Объект исследования - АО «Национальная издательская компания «Айар» им. С.А. Новгородова» (Республика Саха (Якутия), г. Якутск).
Основной вид деятельности - издание книг, брошюр, рекламных буклетов и аналогичных изданий, включая издание словарей и энциклопедий, в т.ч. для слепых, в печатном виде.
Проведен анализ деятельности за 2019-2021 годы.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…6
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ…8
1.1. Сущность антикризисного управления и его особенности: понятие, принципы, функции, этапы….……………………………………………...8
1.2. Факторы эффективности антикризисного управления………………….21
1.3. Специфика антикризисного управления в издательском бизнесе……...26
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В АО НАЦИОНАЛЬНОЙ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ КОМПАНИИ «АЙАР» ИМ. С.А. НОВГОРОДОВА…38
2.1. Организационно-экономическая характеристика компании…….……38
2.2. Анализ и оценка эффективности антикризисного управления в АО «Айар»…43
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В АО «АЙАР» ИМ. С.А. НОВГОРОДОВА………………………………………………………58
3.1. Мероприятия по совершенствованию антикризисного управления предприятием…58
3.2. Социально-экономическая эффективность предложенных рекомендаций………..66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….70
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ……………………………74
ПРИЛОЖЕНИЯ..…………………………………………………………………..70
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что в условиях рыночной экономики основными регуляторами хозяйственной деятельности компаний выступают спрос, предложение, конкуренция, потребности потребителей, банкротство. В таких условиях необходимо применять особые методы управления по обеспечению устойчивого финансового положения, предотвращению неплатежеспособности и банкротства. Главная цель антикризисного управления – предотвращение кризиса в организации, обеспечение устойчивого положения на рынке в условиях нестабильной экономики. Кризис – это крайнее обострение противоречий, угрожающее жизнестойкости организаций.
Целью выпускной квалификационной работы является совершенствование антикризисного управления АО «Национальная издательская компания «Айар» им. С.А. Новгородова» для повышения эффективности деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
раскрыть понятие и особенности антикризисного управления;
рассмотреть факторы эффективности антикризисного управления;
изучить специфику антикризисного управления в издательском бизнесе;
дать организационно-экономическую характеристику АО «Айар»;
выполнить анализ и дать оценку эффективности антикризисного управления в АО «Айар»;
разработать рекомендации по совершенствованию антикризисного управления в АО «Айар»;
обосновать социально-экономическую эффективность предложенных рекомендаций.
Предмет исследования - методы, принципы антикризисного управления в АО «Айар».
Объект исследования - антикризисное управление в АО «Айар».
Объект наблюдения - АО «Национальная издательская компания «Айар» им. С.А. Новгородова» (далее АО «Айар»).
Проблемам антикризисного управления посвящены работы следующих учёных: А. П. Балашова, Э. М. Короткова, В. А. Черненко, А. Н. Ряховской и других.
В процессе подготовки выпускной квалификационной работы использованы следующие методы исследования: наблюдение, сравнение, аналитический, статистический, монографический, абстрактно-логический.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и приложений. В первой главе «Теоретические основы антикризисного управления организацией» раскрыты сущность и особенности антикризисного управления в издательском бизнесе. Во второй главе «Исследование антикризисного управления в АО Национальной издательской компании «Айар» им. С.А. Новгородова» дана организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия, проведен анализ и оценена эффективность антикризисного управления в организации.
В третьей главе «Рекомендации по совершенствованию антикризисного управления АО «Национальная издательская компания «Айар» им. С.А. Новгородова» дана экономическая и социальная оценка предложенных мер.
Рекомендации по совершенствованию антикризисного управления в АО «Национальная издательская компания «Айар» им. С.А. Новгородова» имеют практическое значение и могут быть использованы другими организациями различных отраслей.
В заключении сделаны краткие выводы по выполненной работе.
Исследование антикризисного управления в АО Национальное издательство «Айар» г. Якутска позволяет сделать следующие выводы и предложения:
1. Кризис – крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе. Симптомами кризиса в организации являются: уменьшение величины прибыли и снижение уровня рентабельности; убыточность производства; недостаточность резервного капитала; неплатежеспособность.
2. Антикризисное управление – управленческая деятельность, которая направлена на предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, а также на разработку мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.
Функциями антикризисного управления являются:
- предкризисное управление, выражающееся в анализе факторов риска;
- управление в условиях кризиса;
- управление процессами выхода из кризиса;
- стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости);
- минимизация потерь и упущенных возможностей;
- своевременное принятие управленческих решений.
3. Для проведения финансового анализа в антикризисном управлении используют три типа показателей:
- для оценки платежеспособности организации (коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент текущей ликвидности, показатель обеспеченности обязательств компании ее активами, степень платежеспособности по текущим обязательствам);
- для оценки финансовой устойчивости предприятия (коэффициент автономии, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, показатель отношения дебиторской задолженности к совокупным активам);
- для оценки деловой активности организации (рентабельность активов и норма чистой прибыли).
Для прогнозирования вероятностного банкротства используется модель Альтмана. Важно отметить, что данную модель можно рассматривать только в отношении крупных компаний, чьи акции размещены на фондовом рынке.
4. АО Национальная издательство «Айар» – российская компания, ведущая свою деятельность с 1926 года. Головной офис находится в Якутске. Основным видом деятельности компании являются: производство книжных изданий. Численность персонала составляет 198 человек. Организационная структура управления – линейно-функциональная. Рентабельность продаж в 2020 году увеличилась 2,8%. Наблюдается увеличение прибыли от продаж и чистой прибыли в 2020 году по отношению к 2019 году на 24,4% и 20,2% соответственно.
5. В результате SWOT-анализа были выявлены следующие слабые стороны и угрозы в деятельности АО национальное издательство «Айар»:
- Проблемы в области внутренних процессов;
- Недостаточное высокое качество работы менеджеров по продаже.
6. Для повышения эффективности антикризисного управления в АО Национальной издательской компании «Айар» предложены следующие мероприятия:
- совершенствование системы мотивирования труда персонала предприятия с целью снизить текучесть кадров и повышения его стабильного постоянства. Премирования за лояльность, интересы в делах издательства, в знании своей профессии, соблюдение дисциплины, качественное взаимодействие с покупателями и партнерами, работа без ошибок и претензий.
- контроль за дебиторской задолженностью, усиление штрафных санкций позволит вовлечь в хозяйственный оборот 242,3 тыс. руб., возврат просроченной краткосрочной дебиторской задолженности в сумме 5880 тыс. рублей. Вложение этих средств на депозит ВТБ банка позволит получить 1855,3 тыс. руб. дополнительного дохода.
Предложенные мероприятия увеличат рентабельность продаж на 0,02% по чистой прибыли, также поднимут коэффициент автономии на 0,04, и значительно уменьшат финансовую зависимость, понизив финансовый рычаг на 0,07.