Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование здорового образа жизни у слабослышащих детей младшего школьного возраста средствами адаптивной физической культуры

Работа №119353

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

физическая культура

Объем работы56
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
91
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1 Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста 8
1.2 Виды и причины нарушений слуха у детей 13
1.3 Понятие «здоровый образ жизни» и его составляющие 20
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 26
2.1 Цели и задачи исследования 26
2.2 Методы исследования 26
2.3 Организация исследования 28
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.30
3.1 Обоснование подобранного комплекса мероприятий по формированию здорового образа жизни у слабослышащих детей младшего школьного возраста средствами адаптивной физической культуры 30
3.2 Определение эффективности 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54

Актуальность исследования. Проблема формирования и привития здорового образа жизни находится в центре внимания современной России. Ведущая позиция современной проблематики здоровьеформирующей деятельности детей, отделяет центральную составляющую данного процесса - гуманистический подход. Данная позиция представлена в виде основы формирования положительной мотивации к здоровому образу жизни молодого поколения, особенно со специфическими нарушениями в состоянии здоровья. Сущность данного подхода заключается в создании благоприятной ситуации для готовности молодежи современности к восприятию и адекватному реагированию на воспитательные действия школы и социальной среды
Сегодня на здоровье детей больше всего влияют те факторы, действие которых еще пять лет назад были почти незаметны. Урбанизация, снижение физической активности и повышение нервно-психологического напряжения, информационные перегрузки. Все эти составляющие нашей эпохи, конечно, в разной степени, но отражаются на состоянии здоровья молодого поколения нашего государства, и значительно ухудшают его среди тех, кто с рождения или в начале своего жизненного пути уже имеют физические недостатки.
По данным Министерства образования Российской Федерации за 2016 год, 88% учеников нуждаются в специальной поддержке. У 70% школьников к выпускному классу наблюдаются зрительные нарушения, у 60% присутствуют нарушения осанки, а 30 % имеют хронические заболевания.
Гиподинамия, несбалансированное питание, вредные привычки, негативные эмоции, экологическое загрязнение окружающей среды, низкий уровень культуры здоровья населения, слабая мотивация молодежи к здоровому образу жизни - это в целом не полный перечень факторов, представляющих риск для современных детей [2].
К сожалению, реалии отразились и на жизненных приоритетах детей с особыми потребностями, лишая их не только возможности улучшить собственное функциональное состояние организма, но и снижая до малейших шансов возможности их личной социальной адаптации и признания в обществе [4].
В рамках Федерального Государственного образовательного стандарта культура здорового и безопасного образа жизни реализуется средствами урочной и внеурочной деятельности. Система образования формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.
Важный этап в формировании понятия «здоровый образ жизни» - это младший школьный возраст. Именно в это время происходит интенсивный рост организма ребенка, его адаптация к новым школьным условиям. Кроме того, сам учебный процесс требует интенсивного умственного труда. И от того, какие условия для учёбы и развития ребёнка, созданы в образовательном учреждении, в первую очередность зависят здоровье и формирование здорового образа жизни младшего школьника с нарушениями слуха.
Проблема разработки и внедрения здоровьесберегающей деятельности в образовательные организации возникла с момента формирования систематического обучения детей в России. Данной проблемой занимались такие известные исследователи, как, Н.М. Амосов, В.Г. Алямовская, М.И. Лисина, В.А. Сластенин, Ю.В. Науменко, В.Н. Анненков, Ю.П. Лисицын, А.В. Мудрик и др.
Во главе стоит определение приоритетных направлений оптимизации процесса физического воспитания детей с нарушениями слуха, выбор рациональных средств и методов, которые полностью удовлетворят специфические потребности этой нозологии. Поэтому так необходимы разработки инновационных технологий для оптимизации и формирования учебного процесса для детей с нарушением слуха.
Исходя из этого, была определена тема выпускной бакалаврской работы: «Формирование здорового образа жизни у слабослышащих детей младшего школьного возраста средствами адаптивной физической культуры».
Объект исследования: процесс формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста, имеющих нарушение слуха.
Предмет исследования: комплекс мероприятий, с использованием средств адаптивной физической культуры, направленный на формирование здорового образа жизни у слабослышащих детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: определение эффективности внедряемого комплекса мероприятий с использованием средств адаптивной физической культуры влияющего на формирование здорового образа жизни у слабослышащих детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Выявить исходный уровень сформированности здорового образа жизни у слабослышащих детей младшего школьного возраста.
2. Подобрать и внедрить комплекс мероприятий с использованием средств адаптивной физической культуры, направленный на формирование здорового образа жизни младших школьников с нарушением слуха.
3. Оценить эффективность применения на практике предложенного комплекса мероприятий с использованием средств адаптивной физической культуры.
Гипотеза исследования: формирование здорового образа жизни у младших школьников с нарушением слуха, будет проходить эффективнее, если:
- выявить уровни и показатели сформированности здорового образа жизни;
- подобрать и внедрить комплекс мероприятий с использованием средств адаптивной физической культуры, направленный на формирование здорового образа жизни;
- создать благоприятные условия для формирования здорового образа жизни у слабослышащих детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: анализ специальной литературы по проблеме исследования, обобщение, педагогический эксперимент, наблюдение, контрольные испытания, оценивание, методы математической статистики.
Новизна исследования состоит в разработке комплекса мероприятий с использованием средств адаптивной физической культуры, который позволит повысить интерес детей младшего школьного возраста с нарушением слуха и вызвать стимул к самостоятельному ведению здорового образа жизни.
База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат №5 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Тольятти».
Практическая значимость: материалы работы могут применяться учителями, тренерами и инструкторами при разработке комплекса мероприятий с использованием средств адаптивной физической культуры и подборе заданий и упражнений, направленных на формирование здорового образа жизни у слабослышащих детей младшего школьного возраста.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив литературу по проблеме формирования здорового образа жизни у слабослышащих детей младшего школьного возраста, можно сказать о том, что здоровый образ жизни играет очень важную роль в развитии учеников и требует привития ценностного отношения.
В процессе написания бакалаврской работы было сформулировано определение понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», изучены анатомо-физиологические особенности детей с нарушением слуха, выделены уровни сформированности, подобраны диагностические анкеты и тесты, проведена экспериментальная работа по теме исследования.
Под здоровым образом жизни, понимается активная деятельность человека, первоначально нацеленная на поддержание и коррекцию здоровья. Образ жизни не устанавливается самостоятельно в зависимости от условий, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Первоначальной профилактикой и главным правилом в укреплении детского здоровья является формирование здорового образа жизни.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе ГБОУ Самарской области «Школа-интернат №5 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Тольятти».
В исследовании участвовали ученики начальной школы. Констатирующий этап эксперимента предполагал выявление исходного уровня сформированности здорового образа жизни у слабослышащих детей младшего школьного возраста и проведения подобранного анкетирования и тестирования. Первый этап эксперимента был проведен с целью выявления исходного уровня сформированности здорового образа жизни у младших школьников с нарушением слуха. Результаты проведения данного этапа эксперимента показали необходимость проведения формирующего этапа эксперимента.
Подобрав диагностический комплекс, была доказана необходимость подбора и внедрения комплекса мероприятий с использованием средств адаптивной физической культуры, направленного на формирование здорового образа жизни младших школьников с нарушением слуха. Были определены следующие условия, способствующие эффективному проведению мероприятий: использование игровых технологий, занимательного материала здоровьеформирующей направленности, физических упражнений с использованием средств адаптивной физической культуры, использование бесед, наглядных средств обучения, оздоровительных упражнений, виртуальных путешествий, а так же мотивации детей к ведению здорового образа жизни и приобщение к культурно-гигиеническим правилам. Данный этап эксперимента состоял из трех этапов занятий. Первый этап - подготовительный, он включал в себя два занятия, которые были направлены на расширение знаний о понятии здорового образа жизни и его ведении. На втором, основном этапе, было семь занятий, направленных на формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и стремления к сохранению и укреплению здоровья. Третий этап - заключительный. Данный этап состоял из одного занятия, на котором подводились общие итоги, и была проведена работа по стимулированию детей к самостоятельному поддержанию здоровья.
Была оценена эффективность применения на практике предложенного комплекса мероприятий с использованием средств адаптивной физической культуры.
Контрольный эксперимент показал повышение уровня сформированности здорового образа жизни в экспериментальной группе и снижение среднего и низкого уровней. У учеников контрольной группы можно проследить незначительные изменения в динамике уровней сформированности здорового образа жизни.
Таким образом, в ходе опытно-экспериментальной работы доказана эффективность разработанного комплекса мероприятий по формированию здорового образа жизни средствами адаптивной физической культуры и подтверждает правильность выдвинутой гипотезы. Формы, методы и приемы обучения, соответствовали возрастным возможностям младших школьников с нарушением слуха, имели здоровьеформирующую направленность, а так же установку на поддержание, укрепление и охрану своего здоровья.


1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М. : Издательский центр «Академия», 2014. 176 с.
2. Апанасенко Г.Л. Физическое развитие детей и подростков. К. : Здоровье, 1985. 80 с.
3. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М. : Просвещение, 2013. 243 с.
4. Афанасьев Е.Г. Развитие координационных способностей у детей с нарушениями слуха // Актуальные вопросы физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры: Сборник материалов региональной научно-практической конференции, посвященной памяти доктора педагогических наук, профессора, академика МАНПО Н.К. Шамаева. Киров, 2014. С.8-21.
5. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. Л. : Наука, 1987. 123 с.
6. Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1990. 206 с.
7. Brown E. R. Health USA. A national health program for the US JAMA. 2017. 56 р.
8. Баль Л.В. Букварь здоровья. М. : Издательский центр «Академия», 2012. 196 с.
9. Базарный В.Ф. Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в школах. М. : Красноярск, 1989. 36 с.
10. Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети. М. : Советский спорт, 2004. 304 с.
11. Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс] : URL: http://www.who.int/publications/ru (дата обращения: 20.11.2018)
12. Глухов В.И. Физическая культура в формировании здорового образа жизни. М. : Здоровья, 1989. 57 с.
13. Доклад о состоянии здоровья детей в РФ. М. : 2013. 128 с.
14. Емельянова Т.В. Условия формирования здорового образа жизни у младших школьников. // Научный альманах. 2015. №10-2(12). С. 170-174.
15. Загорянская, М.Е., Румянцева М.Г. Значение эпидемиологических методов исследования в профилактике нарушений слуха у детей - Москва: Российская оториноларингология, 2003. - №3. - С.79-83.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ