие, 2013. - 399с.
23. Соколова М. Художественная роспись по дереву. Учебное пособие для ВУЗОВ. Владос, 2005г. 304стр.
24. Супрун Л.Я Городецкая роспись - Москва: Культура и традиции, 2006г.
25. Трофимов В.А, Шарок Л.П. Основы композиции. Учебное пособие - СПб:СПбГУ ИТМО,2009. - 42 с.
26. Тютюненко Наталья. Газета «Коммерсант» №28, статья «Лаковый кусочек», 2004г. 30 стр.
27. Шашуловская Е.Г., Деркач С.В. Техническая редакция: Гончарова Н.Е. Особенности техник росписи по дереву, керамике, металлу и стеклу, Ростов на Дону, 2014 г.
Иностранные источники:
1. Artrusse. Russian folk art (Русское народное искусство)2004. История
русских лаковых миниатюр. Режим доступа:
http://www.artrusse.ca/fedoskino_en.htm
2. The Sergiev-posad museum - preserve/ Сергиево - Посадский музей- заповедник. Художественная роспись по дереву (Хохлома и Городец). Режим доступа:http://old.museum-sp.ru/colln hohgor3.html
3. WIKIART Visual art encyclopedia / Энциклопедия визуальных искусств. Работы Ивана Билибина. Режим доступа:https://www.wikiart.org/en/ivan-bilibin
4. Костоева В. The Art Newspaper Russia. 100 самых перспективных молодых художников. Статья «Гуд лак». Международная газета № 25 / июль - август 2014г С.34 - 38.
5. Круглова О.В. Народная роспись северной Двины /Folk Painting on the Northern Dvina. Изобразительное искусство, 1987, - 192с. (17,21,23стр.)
Электронные ресурсы:
1. ARTYX.RU. История росписи и примеры работ старинной хохломы. Режим доступа: http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000035/st017.shtml
2. Usenkomaxim.ru. Блог о мировой живописи. Художница Наталья
Светненко. Режим доступа: http://usenkomaxim.ru/2012/06/21/hudozhnitsa-
nataliya-svetnenkozhivopis-po-derevu/
3. Антикватория. Резные китайские лаки. Режим доступа:
http://www.antiquatoria.ru/n11 -lacquers.html
4. Библиотека/ Учебные материалы. Русская лаковая живопись.
Миниатюры: Палех, Федоскино, Холуй, Мстера. Режим доступа:
http://oleinikov.net/articles/dip/2948 Russkie lakovaya zhivopis
5. Всероссийский музей декоративно - прикладного искусства и
народного искусства. Лаковая миниатюра. Старые лаки. Советские и современные лаковые промыслы. 2009 - 20017. Режим доступа:
http://www.vmdpni.ru/catalog/lacquer/index.php
6. Методические и библиографические материалы о творчестве П. Бажова. Режим доступа:http://libozru.hostfabrica.ru/pages/index/137?cont=3
7. Музей народных художественных промыслов в Федоскино.
Федоскинская аковая миниатюра. Режим доступа:
https ://anashina.com/fedoskinskaya-lakovaya-miniatura/
8. Нижегородская Государственная Областная Универсальная Научная Библиотека им. В. И. Ленина. Известные художники хохломской росписи и примеры их работ. Режим доступа:http://www.nounb.scinnov.ru/vExp/45.php
9. Писатель Павел Петрович Бажов: биография, творчество, книги: 10
Режим доступа: http://fb.ru/article/218684/pisatel-pavel-petrovich-
bajovbio grafiya-tvorchestvo-i-knigi
10. Художники иллюстраторы сказов Бажова. Режим доступа:http://xn-h1aaiwdck.xn--p1ai/posobie po bagovy/text/illustrator.htm
11. Ярмарка мастеров. Китайский лак: интересные факты. 2006-20018. Режим доступа:https ://www.livemaster.ru/topic/2104477-kitajskij-lakinteresnye-fakty
12. Ярмарка мастеров. Лаковая миниатюра. Авторские работы. Режим доступа:https://www.livemaster.ru/annakosach


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ